Развитие ребенка в 5 месяца при искусственном вскармливании

Развитие ребенка в 5 месяца при искусственном вскармливании thumbnail

Развитие ребенка в 5 месяцев

В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 месяцев?

Девочка с ободком в 5 месяцев

Физиологические изменения

  • Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
  • Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
  • У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
  • Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
  • Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.

Гипертонус, присущий новорожденным, к 5-месячному возрасту обычно полностью проходит.

Физическое развитие

За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

Девочка в 5 месяцев улыбается с бантиком

У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Что малыш умеет?

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно развивается и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Занятия для развития

  • Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.
  • Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.
  • Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.
  • Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.
  • Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.
  • Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
  • Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.
  • Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.
  • Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.
  • Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.
  • Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.
  • Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.
  • Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.
  • Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.
  • На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.

Ребенок тянется к игрушкам

При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Уход

В первый период бодрствования 5-месячного ребенка выполняются привычные уже ребенку гигиенические процедуры. Лицо крохи умывается, глазки протираются, а носик и уши очищаются по мере необходимости. Кроме того, младенцу нужно регулярно состригать ноготки, так как они быстро отрастают.

В 5-месячном возрасте ребенку продолжают делать ежедневные гимнастические упражнения и массаж. Купать малыша также следует каждый день, тем более что малютке такие вечерние процедуры очень нравятся.

Режим дня

Кроха пяти месяцев бодрствует около 2 часов после каждого сна, спит трижды в день общей длительностью до 5 часов и около 10 часов ночью. Многие 5-месячные дети перестают просыпаться в ночное время для кормлений.

Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

Мама и малыш 5 месяцев

У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

Количество продуктов прикорма для деток на искусственном вскармливании и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

Обычный день

С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:

Какие упражнения с малышом способствуют ползанию, смотрите в следующем видео.

Частые проблемы

  1. Падения. В связи с возросшей подвижностью оставлять пятимесячного ребенка нельзя ни на минуту. В любой момент кроха может сделать переворот и оказаться на полу. Если это все же произошло, успокойте малютку и наблюдайте за поведением малыша. При любых настораживающих симптомах немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  2. Капризное поведение вследствие начала прорезывания зубов. У многих 5-месячных малышей начинается процесс появления первых зубиков, доставляющий им немалый дискомфорт. Предлагайте малютке погрызть специальные прорезыватели, а также можете воспользоваться гелями с обезболивающим и охлаждающим эффектом.
  3. Проблемы со стулом после начала введения прикорма. У многих малышей первые пробы прикорма становятся причиной изменений стула – как разжижения, так и уплотнения. Чаще всего у крох, попробовавших прикорм, возникает запор, особенно, если новые блюда ввели в детский рацион слишком рано. К появлению запоров нередко приводит раннее знакомство с белковыми и молочными продуктами прикорма, а также недостаточное поступление жидкости. При появлении запоров продукты прикорма исключают из детского меню и следят за изменениями стула. Возвращение блюд, спровоцировавших запор, проводят очень медленно и маленькими порциями, а если стул снова уплотняется, их введение в меню крохи откладывают на несколько месяцев. Подробнее об этом читайте в статье про запор при введении прикорма.
  4. Недостаточная прибавка массы тела. Малютка на грудном вскармливании должен прибавлять минимум 500 грамм в месяц. Если вес крохи по сравнению с показателями в 4 месяца изменился меньше, чем на 0,5 кг, это может послужить поводом для докорма или начала введения прикорма.
  5. Наличие гипертонуса или рефлексов новорожденных. В 5-месячном возрасте подобные признаки указывают на неврологическую патологию и требуют осмотра и консультации невролога.

Мама и ребенок 5 месяцев лежат вместе

Источник

Режим ребенка 5 месяцев на искусственном вскармливании

Режим ребенка 5 месяцев на искусственном вскармливании – это рациональное распределение времени на употребление пищи, бодрствование, сон. Организация дня необходима для улучшения здоровья и настроения младенца.

  • Таблица режима в 5-месячном возрасте
  • Распорядок сна
  • Питание
  • Прогулки
  • Игры и развитие
  • Физкультура и гимнастика

Таблица режима в 5-месячном возрасте

Режим дня – рациональное распределение времени на прием пищи, сон, бодрствование: игры, прогулки или другие виды деятельности. Целью составления распорядка является увеличение работоспособности младенца днем, улучшения сна ночью. Мероприятия позволяют наладить биоритмы, которые улучшают работу органов и систем. Существуют критерии составления распорядка дня:

  • нет жестких норм, стандартов для составления распорядка дня;
  • режим считается правильным, если время приема пищи, сна, водных процедур, игр совпадает с потребностями младенца;
  • резкие сбои распорядка приводят к ухудшению состояния младенца;
  • менять режим необходимо постепенно;
  • при правильной смене распорядка у младенца удовлетворительное психоэмоциональное состояние;
  • режим облегчает адаптацию к детскому саду.

Если у младенца нет режима, этот провоцирует ухудшение сна, аппетита, беспокойство во время всего дня.

Таблица распорядка на искусственном вскармливании с 5 месяцев

ВремяДействия
6:00-8:00Пробуждение, кормление смесью, умывание, воздушные ванны, массажные процедуры, смена подгузника, переодевание, общение мамы и малыша.
8:00-10:00Сон дома или на улице
10:00-12:30Кормление прикормом или смесью, гимнастические упражнения, массаж, игры с погремушкой или другими предметами
12:30-14:30Сон дома
14:30-17:00Кормление смесью, игры, гимнастика
17:00-19:00Прогулка, отдых
19:00-21:30Кормление смесью или прикормом, игры, общение с родственниками или мамой, вечернее купание
22:30Кормление смесью
23:00-6:00Ночной отдых

Этот распорядок примерный. Его можно сдвигать на 1-2 часа, чтобы ребенку было комфортно.

Распорядок сна

Сон – это очень важная часть распорядка. Во время отдыха ребенок восстанавливает силы. Мозг обрабатывает информацию, полученную за весь день. При дефиците сна малыш медленнее развивается, поэтому не рекомендуется уменьшать количество часов отдыха. Также не желательно будить малыша.

Сон грудничка разделен на ночной и дневной. В 5-месячном возрасте ночной отдых продолжается до 7-9 часов без перерыва. Но это возможно только при нормальном дневном сне, хорошем кормлении ребенка.

Днем малыш спит 2-3 раза. Распорядок отдыха при пробуждении в 6:00:

  • Первый раз младенца укладывают к 8 утра.
  • Второй раз грудничок спит во время обеда 12:30.
  • Третий раз ребенка укладывают к 17:00.

Каждый период сна длится 2 часа. Допускается укладывать малыша 2 раза днем. При плохом самочувствии третий сон днем оставляют.

Питание

На искусственном вскармливании малыш прикармливается с 4-месячного возраста. При введении прикормов частота кормления составляет 5-6 раз за день. Рацион питания:

  • 6:00 – смесь 200 мл;
  • 10:00 – овощное пюре – 50 г, докорм смесью – 150 мл;
  • 14:30 – каша 50 г, докорм смесью – 150 мл;
  • 19:00 – фруктовое пюре — 50мл, докорм смесью – 150 мл;
  • 22:30 – смесь 200 мл.

Допускается в 19:00 накормить просто смесью, а перед сном в 22:30 дать 50 г каши и 150 г смеси. Это позволит увеличить непрерывность ночного сна. Ночью ребенка кормят смесью 1-2 раза. Частота ночных вскармливаний зависит от потребностей малыша.

В рацион младенца уже введены овощи: брокколи, цветная капуста, кабачок. К 5-месячному возрасту дают кашу: гречневую, рисовую, кукурузную. Кашку разводят смесью. Допускается давать фруктовые соки или пюре: яблоко, грушу. Пища должна иметь пюреобразную консистенцию, чтобы не провоцировать запоры.

Если малыш питается только смесью, то частота вскармливаний может быть 6-7 раз за сутки. При этом ночных кормлений может быть 2 или 3.

Прогулки

Прогулки полезны в любое время года. Зимой гулять выходят при температуре не ниже -20ᵒС. Продолжительность прогулки составляет 40 минут. Летом гулять разрешается около 2-3 часов. Если на улице жарко, необходимо брать с собой смесь, сок или воду, чтобы попоить грудничка.

Одевать малыша необходимо по погоде. Слишком теплая одежда приведет к сильному потоотделению и перегреву, а это опасно обезвоживанием. Легкая одежда провоцирует переохлаждение.

Полезные советы мамочкам: СМЕШАННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Прогулку можно сочетать со сном. Организм младенца отдыхает, мозг насыщается кислородом. Из-за этого сон становится более продолжительным, крепким.

Игры и развитие

Младенец к 5 месяцам уже очень активен, смышлен. Навыки грудничка:

  • Узнает себя в зеркале.
  • Радуется голосу матери, узнает маму, близких.
  • Тянется к интересующему его предмету, берет его в руки.
  • Играет погремушкой или другой игрушкой, издающей звук.
  • Изучает форму, цвет предметов.
  • Пробует предметы языком.
  • Переворачивается со спины на живот и обратно.

Следит за предметом глазами, поворачивая голову. Младенец долго лежит на животе, изучая обстановку. Также грудничок пытается сесть. Ребенок к 5-месячному возрасту играет яркими звуковыми игрушками:

  • мягкие пищащие;
  • погремушки;
  • барабаны;
  • матрешки;
  • куколки для пальчикового театра;
  • мягкие музыкальные игрушки.

Младенец также может играть кастрюлями, крышками, ложками. Во время игры он различает интонации:

  • ласковую;
  • серьезную и строгую.

Понимает небольшие предложения, слова: «Дай», «Держи», «Иди к маме». В 5 месяцев ребенку рассказывают стихи, потешки, читают,вместе с ним рассматривают яркие книжки.

Физкультура и гимнастика

В утреннее время осуществляют гимнастику и массаж.

Упражнения для гимнастики

НазваниеОписание
Поймай меняМладенец лежит на спине, справа от него ставят игрушку. Когда ребенок возьмет ее 1 рукой, слева ставят другую звуковую игрушку. Грудничок должен взять вторую игрушку другой рукой, удержать одновременно оба предмета.
СтульчикИз положения на спине малышу дают в ручки указательные или большие пальцы. Он должен схватить пальцы, подтянуться корпусом вверх, пытаясь присесть. Присаживать младенца нужно на 30-45ᵒ. Увеличивать угол не рекомендуется, так как позвоночник еще не готов к нагрузкам.
ПерышкоРебенку, лежащему на спине, подкладывают ладонь, приподнимают, придерживая другой рукой. Малыш приподнимет голову, ножки вверх, напрягая мышцы живота, шеи, ног. Кратность выполнения – 5-10 раз.
Я – самНа кровать или стол положить игрушку. Малыша поднимают за подмышки так, чтобы он опирался на стопу. Показывают, где лежит игрушка. Малыш должен попытаться присесть за игрушкой, а затем встать на ножки. Мама все это время помогает ребенку.

Существует много других заданий. Перед проведением гимнастики, необходимо проконсультироваться у врача о правильности выполнения упражнений.

Также делают гимнастику с фитболом. Осуществляют перекаты, пружинистые движения на спине или животе. Ребенок во время занятий может держаться за ручки мяча. Фитбол улучшает работу вестибулярного аппарата, координацию движений, хватательный рефлекс. Занятие укрепляют силу мышц живота, спины, рук. Также тренируется мускулатура шеи.

Режим дня грудному ребенку необходим для повышения работоспособности, нормального развития, укрепления здоровья. Организация дня в дальнейшем помогает подготовить младенца к походу в детский сад, уменьшить стресс при смене обстановки.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

ВРАЧ – ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.

Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

Источник