Развитие ребенка учим времена года
Чем старше ребенок становится, тем больше вопросов задает. Его интересуют не только окружающие предметы, но и абстрактные понятия, такие, как времена года и месяцы. Не каждый родитель может объяснить, почему летом жарко, а зимой холодно, что такое июнь, июль и т.д.
Для запоминания и объяснения можно использовать разные техники и методики:
- игры и ассоциации;
- сказки и стихи;
- загадки и книги;
- плакаты и карточки;
- мультфильмы и презентации.
Эти знания позволят ребенку адекватно себя вести в обществе, дают представление о том, как нужно одеваться в то или иное время года, какими переменами сопровождается каждый сезон.
В статье расскажем, как легко научить сына или дочь распознавать времена года.
1
Когда начинать
Для эффективного усвоения информации учить ребенка рекомендуется с 4-4,5 лет. К 5 годам малышу должен уже знать месяцы и времена года.
За это время он уже несколько раз наблюдал смену времен года и в этом возрасте имеет представление, что такое холод, тепло, дождь, снег.
2
С чего начинать
Начинать учить стоит с разноцветных картинок, на которых четко видна погода и сообразные каждому времени года занятия.
Начинать лучше с сезонов, каждый из которых характеризуется определенными изменениями. Одних названий недостаточно, нужны ассоциации. Каждый сезон нужно описывать.
- Зима – это снег, Новый год, Дед Мороз и подарки под елкой, запах мандаринов, снежки, снеговик и санки, теплые куртки, шапки и варежки, катания на коньках.
- Весна ассоциируется с таянием снега, появлением цветов и листьев на деревьях, с крашенками и куличами;
- Лето – это солнце, море, речка или озеро, все зеленое и цветное, это бабочки на цветах, футболка, шорты или платьице, катие на коньках или велосипеде, долгие прогулки на улице, рисунки мелом на асфальте.
- Осенью собирают урожай, листья окрашиваются в желтый, оранжевый, красный цвет, затем опадают, появляется первый лед на лужах и т.д.
В качестве примера можете воспользоваться рисунками, которые покажете ребенку.
3
Задавайте правильные вопросы
Возьмите четыре листа бумаги разных цветов. Спросите у малыша, каким цветом, какую пору он бы обозначил. Исходя из этого, задавайте вопросы, которые помогут охарактеризовать каждый сезон:
- Как светит солнце?
- Есть ли осадки и какие?
- Что происходит с листвой?
- Чем взрослые занимаются?
- Какую одежду носят?
- Как ведут себя животные и птицы?
- Как дети проводят досуг?
Ответы на вопросы сопровождайте тематическими карточками или используйте книгу для наглядного примера.
4
Учитесь, играя
Можно купить лото, карточки, плакаты и, играя, описывать малышу, что в какую пору происходит.
Затем поиграть в пантомиму (изъяснения без слов, только посредством языка тела) или загадать загадки, чтобы закрепить полученные знания.
Можно на 3D-доске попросить ребенка нарисовать то, что у него ассоциируется с конкретной порой. Или рисуете вы, а малыш угадывает, к какому времени года относиться рисунок. На такой доске нарисованные картинки “оживают” и детям интереснее. По этой ссылке можете заказать 3D- доску со скидкой 50%.
Игры с одеждой
Достаньте вещи для разных сезонов, и попросите ребенка собраться на прогулку в определенное время года.
Метод наблюдения
Выберете вместе с ребенком какой-то объект за окном (дерево или цветок) и понаблюдайте, как он меняется в зависимости от погоды. Пусть малыш описывает, что происходит с объектом наблюдения, а вы записывайте. Лучше при помощи фотографий отмечать изменения.
Создайте семейный фото-календарь, чтобы ребенку легче было ассоциировать не только времена года, но и месяцы. Фотографии пусть будут сделаны в разное время года, чтобы ребенок смог их различить.
Найди лишнее слово
- Цветы, трава, солнце, снежинки, бабочки.
- Снег, коньки, снеговик, цветок, дед мороз, снежинка.
Придумайте другие варианты.
Какое время года напоминают рисунки
5
Стихи
Времена года
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Четыре цвета года
Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.
Кто в чем
Блещут лужи на тропинках –
Осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла –
Ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком
Или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, –
В тепленьких сапожках.
Вернисаж
Листья. Желтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Правильно различать месяцы поможет сказка «12 месяцев» и стихотворение:
Зовем мы зимнею порой ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ,
Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль.
За февралем приходит МАРТ, за ним АПРЕЛЬ и МАЙ.
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай.
За маем лето на порог ИЮНЬ к нам приведет.
ИЮЛЬ подарит ягод сок, а месяц АВГУСТ – мед.
За летом осени ансамбль исполнит танец свой,
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, потом НОЯБРЬ засыпят сад листвой.
Снежок роняя на ходу, зима придет опять.
Двенадцать месяцев в году, и всех их надо знать.
6
Песни
Песенки про зиму
В лесу родилась елочка
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки,
А в дровнях старичок,
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
Теперь она, нарядная,
Hа праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла!Раз морозною зимой
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост
Подняла лисица крик –
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: “Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!”
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной,
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
Про весну
Зеленая карета
Спят, спят мышата спят ежата
Медвежата, медвежата и pебята
Все, все уснули до pассвета
Лишь зеленая каpета
Лишь зеленая каpета
Мчится, мчится в вышине
В сеpебpистой тишине
Шесть коней pазгоpяченных
В шляпах алых и зеленых
Hад землей несутся вскачь
Hа запятках черный гpач
Hе угнаться за каpетой
Ведь весна в каpете этой
Ведь весна в каpете этой
Спите, спите, спите медвежата
И ежата, и ежата и pебята
В самый, в самый тихий pанний час
Звон подков pазбудит вас
Звон подков pазбудит вас
Только глянешь из окна
На двоpе стоит весна
Спят, спят мышата спят ежата
Медвежата, медвежата и pебята
Все, все уснули до pассвета
Лишь зеленая каpета.Здравствуй, весна
Здравствуй, здравствуй, красавица-весна!
Мы посеяли в землю семена,
Из земли вырастают росточки,
На окне расцветают цветочки.
Здравствуй, здравствуй, красавица-весна!
Птичий домик у нашего окна;
В этом доме сегодня веселье,
У крылатых жильцов новоселье.
Здравствуй, здравствуй, красавица-весна!
Праздник Мая встречает вся страна.
И флажками мы весело машем
Смелым соколам, летчикам нашим.
Летние
Я на солнышке лежу
Я на солнышке сижу,
Я на солнышко гляжу…
Все сижу и сижу-у
И на солнышко гляжу.
-Не “сижу”, а “лежу”…
-Это ты лежишь, а я сижу!
Носорог, рог, рог идет,
Крокодил, дил, дил плывет.
Только я все сижу (лежу)
И на солнышко гляжу…
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
Только я я все лежу
И на львенка не гляжу.
-И всетаки надо петь – “лежу”!
-И-и-и рааз…
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу…
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.Песенка Кота Леопольда
Дождик босиком по земле прошел,
Клен по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо.
А когда наоборот – плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – это хорошо.
А когда наоборот – трудно!
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь – с ними веселей.
А когда наоборот – скучно!
Осенние
Песенка Крокодила Гены
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой?
А я играю на гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино.
С днем рожденья поздравит
И, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.
А я играю на гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.Антошка, пойдем копать картошку
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку,
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку,
Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Тили-тили, трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам.
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке,
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке,
Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Тили-тили, трали-вали.
Это мы не проходили, это нам не задавали
Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам.
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.
Тили-тили трали-вали
Это братцы мне по силе, откажусь теперь едва ли
Тили-тили, трали-вали
Это братцы мне по силе, откажусь теперь едва ли
Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам.
Посмотрите вместе с ребенком обучающие мультфильмы:
- «Уроки тетушки Совы»;
- «Паровозик Шонни»;
- «Малышарики»;
- «Смешарики» и др.
7
Загадки
* * *
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
Четвертый плачет. (Времена года)
* * *
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
* * *
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
* * *
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
* * *
Дел у меня немало
— Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня… (Зима)
* * *
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зимние месяцы)
* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня…(Весна)
Чтобы помочь ребенку выучить месяцы и их последовательность, придумайте подсказки, в которых слова начинаются на ту же букву, что и месяц.
8
Изучаем месяцы
Расскажите малышу, что 1 год = 12 месяцев.
Все 12 месяцев нужно разделить на 4 времени года, которые ребенок уже должен знать. Названия их нужно просто заучить. Проще это сделать, используя ассоциации.
Например: декабрь – Новый год, Дед Мороз, подарки; март – женский праздник 8 Марта, распускается ива, появляются первые подснежники и т.д.
9
Запоминаем количество дней в месяце
Быстро, удобно и правильно различить количество дней в месяце можно с помощью рук.
Правило “косточки”:
- Нужно сжать руки в кулаки и посмотреть на косточки.
- Первая косточка мизинца – январь, впадина после косточки – февраль и т.д.
- Месяц, который обозначает косточка имеет – 31 день; месяц “во впадине” – 30 (исключение февраль – 28/29 дней).
10
Учим времена года на английском
- Сделайте игровые карточки. На них должна изображаться пора года и ее название на английском.
- Создайте календарь ассоциаций на английском языке. Добавьте творчества в процесс: рисуйте, сделайте аппликации и поделки.
Чтобы легко выучить времена года на английском, рекомендуем просмотреть следующее видео:
11
Что нужно знать родителям
- Не начинайте обучение, когда ребенок не выспался или в плохом настроении.
- Изучая любой материал, провоцируйте ребенка на воспоминания. Пусть расскажет, что ему больше запомнилось и в какую пору. Так ему легче будет сориентироваться. Постепенно переходите к месяцам.
Не требуйте невозможного. Если легко дались времена года, а месяцы запомнить не может,– не давите. Дайте немного времени, и когда ребенок будет готов, возвращайтесь к обучению.
- Просматривайте мультики вместе с детьми, задавайте вопросы, отвечайте на их вопросы.
- Приобретите необходимую литературу: С. Бернер серия «Городок», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Свечников «Времена года. Иллюстрированная энциклопедия», С. Маршак «Круглый год».
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Не знаю, насколько это правда, но не раз слышала от учителей: сейчас в первый класс всё чаще приходят дети, которые умеют читать, писать и складывать в пределах ста, но не знают месяцев, дней недели и даже последовательности времён года. Родители спешат научить чему-то сложному, чему-то не соответствующему возрасту, а о простых, обыденных вещах часто забывают.
А ведь специально учить и не надо. Достаточно много читать с ребёнком, разглядывать и обсуждать иллюстрации. Полезно также рисовать и делать поделки по сезону, сохраняя результаты творчества. Впоследствии смотреть и вспоминать: как делали, что изобразили, какое время года было, что изменилось с тех пор.
Времена года мой трёхлетний ребёнок давно знает. Без труда может ответить, какое сейчас время года, что было до него, что будет после. Умеет описать природу в каждый из сезонов. Мы не заостряли на этом внимание нарочно — просто любим листать, читать, заниматься сезонным творчеством и подолгу пялиться в окно, обращая внимание на все перемены. Сегодня расскажу о некоторых наших книгах, которые научили моего ребёнка ориентироваться во временах года.
Начну с раннего.
«Времена года». Серия «Найди и покажи, малыш» издательства Clever
Я купила четыре книжечки этой серии, когда ребёнку было чуть больше года. Времени им было посвящено много, очень много. Иллюстрация на разворот. В отдельной плашке обозначены предметы, которые нужно найти на картинке. Текста почти нет. Разглядывание таких книг-картинок и поиск указанных предметов способствуют развитию внимания и расширению кругозора.
Из этих четырёх изданий книга о временах года была наименее любимой у моего ребенка (в остальных и иллюстрации получше, и сюжеты интереснее). Но мы её тоже смотрели, пусть и не так часто, как другие. Времена года как-то быстро запомнились.
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
«100 окошек — открывай-ка», Тони Вульф
Эта книга издательства «Эксмо» широко известна и очень популярна у нас в стране. Продаётся во множестве книжных магазинов и в «Детском мире». Мнения о ней неоднородны. Кто-то находит даже фактические ошибки. Например, многие удивляются, почему белка спит зимой. Впрочем, спит — не значит, что пребывает в спячке. Часто книгу ругают за сплошные запреты. Например, в теме о том, как правильно вести себя за столом, всё основано на слове «нельзя».
А нам книга понравилась. Окошек там, правда, меньше ста, но всё равно очень много. Это скорее развивающее пособие, текста там практически нет. Охвачено множество тем: цвета и формы, счёт в пределах 10, правила поведения, противоположности, дни недели, времена года, месяцы и др. Ко всему прочему, самостоятельное открывание окошек развивает мелкую моторику рук у малышей.
Грязный – чистый, сухой – мокрый, ловкий – неуклюжий, облачный – ясный и др.
Цвета и фигуры
«100 окошек» появилась у моего сына, когда ему было почти два года. Это был приз за выполнение заданий из предновогоднего календаря. Книга его заворожила. Вот уже полтора года он её с удовольствием листает. Особенно любит вот эту страницу с мышиным днём рождения.
Раздел о временах года представлен четырьмя страницами, по одной на каждый сезон. На всех страницах — по несколько окошек. Ребёнок, изучая иллюстрации, запоминает ключевые признаки времён года. Есть также разворот с двенадцатью месяцами.
«Учебник дошкольника. Время. Времена года», Владимир Степанов
Вся книжечка посвящена времени, календарю. Честно говоря, стихи и иллюстрации мне в целом не нравятся. Да и бумага оставляет желать много лучшего.
Из книги мы читаем только раздел с месяцами. Он приличнее остальных. На каждый месяц выделена отдельная страница с картинкой, стишком и загадкой. А на первый и последний месяцы — по развороту.
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
***
Далее я стала обращать внимание ребёнка на смену времён года в художественных произведениях. Особенно там, где эти перемены проиллюстрированы. Приведу два примера таких книг из нашей библиотеки.
«Кротик и Снеговик», Зденек Милер
Это один из серии рассказов про знаменитого Кротика, героя чешских мультфильмов.
Сюжет прост: однажды зимой Кротик слепил снеговика, и тот ожил. Кротик и Снеговичок подружились и сообща предавались зимним забавам. Но вдруг оживилось солнышко, и Снеговичок начал таять. Наступала весна. На помощь пришел пёс-медик — он отправил Снеговичка на вершину высокой горы. Там круглый год лежит снег. Кротик попрощался со Снеговичком и вернулся в лес. Друзья условились встретиться в лесу следующей зимой. Пришла весна, потом лето, затем осень. Наконец, воцарилась зима.
Каждое время года проиллюстрировано изменениями, происходящими с деревом, рядом с которым расположена норка Кротика. Вот дерево цветет, вот оно плодоносит, вот его листья пожелтели и опадают. Зимой ветки покрылись снегом. Читая рассказ, я всегда обращаю внимание сына на это дерево. На то, как оно меняется от сезона к сезону.
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
«Человеткин», Джулия Дональдсон
Герой этой небольшой сказки в стихах (перевела поэтесса Марина Бородицкая) — человечек из веток. Вместе с женой и тремя детишками он живет в дупле старого дерева. Однажды Человеткин отправляется на утреннюю пробежку — и попадает в круговорот событий, препятствующих его возвращению домой. Кто-нибудь постоянно использует его с той или иной целью. Он нужен то для гнезда, то для флага, то для растопки камина. Вот он рука снеговика, вот он бумеранг, вот он клюшка.
В тексте не сообщается, сколько времени скитался Человеткин. Но это легко понять, если обратить внимание на иллюстрации и детали повествования. Когда он отправился на пробежку, была весна: листочки у ветлы маленькие, кусты и деревья в цвету. Вскоре Человеткин стал частью гнезда, где лебедь высиживала птенцов. Это происходит весной и длится не меньше месяца. Значит, из гнезда Человеткин освободился под конец весны или в начале лета.
Затем наш герой попадает на морской пляж — люди купаются, загорают. Это уже точно лето. Потом пейзаж в череде картинок меняется: зелено, жёлто, бело. Домой Человеткин возвращается в рождественскую ночь. Значит, прошёл почти месяц зимы. Получается, что скитался он более полугода.
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
Листайте галерею
Вместе с ребёнком ищем сезонные признаки в книге — и тем самым закрепляем его знания о временах года.
Вообще, книга замечательная. Здесь и оригинальный персонаж, и смена времён года, и экологическая подоплёка, и тема зимних праздников (Человеткин помогает Санта-Клаусу развезти подарки, а потом Санта доставляет его домой, к жене и челодеткам).
***
Хочу немного отойти в сторону от книжной линии и порекомендовать игру. Это простая и недорогая настольная игра от Djeco «Топоголик». В комплект входят деревянный планшет с ячейками, фишки и карточки с пейзажами. Нужно находить на карточках животных, определять их расположение относительно основных объектов и в соответствии с этим расставлять фишки в ячейках. Чуть подробнее писала об этой игре здесь.
Карточки помогают закрепить знания о временах года. Есть в комплекте 4 карточки с одним и тем же пейзажем, изображённым в разные сезоны. Чтобы определить время года, надо обратить внимание на значимые признаки. Поспели ягоды на дереве — значит, это лето. Медведь латает крышу, на дереве есть листочки, но нет плодов, травка свежая — весна. Листья пожелтели и опадают, из трубы идет лёгкий дымок — пришла осень. Выпал снег, герои играют в снежки, в доме топят печь — зима. Можно давать малышу задание разложить карточки в хронологическом порядке.
Есть в наборе несколько несколько осенних пейзажей, пара зимних, много летних. День и ночь. Игра учит а). ориентироваться в пространстве и времени; б). правильно употреблять пространственные предлоги.
Ещё о нашем чтении:
Хорошая книга: “Цветик-семицветик”
Как я готовлю ребёнка к предстоящему обучению чтению
Хорошая книга: “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”
Читаем малышам: пять сказок, в которых есть море
Что ребёнку почитать, чтоб научить его считать?
Источник