Развитие ребенка средствами народного искусства

Развитие ребенка средствами народного искусства thumbnail

Районное методическое объединение для воспитателей по художественно-эстетическому развитию воспитанников

Сообщение по теме:

«Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»

Подготовила и провела:

Н.А. Городецкая,

старший воспитатель

МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»

г. Семенов

2016 г.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Развитие гармоничной, самодостаточной, творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения. В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты. В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни – оно нашло свою нишу в педагогике.

В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. А наш район (округ) богат мастерами! Издавна Семеновский уезд (район) знаменит Хохломой, Семеновской матрешкой, Федосеевской игрушкой, резными и инкрустированными соломкой деревянными изделиями, берестяной посудой. И кому как не нам, в воспитании наших детей, использовать приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству?

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, помогает видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Очень радует то, что в настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественно-эстетическом развитии детей в детских садах нашего города. Оно влияет на декоративно – прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно – практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате декоративно – прикладной деятельности появляется художественно выполненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.

Читайте также:  Развитие ребенка в социуме галагузова

Для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, их свойствах, видах искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении.

Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно – прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения. В подтверждении этого Т.Я.Шпикалова, отмечая синкретичность народного искусства, говорит о необходимости включения в декоративно – прикладную деятельность других его видов.

Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают взаимосвязь народной музыки, декоративно – прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. По их мнению, феномен интегрированного подхода в процессе приобщения дошкольников к народной культуре обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.

Интегрирование разного содержания в воспитательной – образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно – действенным и наглядно – образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества. И мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны (слитность, неразделенность.). Синкретизм мышления у дошкольников проявляется в нерасчлененности психических функций на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечают синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов.

Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно – часто в форме игры или манипулирования словами – переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.

Поэтому, народное искусство в воспитательно – образовательной работе с детьми, используется в интегрированной форме как в непосредственно образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.

Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно – прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого. Мастер декоративно-прикладного искусства присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.

Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид декоративно-прикладного искусства – народная игрушка, – поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).

Список литературы:

  1. Богуславская И.Я. Дымковская игрушк.Л.,Детство -пресс, 1988 -65с.
  2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк 2 -е изд. – М.:1967.
  3. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество,/Под ред. Т.Я.Шпикаловой,М.Владос, 2000. -105с.
  4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., Просвещение 2004 -97с.
  6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М., Владос, 2004 -107с.
  7. Домарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: 1995.
  8. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 -4 лет рисованию, лепке.
  9. Доронина Г.В. Использование дымковской игрушки в работе с детьми/Дошкольное воспитание №12 -1990. -65с.
  10. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С -Пб. Детство – Пресс.1998 -98с.
  11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М .: 2005.
  12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:2006.
  13. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: 2005
  14. Кожахина С.К. Путешествие в мир искусства. – М.: 1996.
  15. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  16. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. – М .: 2006.
  17. Лыкова И.А. Развитие художественного творчества. М.Сфера.2005 -86с.
  18. Народное искусство в воспитании дошкольников/Под ред. Т.С.Комаровой. Педагогическое общество России, 2005 -256с.
  19. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965.
  20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969.
  21. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М. Сфера.2005 -112с
  22. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного искусства. М. Просвещение.2004. -168с.
  23. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: 1981.
Читайте также:  Влияние тревожности на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

Источник

Инфоурок

› Другое ›Презентации›Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного искусства

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного

вида № 9 «Черепашка»

«Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного искусства»

Воспитатель

Раздобыдина Е. Н.

г. Радужный

2 слайд

Описание слайда:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.

Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.

Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок, и тем больше возможности у ребенка преодолеть технические трудности рисования.

Предоставить свободу развития ребенку – это значит, прежде всего дать ему знания о рисовании, о художниках (какими они были в детстве); освободить от сомнения в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы.

Ребенок рисует не для похвалы и не для выставки, а только для себя. Но каждому ребенку хочется, чтобы его рисунок увидели, похвалили.

3 слайд

Описание слайда:

«Влюбить может только влюбленный, научить – умеющий, дать знания – знающий, воспитать культуру – человек, обладающий этой культурой сам».

Приоритетные задачи, над

которыми я работаю:

1. Развитие художественных способностей детей

(умение создавать художественный образ,

самостоятельно выбирать материал,

экспериментировать с

ним при создании образа);

2. Формирование основ эстетического восприятия.

4 слайд

Описание слайда:

Работа в детском дошкольном учреждении по развитию художественно-творческих способностей детей строится на следующих принципах:

– тщательный отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного), соответствующий возрастным особенностям детей;

интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);

-активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

– коллективные занятия с детьми, учитывая их индивидуальные предпочтения, склонности, интересы, уровень развития той или иной художественной деятельности;

– включение выполненных детьми произведений в жизнь детского сада:

создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление

выставок;

– бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

5 слайд

Описание слайда:

Заколдованные картинки

Каждый ребенок, создавая

изображение того или иного

предмета, передавая сюжет,

вносит в изображение свои

чувства, свое понимание.

6 слайд

Описание слайда:

Выставка работ в группе

В каждой группе есть постоянно действующая выставка детских работ. Все детские работы после учебного занятия вывешиваются, и родители могут видеть достижения своего ребенка.

Смешивание красок

Выполнение различных упражнений направлено на овладение и совершенствование умений и навыков детей в рисовании. Закрепление умения владеть карандашом, правильно держать кисть, смешивать краски на палитре.

7 слайд

Описание слайда:

Коллективная работа

«Во саду ли, в огороде»

В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы! Это требует тщательной подготовки, необходимо так распределить работу, чтобы каждому ребенку было интересно, каждый смог справиться со своей задачей и достичь высокого результата

Читайте также:  Дневник развития ребенка для заполнения в электронном виде

8 слайд

Описание слайда:

Работа в альбомах

Дети работают в альбомах, прорисовывая элементы росписи различных видов народно-прикладного искусства – дымковская игрушка, гжель, хохлома, городецкая роспись.

Смешивание техник

Можно смешивать различные техники. Это становится доступным детям старшей и подготовительной к школе групп детского сада, когда они освоят изобразительные и выразительные возможности нескольких материалов.

9 слайд

Описание слайда:

При организации кружка были

определены этапы работы:

1) организация кружковой работы и создание условий;

2) составление годового плана работы и конспектов кружковых занятий;

3) подготовка к занятиям, оформление образцов;

4) проведение тематических выставок.

«Наша Ярмарка»

Выставки позволяют подвести итог о проделанной работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством России.

10 слайд

Описание слайда:

Кружок по рисованию

«ГОРОД МАСТЕРОВ»

Выставки оформляются в течение всего года по темам каникулярных недель и по плану кружковой работы.

11 слайд

Описание слайда:

Выставка «Моя Югра»

Учитывая региональные особенности культуры ХМАО, мы ввели в практику работы ДОУ знакомство детей с творчеством обско-угорских народов.

12 слайд

Описание слайда:

В результате проделанной работы накоплен дидактический материал:

разработана серия конспектов по ознакомлению детей с творчеством обско-угорских народов;

иллюстрации и образцы изделий собраны в папку «Быт и традиции

народов Севера»;

оформлены образцы орнаментов.

иллюстрации и образцы изделий, образцы орнаментов оформлены в каждой возрастной группе.

13 слайд

Описание слайда:

«Наша Ярмарка»

Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа – гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.

14 слайд

Описание слайда:

При организации выставок мы преследуем такие цели:

способствовать развитию у детей эмоционально – образного восприятия и художественного вкуса;

ребенок должен знать, что продукт его деятельности интересен и значим для других людей;

повышение педагогической культуры среди родителей.

Выставка коллективных работ

Созданы все условия для оформления тематических выставок.

Выставки разнообразны по форме, содержанию и назначению.

15 слайд

Описание слайда:

Полочки

красоты

Работа по приобщению детей к искусству должна осуществляться в повседневной жизни детей. С этой целью в каждой группе есть полочки красоты. Они располагаются в удобном месте и на уровне глаз ребенка.

16 слайд

Описание слайда:

Посещение выставок

Цель посещения выставок – объяснить, что такое выставка, познакомить с жанрами в живописи.

17 слайд

Описание слайда:

Перспективы развития системы учебно-воспитательной работы по изобразительной деятельности в ДОУ.

1. Совершенствовать созданную в ДОУ систему учебно – воспитательной работы по изобразительной деятельности:

– интеграция педагогического процесса по ознакомлению детей с творчеством русского народа;

– организация и проведение выставок по свободной самостоятельной деятельности;

– разработать критерии оценивания знаний детей по изобразительному искусству.

2. Совершенствование созданных условий, способствующих формированию у детей изобразительных умений и навыков, развитию художественно-творческих способностей детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей:

– совершенствование работы с полочками красоты;

– приобретение крупных демонстрационных репродукций картин,

предметов декоративно-прикладного искусства;

– совершенствование организации свободной самостоятельной деятельности детей в группах.

3. Изучение современных материалов по изобразительной деятельности и внедрение их в практику изобразительной деятельности.

4. Совершенствовать взаимодействие с педагогами, родителями, социальными институтами детства в деле развития художественно- творческих способностей детей.

18 слайд

Описание слайда:

Заключение

Изучение проблемы творчества – одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.

Развитие художественно-творческих способностей ребенка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач.

Педагогу важно знать, что наиболее важным в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребенку самостоятельно переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник