Развитие ребенка средствами английского языка

Развитие ребенка средствами английского языка thumbnail

Развитие дошкольников средствами иностранного языка

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. В работах      отечественных     и    зарубежных   ученых    дошкольное   детство определяется как период, оптимальный для интеллектуального и физического развития.

Считают оптимальным  возрастом для начала  обучения иностранному языку  ряд ведущих специалистов  таких, как  Н. А. Бонк,  Н. В. Вронская, Ю. В. Кириллова,  Н. М. Малкина, И. В. Егорова, Л. И. Спирина. возраст – четыре-пять лет.  Они подчеркивают,  что данный возраст  является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком в силу  таких психологических особенностей, характерных для ребёнка – дошкольника, как  интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и лёгкое запоминание  языковой информации, особая чуткость к явлениям звука, способность к имитации. Как в  отечественной (Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн),  так и в  зарубежной (Б. Уайт, Дж. Брунер)  психологии  есть данные о том,  что ребёнок овладевает иностранным языком легче, чем  взрослый. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно   влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, происходит усвоение на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления. Основой познания в этом возрасте становится чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того,  как сформировано у ребенка – дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более логических форм мышления.

Дошкольный возраст получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову; у него формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала  по иностранному языку, знание которого востребовано  и необходимо для каждого современного человека. В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Раннее обучение  иностранному языку создает  прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному  многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию  коммуникативно-речевого такта. Поэтому задачи раннего обучения иностранному языку  продолжают оставаться в центре внимания исследователей.  Ребёнок способен запоминать материал  целыми «блоками», которые как бы «впечатываются» в его память.

Именно в раннем возрасте у ребенка формируются  нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья  и полноценного физического развития, один из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде произвольности движения, речи контактов с окружающими  людьми, предметами. Взаимодействуя с предметами, ребенок осваивает их физические свойства. Учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением.

Учитывая вышесказанное, мы строим свою работу в творческом объединении «В гостях у Микки Мауса», которое работает на базе учреждения дополнительного образования «Лесная сказка».

Срок реализации программы  «В гостях у Микки Мауса» 2 года и рассчитана она на детей 4-6 лет. Учебный план предусматривает следующие темы: введение в страноведение; изучение лексических единиц и грамматических структур и введение их в ситуацию коммуникации, изучение  счета от 1 до 20, цветового спектра, изучение лексики  по теме «Животные», «Овощи и фрукты», «Части тела», «Моя семья», «Моя комната», «Транспорт».

На занятиях английского языка для запоминания детьми новых слов, языковых структур используются песни и рифмовки. Одновременно проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра на английском языке, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций.

На наших занятиях мы проводим песенные физкультминутки и видим интерес к ним у детей (все слова песен сопровождаются соответствующими действиями).

Clap, clap, clap-хлопаем вместе!

Stamp, stamp, stamp-топаем вместе!

Jump, jump, jump-прыгаем вместе!

Fly, fly, fly-летаем вместе!

Run, run, run-бегаем вместе!

Swim, swim, swim-плаваем вместе!

Climb, climb, climb-лазаем вместе!

Go, go, go-мы шагаем вместе!.

Главное условие проведения любого  занятия – эмоциональный фон, комфортная атмосфера. Играть  и радоваться с детьми, стараться  чаще их хвалить и поощрять, ободрять детей жестами, словами и  улыбкой. На  занятиях мы создаём условия, в которых  ребёнок чувствует  себя раскованным и свободным, испытывает  положительные эмоции.

Читайте также:  Кризис развития ребенка после года

В качестве методического приёма мы  используем  игры, которые позволяют создать ситуацию, в которой ребёнок не может  «отмолчаться». Это мимические игры (подражание животным), пальчиковые, игры-лото, складывающиеся картинки, игры на развитие слуха – «Эхо»,  «Испорченный телефон».

Подвижные игры также широко используются на занятиях. Например, при изучении  элементарных  правил дорожного движения в рамках темы  « «Изучение цветового спектра» используется игра «Светофор»  (“Traffic  lights”). В ходе игры дети запоминают  цвета светофора – красный, желтый, зеленый; учатся правильному поведению на улице.

Учитывая сложность предлагаемого детям материала, в сценарий занятий включены сказочные персонажи – куклы Микки Маус и Лунтик, носители английского и русского языков, так как  использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук. Известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. Именно эти уже подтвержденные научно факты позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая ребёнка речи – родной или иностранной – недостаточно только тренировок артикуляции. Развитие движений пальцев рук просто необходимо. Тем более, что обучение иностранному языку требует выработки иной, не характерной для родного языка, системы движений органов речи.

Для развития пальцев рук используются упражнения:

– с  листом бумаги: лист бумаги  сминается и из него изготавливаются  мячики для дидактических игр;

-сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого в кулачок (на одной руке,  на другой, двух одновременно) при этом дети считают по-английски.

-ролевые игры  с пальчиковыми куклами: воспитанник  на руку которого надета кукла Микки Маус, подходит по очереди к каждому ребенку, здоровается с ним на английском языке, сгибая ладошку, и называя свое имя, и не переходит к следующему до тех пор, пока предыдущий не назовет свое имя;

-игры с мячом или мягким кубиком: например, дети по очереди бросают мяч друг другу, задавая вопросы на английском языке например « What is your name?», «How old are you?», «Where are you from?», поймавший отвечает на вопросы;

-собирание паззлов с изображением различных предметов, например при изучении темы «Мое тело» дети собирают робота, называя при этом, части тела на английском языке.

-графические упражнения: обвод контуров предметов по опорным точкам, раскрашивание картинок с различными изображениями, представленными в рабочей тетради «В гостях у Микки Мауса».

Таким образом, игровая методика  является аутентичным материалом  для использования  её в качестве содержательной основы на  ранней ступени обучения. Она, во-первых, способствуют формированию мотивации учения; во-вторых, повышаются воспитательные и образовательные возможности иностранного языка как  учебного предмета; в-третьих,

являются прекрасным средством обучения иноязычному общению.

Игры  применяются и при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для  формирования умений и навыков  устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном  языке. Усложняя  игру в процессе обучения, очень важно следовать принципам постепенности, последовательности и  доступности  в обучении.

Занятия строятся так, чтобы атмосфера  игры царила на  них с первой до последней минуты. Чем  больше дети погружаются в  атмосферу игры, тем успешнее проходит обучение.

Использование таких приемов на занятии создает интересную творческую атмосферу, благоприятную для развития успешности детей, позволяет добиться высоких стабильных результатов уровня усвоения английского языка, реализации поставленных  задач. Дети активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и  незнакомыми в различных ситуациях общения.

Таким образом,  средствами игры, с её помощью общение и  деятельность на языке обеспечивает развитие ребёнка его воспитание, он  познает мир и себя,  то есть овладевает всем  тем духовным богатством, которое может дать ребёнку процесс иноязычного  образования. Развитие  на ранней ступени не менее  значимо, чем само владение языком,  поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем.

Источник



Решили обучить ребенка английскому? Это правильное решение! Сегодня мы расскажем о том, какие особенности имеет такое обучение, какие методики существуют и как правильно выбрать языковую школу.

В необходимости знания английского для взрослых сомневаться не приходится, однако наши дети еще не догадываются о том, как важно уметь общаться на иностранном языке. Для них он – пока набор символов и образов, а не будущая успешная карьера и свобода в общении. Все больше родителей стремятся привить столь актуальные знания с раннего детства – и зачастую оказываются правы. Главное – подобрать правильный подход.

Читайте также:  Научный центр развития ребенка на ломоносовском

Особенности обучения детей английскому

С какого возраста начинать учить ребенка английскому? Стоит ли это делать раньше или дождаться школы? Споры на эту тему не утихают до сих пор. Одни родители не хотят создавать малышам дополнительную нагрузку, другие приветствуют раннее развитие и стремятся дать детям все необходимые знания чуть ли не с пеленок.

На самом деле, ранний возраст – это время активного познания мира, поэтому ребенок с интересом воспринимает новую информацию, легко учит родную речь.



Интересный факт.

Конечно, есть разница между родной речью и иностранным языком: родную речь ребенок слышит постоянно, а иностранную – от случая к случаю. Однако до десяти лет он способен легко запоминать целые языковые блоки, благодаря чему процесс обучения в раннем возрасте проходит достаточно легко.

Еще один важный момент: ребенок еще не боится совершать ошибок в ходе изучения языка. У него отсутствует психологический барьер, поэтому дети гораздо быстрее начинают говорить на иностранном языке. К тому же, ребенок воспринимает процесс обучения как игру, поэтому грамотный преподаватель легко удержит интерес малыша. Конечно, детям сложно усидеть на месте, им тяжело долго сосредотачиваться на каком-либо одном деле, поэтому уроки английского выстраиваются таким образом, чтобы детям было интересно (посредством игр, песен, движения). Ребенок не приступает к изучению алфавита и грамматики сразу же, сначала он учится говорить, слышать и запоминать английские слова и фразы.

Для разного возраста существуют свои методики обучения английскому:

  • С младенческого возраста обучают английскому по методике Глена Домана. Она развивает зрительную память ребенка, используются рисунки и написанные на них слова. Эта методика нередко может применяться вплоть до среднего школьного возраста.
  • Детям от трех лет подойдут кубики Зайцева.
  • Детей от четырех до пяти лет часто обучают по проектной методике. Здесь занятия посвящаются какой-то определенной теме, по которой дети готовят творческие проекты.

С четырех лет вполне можно проводить регулярные уроки английского. Однако до 6-7 лет дети еще не учат грамматику, поскольку у них не развито абстрактное мышление.

Помимо навыков общения, изучение английского дает детям чувство уверенности, развивает самостоятельность и творческие способности, критическое мышление и способность ставить цели и достигать их. А ведь именно эти качества также очень важны и при адаптации в школе, и в будущей социальной жизни.

Принципы подачи учебного материала дошкольникам

Чтобы занятия действительно были эффективными и не перегружали ребенка, они должны следовать определенным принципам.


Добровольность занятий


Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учить английский в раннем возрасте. Если уроки станут обязанностью, то они могут быстро надоесть, и впоследствии малышу может быть сложно изучать язык. Главная задача родителей и учителя – вызвать интерес к языку, и в этом хорошо помогает игра. Через игру дети познают мир и легко вовлекаются в процесс, без проблем осваивая важные языковые навыки.


Мотивированность ребенка и интерес к урокам


У ребенка нет той мотивации учить английский, которая есть у взрослых. Им не нужно строить карьеру, они не осознают, что английский понадобится им в будущем. Поэтому важно заинтересовать ребенка чем-то другим. Если ему будет интересен процесс обучения, если это будет весело и неутомительно, ребенок сам будет стремиться к занятиям. Придумайте свою мотивацию.


Комфорт ребенка при обучении


Комфорт – еще один важный момент при обучении. Одни дети легко остаются в группе с другими детьми и преподавателем, другим нужно, чтобы рядом находился один из родителей. Это зависит и от возраста ребенка, и от его характера. Если занятия будут для ребенка проходить естественно, то он легко начнет осваивать материал. Если вы видите, что ребенок сопротивляется изучению, не стоит оставлять это без внимания. Возможно, ему не подходит методика, не нравится учитель или ему просто тяжело. Стоит изменить подход, чтобы вернуть интерес.


Последовательность обучения


До шести лет нет смысла нагружать детей правилами, орфографией и грамматикой, зато хорошо учить вместе новые слова через песни, танцы, игры. Главное, чтобы подача материала была последовательной и новые знания легко «ложились» на то, с чем ребенок уже знаком.

Основные методики обучения детей иностранному языку


Ассоциативный метод


Детям с их развитым воображением этот метод подходит отлично. Его суть в том, что изучаемая фраза или слово связываются с каким-то очень ярким образом, картинкой. То есть, запоминая слово apple, они представляют вкусное сочное яблоко. Впоследствии яркий образ позволяет легко отыскать в памяти нужное слово.

Читайте также:  Как влияет развитие ребенка в первый год


Коммуникативный метод (лексический подход)


Это метод изучения языка через общение, обсуждение – так дети постепенно учатся думать на английском. Можно обсуждать, как прошел день, насколько была интересной новая книжка или фильм, куда ходили на выходных. Таким образом дети разучивают фразы и выражения, которые впоследствии легко используют в речи.


Аудио-лингвальный и аудиовизуальный методы


С помощью этих методов хорошо отрабатывается устная речь. В основе их – интересные диалоги, разучивая которые, дети легко учатся говорить.


Метод погружения


Дети смотрят фильмы, слушают песни, воспринимая таким образом оригинальную английскую речь. Хороший способ – общаться с носителем языка, который не сможет отвечать по-русски. Метод погружения учит думать на английском – хороший навык, который очень пригодится в будущем.

Английский для детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте при обучении английскому ребенок, прежде всего, учится коммуникации. Основной упор делается на то, чтобы дети начали понимать английскую речь и могли реагировать на нее. В этом возрасте закладываются и основы произношения. Дети употребляют элементарные английские слова, заучивают фразы из песенок, учатся распознавать слова в играх. Важно, чтобы английские слова обозначали понятия, которые хорошо знакомы детям на родном языке, и чтобы они легко сочетались друг с другом.



Интересный факт.

Детям в младшем возрасте проще всего запомнить названия предметов (их можно потрогать) и действий (их можно воспроизвести). Предметы одежды, части тела, члены семьи, приветствия, игрушки, животные – все эти слова дети уже вполне могут учить на английском.

Еще одна особенность восприятия информации в этом возрасте – у детей хорошо развита образная память, поэтому слова демонстрируются наглядно. В этом помогают реальные предметы, картинки, игрушки. Активно используется в обучении и рисование, раскрашивание, вырезание, обведение по точкам – творческая работа также способствует более легкому запоминанию слов. Часто обязательная составляющая урока – физкультминутка, на которой все упражнения и действия также сопровождаются называнием их на английском.

Однако надолго сохранять внимание дошкольникам еще сложно, поэтому урок обычно не превышает 30-40 минут. Как правило, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Уроки английского в дошкольном возрасте развивают память, внимание, сообразительность, наблюдательность и хорошо готовят ребенка к школе.

Английский язык для детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это также время исследования и познания мира. Дети в этот период очень любознательны, активны, им еще сложно усидеть на месте, и они могут быстро утомляться. Поэтому зачастую для младшего школьного возраста также используются игры, подвижные задания, стихи и песни, мультфильмы. Ребенок уже не так быстро теряет интерес во время занятия, однако важно все-таки выстраивать процесс в увлекательной форме, чередовать разные задания.

Важный аспект этого возраста – начало учебной деятельности. Возрастает внимание ребенка, оно становится более устойчивым. К 7-9 годам детям уже намного проще в течение определенного периода выполнять заданную программу. Улучшается память – она становится сознательно регулируемой. В этом же возрасте растет стремление детей к достижениям. Они уже умеют ставить цели и добиваться результата. Эта особенность позволяет привить интерес к английскому языку.

Уроки уже могут длиться 40-45 минут, проводить их можно 2-3 раза в неделю.

Обучать английскому дошкольников или детей младшего школьного возраста родители могут, конечно, и своими силами. Для этого они сами должны хорошо владеть языком, чтобы поставить правильное произношение. Можно использовать известные методики, разработанные специалистами. Однако, во-первых, у родителей не всегда есть возможность заниматься с детьми регулярно, а во-вторых, может не хватать уровня языка или мастерства преподавания. Ведь, одно дело – самому хорошо владеть языком, и совсем другое – объяснить или помочь ребенку его изучить.

Хороший способ – нанять репетитора. Но такой метод больше подходит уже школьникам, которым необходимо, например, подтянуть уровень. Если же вы хотите, чтобы занятия проходили легко и комфортно, а подход к обучению был системным, то стоит отдать его в языковую школу, где есть специальные программы для детей до 7-9 лет. Занятия там проходят в группах, что способствует и социализации ребенка, и лучшему освоению языка. Он не только учит английский, но и развивает умение командной деятельности. С детьми работают профессионалы, которые используют самые современные методики и создают нужный интерес.

Так, постепенно, через игру и увлекательные задания, английский становится частью жизни ребенка, что впоследствии помогает ему добиваться успеха в жизни.

Источник