Развитие ребенка тело человека

Вопросы о том, как называются и для чего нужны разные части тела, вполне естественны для маленького ребенка. А вот старшего дошкольника уже может заинтересовать и то, что находится у нас внутри, как это работает. И чем больше родители будут стесняться, теряться или отмахиваться, тем меньше доверия к ним будет у малыша, тем легче убить в нем природную любознательность. Конечно, энциклопедические знания им еще совершенно не нужны. Но как рассказать о теле человека и его строении детям, чтобы это было и в меру, и по возрасту?
Для самых маленьких
Начиная примерно с 2 лет, ребенок начнет интересоваться тем, как выглядит его тело: из чего оно состоит. Пока что интерес ограничивается внешним строением. Части тела: для чего нужна каждая из них? Основные малыш наверняка уже знает. Это голова, живот, спина, руки, ноги, глаза, рот, уши, нос, щеки.
Теперь самое время изучить каждую часть отдельно. Например, на голове находятся волосы, лоб, глаза, брови, уши, нос, губы, зубы, рот, подбородок. Соединяет голову с туловищем шея.
Чтобы объяснить малышу назначение основных органов, можно предложить ему игру:
- Закрой глаза и попробуй что-нибудь увидеть.
- Закрой ушки и скажи, что слышишь.
- Зажми носик. Чувствуешь, как пахнет яблоко, апельсин?
- Попробуй подышать, когда закрыты носик и ротик.
- Попробуй что-то сказать или скушать, не открывая рта.
Вместе с ребенком нужно сделать выводы этого веселого эксперимента.
Объясните малышу, что все это – органы чувств: они позволяют нам чувствовать запахи, вкус, слышать, видеть.
По такому же принципу можно изучить строение рук (плечо и подмышки, предплечье, локоть, запястье, кисть, ладошка, пальцы) и т. д.
Родители лишь должны помнить, что тело человека для детей в этом возрасте – это, прежде всего, то, что они видят. Сейчас более глубокие знания для самых маленьких детишек ни к чему. Сами они интересоваться вряд ли станут в силу возраста, а ненужная информация будет только лишней нагрузкой.
Объяснять все, чего дошкольник пока не знает, нужно на понятном ему языке, на основании чего-то известного.
В младшей группе детского сада педагоги будут закреплять с малышами эти знания на развивающих занятиях: делать аппликации, рассматривать картинки и собирать их по частям, работать с раскрасками, включать в работу разные части тела на физзанятиях и т. д.
А что внутри?
Такой вопрос назревает обычно у старших дошкольников. Понятно, что анатомию человека в этом возрасте они должны изучать не так дотошно, как изучают ее в школе. Взрослым следует помнить о возрасте ребенка, его уровне представлений о мире, понятийном аппарате, кругозоре. Поэтому рассказывать, как устроен человек, нужно, обязательно учитывая эти факторы.
Вот пример того, какой информации дошколятам будет достаточно:
- Кожа
Она находится снаружи, мы ее видим. С ее помощью мы чувствуем боль и разные прикосновения, она защищает нас от разных повреждений, помогает зимой сохранять тепло, а летом охлаждает нас, вырабатывая пот. На коже находится множество крошечных отверстий, через которые пот выходит наружу и охлаждает тело.
- Глаза
С их помощью мы видим. Без зрения человек становится почти беспомощным, поэтому глазам нужна защита. Мы постоянно моргаем, чтобы они увлажнялись, веки защищают их от повреждений, брови – от попадания пота, реснички – от соринок и пыли. Если же в глаз что-то попадает, из него выделяется слеза, чтобы смыть «чужака».
- Уши
Они позволяют нам не только слышать. Эти органы – с секретиком, который прячется глубоко внутри уха. Это специальное устройство, которое называется вестибулярный аппарат. Он помогает нам удерживать равновесие при ходьбе, беге, прыжках, езде на велосипеде или роликах.
- Органы дыхания
При вдыхании человек улавливает запахи. Наш нос может различить около тысячи разных ароматов! Но мы дышим, прежде всего, для того, чтобы наш организм получал кислород, без которого не может существовать. Кислород находится в воздухе. Мы вдыхаем его через нос. Воздух проходит по горлу и попадает в легкие – внутренние органы дыхания. Легкие очищают воздух от всевозможных примесей. Легкие добывают из воздуха кислород и отправляют его в кровь. Когда мы делаем выдох, то выталкиваем этот переработанный воздух без кислорода – углекислый газ.
- Кровеносная система
Она похожа на сложный водопровод. Его трубы – сосуды разной толщины. Это артерии, вены, капилляры, которые разносят кислород по всему нашему телу. Чтобы кровь постоянно двигалась, у человека есть специальный насос – сердце. Его часто называют нашим мотором. Сердце разгоняет кровь по всему организму, разнося кислород. А когда кровь возвращается обратно, она уносит за собой вредные вещества. Сердце прокачивает кровь по нашему телу много раз в минуту каждый день и ночь, не останавливаясь ни на секунду! Когда мы используем больше кислорода (бегаем, прыгаем, плаваем, танцуем), сердце работает еще быстрее.
А еще в нашей крови живут специальные стражники – лейкоциты. Они постоянно ищут и уничтожают разные вирусы и бактерии, которые приносят в наш организм болезни.
- Органы пищеварения
Для чего мы едим? Чтобы получить нужные организму вещества: витамины, белки, углеводы, и многие другие. А чтобы добыть из еды эти вещества, у человека имеется пищеварительная система.
Когда мы кладем еду в рот и жуем, зубы ее измельчают, чтобы можно было проглотить (а язык помогает ему, перемешивая пищу). Слюна начинает разделять (расщеплять) пищу, чтобы из нее легче было достать полезные вещества. Когда мы глотаем, пища попадает сначала в пищевод, а затем – в желудок. В нем находится желудочный сок, который заканчивает расщепление пищи и передает ее на 5 часов в тонкий кишечник, где из нее выжимаются полезные вещества и отправляются в печень. Она их сортирует и распределяет по всем клеткам организма, чтобы они хорошо росли и правильно работали.
Дальше пища попадает в толстый кишечник, там еще 20 часов выжимаются до последней капли все оставшиеся полезные вещества. А то, что останется от такого выжимания, покидает наш организм (мы ходим в туалет).
- Мышцы
Мышцы – это не только сила. Они помогают нам двигать частями тела. И не только поднимать руки или ходить ногами. Говорить, моргать, улыбаться, смеяться без мышц было бы невозможно.
- Кости и скелет
Чтобы мышцы могли удерживать наше тело и двигать его частями, им нужна прочная опора. Это – кости. Все кости в нашем организме образуют надежный каркас – скелет. Кости очень прочные, но легкие. От их размера, когда они вырастают окончательно, зависит размер самого человека. Чтобы кости могли двигаться, их соединяют суставы.
Кости черепа защищают наш мозг, ребра – внутренние органы, а позвоночник держит все тело в неизменной форме.
- Головной мозг
Все эти органы связаны между собой. Но им сложно было бы работать без руководителя. Такой руководитель – мозг человека. Он командует всеми органами и контролирует их работу. А еще благодаря ему человек может думать, помнить, чувствовать, что-то делать.
Наши органы – неутомимые труженики. Они ни на миг не прекращают своей работы, даже когда мы спим.
Что поможет при изучении анатомии?
Показать наглядно, как выглядит печень или легкое, вживую не получится. Здесь могут спасти анатомические атласы в картинках, иллюстрированные детские книги о строении тела человека, плакаты. Можно подключать и тематические обучающие мультики.
Чтобы закрепить изученное, важно, во-первых, не втискивать в голову ребенка всю информацию разом – одного органа для одного занятия достаточно. А во-вторых, лучший помощник в любом обучении – игра. Как можно поиграть в анатомию?
Лучше всего для этой цели подходит, конечно, игра в больничку или доктора. Но можно придумать и другие варианты. Например:
- подобрать загадки про части тела;
- найти или сочинить сказку об их приключениях и взаимопомощи;
- поиграть в тематические онлайн-игры.
А можно поиграть с карточками, на которых изображены части тела:
- ребенок берет карточку и называет орган ласково (ухо – ушко, рот – ротик);
- то же самое, но с использованием множественного числа (ухо – уши, рот – рты);
- то же самое, но нужно ответить на вопрос: много чего? (ушей, ртов).
Можно найти или придумать и другие игры, которые помогут закрепить ребенку знания о том, как устроен его организм, какие органы для чего нужны. Главное, чтобы информация, которую он получит, была правдивой, доступной и интересной.
Источник
Схема тела – это внутреннее представление человека о собственном теле, его границах и возможностях. Она дает представление о положении тела в пространстве, о положении частей тела относительно друг друга, координации частей тела между собой. На основе схемы тела ребенок формирует в дальнейшем образ своего тела и далее образ «Я». По мнению военного врача и психотерапевта Л. П. Гримака, при создании модели внешнего мира мозг человека способен отражать и образ своего тела. Таким образом получается, что формирование схемы тела как нижней ступени образа «Я» влияет на психическое и психологическое развитие человека, его мышление и мировоззрение.
Схема тела является базой самосознания, посредством которого человек выделяет себя из окружающего мира, осуществляет свою осознанную и произвольную психическую и физическую деятельность. Она лежит в основе развития системы пространственных представлений, где тело – это внутреннее пространство, а внешнее познается благодаря зрительным, слуховым, тактильным, вкусовым и обонятельным анализаторам. Также схема тела влияет на квазипространство – пространство, отраженное в речи и абстрагированное от наглядных чувственных образов:
- устная речь (способы словоизменения и словообразования, понимание и использование логико-грамматических конструкций, переносных смыслов и пр.);
- навыки письма и чтения;
- счет и математические представления.
При формировании схемы тела ребенок учится управлять своими конечностями, занимать правильную позу, держать равновесие, что особенно важно при освоении различных физических навыков, занятии спортом. Схема тела непосредственно связана с проприоцепцией (мышечным чувством). При освоении передвижения на беговеле, роликах, самокате, велосипеде, лошади ребенок имеет возможность расширить свою схему тела и глубже познать собственные возможности.
Уже позже на основе схемы тела ребенок формирует образ своего тела. Это происходит тогда, когда к схеме тела прибавляется оценочность: я ловкий или неуклюжий, у меня длинные руки и пальцы или у меня короткие руки и ноги, я толстый или худой, у меня красивое тело или некрасивое. В этот же момент происходит осознание различных физических дефектов своего тела.
Этапы формирования схемы тела у ребенка
Схема тела начинает формироваться с первого же дня жизни ребенка. В первые недели и месяцы на нее влияют врожденные рефлексы, например, хватательный рефлекс, рефлекс «поиска груди», шагательный рефлекс. Со временем они угасают, а в поведении ребенка начинает появляться некоторая осмысленность и «произвольность».
Ребенок начинает манипулятивную деятельность с предметами. Согласно исследованиям С. Л. Новоселовой (1978 г.), она продолжается до 5-6 месяцев, далее следуют ориентировочные действия (7-9 месяцев). К 11-12 месяцам ребенок начинает усваивать назначения предметов: куклу он укачивает и кладет на кровать, мяч катает по различным поверхностям, автомобиль толкает, пирамидки и сортеры собирает и разбирает. Предметная деятельность, которая заключается в усвоении назначения предметов и выполнения действий с ними, очень важна для развития схемы тела в раннем детском возрасте. И здесь очень важно взаимодействие ребенка и взрослого, так как именно взрослый раскрывает ребенку назначение предметов. Также предметная деятельность влияет на умственное развитие ребенка и на определенные черты характера, например, сосредоточенность, умение работать на результат.
Третьим этапом С.Л.Новоселова выделяет предметно-опосредствованные действия, которые осуществляются орудийными операциями и которые дети осваивают к 12-18 месяцам. Они научаются есть суп ложкой, катать игрушки в машинке или коляске, забивать игрушечные гвоздики молоточком.
Также на формирование схемы тела влияет сенсорное развитие, которую называют первой формой мышления. Сенсомоторика развивается в динамике (поворот головы, прикосновения к предметам) и формирует ощущение полноты пространства вокруг. А вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные и слуховые ощущения дают психике информацию о том, как организовывать последовательность собственных действий и расположить тело в пространстве. Далее у ребенка формируется смысловое поле, в котором он взаимодействует с помощью слов, жестов и мышления.
Исследователи связывают развитие схемы тела ребенка с развитием его правого полушария, которое идет особенно активно в первые 5 лет жизни ребенка, в результате чего появляются следующие функции и навыки:
- Предметная деятельность;
- Понятие правого и левого;
- Развитие пространственных представлений;
- Развитие графических навыков, конструирование.
Также у ребенка до 2 лет развиваются телесно-пространственные границы, с помощью которых он распознает опасности окружающего мира – высота, огонь, ледяная вода и др.
По мнению М. Л. Симмел, которая исследовала появление феномена «фантом конечности», схема тела полностью формируется к 9-10 годам.
К этому возрасту у ребенка в норме должны быть сформированы три основные сенсорные системы, которые влияют на формирование схемы тела:
- Вестибулярная – сообщает мозгу о положении головы в пространстве;
- Проприоцептивная – сообщает мозгу о положении тела в пространстве и относительно головы;
- Тактильная – поверхностная чувствительность внешних покровов кожи.
Развитие данных систем имеет тесную связь с примитивными рефлексами. Поначалу тело существует на основе «встроенных» программ, например, асимметричного и симметричного шейных тонических рефлексов, которые уберегают голову от ударов в зависимости от положения тела в пространстве и помогают «включить» моторные функции (например, ползание, стояние на двух ногах и т.д.). Со временем данные рефлексы угасают, но их функции берет на себя развитая схема тела.
Как родители могут помочь в развитии схемы тела ребенка?
В первые недели и месяцы жизни ребенка, когда младенец еще не отделяет себя от матери и не чувствует границ своего тела, очень важен материнский фольклор и тактильные ощущения:
- Игры с пестушками, приговорками, потешками.
- Помощь в проживании отдельных частей тела ребенка в контакте с руками матери.
- Ритмичное напевное называние всех частей тела на постоянной основе.
В более старшем возрасте рекомендуется:
- Знакомить его с предметами быта, с их названиями и предназначением (формирование предметной деятельности)
- Следить за моторным развитием (чтобы ребенок вовремя научился переворачиваться, ползать, сидеть, стоять у опоры), делать массажи.
- Давать ребенку возможность находиться в беспредметном пространстве (в пустом помещении или на полянке в лесу) и самостоятельно передвигаться по нему: ползать, больше ходить пешком, чем ездить в коляске.
- Предоставлять возможности для обогащения сенсорных ощущений – игры на проприоцепцию, тактильные ощущения и т.д., не запрещать играть в песке, глине, ползать по земле.
- Развивать у ребенка самостоятельность, приучать к самообслуживанию (самостоятельно подниматься по лестнице, пить из чашки, есть ложкой, надевать штаны).
- Расширять схему тела за счет средств передвижения – самокат, беговел, коньки, ролики, лыжи, велосипед, верховая езда на пони или лошади.
- Заниматься с ребенком зарядкой, ОФП, водить в бассейн, на гимнастику.
- Если у ребенка есть трудности с различением правой и левой руки, одну из рук можно маркировать чем-либо: часами, браслетом. Тогда ребенку будет легче запомнить, где у него правая рука, а где левая.
Схема тела влияет на графические возможности и конструирование, поэтому, пока схема тела недостаточно развита, учить ребенка писать и рисовать мелкие детали не только не полезно, но и вредно (это может привести к дислексии и дисграфии впоследствии). Тем не менее готовить ребенка к письму можно с достаточно раннего возраста, знакомя сначала с такими понятиями, как бумага, карандаш, ручка, краски, кисточка. Поначалу ребенок будет рисовать только черточки и точки, но постепенно сложность рисунков будет увеличиваться. Графические навыки помогают детям формировать пространственные представления, так как в процессе рисования координируется работа обоих полушарий мозга – формируется конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление.
Отрабатывая графические навыки, ребенок также получает знания о форме и расположении предметов в пространстве, их оттенках, качествах. Знания графики базируются на анализе, синтезе, сравнении, обобщении.
Еще одним методом тренировки взаимодействия с окружающей средой и формированием расширенной схемы тела является конструирование. Это процесс создания конструкций из разных материалов, в которых предусмотрены способы взаимного расположения и соединения их частей и элементов.
Для чего нужно развивать схему тела?
Сформированная схема тела дает человеку:
- Большой объем бытовых, профессиональных, спортивных и других навыков, необходимых для жизни в конкретных условиях.
- Развитие контроля внимания, речи, памяти.
- Уверенность в себе, раскрепощенность, умение взаимодействовать в социуме.
- Адаптация к окружающей среде.
- Навыки координации и четкости движений («моторный интеллект»).
- Навыки преодоления стереотипов в поведении.
Основные проблемы при несформированности схемы тела:
- Диспраксия
- Несформированность пространственных представлений;
- Непонимание логико-грамматических конструкций;
- Графомоторные проблемы.
При нарушении формирования схемы тела необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист проведет диагностику, напишет заключение и выстроит коррекционный маршрут.
Связаться с нами можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:
[ht-ctc-chat number=79643424702 style=8 call_to_action=”WhatsApp” ]
Источник
Аннотация
Представленный методический комплекс предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста (4-7 лет) с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.
Методический комплекс предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих естественно-научное образование детей. Его создание базируется на программе А.И. Ивановой “Что могут знать дошкольники о человеке”; разделе “Что я знаю о себе”, включённого в программу доктора педагогических наук С.А. Козловой “Я – человек”, курсе по предшкольной подготовке М.Л. Лазарева “Здравствуй!”, программе Л.Бобарыкиной, Н.Шумиловой “Доктор Неболит”.
Описание методического материала
В последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Само понятие “здоровье” всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии и с природой, и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни. Особенно важно это знать детям, живущим в условиях Крайнего Севера.
Для осознания важности данной проблемы дошкольники в первую очередь должны познакомиться с тем, что же представляет собой человеческий организм, с особенностями его строения, функционирования и жизнедеятельности.
Таким образом, цель данного методического комплекса можно сформулировать следующим образом:
ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
– сформировать представления детей дошкольного возраста о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;
– сформировать позитивное самосознание, ценностное отношение к собственной жизни и жизни другого человека;
– расширить знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;
– развить умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;
– развить свободную, здоровую личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям;
– развить интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;
– воспитать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.
Реализация данного комплекса включает в себя следующие компоненты:
– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;
– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;
– развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;
– практический – практическое осуществление и применение познанного.
При этом содержание комплекса строится на принципах:
– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста;
– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;
– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;
– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.
Методический комплекс состоит из трёх блоков.
Первый блок “Твоё удивительное тело” предназначен для детей 4-5 лет. В нём дети впервые знакомятся с тем, что все люди на Земле разные и неповторимые, узнают, что такое комплекция, почему у людей разный цвет кожи, глаз и волос, форма носа; учатся внимательно наблюдать за лицом, определять по нему настроение и самочувствие человека; получают первые сведения о частях тела человека и их функциях; знакомятся с кожей, волосами и ногтями; проникают в тайну рождения; учатся определять людей по половым признакам; знакомятся с органами чувств; учатся экспериментальным путём ориентироваться в схеме собственного тела (Приложения №1, №4).
Второй блок “Маленькая страна внутри тебя” предназначен для детей 5-6 лет. Как вы уже, наверное, догадались, он рассказывает детям о внутреннем строении человеческого организма. Вот темы занятий из этого блока: “Из чего я сделан. Клетка”, “На чём всё держится. Скелет и мышцы”, “Смотри во все глаза!”, “Слушай во все уши!”, “Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки”, “Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков”, “Мозг – центральный компьютер”, “Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека” (Приложения №2, №5).
Третий блок “Секреты твоего здоровья” предназначен для детей 6-7 лет. Он приглашает детей в путешествие по волшебной стране Микробии, по Зубному Королевству, в гости к Королеве Простуде; рассказывает детям, откуда берутся болезни; о таких актуальных заболеваниях, как сколиоз и плоскостопие; знакомит со специализациями врачей, помогающих нам следить за здоровьем; рассказывает о взаимосвязи между здоровьем природы и здоровьем человека. В конце года дети сдают экзамен доктору Неболиту, т.е. в форме КВНа проводится итоговое занятие (Приложение №3, №6).
Занятия по реализации комплекса длительностью от 20-30 минут (в зависимости от возраста) проводятся в течение всего учебного года 1-2 раза в месяц и представляют собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, на занятиях по
любым другим видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в разработанной мной тетради “Изучаю тело человека”.
Во время занятий с детьми используются следующие методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, самообследование, экспериментирование (фронтальное и демонстрационное), игра, логические рассуждения, самостоятельная деятельность детей, наблюдение, моделирование, ТРИЗ, практическая деятельность детей, демонстрация иллюстраций и фотографий, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, сюжетно-ролевая игра, дискуссия, имитация действий, творческая деятельность, фантазирование.
Мне очень хочется надеяться, что реализация данного комплекса поможет детям в будущем относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. Я стремлюсь к тому, чтобы они осознали и на всю жизнь запомнили народную мудрость: “Деньги потерять – ничего не потерять, время потерять – многое потерять, здоровье потерять – всё потерять!”
Список использованной литературы
- А.И. Иванова “Естественно-научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
- С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
- А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
- П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
- С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
- М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
- Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
- А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
- Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
- Л.В. Белкина “Адаптация детей раннего возраста в ДОУ”.
- Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
- В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
- Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада”, “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
- Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.
- В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997 год.
- “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.
- “Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.
- “Дошкольная педагогика”, сентябрь-октябрь 2006 год.
Источник