Развитие ребенка в 3 года и один месяц
Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.
Примеры игр:
- Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
- Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.
Игрушки
Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.
Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.
Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.
Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:
Советы родителям
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.
Несколько советов:
- Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
- Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.
Источник
Мамы, расскажите, что умеют ваши детки в этом возрасте. (1. Моя дочка плохо говорит, но много. Кто привык, тот все понимает, но я реально понимаю, что нет звуком ж, ш,з,ч,л твердое, поэтому слышится в речи “каша”. 2. знает все цвета. 3. Не желает слушать книги. 4. Одевается/раздевается полностью сама. 5. Ночью очень редко бывает мокрая. 6. Складывает паззл всего из 12-15 штук сама, считаю, что мало((((. 7. С соской.)
А что вам кажется не так? Моя дочь вообще прошла мимо паззлов-пирамидок, не интересны они ей были, не собирала и не разбирала, зато в ролевые игры стала с 2,5 лет играть и болтать очень рано начала. Звуки шипящие кстати нам в саду в 4 года логопед за два занятия все поставил. Соску тоже долго сосали, лет до 3 наверно. Вообще все эти навыки, которые якобы дети должны демонстрировать в определенном возрасте, большой-большой вопрос, для меня например.
Не надо сравнивать детей – во-первых) Зачем вам знать, что умеют другие? для сравнения. А этого не надо.
Вы и четверти не написали того, что умеет ваша дочка! Зато по вашему посланию видны все ваши педагогические комплексы
“с соской” – комплекс-сомнение.
ну и что, что с соской? значит, вам так нравится. Или если не нравится – не можете справиться с этим?
“редко бывает мокрая” – это и правда хорошо. Но есть дети, которые вообще не бывают мокрыми уже с двух лет – и что? они же от этого не умнее значит опять налицо комплекс-сомнение “все-таки я могу организовать обучающую среду для ребенка?”
“одевается-раздевается полностью сама” – тоже молодцы
“не желает слушать книги” – комплекс-сомнение “не умею заинтересовать?”
“знает все цвета” – комплекс-сомнение “все-таки я могу чему-то научить?”
“плохо говорит” – комплекс-сомнение “правильно ли я организовываю речевую среду для своего ребенка?”
про паззлы – ключевая фраза “считаю, что мало”
между строк читаем: “предъявляю к ребенку требования, считаю ее способной на большее”
У вас уже и так вполне достаточный список дел, которые ВЫ ХОТИТЕ завершитьно пока, может быть, точно не знаете какзачем же вам этот список обременять еще и дополнительными “читает”, “решает”, “стоит на голове” – о чем вам напишут другие…
P/S/Про книги могу подсказать все остальное – вообще не считаю проблемами)
Говорил хорошо и много, цвета знал, книги мог слушать бесконечно, сам не одевался и не раздевался, памперс носил круглосуточно, на дневной сон требовал соску, читал по слогам.
Знает цвета и оттенки. Может назвать бежевый, бежево-серый, темно-красный, малиновый, изумрудный и прочее.
Знает буквы, знает написание многих слов и некоторые слова может составить из букв, пробует читать слоги. Знает гласные и согласные звуки.
Умеет считать до 100, складывать на пальцах в пределах 10.
Знает и показывает на карте некоторые страны, знает достопримечательности этих стран.
Легко учит и воспроизводит большие стихи.
Зато дезадаптирован в коллективе детей.
Не умеет гулять на площадке. Не умеет играть. Признает узкий, ограниченный круг взрослых.
Эмоционально нестабилен, имеет невротические расстройства, тики. Проблема по ортопедии из-а малоподвижного образа жизни и прочие “прелести”
Автор, оно вам надо сравнивать детей по каким-то параметрам?
Найдете пару минут, подскажите НАМ ВСЕМ про книги
присоединяюсь к просьбе о книгах – подскажите, пожалуйста
Сначала подумала, вау!!!, ребёнок – гений! А потом, дочитав, даже жаль вас стало Держитесь и здоровья вашему ребёнку!
У нас тоже, читал слоги, говорил хорошо, книги – постоянно слушал и сам в них рылся (ну и бегал, как ьбез этого!). И – в памперсе ночью )))
Мы от памперса избавились в три с половиной, почти одновременно от дневного и ночного .
Так проблемы у ребенка связаны именно с тем, что его усиленно пичкают абсолютно не нужными пока знаниями (оттенки, счет до 100…), в ущерб действительно важному и нужному: прогулкам, подвижным играм, навыкам общения с другими детьми и взрослыми и т.п.
Тоже жалко стало, только не маму, а ребенка… ….
Эк вы лихо-то…
“Проблема по ортопедии из-а малоподвижного образа жизни” – думаете тоже от того, что “пичкают”? Я так поняла, что изначально были проблемы со здоровьем.
У меня тоже невротик, но значительно более благополучный. Есть знания, которые он просто очень легко воспринимает. Не учила ни цветам, ни буквам, ни счету – в два года не просто красный/синий/зеленый знал, но и фиолетовый, сиреневый, бирюзовый, оранжевый, розовый. Счет (складывать, вычитать простейшее) освоил годам к 3-3,5. Сейчас с буквами “балуется”, похоже, читать сам научится. Я не хвастаюсь, это просто оборотная сторона его неврологических проблем. Так бывает.
Но в том, что если чрезмерно пичкать, то можно неврологические проблемы приобрести – да, вы правы. Просто мне кажется, это не тот случай.
Все может быть не совсем так… Мой сын в 3,5 года тоже как губка впитывал в себя абсолютно левые знания. Именно впитывал, достаточно было один раз услышать – и это липло в память. И никто не верил, что этот мальчик, который в обществе ведет себя, как 1,5-годовалый малыш, знает алфавит, считает до 100, знает оттенки, марки машин, больше всего любит рассматривать географические карты и может перечислить все планеты Солнечной системы после случайно услышанной передачи по ТВ…
С социумом была проблема. И чем больше я начинала уделять внимания подвижным играм, прогулкам и навыкам общения, тем сильнее проявлялась проблема. Мой сын в 4 года занимался в группе с 1,5-годовасами. Потому что с ними он себя чувствовал на равных в физическом и эмоциональном развитии. И, поверьте, если Вы думаете, что мы не пытались справиться с этим всем, то Вы очень ошибаетесь.
Это дисбаланс, да. Это тяжело для ребенка и для родителей. Это то, что называется разными врачами по-разному. В случае моего сына называлось “астено-невротический синдром, дисбаланс психического развития, черты аутистического спектра, РДА под вопросом”. Компенсироваться сыну удалось только в школьном возрасте. И проблема коммуникации до сих пор на первом плане…
несмотря на то, что плохо слушает книги – читайте все равно, это основа развития речи. если никак иначе – ставьте хорошие аудиокниги.
давайте возможность делать самой то, что хочет – одеваться, кушать, что-то еще.
просто в тему – сегодня говорила в саду с нянечкой, которая раньше была в нашей группе, а сейчас она в малышовой – так вот говорит, что очень много детей вообще не разговаривает – а им по три года. что никто толком сам ни одеваться не умеет, ни кушать – ничего. и не хотят ничего…
так что не перебивайте стремление к самостоятельности – это основа личностного развития в этом возрасте.
и просто побольше говорите с ребенком, следите чтоб ваша речь была правильная, грамотная, стройте распространенные предложения чтоб ребенку было у кого учиться.
Возраст ваш, девочка, живем не в России, ребенок посещает местный сад, родители русские, преобладает русский.
Памперс сняли в 2, ночной где то в 2.5. Спит одна в своею комнате с рождения. Пьет из кружки, ест ложкой, вилкой если нарезать. Есть ленится, но умеет. Одевается-раздевается сама. По русски говорит хорошо, предложениями, рот не закрывается, звуки многие не выговаривает, окончания путает. На местном языке говорит гораздо меньше сверстников, все понимает, просьбы выполняет, если спрашиваю-переводит.
Пазлы собирает из 25 кусков сама, сейчас надоело ей, поэтому бОльших наборов не покупаю. Сейчас любит рисовать и книжки с заданиями. Полюбила лабиринты делать, на клейки клеить по заданиям, раскраивает когда не торопится, почти не заходит ( но раскраски простенькие), недавно начала несколькими цветами раскрашивать, до этого все одним и не по теме ( типа слон розовый). Цвета различает давно с до двух лет, но простые без всяких изумрудных, недавно стали различать светлое-темное ( это связано с любовью к рисованию). Большое-поменьше-побольше-маленькое, левое правое, некоторые буквы местные ( русскому я не учу и пока не планирую). Читаю ежедневно перед сном по русски, любит, часто читаемое цитирует наизусть, специально не учим, так же песни поет, которые слышит. Лазает по лестнице, по скалолазным горкам ( детским) давно уже.
Что еще. Из плохого. Нытик, мамсик, отвратительно ест, трусиха, держится за мамину юбку, боится всяких букашек, грызет ногти, сама не играет.
Считаю, что все у нас нормально. Ничем специально не занимаюсь. Почти ежевечерне после сада на площадку ходим, в выходные и вечера все с ней так как сама себя не занимает и будет перманентно ныть. Вот и развлекая как могу- пластелин, рисование, разговоры. Телевизор фоном не идет. Мультики показывают в записи по полчаса перед сном, потом читаю не более получаса. Всегда с ней разговариваю. Хватает все на лету.
Источник