Развитие ребенка в 1 месяц и одну неделю
4 Марта 2017
Что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни: развитие, навыки и первый скачок роста. Как быть маме и чем помочь ребенку.
5-я неделя: новые ощущения – новый мир!
Около пятой недели, когда наконец молодой маме кажется что все более или менее наладилось и жизнь вошла в определенный, пусть и совершенно новый, ритм, с ребенком начинает твориться что-то непонятное. Он кричит без повода, капризничает и в буквальном смысле слова не хочет “слезать с рук”. На самом деле все объясняется очень просто – малыш переживает первый в своей жизни скачок, связанный с активным развитием органов чувств.
Лейтмотив: назад, к привычному
Однажды проснувшись, Ваш ребенок понимает, что мир стал совсем другим. Принять его таким ему очень сложно и, естественно, главное желание – чтобы все стало так как раньше. Единственная постоянная для малыша в этот момент – мама. Он не может сказать об этом, не может протянуть ручки и сам обнять главного, самого нужного человека. Зато может требовать внимания и физической близости криком.
В период первого скачка развития у детей наблюдаются не только капризы и беспричинный плач, но и ухудшение сна. Малыш, хотя раньше его невозможно было даже заставить этого делать, все чаще по своей воле ложится на живот, для многих в этот период такая поза и вовсе становится любимой. С психологической точки зрения она дает ощущение защищенности от враждебного окружающего мира.
Как быть маме и чем помочь ребенку
Капризы и постоянный плач без повода заставляют маму задуматься – а что же не так с ребенком? Проверить подгузник, померить температуру, накормить, осмотреть нет ли сыпи… все эти действия оказываются безрезультатными и некоторые просто приходят в отчаяние, решают даже обратиться к врачу.
На самом деле лучшее, что может сделать мама для своего ребенка – это взять себя в руки, успокоиться и просто быть с ним рядом. Физическая и психологическая близость подарит чувство защищенности и упокоит обоих. Итак, что же еще нужно предпринять, чтобы малышу было легче пережить переход на совершенно новый уровень развития?
- Спокойствие и только спокойствие! Капризы во время очередного скачка развития – это совершенно нормальное явление и относиться к ним нудно спокойно, как к должному. Многие начинают беспокоиться, что у них не хватает молока. На самом деле это всего лишь кажущееся. Просто во время кормления малыш получает ту самую желанную близость и успокаивается. А когда его отрывают от груди он снова начинает нервничать и беспокоиться. Приостанавливать грудное вскармливание из-за каких-то опасений в этот период не престо не рекомендуется, запрещается!
- Как успокоить ребенка. Тут, на самом деле, все просто – нудно чаще носить его на руках. Не стоит опасаться того, что он избалуется – в этом возрасте дети еще не реагируют на Вшу так называемую “слабину”. Физический контакт дает малышу то самое чувство защищенности от внешнего мира и проблем, которые свалились на него. Кроме того, помните, что ваш малыш стал воспринимать мир гораздо разнообразнее. Поэтому с ним можно поговорить, спеть песенку или даже придумать какую-нибудь игру.
- Отступайте от планов. Даже если Вы придерживаетесь четких графиков кормления и сна, во время скачка развития на пятой недели от них лучше всего отступить. Во-первых, малыш гораздо больше бодрствует, чем раньше. Во-вторых, он сам подскажет, когда и что нужно сделать – лучше всяких часов и будильников.
- Сон – лучшее лекарство. Во время сна ребенок отдыхает не только физически, но и эмоционально. Поэтому крайне важно, чтобы спал он все же регулярно и довольно долго. С проблемой как уложить малыша можно справиться несколькими путями. Например, укачать его на руках или покатать в коляске. Кстати, некоторые замечают, что самые настоящие чудеса творит любая, даже не длительная автомобильная поездка.
Что нового происходит в физическом развитии и поведении
Первое, что замечает практически каждая мама – это то что на 4-5 неделе колики отступают, газообразование и малышей становится гораздо менее обильным, зато появляются довольно обильные срыгивания, практически каждый раз после еды. Сразу же стоит отметить, что поводов для беспокойства нет – это совершенно нормально и связано с тем, что отверстие, связывающее кишечник и желудок, закрывается.
Еще одно физическое изменение, которое сопутствует скачку развития на 5 неделе – это появление слез. Если до этого малыш просто кричал, то теперь он умеет по-настоящему плакать.
В эмоциональном развитии в этот период происходит гораздо больше изменений. Малыш начинает замечать и воспринимать многое из того что его окружает.
Навыки. Теперь он:
- внимательно рассматривает находящиеся в поле зрения предметы;
- прислушивается к звукам;
- активно реагирует на прикосновения;
- начинает проявлять реакции по отношению к запахам;
- улыбается;
- демонстрирует предпочтения;
- начинает произносить разнообразные звуки;
- понимает, что происходит вокруг, пусть и на своем уровне.
Новые ощущения – новый мир!
Вместе с новыми ощущениями у ребенка появляются и свои предпочтения. Кто-то лучше реагирует на звуки, кто-то наоборот предпочитает рассматривать картинки, а кого-то приводят в восторг прикосновения.
Задача мамы на этом этапе – помочь малышу развиваться и открывать мир всесторонне, но в то же время не подавляя его индивидуальности.
- Помочь увидеть. Итак, в возрасте пяти недель ребенок начинает проявлять интерес к самым разным вещам, в первую очередь цветным. Задача мамы на этом этапе – помочь ему их рассмотреть, притом непременно следует учитывать, что кому-то достаточно нескольких минут и интерес уже фокусируется на другом объекте, а кто-то “задержит” внимание довольно долго. Не забывайте, что радиус видимости в этом возрасте – не более 30 сантиметров. Помимо вещей ребенок начинает рассматривать лицо мамы. Непременно помогите ему в этом.
- Помочь услышать. В 5 недель малыш отчетливо начинает различать голоса и звуки. Журчание воды, шум моря и ветра, шелест листы – со всем этим его уже можно начинать знакомить. Но все де самое главное на этом этапе – говорить с малышом. Звук маминого голоса для него самый приятный и желанный, не так важно – кукую информацию он будет доносить – сказу или “отчет” о том что сделано за день.
- Помочь почувствовать. Во время своего первого скачка малыш начинает не только видеть и слышать, но и чувствовать прикосновения. Притом какие-то из них ему нравятся, а какие-то нет. Чтобы определить предпочтения нужно чаще играть в тактильные игры.
После того, как первый скачок развития завершается, малыш снова становится жизнерадостным и дружелюбным. Только смотрит он теперь куда более осознанно и понимает гораздо больше чем раньше, что непременно способствует установлению еще большей близости между мамой и малышом.
Как развивать ребенка от 0 до 3 месяцев. Занятия и упражнения
В развитии ребенка на первых месяцах жизни имеет немаловажное значение способность держать головку. Многие детки даже к 2 месяцам не могут этого делать. В связи с этим следует регулярно выполнять упражнения, способствующие развитию этого навыка.
- Малыш спокойно лежит на животе, мама (ну или папа) должна одну руку разместить у него под подбородком, другой одновременно удерживать обе стопы. Ребенок начинает отталкиваться ножками, тем самым пытаясь продвинуться вперед.
- Малыш находится в вертикальном положении, мама должна постараться удержать его на весу в положении сидя. Нужно соблюдать баланс, чтобы ребенок мог понять и почувствовать, что же такое равновесие и как его найти.
- Малыша, лежащего на столе (естественно, на спине), нужно взять за ручки, и потянуть на себя. Делать это нужно очень аккуратно, движения должны быть мягкими и плавными.
Упражнения следует повторять по 10-15 раз, в общей сложности длительность такой гимнастики должна быть не более 10 минут.
Упражнения на развитие зрительного восприятия ребенка. Нужно взять яркую погремушку и поместить на расстоянии вытянутой руки перед ребенком, он начнет за ней наблюдать. Теперь водим игрушкой по сторонам, чтобы ребенок следил за ней глазками. Отдаляем игрушку, затем снова приближаем. Длительность такой зрительной гимнастики должна составлять 2-3 минуты.
Развитие слуховой активности. Наверняка в каждом доме, где есть малыш, имеются детские игрушки-погремушки. Их нужно подвесить над кроватью, и постукивать по каждой поочередно, тем самым привлекая внимание ребенка. Когда взгляд ребенка остановится на игрушке, он широко раскрывает глаза, потом затихает, слушая звук, а после радостно вскидывает ручки, и дрыгает ножками.
Развитие речевой сферы ребенка. Нужно обязательно повторять за ребенком слова, которые он начинает произносить. Не лишним будет учить его новым звукам, говоря “ма”, “па”, “ба” и так далее.
Источник
Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?
Физическое развитие в 1 месяц
Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.
Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.
Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.
Что малыш умеет?
Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:
- Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
- Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
- Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
- Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
- Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.
О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.
Может ли кроха улыбаться?
Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.
Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.
Уход
Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.
Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.
Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:
- Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
- Купание.
- Прогулки на свежем воздухе.
- Массаж.
- Воздушные ванны.
Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.
Как способствовать развитию?
Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.
Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.
Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:
- Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
- Повторите такие же действия с погремушкой, которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
- Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
- Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик.
- Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.
Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.
Игры в 1 месяц
Для физического развития:
- Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
- Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
- Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».
Для развития зрения:
- Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
- Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
- К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
- Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
- Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.
Для развития других органов чувств:
- Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
- Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
- Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
- Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
- Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.
Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.
Занятия в воде
Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.
Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.
Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой. Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.
Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.
Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.
Частые проблемы
Отклонения от нормы, которые могут выявить родители в 1 месяц:
- Повышенный либо пониженный тонус мышц ребенка. Также возможна ассиметрия мышечного тонуса.
- Желтуха. У некоторых детей она не проходит к месяцу, что требует консультации педиатра.
- Колики. Они появляются к третьей неделе жизни у многих малышей и вызывают большой дискомфорт у крохи.
- Недостаточный набор массы, который может быть связан как с проблемами организации грудного вскармливания, так и с болезнями малыша.
При любой из этих проблем ребенка нужно показать врачу, рассказав о настораживающих симптомах.
Источник