Развитие ребенка средствами изобразительного искусства

Развитие ребенка средствами изобразительного искусства thumbnail

Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».

Автор: педагог дополнительного образования

по изобразительному искусству и дизайну

МБОУДОД ДУМ «Мечта» г.о. Тольятти

Усачёва Елена Анатольевна

План.

  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.
  2. Основные принципы построения программы
  1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.
  2. Использование различных материалов и техник на занятиях.
  3. Интегрированные циклы как условия развития детского творчества.

А) создание коллективных работ

Б) сочинение детьми сказок на занятиях

В) чтение стихов, пение песен

Г) постановка спектаклей

Д) создание костюмов, декорации

  1. Тесный контакт с родителями
  2. Анализ и оценка детского творчества.
  1. Причины возникновения образов и сюжетов в воображении детей.
  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.

Основная цель обучение и воспитания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте – это подготовка его к будущей жизни: трудовой, научной, творческой. Важно научить рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, создавай замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Изобразительная деятельность детей тесно связана с их умственными способностями, высокий уровень которых определяется умением видеть в своём воображении то, о чём рассказывает взрослый, заранее представляет результатом своих действий. Чем больше дети видят и слышат, анализируют и сравнивают, тем больше возможности у них выразить свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Тем богаче становится мир их выражения и творчества, тем больше гарантий воспитать умных, изобретательных, эмоциональных людей, умеющих ценить прекрасное.

В каждом человеке заложен определённый творческий потенциал. Дети от природы любопытны и изобретательны. Они постоянно исследуют мир и экспериментируют. Для них не существует правильной или неправильной работы с карандашом и кистью. Они просто рисуют и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в самом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Для этого необходим положительный эмоционально-психологический климат, где отсутствует элемент суда над собой, результатами своей деятельности, а есть лишь атмосфера психологической свободы.

  1. Основные принципы построения программы.

1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.

Этот принцип предусматривает наличие специального оборудованного помещения. Это изостудия, где дети занимаются творчеством. Кабинет оформлен соответствующим образом и дети чувствуют себя в созданных условиях радостно и непринужденно, обстановка помогает им избавится от отрицательных эмоций, вызывает желание выразить свои мысли и чувства в любимых занятиях рисованием, лепкой, конструированием и т.д.

2. Использование различных материалов и техник на занятиях.

Очень важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость и глаза горели восторгом. Для этого я использую разнообразие и вариативность работы с детьми. Необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы, что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

3. Интегрированные циклы – как условие развития детского творчества.

Эффективность эстетического воспитания в целом и развитие художественно – творческой деятельности ребенка в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.

Художественно-творческие способности детей зачастую проявляются в комплексе:

Ребенок хорошо рисует и в тоже время также хорошо поет и танцует. В связи с этим важным направлением моей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников и младших школьников, я считаю интеграцию.

Дети в изостудии на занятиях сочиняют сказки, поют песенки, читают стихи.

Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможность творческого осмысления темы и наиболее полного ее осмысления с помощью средств выразительности, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре. Дети, педагог, родители объединяются творческим поиском, стремлением создать картину, композицию, праздник.

Приведу пример интегрированного цикла, разработанного мною в учебной группе младших школьников.

Цикл занятий по сказке « Кошкин дом»

Занятие 1

Чтение сказки «Кошкин дом» для всей группы.

Занятие 2

«Кошкин дом». Конструирование.

Занятие 3

«Тетя Кошка». Рисование.

Занятие 4

«Узорный ковер». Аппликация.

Занятие 5

«Петух». Лепка.

Занятие 6

« Коза и козел». Лепка.

Занятие 7-8

Изготовление костюмов к сказке.

Занятие 9

Украшение дома Кошки к спектаклю.

Занятие 10-11

Разучивание танцев, песенок, стихов.

Занятие 12

Постановка сказки – мини спектакля «Кошкин дом».

4.Тесный контакт с родителями.

Родители добросовестно и с энтузиазмом принимают активное участие в творческой деятельности детей. Помогают готовиться к праздникам, активно помогают организовывать выставки, посещают родительские собрания, консультации, выставки. Проявляют большой интерес к занятиям. Вместе с родителями каждый год оформляется стенд «Информация для родителей», где можно познакомиться с результатами детского творчества, прочитать рекомендации по организации детского творчества дома, по использованию дидактического материала в играх, развивающих воображение.

5.Анализ и оценка детского творчества.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских рисунков, лепки, аппликаций.

В изостудии «Акварелька» ДУМ «Мечта» такие выставки организовываются систематически, а так же в библиотеках города, в школах, где учатся наши обучающиеся. Работы детей участвуют выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня. Такие мероприятия радуют детей и родителей, являются положительным стимулом для развития творческих способностей детей.

Принципы возникновения образов и сюжетов в воображении детей.

Каждый художник и любой творческий человек живет и действует, творит, чувствует и мыслит по-своему. Каждому из таких людей мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному понятных ощущений и желаний. Дети особенно эмоциональны. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас необъяснимыми сочетаниями цвета, формы, невероятностью событий.

Что побуждает человека к творчеству? Как создаются неповторимые произведения искусства? Так же, как и музыке, и в литературе, художники создают свои произведения по-своему.

В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. Все они помогают достичь положительных результатов.

1. От возникновения образа в сознании ребенка – к выбору средств выразительности.

2.Средства выразительности подсказывают выбор темы и способы изображения.

3. Теория «неожиданных случайностей» или стихийное возникновение образов и их

дальнейшее преобразование.

III. Наиболее трудный путь, требующий от детей большего объема знаний, впечатлений – это создание образа в своём воображении. Высокий уровень интеллектуального развития, богатая гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – всё это помогает ребёнку создавать чудо – картины поделки, композиции. Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ребёнка всё новыми и новыми впечатлениями, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда поступает тот неповторимый миг вдохновения когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, посидеть и подумать. Когда тема определилась, и ребёнок точно знает, что он хочет нарисовать, поступает ответственный момент: надо выбрать, чем и как это изобразить.

В распоряжении детей всегда есть богатый набор изобразительного материала: гуашь, пастель, карандаши, уголь, цветные мелки, кисти разных размеров и т.д.

Задача педагога – показать возможности каждого материала и научить способом пользования ими. Творчество появляется именно тогда, когда ребёнок самостоятельно ищет пути для изображения задуманного образа или явления. Решает сам, чем лучше затонировать бумагу, такой материал взять для передачи фактуры дерева. Каким цветом передать состояния природы, смысловые содержания своей картины. Какими деталями дополнить свой сюжет или главную фигуру для большей выразительности.

Второй путь в творческом процессе – обратный. Наталкиваясь на изобразительный материал, ребёнок сразу обращается к своему опыту. Подсознательно или специально перебирает он в памяти те предметы, образы, детали, линии, которые получались у него наиболее удачно тем или иным приёмом, то как он смешивал две краски разного цвета, и получалась третья, с новым оттенком. Детская фантазия не имеет границ. Но мы должны будоражить её, не давая заснуть.

Другой интересный вариант – «неожиданности». Существует много техник, применяя которые ребёнок попадает в мир удивительных открытий. Приведу примеры таких приёмов работы с различными материалами.

1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (полоской или свёрнутой в трубочку). Хорошо использовать пальцевую живопись – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдечко. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки: в младших учебных группах это крашение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешивании красок, накладывании их друг на друга. В современной живописи пальцевой занимается художник из Германии Гюнтер Юккер.

2. Использовать монотилию – краска на целлофан, кусочек бумаги или стола, а уж потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа, затем лист складывается и изображение получается зеркальное. Использовать можно и одну краску, и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочек, цветов, платье.

3. Рисунок наносится свечой, получается волшебный рисунок – он и есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила и рисунок тушью проступает на удивительно цветном фоне.

4. Рисовать можно на мокрой бумаге. Сначала лист смачивают чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождём или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набрать на кисть сухую краску.

5. Можно использовать щетки различного размера, ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.

6. Прекрасно дети справляются с коллажем – сочетанием аппликации, рисования, причём аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, любой бросовой материал.

7. Интересно рисовать прямо из тюбика, но необходимо научить ребёнка её сразу на бумагу, поворачивать тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостаток – краска может осыпаться.

8. Интересна объёмная аппликация, постепенна переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только часть или середина, в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры и картонные коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры или дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанер.

9. Кляксография – капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающей краской создать изображение.

10. Точечный рисунок – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.

11. Нанести рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.

12. На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и другими жирными материалами, а сверху наносится краска. Рисунок получается как бы пушистый.

13. На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага отнимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

14. Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда он высохнет и опустить на одну, две секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получается расплывчатый: дождь, туман и т.д.

15. На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается маленькая дырочка) так, что бы рисунок был выпуклый. Подождать пока высохнет клей и тогда наносится жидкая краска так, что бы она свободно растекалась в пределах нанесённого контура.

Путь в творчество имеет много дорог, известных и ещё неизвестных.

Сегодня – творчество, завтра – дело!

Источник

Чавычалова Т.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №37

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Развитие детей через изобразительное искусство.

Рисование для ребенка -это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учиться думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Рисование – одно из важнейших средств коррекции недостатков у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

К сожалению, некоторые родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Однако, мы считаем необходимым навыки по рисованию, полученные на занятиях в детском саду, закреплять дома.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь насколько правильно ребенок, держит карандаш (кисточку) .Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку. Необходимо сесть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Чтобы не слишком утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течении длительного времени. Такая большая нагрузка принесет только неприятности. Не забывайте -лучший отдых, это смена занятия.

При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», » Что бывает такого цвета».

Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любые достижения ребенка.

Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках.

Эти советы помогут ребенку быстрее овладеть приемами рисования.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 516 Верх – Исетского района г. Екатеринбурга.

Развитие творческих способностей ребёнка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

(практически – ориентированный, познавательно – творческий проект)

Исполнитель:

Мирзоян Жанат Мирзоянкызы

Воспитатель

Екатеринбург, 2020

Оглавление

стр.

Введение……………………………………………………………….………..3-5

1. Основная часть

1.1. Виды нетрадиционных техник изобразительного искусства………….6-7

1.2. Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной

технике в старшей группе на июнь-июль 2020 года. ……………………..8

2. Заключение…………………………………………………………………..9

3. Приложения………………………………………………………………….10-11

4. Список литературы …………………………………………………………12

Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

нити – ручейки, которые питают источник творческой

мысли. Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

(В. А. Сухомлинский)

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.

Цель проекта:

Развитие творческих способностей ребёнка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

-знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;

-способствовать овладению детьми простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами;

-побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

-содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми;

Развивающие:

-прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

-познакомить с нетрадиционными способами рисования: кляксография, рисование пальчиками, листьями, нитками, ватными палочками, солью и техникой рисования граттаж;

-закрепить умение пользоваться гуашью и акварельными красками;

-создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса;

-развивать у детей мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию;

-учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетического восприятия;

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально;

-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

Образовательные области проекта: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методы реализации проекта:

-Метод обследования, наглядности;

-Словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

-Практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

-Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

-Сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

-Мотивационный (убеждение, поощрение).

Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь – июль 2020 года).

Участники проекта: Дети, педагоги, родители (законные представители).

Возраст детей: дети старшей группы.

Особенности проекта: Краткосрочный практически – ориентированный, познавательно – творческий проект.

Принципы, лежащие в основе проекта:

-интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;

-простота и доступность изучаемого материала;

-поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых, в его рамках занятиях и мероприятиях;

-эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий;

-проблемно – исследовательски и творческий характер заданий;

-опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения;

-дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о нетрадиционных техниках рисования, накопление им опыта эмоциональной и познавательной сферы;

-интегративности: сотрудничество с семьёй, сочетание разных видов детской деятельности;

-наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий на основе нетрадиционных техник рисования.

Используемые в проекте виды деятельности: Продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, чтение.

Дополнительные стимулы:

-Игра является основным видом деятельности детей.

-Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие.

-Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

-Музыкальное сопровождение.

-Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

-проектирование содержания проекта, мотивация на основе сформированного интереса детей к нетрадиционным техникам рисования;

-изучение и создание информационной базы, подбор материала по теме проекта;

II этап – основной.

-совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей

-включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам

-активизация взаимодействия родителей с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования в процессе воспитания.

III этап – заключительный.

-подведение итогов деятельности в рамках проекта;

-создание выставки в рамках проекта.

Материалы, используемые в проекте: Листы для рисования, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, кисти, ватные палочки, пластиковые трубочки, нитки, соль, листья растении.

Ожидаемые результаты;

-формирование у детей знаний о нетрадиционных техниках рисования;

-владение детьми простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

-умение детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

-повышение компетентности родителей детей в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта:

1.Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.

2.Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.

3.Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.

4.Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».

1. Основная часть.

1.1. Виды нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Кляксография (выдувание трубочкой).

Средства выразительности: пятно (клякса), цвет. Материалы: бумага любого цвета, пластиковые трубочки для коктейлей, гуашь, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок выдувает разведённую в воде гуашь на лист бумаги. Затем уже ребёнок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, так как. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребёнка, а показывая, можно переходить перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет (Приложение 1).

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчики и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета (Приложение 2).

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью (Приложение 3).

Рисование нитками.

Средства выразительности: цвет, линии. Материалы: бумага, гуашь, нитки, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: Ребёнок окрашивает ниточки гуашью разные цвета и укладывает на альбомный лист, так чтобы края нитки лежали на столе. Затем накрывает ниточки второй половиной листа и вытягивает. Выдернув концы нити один раз, дети получают сразу два изображения отпечатков, так как листов бумаги было тоже два (Приложение 4).

Пуантилизм (рисование ватными палочками).

Средства выразительности: цвет, пятно. Материалы: бумага, гуашь разного цвета, ватные палочки, кисти, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: Ребёнок макает ватную палочку в гуашь и методом «тычка» делает рисунок (Приложение 5).

Рисование солью.

Средства выразительности: фактура, цвет, линии. Материалы: бумага, соль, гуашь, кисти, стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: Ребёнок с помощью кисти обильно смачивает водой рисунок на листе бумаги. На кисточку набирает необходимый цвет и легким прикосновением наносит на бумагу. Рисунок обильно посыпает солью. С помощью кисти можно еще добавить немного воды и цвета – если соль быстро впитала воду. После этого заполняет основной фон. Дорисовывает тонкой кистью или фломастером. Это сделает рисунок более выразительным. Стряхивает лишнюю соль (Приложение 6).

Граттаж.

Средства выразительности: фактура, цвет, линии. Материалы: плотный гладкий картон (можно использовать как матовый, так и глянцевый, листы лучше всего закреплять на деревянном планшете, чтобы было удобнее царапать), чёрная гуашь, восковые мелки, широкая художественная кисть, инструменты для процарапывания (можно использовать перья, специальные резцы, острые палочки, спицы или ножи), жидкое мыло или средство для мытья посуды. стаканчик с водой, салфетки. Способ получения изображения: Ребёнок натирает картон разноцветными восковыми мелками. В гуашь добавляет каплю клея ПВА, чтобы потом не сильно пачкались руки и полученной смесью покрывает картон поверх рисунка из восковых мелков. Слой краски должен распределиться равномерно. Когда поверхность полностью высохнет, начинает выцарапывать рисунок, который предварительно наносится карандашом (Приложение 7).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

1.2. Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе на июнь-июль 2020 года.

Дата

Тема (техника)

Цель

Материал

Июнь.

Чудесные превращения кляксы (Кляксография)

Научить способу получения изображения с помощью клякс.

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, трубочка для коктейля, кисть, баночка с водой, салфетки,

«Цветы» (Рисование

пальчиками)

Научить способу получения изображения с помощью рисования пальцами рук.

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, баночка с водой, салфетки.

«Букет для мамы»»

(рисование ватными палочками)

Научить способу получения изображения с помощью рисования ватными палочками.

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, ватные палочки, кисточка, баночка с водой, салфетки,

«Бабочка Красавица»

(Рисование солью)

Научить способу получения изображения с помощью рисования солью.

Цветной картон, гуашь, акварельные краски, мелкая соль, кисти, клей ПВА, баночка с водой, салфетки,

Июль

«Летний лес»

(рисование листьями)

Научить способу получения изображения с помощью рисования листочками растений.

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, кисть, листья разных деревьев разной величины, баночка с водой, салфетки.

«Причудливые узоры» (рисование нитками)

Научить способу получения изображения окрашенными нитками.

Альбомный лист, гуашь, акварельные краски, нитки, баночка с водой, салфетки.

«Аквариумные рыбки» (граттаж)

Научить способу получения изображения путём выцарапывания рисунка на поверхности натёртого восковыми мелками и покрытого гуашью картона.

Плотный гладкий картон, чёрная гуашь, восковые мелки, Клей ПВА, кисть, инструменты для процарапывания, стаканчик с водой, салфетки.

2. Заключение.

Данный проект помог развивать в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей старшего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования. Мне как педагогу помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить новыми материалами и пособиями. Я дальше буду продолжать эту интересную работу и внедрять новые способы в рисовании.

3. Приложения.

C:UsersАминDesktopфото для рисованияКЛЯКСОГРАФИЯ.jpgC:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ.jpg

Приложение 1. Приложение 2.

C:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ ЛИСТОЧКАМИ.jpgC:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ НИТКОЙ.jpg

Приложение 3. Приложение 4.

C:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.jpgC:UsersАминDesktopфото для рисованияГРАТТАЖ.jpg

Приложение 5. Приложение 7.

C:UsersАминDesktopфото для рисованияРИСОВАНИЕ СОЛЬЮ 1.jpg

Приложение 6.

4. Список литературы.

1. Г.Н. Давыдова “Нетрадиционные техники рисования в детском саду”.

2. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

4. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное