Развитие ребенка в 5 лет по маниченко

Развитие ребенка в 5 лет по маниченко

Век революций – двадцатый – дал возможность переосмыслить многое, в том числе процесс воспитания и обучения ребенка. Именно революцией назвал свою методику раннего развития американский нейрохирург Гленн Доман.

Доман создал свою систему в 40-х годах для обучения детей с проблемами здоровья (мозговыми травмами, поражениями центральной нервной системы). Разработанные им методы воздействия на головной мозг помогали этим детям достичь больших результатов, чем принято было ожидать. Впоследствии в его институте эту же методику взяли на вооружение и при обучении обычных детей. По мнению Домана, проблема обучения в раннем возрасте (до 3 лет) состоит лишь в том, что дети, воспринимая информацию моментально, не способны дать родителям это понять. Ведь заниматься нужно с рождения, а малыш еще не умеет говорить. В таком случае, задача взрослых – предоставить как можно больше фактов, образов, впечатлений, чтобы ребенок развивался гармонично и активно.

В основе методики Домана – восприятие информации одновременно через визуальный и аудиальный каналы. Иными словами, все занятия проводятся по определенной схеме: информация многократно демонстрируется ребенку на специальных карточках и сразу же озвучивается.

В обучении по методике Домана можно выделить несколько основных направлений: чтение, математика, знакомство с окружающим миром.

Обучение чтению

Основываясь на том, что изучение слов по буквам и слогам имеет достаточно высокий уровень абстрактности, Гленн Доман пришел к выводу: запомнить слово целиком ребенку намного проще. Тем более, если начать занятия как можно раньше. В самом раннем возрасте мышление ребенка направлено на обучение. У него гибкая память, которую нужно усердно тренировать, способность легко переключаться, обращать внимание на все и сразу. И ориентируется в мире маленький ребенок, рассматривая окружающие предметы, явления, людей.

Доман предлагает обучать чтению путем показа карточек со словами. Чтобы малыш мог сфокусировать на них свое внимание, слова должны быть крупными и яркого (красного) цвета на контрастном белом фоне. Показывать такие карточки необходимо быстро и в определенном порядке. На группу из 5 карточек уйдет 5 секунд. На все занятие (3 раза в день) – 15 секунд. Достаточно ли этого для запоминания? Как утверждают ориентированные на эту методику специалисты, вполне. Ребенок словно фотографирует словесный образ и постепенно учится соотносить его со звуковым. Позже количество карточек увеличивается, а шрифт на них уменьшается и становится черным – с возрастом ребенок развивает способность распознавать мелкие детали.

Обучение математике

Оно построено также по принципу карточек, на которых изображены крупные красные точки. Предполагается, что таким образом малыш научится считать до ста, воспринимая каждой число именно как количество, а не как абстрактный образ (цифры). Доман доказал, что ребенок способен воспринимать количественные множества целиком и различать их визуально.

Большое внимание Доман уделяет и физическому развитию. Мы знаем, что мелкая моторика связана с беглой речью, но любая физическая активность также стимулирует работу мозга. Доман утверждает, что залог здоровья – это движение, а интеллект развивается, лишь когда перед ним ставят все новые и новые задачи. Успехи детей особенно в этой сфере убедили многие семьи перейти на обучение по методике Домана. В 90-е годы она пришла и в Россию.

Методика Домана-Маниченко

Преобразовать методику Гленна Домана взялся педагог Андрей Маниченко. Он разработал дополнительные обучающие задания и по-новому взглянул на сам процесс занятий с ребенком. Если Доман рассматривал обучение в отрыве от детских развлечений, то Маниченко предложил игру как основной способ общения.

Методика Домана-Маниченко теперь широко известна и применяется не только для развития навыков чтения и счета – с ее помощью родители обучают детей иностранным языкам, географии, истории, развивают его творческие способности. В созданной Андреем Маниченко компании «Умница» разрабатываются все новые и новые комплекты для раннего развития малыша. Занятия по ним делают ребенка более эрудированным, а самое главное, помогают ему сохранить способность запоминать большой объем информации. Это свойство является, пожалуй, самым важным во время бурного интеллектуального развития малыша.

В этом плане интересна программа развития мышления и кругозора «Мир на ладошке». Она рассказывает ребенку о вещах, с которыми он сталкивается каждый день, и о тех предметах и явлениях, знание которых является базовым. Эти занятия проходят с карточками – с крупными яркими картинками. Помимо названий и зрительных образов изображенных предметов ребенок усваивает и всевозможные интересные факты о них. Также создатели комплектов предлагают множество игр и творческих заданий. Малыш будет изучать окружающий мир не только по карточкам, но и непосредственно наблюдая за ним и ставя эксперименты. Для ребенка это не только полезно, но и чрезвычайно интересно.

Однако основополагающими для методики Домана-Маниченко по-прежнему являются занятия по чтению и математике. В чем же их отличия от методики-источника?

Маниченко создал целую систему развития интеллекта с пеленок, где объединил лучшие находки Домана и собственные разработки.

Так, комплект «Чтение с пеленок» в основном следует первоначальной схеме занятий: ребенок изучает карточки со словами, после переходит к словосочетаниям, далее – к предложениям. Но Маниченко разработал и продолжение комплекта – первые книжки для малыша. Переход к чтению непосредственно книг – процесс важный, но трудоемкий. Книги должны отвечать всем требованиям методики, и Доман утверждал, что найти их очень проблематично. Книги Маниченко разработаны специально для органичного продолжения занятий с карточками.

Для продолжения обучения и закрепления результатов, полученных при работе с карточками, был создан целый комплект – «Говорим с пеленок» (Умница) – обновленная версия 2015 г. Кроме карточек со словами (а также с отдельными буквами), в его состав входят книги-листалки. Они устроены таким образом, чтобы основной принцип – демонстрирование информации в быстром темпе – сохранился. При этом каждая книга содержит увлекательную игру-манипуляцию с пройденными словами (это может быть пальчиковая игра, считалка, мирилка, умывалка и так далее). В свою очередь, на карточках этого комплекта повторяются слова, употребленные в книгах.

Итак, ребенок умеет читать, еще не научившись хорошо говорить. На это нацелены занятия – и они дают результат. Однако не стоит ждать феноменального интеллектуального скачка от каждого ребенка. Родителям нужно усердно заниматься с ребенком, поддерживать его, направлять. Только тогда он потянется к знаниям.

Кроме чтения, методика предполагает обучение счету. Комплект «Математика с пеленок» (Умница) рассчитан на изучение чисел и простейшей арифметики. По методике в нем нет никаких серьезных изменений в сравнении с Доманом, кроме самого общего принципа компании «Умница»: заниматься с ребенком нужно играя.

Полностью игровое воспитание представлено в методике Сказкотерапия, также от компании «Умница». Это серия комплектов персонализированных сказок, в которых ребенок – главный герой. Поведение этого героя, соответственно, становится примером для подражания или назидательным уроком. В комплектах есть и маленький игрушечный рассказчик – кукла-перчатка. Надевая ее на руку и озвучивая, родители могут сделать игру более легкой для восприятия, а также обратить внимание малыша на важные моменты сказки.

Эмоциональное и психологическое развитие столь же важно, как и интеллектуальное, поэтому все комплекты и методические пособия желательно использовать в связке.

Ребенок с первых дней жизни знакомится с миром и активно формирует не только характер и бытовые пристрастия, но и собственную информационную базу. Задача родителей помочь ему в этом, предоставить малышу как можно больше возможностей. Заложить фундамент будущей личности в возрасте до 3-х лет необходимо, и методика Домана-Маниченко может в этом помочь.

Источник

Методика Домана – Маниченко развивает активную и пассивную речь, учит строить фразы, развивает логику и мышление, стимулирует творческое воображение.

Воспитать яркую, интеллектуально развитую, творческую личность – разве это не мечта современных родителей? Именно поэтому мамы и папы с рождения крохи начинают заниматься его развитием. Одна из самых популярных и эффективных методик раннего развития разработана американским нейрофизиологом Гленом Доманом и российским психологом Андреем Маниченко, она так и называется — методика Домана-Маниченко.

Адаптированные карточки Домана для русских детей психологом А. Маниченко — «Домашние животные»

Доман еще в середине прошлого века успешно доказал, что самый продуктивный возраст для развития мозга малыша первые три года жизни. Причем начинать следует как можно раньше, буквально с первых дней жизни крохи. Интеллект, способность творчески и логически мыслить тренируются так же хорошо, как умение прыгать и бегать.

Тематический материал:

  • Развивающая книжка для самых маленьких своими руками
  • Методика Марии Монтессори
  • Обучение детей по системе Н. Зайцева

Адаптировал американскую методику для русского языка педагог, психолог, отец трех сыновей — Маниченко. Он не просто перевел карточки, созданные заокеанским врачом, на русский язык, но великолепно представил его грамматику, лексику, словообразование, а также создал новые направления работы с ребятишками от нуля и старше. Помимо карточек, российская версия включает в инструментарий оригинальные книжки и диски.

Фото карточек — «Дикие животные»

Основные принципы методики

Методика основана на нескольких принципах:

  • игровая форма обучения;
  • ограниченное несколькими минутами время «уроков»;
  • выбор оптимального для малыша времени обучения;
  • активное движение;
  • позитивный настрой.

Отличие от традиционной системы обучения огромное, но результаты – просто колоссальные. Ребенок, с которым начинают регулярно заниматься в шесть месяцев, уже к двум-трем годам читает, причем без всякого напряжения и стрессов.

Фантастически развивается память. Счет и работа с большими числами не вызывают никаких затруднений и выполняются автоматически.

Суть методики в том, что информация поступает одновременно по двум каналам – зрительному и слуховому, поэтому мозг воспринимает ее целостно. Педагог, в роли которого чаще всего выступает мама, показывает ребенку карточку с рисунком, графическим изображением, цифрой и одновременно громко и ясно произносит название-слово. На показ каждой карточки уходит одна-две секунды, а сам урок продолжается одну минуту. В день необходимо провести до пятидесяти таких занятий.

Карточки — «Овощи, ягоды, фрукты»

Особенность в том, что никакого свойственного традиционному обучению «закрепления» материала не просиходит: показав набор карточек, мама в течение месяца не возвращается к нему, работая с другими карточками. Весь материал разделен на серии по десять карточек.

Что развиваем?

Постепенно помимо названия предметов ребенок получает дополнительные факты о них: для чего предназначены, откуда берутся, аккумулируя огромное количество информации об окружающей среде. Малыш в буквальном смысле получает энциклопедические познания, развивает фотографическую память и навыки скорочтения, умение запоминать и сопоставлять мельчайшие детали.

Направления развития по методике Домана-Маниченко охватывают практически все образовательные сферы:

  • развивается активная и пассивная речь, умение строить фразы;
  • появляются представления об окружающей среде: серии карточек описывают профессии, транспорт, растения, продукты питания и т.д.;
  • развивается логика, мышление: малыш изучает математику, осваивает счет, решает простые задачки;
  • стимулируется развитие творческого воображения;
  • происходит быстрое и естественное обучение чтению.

Очень хорошо действует на развитие мозга оригинальный прием: для совсем маленьких детей до года слова или цифры пишутся на белой карточке красным цветом. Ученые уверены: именно этот цвет способен привлечь внимание малыша лучше всего и великолепно развивает зрительные центры мозга.

Индивидуальный ритм

Очень важно выдерживать рекомендованный для разных возрастных групп ритм и интенсивность занятий.

  1. Так, детям от трех до двенадцати месяцев карточки демонстрируются очень быстро, постоянно появляются незнакомые слова, а количество занятий в день должно быть как можно больше.
  2. С ребятами от годика до полутора лет нужно заниматься только по их желанию. Как только пропал интерес или настроение, урок следует немедленно прекратить. Работая с карточками, необходимо произносить не слова, а словосочетания.
  3. Следующая возрастная группа – от полутора до двух с половиной лет. Теперь нужно замедлить интенсивность ввода новых слов, а еще работать с теми словами, которые вызывают у малыша интерес и симпатию. Словосочетания должны сменить законченные фразы – предложения.
  4. От двух с половиной до четырех лет начинается работа со сложными словами. Темп восприятия новой информации снижается, и эту особенность следует учитывать.

Изучая математику, биологию, химию, ребенок получает знания так же легко и весело. Однако мама, если она проводит обучение, должна внимательно следить за состоянием маленького ученика. Если он приболел, устал, не в настроении, никаких «уроков» с ним проводить не нужно.

Не стоит и излишне нагружать ребенка информацией. Есть дети, которые радуются седьмому-двенадцатому циклу карточек, а есть такие, кто устает уже на пятом. Поэтому лучше выбрать индивидуальный ритм занятий, который будет подходить именно вашему малышу.

Фото — «Птицы»

По этой же причине не нужно «наверстывать упущенное» вечерами, если  утром не получилось провести столько занятий, сколько запланировано. Ничего хорошего для усталого ребенка это не принесет. Занимайтесь с крохой терпеливо, с любовью и лаской, и положительный эффект обязательно появятся, ведь вышеописанная методика дает фантастические результаты.

Видео уроки по методике Домана (28 занятий)

Источник

Методика Домана-Маниченко

Каждый родитель хочет видеть в своем ребенке здоровую, образованную, творческую личность. Как этого добиться? Все больше педагогов и детских психологов обращают внимание на необходимость https://www.yavsemogu.ru/. На рынке появляется множество методик раннего развития, обещающих развить интеллектуальные и творческие способности малыша. Решение о выборе той или иной методики обычно осуществляется исходя из предпочтений родителей (каких конкретно успехов ждут родители от своего ребенка, сколько времени они могут уделять занятиям и т.д.). Сегодня мы поговорим об одной из самых популярных и многообещающих методик на российском рынке – https://www.yavsemogu.ru/catalog/metodika-domana-manichenko/.

Краткая история методики. Американский военный врач Гленн Доман в 40-х годах прошлого века работал с детьми с травмами мозга. Обычные образовательные методики с этими детьми просто не работали. Наблюдая за ними и попытками педагогов обучить их чтению, Гленн Доман сделал гипотезу о том, что, стимулируя один из органов чувств можно добиться усиления активности мозга в целом. В качестве эксперимента было решено отказаться от обычной практики обучения детей чтению, которая заключается в поэтапном изучении букв, слогов и, наконец, отдельных слов. Вместо этого педагоги показывали ребенку карточку и громко произносили слово, написанное на ней. Весь урок длился 10-15 секунд, но таких уроков было несколько десятков в день. Таким образом, стимулировался зрительный центр мозга. И уже через довольно короткий промежуток времени дети, которые до этого признавались необучаемыми, не только начинали читать, но и догонять своих сверстников по другим показателям интеллектуального и физического развития. Эту же методику Доман применил и к здоровым детям, и она показала поистине удивительные результаты.

В России эта методика стала известна гораздо позже, чем на западе. В 90-х годах практический психолог и педагог Андрей Александрович Маниченко познакомил с этой методикой российских мам и пап. Занимаясь со своими тремя сыновьями, Маниченко не только сделал перевод методики Домана на русский язык, но и адаптировал ее под особенности российской образовательной практики.

Как же заниматься по методике Домана-Маниченко, чтобы одновременно добиться результатов и вместе с тем не переутомить малыша? Прежде всего, как и в любом деле, родителям необходимо помнить о том, что самое главное – это здоровье и позитивный настрой малыша. Не стоит с фанатизмом подходить к обучению и расстраиваться, если вам кажется, что ребенок развивается слишком медленно. Помните: каждый малыш индивидуален. Не стоит соревноваться с соседскими детьми и детьми родственников – ваш ребенок соревнуется только сам с собой, развивая свои способности в удобном для него темпе. Ваш благожелательный настрой и любовь — главные помощники в занятиях.

Суть https://www.yavsemogu.ru/catalog/metodika-domana-manichenko/razvitie-rechi/ с рождения в том, чтобы показывать малышу карточки со словами. Слова показываем комплектами в 3-5 слов (5 комплектов в день). Каждый комплект необходимо показать 3 раза в течение дня. Итого 9-15 подходов. Каждую карточку показываем 1-2 секунды, при этом громко называя слово. Для занятий с малышами до года слова написаны красным шрифтом, т.к. именно он больше всего привлекает внимание крохи. Процесс созерцания красных слов на белом фоне будет способствовать развитию зрительных центров головного мозга, что создаст хороший задел для последующих занятий.

Длительность и сложность занятий зависит от возраста малыша:

От 3-х до 12-ти месяцев

Показывайте слова очень быстроКак можно чаще вводите новые словаКаждое занятие должно быть очень короткимЧем больше занятий в течение дня, тем лучше

От 1 года до 1,5 лет

Очень короткие занятияСоединяйте слова в словосочетанияВнимательно следите за настроением ребенка. Занятие необходимо прекратить до того, как этого захочет малыш.

От 1,5 до 2,5 лет

Выбирайте такие слова, которые больше всего нравятся ребенкуНе вводите слишком много новых слов за короткий промежуток времениКак можно быстрее переходите от отдельных слов и словосочетаний к предложениям

От 2,5 до 4-х лет

Ребенку необходимо показывать более сложные словаНе забывайте, что ребенок не сможет учить отдельные слова так же быстро, как дети до 1,5 лет — не торопите его.

Подобным же образом можно заниматься математикой (учим числа, математические действия), химией (элементы таблицы Менделеева, их свойства), https://www.yavsemogu.ru/catalog/metodika-domana-manichenko/tematicheskie-kartochki/ (многообразие и деление животного и растительного мира), прививать энциклопедические знания в других областях знаний.

Основные правила, которые стоит соблюдать родителям, занимаясь с ребенком по методике Домана-Маниченко:

Обращайте внимание на состояние малыша – не стоит начинать занятия, если малыш голоден, болен или в плохом настроении.Получение новых знаний должно приносить удовольствие. Не стоит переутомлять малыша, показывая слишком много карточек за раз или делая излишне много повторов в течение дня. Следите за реакцией ребенка, постепенно вы найдете оптимальный для него ритм и распорядок занятий.Не забывайте о физическом развитии малыша. Гленн Доман призывал родителей уделять ему особое внимание. Развитие мозга зависит и от физических навыков ребенка. Поэтому так важно следить за тем, чтобы ребенок вовремя учился садиться, ползать, ходить – каждая из этих активностей запускает новые функции головного мозга, позволяя ребенку овладевать новыми мыслительными операциями.Помните: развивающие занятия – важная, но не достаточная форма вашей совместной активности с ребенком. Уделяйте достаточное время играм, чтению сказок, другим занятиям, соответствующим возрасту ребенкаНе будьте перфекционистами: если в первой половине дня вы провели меньше занятий, чем рассчитывали – не стоит догонять упущенное перед сном. Любите своего малыша таким, какой он есть – не злитесь и не раздражайтесь, если у него не все сразу получается. Радуйтесь вместе с ним самым маленьким успехам. Ваше терпение и доброжелательность – лучшие помощники в занятиях.

https://www.umnitsa.ru/metodiki_umnicy/metodika_domana-manichenko/

Источник