Развитие ребенка шаг за шагом

Развитие ребенка шаг за шагом thumbnail

Кто-то сделал первые шаги ещё до года, кто-то тревожит маму и не торопиться учиться ходить. Каждый малыш имеет свой темп и особенности развития, а задача ответственного родителя максимально понимать ребенка и создавать ему оптимальную среду для развития. Каковы нормальные стадии развития навыка? Как помочь ребенку научиться ходить? Какие действия совершать не стоит? Ответы на самые важные вопросы собрали специалисты по детскому развитию сети Монтессори центров «Созвездие».

Когда малыш начнёт ходить?

Молодые родители часто с нетерпением ждут первых шагов своего малыша. Обычно нас ориентируют, что где-то в год ребенок уже начинает ходить, но на практике, разумеется случается по-разному.

Дети начинают ходить в промежутке между 9 и 18 месяцами

Некоторые малыши делают первые шаги уже в 9 месяцев. Скорее всего они в целом несколько обгоняют сверстников и уже прошли все предыдущие этапы развития тела и мозга, но всё же стоит очень внимательно относится к таким «ранним» пешеходам, так как они чаще удивляют родителей внезапными падениями «на ровном месте». Не переживайте и просто следите за тем, чтобы падения случались наиболее безопасным образом, совсем скоро этот этап пройдёт, и ребенок будет держаться на ногах гораздо увереннее.

Другие дети, наоборот, пугают маму и папу тем, что так и не научились ходить даже к 15 месяцам. Несмотря на то, что окружающие будут убеждать вас в ненормальности такого расклада, на самом деле возрастная норма – это промежуток между 9 и 18 месяцами. Следите за общим развитием вашего «позднего» пешехода и будьте уверены, что совсем скоро и он начнёт ходить.

Дети в среднем начинают делать первые самостоятельные шаги с 9 месяцев и до 1,5 лет. Однако, время освоение навыка сильно зависит от индивидуальных особенностей ребенка и многочисленных внешних факторов, поэтому встречаются случаи, находящиеся и вне этого диапазона. Не стоит сильно переживать, если ваш малыш немного выходит за возрастные нормы, но, если в общем состоянии ребенка вас что-то беспокоит (плохо справляется и с более простыми движениями, не следит взглядом за игрушкой, плохо спит, медленно набирает вес и т.п.), следует обратиться на очную консультацию к специалисту по детскому развитию.

Развитие мышц и координации<

Разумеется, большое влияние на способность ребенка ходить оказывает степень развития мышц и координации малыша. Для того, чтобы тело ребенка гармонично развивалось с первых дней жизни, обеспечьте малышу возможность свободно двигаться (покупайте удобную свободную одежду, давайте ребенку достаточно пространства для движения), а также включайте в распорядок крохи детскую гимнастику, мягко стимулирующую ребенка напрягать мышцы рук, ног, спины и пресса, а также используйте упражнения на координацию:

Прохождение основных этапов развития навыка

До того, как начать шустро бегать по квартире, малышу предстоит научиться многим другим навыкам, которые подготовят его к самостоятельному хождению. Обычно можно заметить, что малыш к моменту своих первых шагов уже уверенно переворачивается и сидит, умеет ползать, стоит и делает шаги с поддержкой взрослых или облокачиваясь на что-то, поднимается с пола, опираясь на предметы мебели. Все эти действия сигнализируют о нормальном физическом развитии ребенка, а значит и ходить он научится уже совсем скоро.

Мы предлагаем вам таблицу основных достижений малыша, связанных с хождением, на которые стоит обратить внимание. Помните, что все дети развиваются по-разному, поэтому какие-то этапы (например, ползания на четвереньках или ходьбы на ладонях и ступнях) некоторые малыши попросту перепрыгивают, однако, если вы замечаете сильное расхождение с нашей таблицей, стоит обсудить этот вопрос с педиатром.

Прохождение основных этапов развития навыка

Что делает?

Когда появляется навык?

Описание

Ползает

6 – 8 месяцев

Ползание – очень важный этап в развитии малыша, ведь это первый способ его самостоятельного передвижения в пространстве. Техника ползания за время своего существования меняется: уже примерно в 5 месяцев дети начинают ползать на животе, а затем переходят на 4 точки опоры.

Встаёт и делает шаги с опорой на мебель

9 – 13 месяцев

В этом возрасте малыши обычно учатся делать шаги с опорой на кровать или журнальный столик (что-то, что достаточно устойчиво, чтобы выдержать почти весь вес ребенка). Совершенно нормально, что пока малыш не ходит, держась за вашу руку, ведь эта задача требует гораздо больше координации.

Поворачивается, чтобы достать интересный предмет за спиной

10 – 11 месяцев

Повернуться на 180 градусов из положения сидя и, тем более стоя, не такая и простая задача, требующая неплохой координации.

Передвигается на руках и ногах

10 – 12 месяцев

Не волнуйтесь, если однажды заметите, как малыш передвигается на ладонях и ступнях, задрав попу вверх. Это совершенно нормальный этап развития. Не все малыши используют такой способ передвижения, а те, кто использует, довольно быстро переключаются на ходьбу.

Шагает, пока вы придерживаете его за обе руки

10 – 12 месяцев

Пусть в этот момент почти весь вес малыша у вас в руках, ощущение сцепления с поверхностью и такие первые шаги очень важны для последующего развития ребенка.

Поднимается и опускается на коленки, держась за опору, а чуть позже и самостоятельно

11 – 13 месяцев

Сидя на полу малыш может встать через положение на коленках, а затем сесть обратно. Эта задача требует отличной координации, особенно, если под рукой нет опоры

Ходит за руку

11 – 13 месяцев

Мышцы еще не готовы полностью держать равновесие, но ноги уже знают своё дело. На этом этапе вам важно очень аккуратно придерживать малыша за руку, делая это на уровне его плеча, чтобы не травмировать нежные детские суставы

Первые самостоятельные шаги

11 – 14 месяцев

Наконец-то малыш сделал свои первые неуверенные и неуклюжие, зато полностью самостоятельные шаги. Не переживайте – лёгкость походки кроха приобретёт совсем скоро!

Садится после нескольких метров пешком

12 – 14 месяцев

Не стоит собираться в многочасовой поход с малышом, который только сделал свои первые шаги. Новый навык занимает много физических и умственных сил, поэтому неудивительно, что через метр-два малыши буквально «стекают» на пол и садятся. Такое поведение совершенно нормально и будет становиться реже по мере укрепления мышц и появления уверенности при ходьбе.

Самостоятельно встаёт из положения лёжа

12 – 15 месяцев

Такая задача требует целого плана в голове: перевернуться, опереться на руки, подставить коленки, встать на ноги. Если малыш справляется с ней, значит с его физическим развитием всё в порядке.

Преодолевает ступеньки

13 -15 месяцев

Скорее всего ступеньки, рассчитанные на рост взрослого человека, будут труднопреодолимым препятствием для малыша, но по мере развития он сможет преодолевать их, подключая руки и присаживаясь на ступеньку.

Самостоятельно ходит

13 – 15 месяцев

Научиться ходить – это открыть для себя мир бесконечных возможностей для исследования. Малыш уже уверено использует передвижение на двух ногах, поворачивается, начинает движение и останавливается, не теряя равновесия. Но всё же старые способы остаются более надёжными, поэтому не стоит пугаться, если малыш уходит обратно на четвереньки при усталости или встрече с необычным покрытием. Уже скоро это пройдёт.

Поднимает игрушки стоя

13 – 15 месяцев

Вот уже ваш малыш научился держать равновесие и при выполнении более сложных задач. Только представьте, как нужно перераспределить равновесие, чтобы не упасть вперед при попытке поднять что-то с пола стоя. А теперь посмотрите, как это получается у вашего крохи.

Многие родители сходятся во мнении, что возраст, в котором малыш учится ходить больше зависит даже не от физического развития, а от темперамента малыша. Более активные дети чаще начинают ходить раньше своих более спокойных сверстников. Но даже это наблюдение не является строгой закономерностью.

В нашей таблице указаны только приблизительный возраст и порядок появления навыков, с которыми развитие конкретного ребенка может не совпадать, поэтому вам важнее в общем представлять, с какими движениями связан навык самостоятельной ходьбы ребенка и понимать, как мягко направлять развитие «засидевшегося» малыша с помощью развивающих упражнений.

Читайте также:  Развитие ребенка в первый год жизни по месяцам книги

Первые самостоятельные шаги

Как научить ребенка ходить?

Этот вопрос задают многие родители, а значит у специалистов по детскому развитию уже есть несколько ответов и рекомендаций.

Стоит ли покупать ходунки?

Что бы не рассказывали производители детских товаров, исследователи детского развития не нашли доказательств эффективности ходунков. Напротив, использование ходунков с плотной фиксацией нарушает тренировку мышц малыша, а сам он приучается передвигаться на мысочках.

Вместо ходунков, которые использовать не рекомендуется, можно купить малышу передвигающуюся опору: игрушечную коляску или достаточно большую машинку, которая поможет держать равновесие при передвижениях.

Как научить ребенка ходить?

Упражнения в помощь маме

Существует множество игр и упражнений, помогающих научить малыша ходить. Вот лишь несколько из них:

  • Поставьте кресло, столик и другую мебель вплотную друг к другу, чтобы создать малышу свой «маршрут». С помощью опоры на предметы передвигаться на ногах гораздо проще.

  • Сядьте напротив стоящего малыша так, чтобы между было буквально полметра. Протяните к нему руки и позовите кроху, и он точно сделает шаг навстречу.

  • Снимите ботиночки. Обувь часто мешает детям, которые только учатся ходить (представьте, если бы вас учили писать в перчатках). Возможность ходить босиком позволит малышу быстрее скоординировать своё тело и научиться уверенно ходить.

  • Дайте малышу свободу, но обеспечьте безопасное пространство. Ни один ребенок не научился ходить без падений, поэтому вместо их предотвращения, лучше обустроить детскую так, чтобы приземления обходились без последствий. Уберите острые углы мебели (некоторые родители покупают специальные накладки или просто обклеивают их поролоном), проследите, чтобы малыш не мог дотянуться до небезопасной опоры (неустойчивых и хрупких предметов, например, свисающей скатерти или стеклянной вазы, стоящей на полу), положите на пол подушки или одеяла.

Упражнения в помощь маме

Выводы

Возраст, в котором малыш научится самостоятельно ходить, зависит от многих факторов: наследственность и темперамент ребенка, темп его физического развития, насыщенность среды и вовлеченность взрослых в общение с малышом. Безусловно внимательное отношение родителей, бережная гимнастика и подготовленное пространство дома стимулируют развитие ребенка, а незамеченные проблемы и отсутствие подходящей среды наоборот затормаживают его.

Заключение

Возраст 9 – 18 месяцев – это особенный возраст для любого ребенка. Малыши уже достигают достаточного развития всех своих органов восприятия и переходят на стадию активного изучения пространства вокруг. Безусловно, возможность быстрого передвижения и освобождение рук открывают совершенно новые возможности и требуют гораздо больше пространства для юного исследователя.

Именно для таких малышей в детском Монтессори центре «Созвездие» открыли развивающие занятия вместе с мамой. На наших занятиях под руководством опытных педагогов родители знакомят детей с абсолютно новой для них средой, получают самые важные рекомендации от специалистов и находят поддержку других родителей, а также мягко приучают малышей к атмосфере детского клуба, что, несомненно, облегчит будущую адаптацию к детскому саду.

Ближе к двухлетнему возрасту мы уже предлагаем родителям группы кратковременного пребывания, где специалисты нашего центра не только присматривают за детьми, но и организуют им разнообразные развивающие занятия.

Детский Монтессори клуб «Созвездие» – это дружба от первых шагов до первого класса. Запишитесь на бесплатное занятие и приходите знакомиться!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Шутова Анастасия

Читайте также:  Особенности истории развития ребенка

Источник

Малыш родился… Он начал жизненный путь, встретил свой первый рассвет, ощутил свой первый луч солнца. Он такой маленький и беспомощный, но если вы будете правильно за ним ухаживать и воспитывать, он сможет показать неограниченные возможности развития. Необходимо создавать ребенку условия, при которых он сможет реализовать свои возможности. Для этого необходимо установить с малышом двусторонний контакт, слушать и понимать его. Чему надо научить ребенка?

Начало жизни ребенка – годы родительского творчества. Именно в эти годы родители помогают становлению личности малыша. Развивающие игры, общение, занятия с малышом являются очень важным этапом развития. Малыш должен знать, что он любим родителями.

Каждый период отличается друг от друга и имеет свои особенности.

В период развития малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев поведение малыша заметно меняется. Малыш, как губка, впитывает в себя всю информацию. Происходит качественный скачок в развитии ориентировочного поведения ребенка.

Значительно повышается интерес к окружающим предметам. Ребенка уже интересует, не как они выглядят, а что с ними можно делать. Увеличивается длительность занятия с одной игрушкой. Малыш меньше отвлекается во время занятий и игр. Если малыш чего-то не понимает, он вглядывается в лицо взрослого, пытается сопереживать, ждет от родителей объяснений чего-либо.

Ребенок очень подвижен, умеет взбираться на высоту, спускаться, передвигаться в разных направлениях. «Я – сам!» – вот лозунг этого периода жизни малыша. Ребенок не теряет ни минуты времени, ведь столько еще непознанного. Взрослым необходимо уделять как можно больше внимания, ведь малыш многого ждет от родителей.

Появляется относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. Теперь ребенок, желая потрогать какой-либо незнакомый предмет, сначала исследует его пальчиком, а потом уже всей рукой. И обязательно следит за реакцией родителей, если они спокойны, то все в порядке.

Малыш становится более разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Прекрасно понимает слова «можно» и «нельзя». Кроха не идет на прямой конфликт с родителями, но стоит вам отвернуться, как он берется за свое. Появляются такие слова, как «хочу» и «не хочу», малыш заявляет о своих правах.

Активно развивается речь. Малыш говорит на «своем языке», понять который могут только родители. Дитя все так же использует лепетную речь, может объединять слова, возможно даже не очень по смыслу. Конечно, каждый ребенок индивидуален, некоторые уже болтают без умолку, другие произносят всего несколько слов. Создавайте условия для развития активной речи малыша, ведь это один из показателей развивающего интеллекта.

Задачи воспитания развития малыша 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

· создайте благоприятную обстановку на улице и дома для развития малыша

· учите ходьбе по ограниченной поверхности (узкой дорожке, доске)

· учите малыша ходить в разных направлениях

· учите двигаться в быстром и замедленном темпе

· учите подниматься и спускаться, перешагивать через препятствия

· развивайте глазомер

· проводите предметные игры (строительные, сюжетные, метание шариков, ловить рыбок и т.д.)

· показывайте как надо использовать те или иные предметы

· знакомите с окружающим миром

· обогащайте словарный запас малыша

· учите общаться с другими детьми и взрослыми

· знакомьте ребенка с песнями, стихами, сказками

·

В период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет малыш учится по-новому мыслить. Зависит от вас, родители, насколько полезно пройдут эти месяцы. Оценив уровень развития малыша, проанализируйте (если есть какие-либо отставания) причины недочетов. Главное трепетно и бережно относитесь к крохе, это и будет залогом успеха.

В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет особую значимость приобретает социальное развитие, малыш начинает исполнять требования взрослых, высказывает свое мнение. Начинает понимать слово «надо». Поведение становится более управляемым. К ребенку приходит послушание, которое строится не на страхе, а на уважении и любви к родителям. Дитя радуется любой похвале в его адрес.

К 2 годам ребенок все меньше отвлекается, играет с игрушками более долгое время, может сосредоточиться на практическом задании. Кроха уже умеет подбирать предметы, подходящие друг другу (например, крышка к соответствующей коробке), выбирать из кучи предметы одинаковые по названию, цвету, форме. Со всеми игрушками малыш проводит более сложные манипуляции.

Развивается интеллект. Теперь малыш знает, что дом – это, где живут люди, дупло – там живет белочка. Понимает, что люди и животные едят, спят. Рассматривая картинки, узнает сюжеты из виденных им. Ребенок уже не воспринимает картинку, как игрушку, а именно, рассматривает ее. К 2 годам начинает понимать сказки. Читать сказки с превращениями ребенку двух лет не рекомендуется, он не понимает этих превращений, что это «понарошку». Лучшие сказки, описывающие бытовые ситуации.

Малыш продолжает безобразничать? Всему этому есть объяснение. Например: почему он кормил кота из ложки, потому что вчера он кормил игрушечного кота; надел собаке свою шапочку, да потому что он знает, что без шапочки выходить на улицу нельзя. Ситуация требует от родителей аккуратного руководства и никаких строгих замечаний. Ребенок экспериментирует. На смену любопытству пришла любознательность. У родителей должно найтись терпение, ведь это интеллектуальная потребность ребенка.

Малыш нуждается во внимании родителей. Мама и папа должны осознавать, что малыш полностью копирует их поступки. Необходимо призадуматься, что отражает дитя в своем поведении, чем будет наполнена его жизнь в плане подражания.

Развитие речи. Словарный запас возрастает в 10 раз. Общайтесь с ребенком, делая паузы и объясняя понятным языком. Новое в период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет- умение строить предложения из двух – трех слов. Речевые возможности детей очень разные и это удается не каждому ребенку. Поощряйте все попытки повторять слова за взрослыми.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка в первый месяц жизни

Задачи воспитания в период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

· обеспечить ребенку общение со взрослыми и сверстниками, развивающие виды деятельности

· показывайте ребенку своим примером хорошее отношение к окружающим

· формируйте отношение к своему поступку (хорошо, плохо, молодец)

· развивайте и поощряйте самостоятельность во всем

· знакомьте с культурой поведения, послушанием

· учите понимать слова такие, как устал, замерз и т.д.

· вводите новые слова, обозначающие предметы и действия с ними

· приучайте малыша к труду, гимнастике

· развивайте речь ребенка, расширяйте активный словарный запас

· развивайте интеллект малыша, воспитывайте интерес к книгам

· играйте в сюжетные игры

· развивайте все виды ходьбы, удерживанию равновесия, практикуйте быструю ходьбу

· формируйте навыки в быту: правильно сидеть за столом, мыть руки, последовательно одеваться, знать свои индивидуальные принадлежности

Казалось, это было вчера – первая улыбка малыша, первое слово, первый шаг. И вот кроха уже полностью самостоятельный, способен на различные эмоции, с ним можно вести беседы, помогает родителям по дому.

Развитие ребенка от 2 до 3 лет делится на два этапа: от двух лет до двух лет шести месяцев и от двух лет шести месяцев до трех лет.

Вам кажется, что в этот период жизни ребенка будет легче воспитывать, потому что он повзрослел и с ним можно договориться? Нет, вы ошибаетесь. Это период формирования личности. Ребенок заявляет о своих правах и ждет от вас общения на равных. К концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Не лишайте ребенка самостоятельных действий, учите его всему, поощряйте его достижения. Кроха по-прежнему чувствителен и эмоционален, привязан к родителям.

На что же нужно обратить внимание в период развития ребенка, чтобы обеспечить его психофизическое благополучие:

· прежде всего, предоставьте малышу полную самостоятельность в тех вещах, с которыми он сможет справиться без вашей помощи

· относитесь ко всем его действиям с полной серьезностью

· проявляйте терпение к малышу и ко всему, что он делает, даже если у ребенка что-то не получается

· не допускайте негативных высказываний в адрес крохи

· доверяйте своему малышу, показывайте, что вы уверенны в том, что он справится с заданием

· поддерживайте и хвалите ребенка (только, если он этого заслуживает, похвала должна быть адекватной)

· дайте понять малышу, что все что он делает вам очень важно

· создавайте условия, чтобы ребенок преодолевал какие-либо сложности

· добивайтесь, чтобы действия малыша приводили к положительному результату

· исключайте ситуации, где малыш может выступить в роли неудачника

· не завышайте и не занижайте самостоятельные возможности ребенка

· если у крохи что-то не получается, скажите – «завтра или позже обязательно получится»

· развивайте интерес к играм, занятиям

· не давайте слишком много легких заданий

· формируйте у малыша интерес к другим людям, их занятиям, отношениям

· не прерывайте резко игры и занятия ребенка назойливыми указаниями

· относитесь к малышу, как к формирующейся личности

Развитие малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев должно строиться на индивидуальном подходе, учитывая особенности ребенка. Дети этого возраста по-разному развиваются и это нормально. Ниже мы приведем примеры задач воспитания и показатели развития ребенка. К ним надо стремиться, но не быть фанатом – во что бы то ни стало выполнить все в срок. Не старайтесь опережать события. А если ребенок сам по себе идет вперед по показателям, не тормозите его.

Задачи воспитания в период развития малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев:

· учите ребенка более тонко различать предметы по цвету, форме, их применению, учитывать особенности каждого

· учите ориентироваться на два свойства одновременно

· учите собирать и разбирать более сложные пирамидки, совмещать рисунки на кубиках

· развивайте координацию, мелкую моторику пальцев

· разыгрывайте различные игровые сюжеты, давайте малышу роли

· конструируйте с малышом

· учите играть с другими детьми

· развивайте и поощряйте самостоятельность

· учите общению с другими детьми и взрослыми

· прививайте хорошие привычки, отношение ко всему окружающему

· знакомьте ребенка с окружающим миром

· развивайте речь малыша, вступайте с ним в диалог

· познакомьте малыша с такими видами деятельности, как рисование, музыка, лепка, пение, танцы

· обеспечьте малышу активный образ жизни

· воспитывайте культурно – гигиенические навыки у ребенка

К периоду развития малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет кроха научился уже очень многому. Сам собирает матрешки, любит книги, строит предложения. А главное слово в его жизни – «Я сам!».

Этап развития малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет – формирование личности малыша. Он начинает воспринимать все по-другому. Поэтому ему будет непонятно, если вы говорите одно, а делаете другое. Думайте о том, как малыш воспримет ваши слова и поступки.

Задачи воспитания в развитии малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет:

· учите не только действовать с предметами физически, но и развивайте действия в уме (находить решения, прогнозировать)

· продолжайте обучение с различными развивающими игрушками

· продолжайте конструировать

· продолжайте сюжетно-ролевые игры

· способствуйте осознанию малышом своего «Я»

· формируйте культуру поведения во всем

· продолжайте знакомство с окружающим миром

· развивайте речь, поддерживайте общение

· учите запоминать, а потом рассказывать

· учите грамматике

· учите рисовать, лепить, делать аппликации

·

Источник