Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца не говорит

Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца не говорит thumbnail

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго — своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8–9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100–200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1–2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5–3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4–5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8–9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» — все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили!

– Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Источник

Переживания родителей о нормальном развитии своего малыша являются естественными. Часто они сравнивают его успехи и навыки со своими собственными в аналогичном возрасте. Но все дети начинают ходить, разговаривать в разное время. Что же считается нормой? И в каком случае необходимо обращаться к специалисту, чтобы не допустить отставания в развитии?

В XXI веке продвигается теория о том, что занятия с детьми до года не несут никакой нагрузки, они бесполезны. Что на возможности ребенка влияет созревание головного мозга. Но это не так. В ходе проведения эксперимента над детьми разной национальности, расы американскими учеными ожидалось, что при отсутствии общения они заговорят на некоем метаязыке. Этого не произошло. Дети так и не заговорили. Впоследствии они отставали в развитии от своих сверстников.

Читайте также:  Развивающий мульт для ребенка 4 года

Отклонение от нормы

В год ребенок должен осознанно употреблять несколько слов

Существует несколько этапов постепенного формирования детской речи по нормам ВОЗ: от гуления до умения составлять предложения и вести диалог. Сначала малыш начинает понимать, что происходит вокруг. После окончания подготовительной стадии наступает ранний период (1-3 года). Если ребенок здоров, нет неврологической симптоматики, в это время уже формируется активная речь. Это значит, что он с любопытством наблюдает за взрослыми и повторяет за ними. Сначала он может путать или искажать буквы, слова, использовать их по принципу обобщения. Это нормально, ничего в таком случае делать не нужно. Например, произнося «киса», кроха может иметь в виду любое действие, которое она в этот момент совершает. Для описания ситуации он активно использует мимику, жесты. В это же время он может начинать копировать звуки животных (мычать, мяукать).

К концу первого года в обиходе малыша появляются слова (от 2 до 10 и больше). Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. Он уже говорит первые слова: «мама», «папа», «дай». В 1,6 мес. ребенок использует в обиходе до 100 слов и общается с помощью простых предложений. Он может хотеть сказать, но молчит по причине недостаточного словарного запаса.

По нормам РФ, разработанным Н. М. Щеловановым, к первому годику малыш говорит 10-12 слов, их перечень может отличаться. Постепенно он переходит от повторения до определения признаков предмета, затем формируется логическое мышление.

Первые слова годовалого малыша

Чем чревато не уделять малышу время:

  • нарушением произношения звуков;
  • недоразвитием органов артикуляционного аппарата;
  • сложностями с освоением письменной речи;
  • картавостью;
  • боязнью публичных выступлений во взрослой жизни.

Факторы дефектов речи

Почему в современном мире так актуальна проблема, что ребенок не говорит в 1 год? Если отсутствуют неврологические заболевания в анамнезе, это может быть связано с несколькими факторами.

Все дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Она подобна шуму водопада. Несмотря на обилие аудиокниг, специальных развивающих передач по телевизору, необходимы и другие упражнения, способствующие развитию речи. Все реже родители проводят время с детьми за речевыми играми: «Сорока-ворона», «Ладушки», потешками. Они оптимальны для малыша одного года, учат его подражать звукам.

Существуют даже специальные термины для молчаливых детей: «Маугли», «госпитализм». Они здоровы, но не имеют возможности общаться с близкими, потому что их нет. Поскольку с ребенком больше времени проводит мама, ее общение с ним имеет большое значение и способствует развитию речевых структур мозга.

Причины отсутствия речи

Не стоит сразу паниковать, если ребенок в год не говорит ни слова. Перед тем как идти на консультацию к логопеду или неврологу, покупать витаминные добавки, обратите внимание на условия, в которых он растет.

То, как быстро запас активной речи сравняется или превысит пассивную, зависит от ближайшего окружения малыша. Бесполезно заставлять его повторять слова, должна сложиться связь предмета с действием. Именно на этом основаны народные песни, потешки.

Мама играет с ребенком в ладушки

По статистике, чаще с проблемой отсутствия речи или задержкой ее развития сталкиваются дети из детских домов, лишенные родительского внимания.

Пустышка мешает крохе сосредоточиться, он замыкается на собственных ощущениях. Если использовать ее долго, есть риск, что речь будет невнятной, нарушится прикус.

Еще одним фактором, влияющим на позднее развитие речи, является многоплодная беременность. Когда детей двое или трое, они долгое время предпочитают общаться друг с другом на понятном им языке. Выходом из подобной ситуации является поочередное занятие с ними разными делами, пока одного кормят, с другим читают, играют.

Стресс также может отбить охоту к общению. Переезд, развод родителей, появление нового члена семьи требует адаптации. Только в спокойной и комфортной обстановке малыш будет счастлив и полноценно вовремя развиваться.

Генетика тоже играет роль в развитии. У ребенка может быть предрасположенность к позднему развитию речи. Но это не означает, что с ним не нужно заниматься, сам он не заговорит в любом случае.

Такой известный факт, как то, что девочки созревают раньше мальчиков, тоже правда. Несмотря на это, сильный пол впоследствии быстрее обучается составлению предложений, потому что умение осознавать действия, движения у них развито лучше. А девочки воспринимают информацию через названия предметов.

Тип темперамента влияет на то, когда дети начинают говорить. Если они активные и любознательные непоседы, то мир познается быстрее. Спокойный малыш может предпочесть ограничить свое пространство кроваткой и любимой игрушкой.

Поэтому рекомендации по коррекции состояния не могут быть одинаковыми. Наблюдайте за чадом и подбирайте ее способы интуитивно. Помните, что обучение должно проходить в комфортной и веселой обстановке.

Коррекция недостатков речи

Мама читает ребенку сказку

Для начала необходимо исключить патологию слуха. Обратите внимание, откликается ли ребенок на свое имя или когда к нему обращаются с просьбой. При обнаружении дефектов органа необходимо устранить причину.

Не существует единого подхода к лечению подобного отклонения. Здесь необходим принцип ежедневного накопления пассивного словаря. Крохе будет интересно играть с родителями, слушать сказки, петь песенки. Большое значение имеет умение управлять интонацией голоса, четкостью произношения слов и звуков. Например, рассматривайте вместе картинки, сопровождая рассказ описанием предмета.

Чтобы поскорей избавиться от «би-би», «кач-кач», проговаривайте слово целиком. Во время прогулок на свежем воздухе можно читать ребенку А. Барто, К. Чуковского. Окружите ребенка вниманием и заботой, создавая благоприятные для формирования речи условия. Не должно быть гиперопеки, у него должна быть потребность в общении.

Не стоит отказываться от развивающих игрушек, особенно полезными будут предназначенные для развития мелкой моторики. Также можно соорудить такие приспособления самостоятельно, воспользовавшись мастер-классом из интернета.

Как создать благоприятную речевую среду дома

Ставьте аудиозаписи с детскими прибаутками. Ограничьте время проведения перед телевизором. Развитию навыков речи способствует ведение диалога с малышом, сочиняйте вместе рассказы. Вы будете для него примером для подражания, ваша мимика, жесты, интонация. Постепенно заменяйте неполные слова на правильные и взрослые. Сначала повторяйте слоги, затем включайте в обиход предложения.

Усадив ребенка за современный гаджет, вы только навредите чаду. Полезно и интересно будет посетить вместе с ним зоопарк, где он познакомится с животными. Это непременно вызовет бурю эмоций. Если малыш ленится говорить, мотивируйте его к этому. Например, он просит жестом или словом «Дай» игрушку, спросите какую, как она называется или что делает.

Не перегружайте кроху. В таком возрасте его концентрации не хватит надолго, максимум 10-15 минут. Отдавайте предпочтение не модным методикам, а тому, что ему понравится. Выяснить это можно только опытным путем.

Примеры речевых игр для годовалых детей

Пальчиковая игра "Сорока-ворона"

«Кашка»

«Сорока-ворона rашку варила, кашку варила, деточек кормила…»

В процессе игры загибайте малышу пальчики, приговаривая: «этому дала, этому дала, а этот голодным остался». В итоге разрабатывается мелкая моторика пальцев рук, разучиваются слоги и звуки, ребенок обучается ритму.

«Большие и маленькие ножки»

Одновременно сочетайте слова песенки и движения детскими ногами.

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Что тренируем? Память при повторении простых слогов и слов, интонацию. Также можно включить в процесс игры любимых мишек или кукол. Каждый из героев будет шагать по-разному. А еще таким образом можно разучить с малышом, какие звуки издают звери и домашние животные. Играть с ребенком можно дома, лежа на диване, или шагая по улице. Главное, чтобы он был увлечен.

«Семья»

Загибая пальчики поочередно, называйте их:

«Этот пальчик – деееедушка,

Этот пальчик – баааабушка,

Этот пальчик – пааааапа,

Этот пальчик −  мааааама,

А вот это наша Лизонька (мизинчик)».

Или «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Пресыщение – враг динамики домашней терапии. Чтобы занятия принесли желаемый эффект некоторым потребуется немного времени, другим больше. Но при ежедневных упражнениях успех обязательно придет.

Не нужно долго повторять одну и ту же прибаутку, чаще меняйте характер игровой деятельности. Если малыш интересуется всем окружающим, у него развита мелкая моторика, причина не в патологии слуха или зрения, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. Диагноз задержки речевого развития ставится после комплексной оценки неврологом, педиатром, логопедом и врачами узких специальностей при необходимости. На устранение отклонения может уйти не один месяц, но нельзя опускать руки и прекращать занятия.

Читайте также:  Как развивать ребенка в 4 года комаровский

Источник

Содержание:

  • Самостоятельность ребенка
  • Речь ребенка
  • Походы в магазин
  • Истерики

Информацию о том, как развивается ребенок от года до двух, двух с половиной лет, получить довольно трудно. Она во многом уже вне компетенции педиатра, а психологи чаще начинают работать с детьми после трех лет. Да и в литературе этот период описан крайне скупо – особенно по сравнению с первым годом жизни ребенка.

У некоторых родителей создается впечатление, что их вели, вели за руку – и вдруг бросили на полпути. Кажется, что год – это тот рубеж, после которого должно стать легче. Но легче не становится. Малыш день ото дня меняется едва ли не сильнее, чем на первом году жизни, он умеет ходить, но взывать к его сознательности еще рано. И это еще как минимум на год.

Итак, несколько месяцев назад ваш ребенок из горизонтального положения перешел в вертикальное. Глядя на него сверху нам сложно понять, насколько видоизменился для него мир, когда он оторвал свои руки от пола, какие возможности перед ним открылись. Активность малыша увеличилась многократно, и такой же активности он требует от нас.

Что же делать? Постарайтесь принять эту ситуацию: да, теперь ваш ребенок на самом деле требует больше внимания, чем тогда, когда он спал по 6-8 часов в день. И это не его каприз, а необходимость данного этапа развития. Не давая малышу свободно перемещаться и исследовать все, что его окружает, мы рискуем получить массу на наш взгляд необоснованных капризов и повышенную требовательность с его стороны – и в то же время притупить естественную тягу ребенка к самопознанию и познанию окружающего мира.

Это требует некоторых усилий. Очень важно, чтобы в любом месте, где бы вы ни находились на улице, в гостях, в поликлинике, ребенок мог ходить самостоятельно – то есть на нем должна быть соответствующая обстановке обувь.

Я не согласна с мнением, что в холодное время года, когда на улице снег и грязь, ребенку, уже умеющему ходить, лучше гулять сидя в коляске. Однако с малышом, недавно научившимся ходить, не надо перемещаться на большие расстояния. Это ему еще тяжело, да и не верно с ортопедической точки зрения. Дело в том, что его постоянное движение дома, беготня во дворе – это совсем не то же самое, что монотонная ходьба в заданном вами направлении.

Поэтому если ребенок не хочет сидеть в коляске, надо на некоторое время ограничиться прогулками рядом с домом. Если, конечно, санитарное состояние двора позволяет это сделать. Если нет, спасением может стать парк или другая приемлемая для прогулок территория, до которой можно быстро добраться, буквально добежать с ребенком в коляске или заплечном рюкзаке.

Самостоятельность ребенка

Очень важно в возрасте от года до двух разрешить ребенку делать все, что не опасно для его здоровья. Если хочет в течение часа разбирать кастрюли в шкафу – пусть это делает. Конечно, тяжелую утятницу, которую можно уронить себе на ногу и получить травму, лучше убрать. Но если его довольно ощутимо стукнет большая кастрюля, то пусть это случится, и малыш поймет: “Это больно”. Зафиксируйте внимание ребенка на слове “больно”, поговорите о том, как это бывает, и в следующий раз, вероятно, уже будет достаточно ваших словесных предупреждений. Подобным же образом можно дать малышу ощутить, что такое “горячо”, “скользко”, “грязно” и т.п.

Подавляющее большинство детей еще до года изъявляют желание взять в руку ложку и попробовать донести еду до рта. Если родители не противятся этому желанию, пытаются создать условия для самостоятельной еды ребенка (удобная еда, удобные ложка и тарелка) и терпеливо относятся к пролитому супу и перевернутой каше – они будут вознаграждены за свою самоотверженность ребенком так называемого естественного раннего развития. Они раньше, чем другие родители, на свой монолог, обращенный к малышу, получат осмысленный взгляд и адекватные действия. Скорее всего, этот кроха заговорит раньше, чем его сверстники (если ложка будет в правой руке), будет менее тревожен и капризен при расставании с мамой.

Поймите правильно: ранняя самостоятельность в еде – не панацея от всех проблем. Просто это очень важный фактор, влияющий на развитие ребенка, поскольку возможность самостоятельно есть ставит его на совершенно иной уровень самосознания. С одной стороны, малыш меньше зависит от окружающих, с другой – это признак благополучного воспитательного процесса.

Карандаши, фломастеры, бумага для рисования – это вещи, к которым даже годовалый малыш должен иметь свободный доступ. Карандаши нужны толстые, легкие, с мягким грифелем. В идеале – треугольные в сечении, так называемые карандаши Монтессори. В последнее время такой же формы выпускаются и фломастеры. В продаже бывают также трехгранные резиновые насадки, надевающиеся поверх обычного карандаша. Грифель фломастеров, которые вы покупаете ребенку, должен быть закреплен так, чтобы не проваливался при сильном нажатии (на фломастерах, разработанных специально для маленьких детей, существует специальная маркировка). Небьющиеся, неломающиеся французские карандаши – тоже хороший выбор, но для ребенка с более сформировавшейся мелкой моторикой.

Следите, чтобы малыш сразу правильно держал карандаш (трехгранная форма этому способствует) и всегда вкладывайте его (как и ложку) в правую руку. Делая это спокойно и настойчиво до достижения ребенком полутора лет, вы не переучиваете возможного левшу, а всего лишь обучаете его правилам жизни в праворуком мире и помогаете избежать проблем в школе. А вот малыша старше 2-3 лет переориентировать на пользование правой рукой я советую только с помощью специалиста-психолога.

И наконец о слове “нельзя”. Если ребенок “непослушный”, и родители употребляют запрещающие слова слишком часто, они просто теряют всякий смысл. А у родителей “послушных” детей возникает соблазн пользоваться словом “нельзя” к месту и не к месту – и у их малышей может вообще пропасть желание что-либо делать: все равно ведь запретят.

Для того чтобы оценить, не слишком ли вы ограничиваете самостоятельность ребенка, предлагаю сделать следующее. Постарайтесь в течение дня уходить от запрещающих формулировок: нельзя, не трогай, не лезь и т.п. Установите для себя лимит – три запрета в день, а в остальных случаях либо дайте малышу сделать то, что он хочет, либо воспользуйтесь незапрещающей формулировкой. Например, если ребенок намеревается пройти по слишком глубокой луже, скажите что-то вроде: “Давай ты сегодня будешь поездом. Разве поезда плавают по морю?”. Или: “Давай обойдем это море по берегу”.

Вы увидите, что иногда и эти три запрета остаются неиспользованными: боясь выйти за лимит, вы оставляете их для более критической ситуации. А таких ситуаций в течение дня может не произойти вообще. Свою жесткость, последовательность и принципиальность оставьте для случаев типа: “Нельзя бить бабушку”, “Нельзя обижать маму”, “Нельзя будить уставшего папу”.

Речь ребенка

Основная ваша задача развития ребенка на протяжении ближайшего года – научиться общаться с малышом посредством речи (если вы не сделали этого раньше). Поясню. Смысл словесного общения с ребенком не в том, чтобы просто озвучивать свои действия, а в том, чтобы обращаться к нему, как ко взрослому, – не сомневаясь, что он вас поймет и непременно ответит. Замечать его “ответы” – жесты, звукоподражания, гримасы. Еще не говорящий малыш уже может выполнить просьбу принести что-то или указать на названный вами предмет. Если все это в вашем “арсенале”, то вы заложили хорошую основу для развития речи ребенка.

Читайте также:  Ребенок в 4 года начал косить

Несмотря на то, что малыш до сих пор не говорил и пока еще тоже не говорит, его пассивный словарный запас (слова, которые он понимает) достаточно велик – родители порой даже не подозревают, насколько. И чем этот запас будет больше – благодаря разнообразию вашего общения, – тем легче будет ребенку перейти к активной речи. Кроме того, существует связь между пассивным словарным запасом и тем объемом головного мозга, который будет использоваться человеком всю последующую жизнь.

А еще ваше обоюдное умение объясняться очень помогает избегать капризов. Если вы умеете успокаивать малыша словами (непременное условие – зрительный контакт: ваши глаза должны быть на одном уровне, поэтому надо или опуститься к ребенку, или взять его на руки), он в свою очередь научится обращаться к вам не криком, а жестами и звуками, интонационно имитирующими речь.

Собственно говоря, эти звуки и есть основа будущей речи. Разговаривая с ребенком, вы вдруг в его ответе на ваш вопрос услышите как бы случайно и очень нечетко произнесенное последнее слово вашего вопроса. Не упустите этот момент. Услышав звукосочетание, похожее на слово, обязательно повторите его еще несколько раз.

– Ты хочешь банан? – спросите вы.
– Бан, – услышите в ответ.
– Бан, ба-а-а-нан, ба-а-а-нан. Маша будет кушать ба-а-а-нан. Ма-ма да-а-ай ба-а-на-ан, – примерно так вы интонируете, очищая этот самый банан и передавая его ребенку. Ребенок скорее всего не повторит за вами, но звуковая конструкция у него зафиксируется.

Кроме того, чаще повторяйте слова, в которых присутствуют звукосочетания, уже освоенные ребенком. Если вы знаете, что малыш может называть какие-то вещи словами, старайтесь всячески поощрять их произнесение.

В течение ближайшего года ваш малыш научится говорить. Его общение с окружающими людьми перейдет на другой качественный уровень. Здесь важно не переборщить. До того, как ребенок заговорил, мы обычно отстаем в своем восприятии его – он развивается быстрее, чем мы себе представляем. А вот после того, как малыш заговорил, появляется риск считать его более взрослым, чем он есть.

И еще. В период активного формирования речи у ребенка не должно возникать ситуации дефицита сна. А также настоятельно не рекомендую вам читать детям на ночь новые незнакомые книжки.

Походы в магазин

Не нужны ребенку до трех лет. Это яркое впечатление вполне можно отложить на более старший возраст. Начиная выделять среди многообразия предметов знакомые или интересные ему продукты, вещи, годовалый, полуторагодовалый, двухлетний малыш неизбежно начнет их просить. Пытаясь как-то отвлечь ребенка от нытья, маме приходится ему что-то покупать – лакомство, игрушку. Избежать этого трудно. Так возникает стереотип в поведении ребенка и реакции мамы, который потом очень трудно изменить.

Возможно ли избежать походов в магазин с малышом? Безусловно. Будем самокритичны: зачастую нет необходимости идти в магазин во время прогулки, но очень скучно стоять во дворе и хочется развлечься. Итак, основные покупки можно сделать в выходные, а повседневные – переложить на других домочадцев. Гуляющим во дворе мамам с малышами, чем идти всей компанией в магазин, лучше сделать это по очереди. Наконец, можно воспользоваться услугами круглосуточно работающих магазинов или служб доставки товаров на дом.

Что делать с ребенком, который уже взял за правило ныть и просить что-то в магазине? Для начала перестать с ним туда ходить. Дать ему возможность подзабыть эту ситуацию. Уходя за покупками, спрашивать “Что тебе принести?” и приносить согласованную с малышом покупку.

Дав ему немного подрасти, традицию предварительного согласования можно перенести на посещение магазина. То есть идя в магазин с ребенком, вы заранее договариваетесь: мы идем покупать вот это для папы, вот это для мамы, вот это для тебя, а на все остальное только посмотрим. Повторяете уговор прямо перед дверями магазина. Выполняете условие со своей стороны: покупаете то, о чем договорились. Если со стороны ребенка условие не выполнено (он плохо себя ведет), не ругаете его в магазине, но очередное посещение откладываете – до того возраста, когда его самоконтроль возрастет настолько, что он сможет держать данное вам слово.

Истерики

Так родители называют ситуации, в которых не могут справиться с ребенком и дело доходит до крика и слез. Если вашему малышу от года до двух, двух с половиной лет, вы наверняка хоть раз сталкивались с чем-либо подобным. “Моему сыну 1 год 9 месяцев, – рассказывает мама. – Капризничает по любому поводу, особенно если не выполняешь его желание. Невозможно одеть на прогулку. Каприз превращается в истерику моментально. Иногда я серьезным тоном обрываю его, иногда жалею… Как лучше выходить из подобных ситуаций и что они означают?”.

Начнем с последнего вопроса. Замечено, что, как правило, периоды непослушания предшествуют качественным возрастным изменениям (ребенок пошел, освоил очередное новое умение, начал говорить и т.п.). Если же периоды непослушания наступают после качественного скачка в развитии ребенка, то, скорее всего, это мы, взрослые, не успели перестроиться. Если в течение нескольких недель поведение нормализуется, то можно считать эти периоды своеобразной нормой развития ребенка. Испытанием на прочность окружающей среды, ее подстройкой под себя.

Это не значит, что мы должны всегда следовать требованиям ребенка. Но также это не значит, что мы должны раздражаться и наказывать его.

Если же “непослушание” выглядит непрекращающимся и усиливается с возрастом, значит, что-то мы сделали неправильно и имеет смысл разобраться в ситуации с помощью психолога.

Теперь о том, что делать. Подумать, не слишком ли многое вы запрещаете. Попробовать “не идти на принцип” в тех случаях, которые на самом деле принципиальными не являются. Учиться отвлекать и занимать малыша разговором – этим искусством часто в совершенстве владеют бабушки. И самое главное и самое трудное – в любой ситуации не раздражаться (раздражаться – это не то же самое, что сердиться).

Это нелегко, но дает очень хорошие результаты. Вы, наверное, и сами замечали (если нет, проведите эксперимент): если хочешь уложить малыша поскорее, он, как нарочно, не засыпает и полчаса, и час. И наоборот: если отводишь на укладывание ребенка целый час, никуда не спешишь, сама совершенно расслаблена, он засыпает за десять минут.

Еще один “камень преткновения” – сборы куда-либо, особенно одевание. Сначала о том, как сделать его удобным. Утепленный комбинезон одно из решений, помогающих упростить сборы на прогулку. Для ребенка лет до трех-четырех он вполне уместен. Количество одежды уменьшается и включает валенки или ботинки, шапку (по погоде, но без платка под ней), варежки, водолазку, колготы и (в холода) шерстяной комбинезон внутрь. Имейте в виду, что капризы ребенка при одевании – сигнал о том, что одежда может быть для него неудобна: слишком теплая, тяжелая, сковывающая движения.

Итак, ситуацию одевания я предлагаю хотя бы раз “отпустить”. Получив отказ на предложение начать одеваться, сесть рядом с ребенком и просто смотреть, как он играет. Не заниматься своими делами, не пытаться участвовать в его игре. Отвести на это, скажем, полчаса. При этом важно пребывать в душевном равновесии, быть абсолютно расположенной к этой ситуации: “Я просто сижу и смотрю, как ребенок играет. Я спокойна. Я отдыхаю”. Пусть рядом лежат вещи, которые нужно на ребенка надеть. Скорее всего, через некоторое время малыш, на которого не обращают внимания, захочет это внимание получить и даст себя одеть.

Подобный опыт важен не столько тем, что одевание в результате все же состоится, а тем, что позволит вам запомнить (и при случае воспроизвести) то ощущение покоя и расслабленности, которое удалось испытать. Именно оно сыграло здесь главную роль.

При желании такой эксперимент можно продлить – особенно я советую это сделать маме, которая очень устает от ребенка. Итак, выберите подходящий день, оставьте все свои дела по дому, не включайте те