Развитие ребенка тема деревья

Задачи:
- закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
- учить детей различать деревья по внешним признакам;
- образовывать прилагательные от существительных;
- существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- подбирать слова-антонимы;
- закрепить употребление предлогов;
- развивать словарь по данной теме.
Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением листьев разных деревьев.
Ход занятия
1. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем, что в нем написано.
– «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок – хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»
– Ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес – это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, – это богатство нашей Родины – России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.
Сегодня мы с вами поговорим о деревьях.
2. Беседа о деревьях
– Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья – это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные – сохраняют свою хвою.
– Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
– Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
– Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
– Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
3. Загадки о деревьях
– Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист – ладошкой, с длинной ножкой. (клен)
Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.
(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)
4. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
5. Подбор слов-действий
Деревья – качаются, стоят, шумят, растут.
Листья – осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
6. Подбор слов-признаков
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
– Лист клена.
– Лист какой?
– Кленовый.
– Лист березы …
– Лист липы …
– Лист тополя …
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
7. Работа с текстом
День рождения елочки
Проснулась елочка ранней весной и видит: все деревья голые, а она нарядная, зеленая. Обрадовалась своему прекрасному наряду и загордилась.
Но скоро наступило лето, и все деревья стали такими же, как она, зелеными. Ничем от других она и отличаться-то не стала. Загрустила маленькая елочка: никто на нее не смотрит. Интересно, а что же дальше будет?
И настала золотая осень. Раскрасила она все деревья разноцветными красками, а елочка так и стоит зеленая. Загрустила она и думает: «И зимой, и летом – все одним цветом».
Заплакала елочка, а деревья собрались вокруг нее и успокаивают: «Маленькая ты еще, многого не знаешь, хочешь, мы тебе о себе расскажем?»
Я – клен, посмотри, какими яркими красками раскрасила осень мои листья: они оранжевые, желтые, багряные, самые большие и красивые. У меня не найдешь и двух одинаковых. Из моих листьев можно собрать много разноцветных букетов. Есть у меня и секрет – маленькие «вертолетики», это мои крылатые плоды, а в них спрятаны семена. Дунет ветер, оно полетит куда-нибудь, зацепится за землю, укроется листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти.
Я – осина, у меня зеленовато-лиловая кора, листья сейчас ярко-красные, особенные, очень подвижные, приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у меня и украшение – сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена разносятся далеко-далеко, жаль только, что кору мою любят грызть лоси и зайцы.
Я – дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотри, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди – мои семена. Из них потом молодые дубки вырастут.
Я – тополь. Кора у меня гладкая, листочки только кое-где пожелтели. Весной почки у меня клейкие, похожие на пушистые шпоры, из них вырастают молодые клейкие листочки, они сильно и приятно пахнут. Есть у меня и украшения – сережки, из которых потом пух лететь будет и разносить семена мои.
Я – липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Из цветочков вырастут плоды – орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.
Я – рябина. Про меня говорят:
Уж клич отзвенел журавлиный,
Давно осыпался сад,
А яркие гроздья рябины
Все так же свисая горят.
Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, так как ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.
А про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют береза моя, березонька белая, береза кудрявая.
Только у меня кора белая с черными пятнами. Весной только я очень полезным березовым соком всех пою. А сережки и у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Из них семена-крылатки разлетаются повсюду. Почки мои любят птицы.
Выслушала елочка всех и загрустила: «А я все зеленая да зеленая». Посоветовались деревья и решили устроить елочке день рождения, подарить подарки. Много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.
Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная и счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах елочка становится из колючей и хвойной – мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом – одним цветом.
8. Дидактическая игра «Скажи ласково»
(дождь, туча, дерево, ствол, лист, почка, ветка, листопад)
9. Итог занятия
Источник
ДЕРЕВЬЯ
Игры на развитие крупной моторики и координации движений с речью.
ДУБ
Желудь в землю упадет. (присесть)
И дубок здесь прорастет. (встать, руки вверх)
Слева дуб и справа дуб. (указать влево, затем- вправо)
Выросла дубрава. (покружиться).
ТОПОЛЬ
Ветер дует – он не гнется, (Поднять руки вверх, покачать из стороны в сторону)
Лист его лишь шелохнется, (Потрясти кистями рук)
Белый ствол и ветви вверх (Встать ровно, вытянуть туловище, высоко тянуть руки вверх)
Это тополь – выше всех. (Прыгнуть высоко вверх)
СОСНЫ
Сосны до неба хотят дорасти, (вытянуть руки вверх)
Небо ветвями хотят подмести, (покачать руками из стороны в сторону)
Чтобы в течение года (покружиться)
Ясной стояла погода. («нарисовать» руками большой круг, потряхивая кистями рук)
ОСЕННИЙ КЛЕН
Клён растопырил ладошки, (вытянуть руки вперед ладонями вверх, широко расставив пальцы)
Моется тёплым дождем. ( «умыть» лицо ладонями)
Радуясь новой одёжке, (похлопать и покружиться)
Смотрит, как мимо идём. (пошагать)
Может, не ждал он подарки. (поднять плечи вверх)
Может, и сам удивлён. (сделать удивленное лицо, руки в стороны)
Как неожиданно ярко
Осень раскрасила клён. (сделать красящие движения руками)
Клоунским пёстрым нарядом (похлопать ладонями по телу сверху вниз)
Манит приветливо нас: (сделать манящие движения руками)
– Встаньте, пожалуйста, рядом, (встать ровно)
Я вам сюрпризы припас. (расставить руки в стороны)
Розовый, жёлтый, зеленый (сделать указательные движения)
– Все, как один, хороши!.. (показать «Класс»- пальцы сложить в кулак, вытянув большой палец вверх)
Кланяясь клоуну-клёну, (поклониться)
Ты их собрать поспеши, (сделать наклоны вперед)
И в тишине, у дорожки,
Встретятся наши ладошки. (руки сложить в замок)
Игры на развитие мелкой моторики и координации движений с речью.
НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ?
Дубовый листок в завитушках (круговые движения указательными пальчиками)
Немного похож на барашка.
Осиновый лист – будто шарик (пальцы обеих рук соединить, показать шарик)
Или с длинным хвостом черепашка.
Лист липовый словно сердечко. (показать пальчиками сердечко)
Кленовый похож на ладошку. (руки положить на стол ладошками вверх)
Каштановый лист, словно веер,
Сейчас помашу им немножко. (пальцы растопырить, помахать на лицо)
БЕЛАЯ БЕРЕЗА
Белая берёза (поставить руки вместе, локтями на стол, пальцами вверх)
Под моим окном (соединить большой и указательный пальцы рук в форме квадрата)
Принакрылась снегом положить левую ладонь на стол, сверху правую, поменять ладони)
Точно серебром.
На пушистых ветках (покрутить кистями рук, растопырив пальцы)
Снежною каймой
Распустились кисти (потрясти кистями рук, опущенными вниз пальцами)
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине, (поставить руки вместе, локтями на стол, пальцами вверх)
И горят снежинки (резко сжимать и разжимать кулаки, пальцы в стороны)
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом, (сделать шагающие движения пальцами рук)
Обсыпает ветки (сделать посыпающие движения пальцами рук)
Новым серебром.
Ветер по лесу летал
Ветер по лесу летал, (сделать качающие движения кистями рук)
Ветер листики считал: (соединить поочередно большой палец со всеми остальными)
Вот дубовый, (загибать поочередно пальцы)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (поднять ладони и резко бросить вниз)
Автор: Нищева Н.
СОБИРАЕМ ЛИСТИКИ
Раз, два, три, четыре, пять -(сжать руки в кулак, постепенно разгибать пальцы рук)
Будем листья собирать. (сделать собирательные движения руками)
Листья березы, листья рябины, (соединить ладони, по очереди отсоединять пальцы)
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем.(сделать шагающие движения пальчиками)
Загадки
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Ответ: Дерево)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Ответ: Береза)
ОН- могучий!
Крона – в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны. (Ответ: Дуб)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ответ: Елка)
Что за плакса навсегда
Поселилась у пруда.
Ветви в нём свои купает,
Это дерево кто знает? (Ответ: Ива)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Ответ: Липа)
Жёлто – красная одёжка,
листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это … (Ответ: Клен)
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат…
Нет, не все еще – у этих
Листья тихо шелестят. (Ответ: Осины)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Ответ: Рябина)
Хоть колюча, но не ёлка
Подлинней её иголки,
кора тонка, красна!
красавица – … (Ответ: Сосна)
То ли с крыши, то ли с неба
– Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Ответ: Тополь)
Скажи – с какого дерева
Зелёный ёж упал?
В сторонку откатился,
Но в лес не побежал. (Ответ: С каштана)
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Ответ: Яблоня)
Вот свершилась злая доля,
Было дерево когда-то,
А теперь тут круглый столик
И за ним сидят опята.( Ответ: Пенек)
В золотой клубочек
Спрятался клубочек.(Ответ: Желудь)
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется …(Ответ: Орех)
Листья, как твоя ладонь,
Пальцы растопырены.
Белых свечек по весне
Видимо – невидимо.(Ответ: Каштан дерево)
Есть в тайге сибирской кедры,
На орехи кедры щедры.
Знают белки, знают мышки,
Что искать их надо в…(Ответ: Шишке)
Осень листья расшвыряла,
И деревьям зябко стало.
Только ель средь них одета.
Из чего ж одежда эта?(Ответ: Хвоя)
На берёзке что надето?
Нет на дереве берета,
То не шапка, не корона –
Из листвы и веток …(Ответ: Крона)
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.(Ответ: Листья)
Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в них спят листочки
И растут во время сна.(Ответ: Почки)
Как слой наружный называют,
Что ствол древесный покрывает?(Ответ: Кора)
Игры и задания на развитие лексико-грамматического строя речи
«Подбери слова-действия».
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
Инструкция: вспомни и скажи, что делает …?
Игровая ситуация: «Осенний букет для мамы» – за каждое слово ребенок ставит в вазу красивый осенний лист.
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет …
Так же подобрать слова-действия к словам: ветка, почка, плод, крона, сосна, дерево…
«Подбери признаки»
Цель: расширение и активизация словаря-признаков.
Инструкция: вспомни и скажи, какой (какая, какие, какое)?
Игровая ситуация: «Запасы для ежика» – за каждое слово ребенок «дарит» ежу фрукт.
Береза (какая?) красивая, высокая, стройная, белоствольная, нарядная, кудрявая, русская, ….
Так же подобрать признаки к словам: дерево, лист, плод, орех, шишка, пень, крона, ствол, ветка, …
«Большой и маленький»
Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.
Инструкция: Я назову предмет, а ты назови его ласково.
Игровая ситуация: «Большой и маленький» – дети, называя большой предмет, тянут руки вверх и встают на носочки , а ,называя маленький – приседают на корточки и обнимают себя руками.
тополь – тополек; дуб – дубок, дубочек; осина – осинка, осиночка; береза – березка, березонька, березушка; рябина – рябинка, рябинушка; ива – ивушка; елка -елочка; сосна – сосенка; клен – кленок, кленочек; яблоня – яблонька; шишка – шишечка; ветка – веточка;
лист – листик, листок, листочек; лес – лесок, лесочек; иголка – иголочка; дерево – …
пень – … хвоя -…
«Один – все»
Цель: образование формы множественного числа существительных в именительном падеже.
Инструкция: Я скажу про один предмет, а ты скажи про все такие предметы.
Игровая ситуация: При ответах можно использовать игру с мячом, когда ребенок дает ответ и кидает мяч логопеду. «Найди картинку» – ребенок дает ответ и находит соответствующую картинку среди других.
Клен – клены, тополь – тополя, осина – осины, лист – листья, пень – пни и др слова по теме.
5. «Один – много»
Цель: образование формы множественного числа существительных в родительном падеже.
Инструкция: Договори фразу.
Игровая ситуация: «Игра с мячом», «Найди пару» – логопед называет предмет и кладет картинку. Ребенок находит картинку, где изображено много таких предметов и называет ее.
Одна рябина – много рябин; одна ель – много елей.
«Есть – нет»
Цель: образование формы единственного числа родительного падежа.
Инструкция: Скажи, чего нет?
Игровая ситуация: «Чего нет?» – Логопед выкладывает перед детьми изображения или предметы по теме, затем прячет незаметно картинку (предмет), дети вспоминают, что пропало и дают ответ.
пень – нет пня, дерево – нет дерева…
«Посчитай»
Цель: согласование существительных с числительными один, два, пять.
Инструкция: Скажи, сколько?
Игровая ситуация: «расшифруй схему» – на схеме изображены цифра и предмет по теме, ребенок читает, правильно согласуя числительное и существительное. «Переводчик» – логопед показывает картинку и говорит, что про этот предмет надо будет сказать. Далее показывает один палец, два и пять. Ребенок составляет фразу. Одно дерево – два дерева – пять деревьев. Одна ветка – две ветки – пять веток. Один дуб – два дуба – пять дубов
«Посчитай»
Цель: согласование существительных с прилагательными и числительными один, два, пять.
Инструкция: Посчитай.
одно высокое дерево – два высоких дерева – пять высоких деревьев,
одна сосновая ветка – две сосновые ветки – пять сосновых веток,
один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов.
9. «Посчитай»
Цель: согласование существительных с числительными.
Инструкция: Посчитай.
одна береза, две…, три…, четыре…, пять …
1 дуб, 2 …, 3 …, 4 …, 5 …
один пень, два…, три…, четыре…, пять…
одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…
«С какого дерева лист?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Инструкция: Скажи, какой лист?
Игровая ситуация: «разложи листочки» – дети кладут листочки возле изображения соответствующего дерева.
Лист березы – березовый. Лист рябины – рябиновый…
«Скажи наоборот»
Цель: расширение и активизация словаря антонимов.
Инструкция: Скажи наоборот
У сосны иглы длинные, а у ели – …
У клена листья большие, а у березы – …
У березы ствол светлый, а у клена – …
У дуба ствол толстый, а у березы – …
«Где, откуда, куда?»
Цель: употребление предлогов С, НА, ПОД.
Инструкция: Скажи, где висит лист? Откуда упал? Куда упал?
Игровая ситуация: «Живое дерево» ребенок держит в поднятых вверх руках листья, проговаривает: «Кленовый лист висел на клене». Ребенок отпускает лист и проговаривает: «Лист упал с клена». Показывает пальцем на листочек: «Лист упал под клен (лежит под кленом)»
Игры и задания на развитие связной речи
1.«Загадка-описание»
Цель: развитие связной речи. Составление рассказа описания.
Инструкция: Составь загадку о дереве.
Образец: «Я – могучее, крепкое дерево. У меня толстый, мощный, коричневый ствол. Овальные, волнистые по краям листья. Мои плоды – желуди».
План:
как называется дерево;
хвойное, лиственное или фруктовое;
в каком лесу растет;
как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
какую пользу приносит.
Игры и задания на развитие слогового анализа и синтеза
«Раздели словечко»
Цель: деление слов на слоги.
Инструкция: раздели слова на слоги, отхлопай количество слогов.
Игровая ситуация: ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Деревья» и на каждый слог хлопает в ладоши или подкидывает мяч вверх или отбивает мяч об пол.
(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)
Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа).
Напр.: ЛИПА. ЛИ-ПА, в этом слове 2 слога, значит 2 гласных звука: И – А.
2.«Собери словечко»
Цель: синтез слогов в слово
Инструкция: Слово рассыпалось и все слоги перепутались. Собери слово. Найди картинку.
Игровая ситуация: Логопед выставляет на доску несколько картинок по теме. Произносит слова переставляя слоги. Дети составляют из слогов слово и находят соответствующую картинку.
Игры и задания на развитие языкового анализа и синтеза
«Непонятное предложение»
Цель: развитие умение последовательно выстраивать слова в предложении.
Игровая ситуация: Логопед выбирает героя (Незнайку, Чиполлино и др) и говорит Что герой составил предложение неправильно, надо исправить. Читает набор слов. Дети восстанавливают последовательность слов в предложении. Более сложный вариант, когда слова читаются в начальной форме.
Игры и задания на автоматизацию и дифференциацию звуков.
«Чистоговорки на автоматизацию С»
Су-су-су, каштаны я несу. (далее чистоговорка повторяется, заменяя слово «каштаны» на названия других плодов)
Су-су-су, рябиновый лист я несу. (далее проговариваем названия других листьев)
Оска-оска-оска, стройная березка. (далее подбираются другие признаки: зеленая, высокая, белоствольная, молодая, старая, нарядная…)
Сна-сна-сна, высокая сосна. (далее подбираются другие признаки)
«Чистоговорки на дифференциацию С- Ш»
Шил-сыл-шил, каштаны я сушил (далее каштаны заменить на названия других плодов и листьев)
Су-шу-су-шу, каштаны я сушу.
«Чистоговорки на автоматизацию Л в сочетании со звуком С»
Сла-сла-сла, каштаны я несла. (Светлана каштаны несла. Людмила каштаны несла и др имена. Также заменять поочередно названия плодов и листьев)
«Чистоговорки на автоматизацию Л в сочетании со звуком Ш»
Отрабатывать рифмовки заменяя имена (Мила, Людмила, Светлана, Милана, и др) и названия плодов и листьев.
А) Мила шла, шла, шла, каштан нашла, в лукошко положила и дальше пошла.
Б) Володя шел, шел, шел, желудь нашел, в лукошко положил и дальше пошел.
«Чистоговорки на автоматизацию Л в сочетании со звуком Вь»
Видела-видела-видела, старый дуб увидела (заменить названия деревьев)
Видел-видел-видел, старый дуб увидел
«Чистоговорки на автоматизацию Р -Рь»
Ри-ри-ри каштаны собери (заменить на другие названия плодов и листьев)
Раю-раю-раю, каштаны собираю.
Ру-ру-ру, каштаны соберу
Рву-Рву-Рву, дубовый листочек сорву.
«Чистоговорки на дифференциацию Л-Р»
Рала-рала-рала, каштаны собирала (заменить на другие названия плодов и листьев)
Рал-рал-рал, желуди я собирал.
Рвал-рвал-рвал, листья дуба нарвал.
Источник