Развитие ребенка твердые и мягкие звуки
Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
- Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Таблица признаков твердых и мягких звуков
Твердые:
- Перед а,о,у,э,ы.
- В конце слова перед согласным.
- Ж, ц, ш.
Мягкие:
- Перед гласными е,ё, и, ю, я.
- Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
- Й, ч, щ.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:
Звонкие и глухие согласные звуки
В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.
Таблица звонких и глухих звуков
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.
Примеры заданий для детей
Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):
Задания на различие пары согласных Г/К
Читайте также:
Источник
Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте)
Тема: Твердые и мягкие согласные.
Цель: Развитие навыка различения твердых и мягких согласных звуков.
Задачи:
Обучающие: учить дифференцировать понятия «звук речи» – «буква»; формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках; закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий; расширять словарный запас.
Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей: внимания, памяти, мышления; развивать фонематический слух; обогащать словарь; развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы; содействовать развитию эмоций, чувств ребенка; способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; формировать положительную самооценку; воспитывать любознательность, творческую активность; воспитывать навык самостоятельной деятельности; воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку, прививать любовь к природе.
Методы организации учебного занятия:
– словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);
– наглядный (работа с наглядными материалами: картинками, плакатами);
– практический (проведение игр, выполнение упражнений).
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному городу звуков и букв. Мы познакомимся с жителями этого города. Они раскроют нам свои секреты. Научат нас отличать звуки и буквы и поиграют с нами. Но для этого нам надо произнести волшебные слова.
– Повторяйте за мной слова и движения.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток, (Дети машут руками)
Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. (Дети кружатся)
Лишь коснёшься ты земли – (Приседают)
Быть по-моему вели! (Подпрыгивают)
Помоги моим ребятам быстрее попасть в волшебный город звуков и букв.
II. Объяснение нового материала.
Ведение в тему.
– Ребята, скажите, что можно услышать на улице в обычном городе? (ответы детей – шум машин, разговор, щебет птиц, лай собаки, мяуканье кошки).
– Это все звуки. Есть звуки природы, звуки музыки. А есть звуки речи. Из звуков речи состоят слова, и люди прекрасно понимают друг друга.
– А можем мы увидеть звук? (Ответы детей – нет.) Звуки невидимые, но мы их слышим и произносим.
– А вы знаете, какие бывают звуки речи? (Ответы детей.)
– Звуки речи делятся на две группы. Гласные и согласные звуки. Послушайте сказку о человечках-звуках.
Сказка о звуках.
«Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли – гласные звук. У гласных звуков были звонкие голоса, и они пели, как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам – согласным – захотелось. «П-П-П» – запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь». «Т-Т-Т» – застучал звук «Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит». «К-К-К» – закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку.
«Не печальтесь, не певучие звуки, – сказала голосистая девочка – звук «А», – Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» – закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
3. Знакомство с гласными звуками.
– Гласные звуки произносятся при помощи голоса. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, поэтому их можно петь как песенку, тянуть. Давайте назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. (на доску крепятся карточки с гласными звуками.)
Сколько их? (Гласных звуков 6.)
Гласные звуки можно петь по одному: А, О, У, Э, Ы, И.
Парами (дуэтом): АУ, ОИ, ЭЫ!
По трое (трио): АУО, ИЭЫ!
И даже хором: АУОИЭЫ!
(Дети совместно с педагогом поют песенки.)
– Гласные звуки носят красные костюмчики и обозначаются красным квадратом(кружком). (Педагог показывает квадрат из красного картона.)
Игра «Какой звук начинает слово?».
– Ребята, давайте встанем в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук и бросить мяч мне (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре): апельсин, озеро, ива, утка, эхо, ангел, ухо, экран, иголка, арбуз, утюг, облако, эскимо, окна, азбука.
Знакомство с согласными звуками.
– Согласных звуков больше, чем гласных. Согласные звуки петь не умеют, не любят.
Загадки.
Что же помогает нам произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки:
- Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить –
Они заболят. (Зубы.)
- Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык.)
Посильней ты их раздуй,
- На горячее подуй. (Щеки.)
– Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко.
Твердые и мягкие согласные звуки.
– Твердые согласные ходят в синих костюмчиках – квадратиках. (Педагог показывает квадрат из синего картона) У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». (Дети повторяют вместе с педагогом.)
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики – квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер. (Педагог показывает квадрат из картона зеленого цвета.) Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т’-т’-т’», пыхтят нежно «п’-п’-п’», и даже рычат нежно «р’-р’-р’». (Дети повторяют вместе с педагогом.)
Звонкие и глухие согласные звуки.
– Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек, тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой.
Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как дребезжит горлышко. Это звонкие согласные звуки. А теперь произнесем глухие согласные звуки: «П», « Т», «К», «С», «Ш». Горлышко не дребезжит.
Игра «Доскажи словечко». Педагог читает стихотворения, не договаривая слова, а дети их отгадывают и выделяют в каждом слове первый звук.
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…(василёк).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота….(гол).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын….(жираф).
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….(капуста).
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы…(льёт).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь).
Кто имеет один рог?
Отгадайте!…(носорог).
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его…(Петрушка).
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк
Угадай, как он зовётся?
Золотистый…(светлячок).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…(тишина).
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький ….(флажок).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я – …(хоккей).
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?…(цапля).
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит…(черепаха).
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…(шишек).
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой…(щётки).
Знакомство с буквами.
Ребята, посмотрите на картинку. (Педагог показывает картинки со следами птиц и животных.) Кто мог оставить такие следы? ( Ответы детей – собака, медведь, птица.)
– Так и звуки оставляют следы, когда касаются ножками листа бумаги.
– Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, как называются такие следы звуков:
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут вряд –
Сейчас заговорят. (Буквы.)
– Правильно, это буквы. Буквы – это символы, которыми мы записываем нашу устную речь. Буквы мы видим и пишем. В русском языке их тридцать три. Смотрите (показываю буквы), какие они красивые! Мы с вами подружимся с буквами.
Игра «Угадай слово». Педагог показывает картинки, а дети называют букву, на которую начинается слово: слон, дом, рыба, тыква, перо, вода, флаг, груша, булка, крот, зима, желудь, шина, йод, щенок, луч, часы, хлеб, нос.
III. Заключительная часть занятий.
– Наше путешествие на сегодня заканчивается. Чтобы нам вернуться домой, нужно ответить на волшебные вопросы-пропуски.
– Вам понравилась играть со звуками? (Ответы детей.)
– Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
– О каких звуках мы сегодня говорили? (Звуки речи.)
– На какие группы делятся звуки речи? (На гласные и согласные.)
– Сколько гласных звуков? (Их 6.)
– Назовите гласные звуки. (А ,о, у, и, ы, э.)
– Как отличить гласный звук от согласного звука? (Гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)
– Какие помощники нам помогают произносить согласные? (Зубы, язык, губы.)
– Какими бывают согласные звуки? (Твердые/мягкие, звонкие/глухие.)
– Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.)
– Сколько букв в русском языке? (33 буквы.)
– Молодцы, вы справились с заданием, и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по волшебному городу звуков и букв.
Источник
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | [б] | [б`] | белье |
ворс | [в] | [в`] | вяз |
горб | [г] | [г`] | гиря |
дом | [д] | [д`] | дядя |
золото | [з] | [з`] | земля |
кот | [к] | [к`] | кит |
лыжи | [л] | [л`] | лимон |
мусор | [м] | [м`] | мяч |
нора | [н] | [н`] | Нюра |
полы | [п] | [п`] | пение |
робот | [р] | [р`] | река |
солнце | [с] | [с`] | семя |
тон | [т] | [т`] | темя |
фурор | [ф] | [ф`] | финал |
хомяк | [х] | [х`] | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] – [в`]; [к] – [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» – всегда твердым согласный, за которым он стоит.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» – бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» – мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.
Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
§ Понятие о звонких и глухих звуках
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Звонкие звуки | Глухие звуки | ||
[б] | [ж] | [к] | [х] |
[в] | [з] | [п] | [ц] |
[г] | [л] | [с] | [ч] |
[д] | [м] | [т] | [ш] |
[й] | [н] | [ф] | [щ] |
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» – «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
§ Таблица твердых и мягких звуков
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Твердые и мягкие согласные | |
Твердые | перед гласными: а, о, у, э, ы. |
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан. | |
ж, ц, ш. | |
Мягкие | после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь. |
перед гласными: е, е, и, ю, я. | |
й, ч, щ. |
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
✍ Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
✍ Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
✍ Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
§ Вместо заключения
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
Источник