Развитие ребенка с умственной отсталостью по месяцам

Развитие ребенка с умственной отсталостью по месяцам thumbnail

Нарушение умственного развития – достаточно сложная и одновременно недостаточно раскрытая на сегодня особенность течения развития ребенка.

Умственная отсталость определяется как особенность развития психики ребенка при органическом повреждении центральной нервной системы во внутриутробный период или в период от 1 до 3 лет. У умственно отсталого ребенка нет достаточно развитых способностей к контролю и самоконтролю собственного поведения, что является следствием нарушения взаимосвязи между познавательными и эмоциональными процессами или мышлением и эмоциями. У ребенка наблюдается низкий уровень активности и познания, ее непосредственные потребности и эмоциональные проявления не подчинены мышлению и, следовательно, не осознаются и не регулируются самим ребенком.

Оксана Гаяш – кан. пед. наук, методист кабинета дошкольного, начального и инклюзивного образования ЗИППО

Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. Если нет противопоказаний, по назначению врача ребенок может пройти специальную терапию, которая будет стимулировать его развитие, но, опять же, в пределах возможностей организма ребенка. Развитие и социальная адаптация ребенка с умственной отсталостью зачастую зависит от воспитания и обучения.

У умственно отсталых детей нарушается нормальное развитие познавательных и психических процессов, у них ухудшается восприятие, память, словесно-логическое мышление, и так далее. Для таких детей характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушается физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, могут произойти некоторые внешние изменения, например, может несколько измениться форма черепа, размер конечностей.

Как положительные, так и отрицательные эмоции у такого ребенка характеризуются непосредственным активным проявлением в поведении. Познавательные потребности, а также те потребности, которые вызывают интерес ребенка к деятельности, ограничены.

Дети с нарушением умственного развития овладевают практическими действиями (особенно трудовыми) вследствие целенаправленного обучения и воспитания. Они специфически воспринимают социум и выражают эмоциональное отношение к нему. Постоянное активное привлечение взрослого к развитию ребенка будет способствовать его вхождению в социум, развитию у него необходимых социально значимых качеств и волевых характеристик, которые обеспечат ему активную осознанную позицию.

Формирования умственных действий осуществляется благодаря специально организованному обучению и воспитанию, а также коррекционной работе. Чем раньше к развитию малыша будут привлечены специалисты, тем лучше будет его развитие.

Что нужно делать родителям для развития умственно-отсталого ребенка? Когда начинать?

В семье, в которой есть ребенок с интеллектуальной недостаточностью, проблемы возникают, прежде всего, не из-за низкого уровня его умственного развития, а из-за ложных методов обращения с ним. Если родители стесняются своего ребенка, им будет трудно относиться к нему так, чтобы он чувствовал себя спокойно и безопасно. Родители иногда настаивают на методах лечения, которые еще больше нервируют ребенка и не приносят ему никакой пользы.

Каждый шаг родителей должен быть направлен на развитие и воспитание вашего ребенка. Целесообразно, начиная с раннего возраста, общаться с ребенком, разговаривать с ним, предоставлять различную информацию в зависимости от возраста и состояния познавательных (интеллектуальных) процессов, с помощью которых человек познает окружающий мир (восприятие, память, мышление речи и др.)..

Дошкольный период – важный этап коррекционно-развивающей работы с ребенком, от эффективности которого зависят дальнейшие успехи его обучения и развития.

Если пустить развитие умственно отсталого ребенка-дошкольника на самотек, то он упустит навык общения с людьми, навык предметного действия. Если ребенок не будет достаточно контактировать со своими сверстниками и со взрослыми, не будет играть с детьми в игры или участвовать в какой-либо деятельности, то это негативно отразится на социальной адаптации, на развитии мышления, памяти, самосознания, воображения , речи, воли и так далее. При правильном подходе к организации воспитания и обучения, можно корректировать нарушения развития познавательных процессов и речи.

Поэтому Мерсиянова Г. М., Макарчук Н.А. предлагают придерживаться следующих рекомендаций:

Нужно называть предметы, окружающие ребенка в вашем доме, которыми пользуетесь вы и ребенок во время питания (посуда), одевания (названия одежды), отдыха (кровать, стул, стол и др.), организации досуга, игровой деятельности (названия игрушек), прогулок. По мере взросления добавлять названия различных заведений (поликлиника, зоопарк, магазин, цирк и т.д.) и всех предметов и объектов, которые там встречаются.

Также следует называть действия, которые выполняются (“будем есть, одеваться”, “берем ложку, тарелку, хлеб”, “одеваем штанишки, рубашку и др..”, “Моем руки” и т.д.).

Ежедневно называть основные цвета предметов, с которыми непосредственно сталкивается ребенок (мячик красный, огурец зеленый, кубик зеленый, красный, желтый и т.д.). Во время прогулки называть животных, которые встречаются во дворе и на улице, растения (это дерево, это цветок, это травка), здания (это дом, детская площадка), средства передвижения (машина, автобус, самолет, велосипед и др. .).

Ребенок должен знать и видеть, что каждый член семьи имеет определенные обязанности перед семьей, выполняет временные или постоянные поручения. Об этом нужно рассказывать ребенку и привлекать его к выполнению элементарных поручений: сначала под руководством взрослого класть игрушки на место, поливать комнатные растения, кормить домашних животных (кошку, рыбок и др.), убирать посуду со стола после еды, раскладывать ложки, ставить чашки . Ребенок должен принимать посильное участие в уборке помещения, наблюдать за подготовительными работами к приготовлению завтрака, обеда, ужина. Необходимо давать информацию ребенку о продуктах питания, как они называются, кто, как и что производит, откуда что берется: овощи выращивают, фрукты – яблоки, груши и др.. растут на деревьях, можно приобрести в магазине (хлеб, колбасы, сыр, конфеты и др.). Иногда уместно привлекать ребенка, особенно старшего дошкольного возраста, к приобретению продуктов питания, игрушек, одежды.

Целесообразно по возможности привлекать ребенка к разнообразному посильному труду в саду, на огороде, а также привлекать его выращивать рассаду овощей, цветов и др.. В период всего весенне-летнего периода дети должны принимать участие во всех работах на огороде, под руководством родителей обрабатывать землю, поливать грядки, цветы, помогать собирать урожай (например, взрослый собирает огурцы или помидоры на грядке, передает их ребенку для складывания в корзину). При этом необходимо сообщать ребенку, куда пойдете с ним, почему, что там будете делать (“Мы с тобой пойдем в магазин купить хлеб”, “Пойдем выбирать спелые огурцы на грядке” и т.д.).

В процессе деятельности следует обращать внимание ребенка на то, кто что делает (“Что я сейчас делаю?”, “А ты, что сейчас делаешь?”). После завершения работы нужно учить ребенка рассказывать кому-то из членов семьи, где он был, что делал, что видел (“Мы с мамой собирали на грядке огурцы”, “Мы ходили в магазин, там купили хлеб” и т.д.). Важно научить ребенка задавать вопросы, чтобы получать информацию о предметах (“Что это?”, “Как называется?”, “Где можно использовать?”), о животных, растениях, действиях взрослых или детей и др.

Читайте также:  Ситуационные задачи по физическому развитию ребенка

Следует помнить, что особенности умственного развития ребенка проявляются в том, что ему сложно овладеть игровой деятельностью, понять роли, правила и нормы, диктуемые игровой ситуацией.

Ребенок с нарушениями умственного развития больше фиксируется на самой игре (на манипуляции с предметами) и не всегда проявляет инициативу в восприятии ролей, правил и норм. Родители должны знать: что в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ребенок должен быть постоянно вовлечен в общение с близкими и окружающими людьми. Сосредоточенность детской игры в этом возрасте на предметах, а не на взаимодействии в игре с другими людьми, может негативно сказаться на развитии ребенка в дальнейшем. Игнорирование взрослыми того факта, что в игре ребенок не усваивает ролевых параметров (“мама – ухаживает за ребенком”, “папа – это тот, кого слушают”), может привести в дальнейшем к фиксации ребенка в игре с предметами. Одновременно игра с предметами не обеспечивает развития у ребенка необходимых способностей (понимание, восприятие, произвольности в деятельности и др.) и навыков (повторение, принятие ролевых позиций, техническое исполнение ролевых позиций и др..), от которых зависит успешное овладение учебной деятельностью в школе .

Именно поэтому целесообразно постоянно в ненавязчивой форме, учитывая возможности ребенка, объяснять правила и нормы сюжетно-ролевой игры и обязательно получать обратную связь от ребенка (уточнение, как он их воспринимает и понимает). Игра обеспечивает формирование самооценки ребенка.

Период дошкольного детства принято рассматривать, как возраст познавательных эмоций, доминирующими из которых являются удивление, любопытство, заинтересованность. Ребенку с нарушением умственного развития присущ замедленный темп формирования познавательных эмоций.

Умственно-отсталому ребенку присуща аффективность, которая может проявляться в бурных эмоциях; они неустойчивы, кратковременные и быстро меняются (от положительных до отрицательных и наоборот). Ребенка достаточно легко напугать замечаниями, но с такой же легкостью, в форме позитивного обращения, можно заинтересовать и вызвать удовольствие и радость.

Ребенку с нарушением умственного развития присуще выражение таких эмоций, как агрессивность, тревожность, беспокойство, взволнованность, радость, как в прямой форме, так и непосредственно в поведении. Поведенческие действия могут иметь характер капризов, несоблюдение требований взрослого, агрессивных, иногда вредоносных действий. Следует помнить: такие проявления в поведении не являются осознанными и осмысленными ребенком, поэтому они и выражают непосредственные ее чувства. Взрослый должен знать, что относиться к таким проявлениям поведения надо с пониманием и уступчивостью. Особое значение имеет телесный контакт. Так, ребенка можно прижать, обнять, погладить. Голос в выражении требований к ребенку должен быть спокойным, ласковым, уравновешенным. Следует задавать такие вопросы ребенку, чтобы он пытался проговаривать каждое свое действие или эмоцию.

Именно поэтому взрослый должен развивать любознательность ребенка, его заинтересованность и интерес к самому себе и предметам, которые его окружают. В непосредственном взаимодействии с ребенком особый упор нужно делать на формировании познавательных эмоций, применяя элементы игры. Игровые ситуации, позволяющие развивать познавательные эмоции ребенка, имеют четкие правила, с которыми взрослый обязательно знакомит ребенка. Особое значение приобретает постоянный речевой контакт в игре ребенка со взрослым. Взрослый должен выполнять роль положительно настроенного, понимающего “контролера” эмоций и поведения ребенка, направлять его, помогать ему выражать эмоции и действия, но не оценивая ребенка в процессе. Это будет способствовать формированию навыков сознательного и осмысленного овладения собственными эмоциями и поведением в будущем. Следует помнить, что именно такое отношение взрослого к эмоциональным проявлениям ребенка будет способствовать развитию его самокритичности и самоконтроля.

Следует помнить, что ребенок, находясь длительное время в домашних условиях, имеет тенденцию к недостаточно интенсивному и позитивному развитию поведения, как на уровне моторных умений и физической активности, так и в формировании социального поведения. Именно поэтому, родители должны постоянно расширять сферы контактов ребенка со сверстниками, а также не сдерживать его желание к занятиям, которые будут способствовать формированию навыков моторики поведения.

В дошкольном возрасте, чтобы подготовить ребенка к школе, нужно учить его рассматривать предметы, анализировать их, сравнивать по размеру, величине (большой, маленький, одинаковые), по форме (кружочек, треугольник, квадратик), ориентироваться в пространстве (вверху-внизу, вправо-влево, длиннее – короче, труднее – легче, под, над, между, посередине) на примере расположения предметов.

Обращать внимание ребенка на характерные признаки каждого времени года, на суточные изменения (утро, день, вечер, ночь), погоду (тепло, прохладно, дождь, снег, ветер, солнце светит и т.д.), одежду нужно надевать в зависимости от погоды и времени года, называть дни недели, месяцы. Учить определять времена года и погоду на соответствующих рисунках в детских книгах.

Следует рассказать ребенку о семье: кто старше по возрасту (папа, мама, бабушка, дедушка), кто младший (сестрица, братец), кто из них работает, кто учится, а кто ведет домашнее хозяйство.

Полезно рассматривать вместе с ребенком детские книги, анализировать рисунки, определять на них объекты, место их расположения, форму, цвет и прочее.

Следует также развивать у ребенка элементарные ручные умения, пользоваться карандашом, ножницами; учить его изготавливать различные изделия; вместе с ним изготавливать изделия из бумаги, пластилина, из природных материалов. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от проделанной работы, радовался результатам своего труда. При этом важно дозировать соотношение между помощью ребенку и степенью его самостоятельности: вы всегда должны предоставлять ему посильные задания для самостоятельного выполнения.

Целесообразно устраивать домашние выставки из сделанных ребенком изделий из бумаги, пластилина, соленого теста и т.д..

Полезно также научить ребенка понимать и выполнять практические задания по словесной инструкции, содержащей просьбу, распоряжение или установку.

Очень опасно, когда родители пытаются не замечать признаков умственной недостаточности и начинают доказывать всем, что у ребенка нет проблем с интеллектуальным развитием. В таких случаях родители пытаются научить ребенка таким видам деятельности и навыкам, которые он не в состоянии выполнять. Постоянное давление на ребенка может сделать его раздраженным, упрямым и даже агрессивным.

Однако некоторые матери, в силу особенностей характера, достаточно уравновешенные и им нетрудно ухаживать за ребенком, который имеет значительные отклонения в умственном развитии. Они способны ухаживать за ребенком так, что это их не утомляет; не отчаиваются и могут получать удовольствие от обязанностей. Такое отношение к больному ребенку передается и другим членам семьи, включая братьев и сестер.

Читайте также:  Роль деятельности в развитии ребенка кратко

Где должен учиться ребенок с нарушением умственного развития?

Рекомендацию об оптимальных условиях обучения вашего ребенка должна дать региональная психолого-медико-педагогическая консультация на основе диагностического обследования соответствующими специалистами (психологом, врачами, педагогом, логопедом), ознакомления с документами ребенка, которые подают родители в зависимости от его возраста и условий воспитания (дошкольное учреждение, воспитание дома, занятия в реабилитационном центре и т.д.). Обследование ребенка осуществляется в присутствии родителей, которые лично обращаются в это учреждение на основании полученных ими материалов, свидетельствующих об особенностях психического развития ребенка.

По закону дети с умственной отсталостью должны пройти обследование медико-педагогической комиссии, которая и решит, способен ли он учиться в обычной школе, детском саду. К сожалению, в настоящее время детей с умственной отсталостью часто учат в специальных коррекционных школах, так как на данный момент достойной замены таким школам нет.

Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социально развит и адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Источник

Статья:

Каждый ребенок индивидуален, и развитие его идет по особому, запланированному для него природой графику. Так, одни дети развиваются стремительно, буквально схватывая информацию на лету в ожидании подходящего момента для ее использования, другим же требуется для этого время и усилия.

Стоит отметить, что такой принцип развития характеризует каждый из этапов в жизни детей. Малыши учатся держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, говорить. Со временем они будут осваивать навыки самообслуживания, чтения, письма, рисования. То, насколько гармоничным будет развитие детей на каждом из этапов, зависит:

  • от типа темперамента;
  • от педагогического внимания;
  • от социального окружения;
  • от состояния здоровья и так далее.

К сожалению, бывает так, что замедленное развитие провоцируют нарушения интеллекта. Такой диагноз смогут поставить только специалисты после полного обследования.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Умственную отсталость, негативно влияющую на психическое развитие маленького человека, диагностируют как в детском, так и в подростковом возрасте, если степень поражения мозга незначительная.

В особенно тяжелых случаях поставить диагноз становится возможным уже в первые месяцы после появления крохи на свет. Но чаще всего взрослые замечают проблему после того, как малыш попадает в детский сад или школу.

Около 85% детей с нарушением интеллекта страдают умственной отсталостью в легкой степени. Специалисты смогут вынести окончательный вердикт только после того, как ребенок поступит в первый класс. Обычно нарушение интеллекта у учеников младших классов проявляется невозможностью усваивать материал и отличным от сверстников поведением.

Виды умственной отсталости

Выделяют несколько видов умственной отсталости, каждый из которых имеет свои признаки и особенности поведения:

  • легкая умственная отсталость;
  • умеренная;
  • тяжелая;
  • глубокая.

Дети с умственной отсталостью в легкой степени находят контакт с одногодками, справляются со школьной программой, хотя и имеют некоторые проблемы с усваиванием информации.

Вырастая, такие люди могут стать полноценным членами общества, способными занимать определенные должности и обеспечивать себя и свою семью, но это возможно только после получения необходимой им помощи.

Ребята с нарушением интеллекта, вызванными умеренной умственной отсталостью (а это около 10% от общего количества) должны получить необходимую помощь в раннем дошкольном возрасте. При адекватном воспитании и лечении их общее развитие будет протекать гармонично, хотя и с отставанием от здоровых детей на 3-4 года.

Обычно умеренная умственная отсталость проявляется у ребят, которым поставили диагноз «синдром Дауна». В целом такие дети способны освоить основные навыки коммуникации и самообслуживания, но только если кто-то будет их постоянно контролировать и направлять.

Как правило, эти дети усваивают программу первых двух классов, не более. В подростковом возрасте они сталкиваются с проблемами в общении с одногодками из-за неспособности понять и усвоить основные социальные нормы.

Дети с диагнозом «тяжелая умственная отсталость» (это не более 4% от общего количества детей с нарушением интеллекта) попадают под наблюдение медиков уже в первые недели жизни. Физическое развитие их имеет свои, несвойственные здоровым детям особенности, в некоторых случаях проявляются аномалии.

Как правило, дети с таким диагнозом значительно позже сверстников начинают сидеть, стоять, ходить и говорить. Физическое развитие протекает замедленно, проявляются хронические заболевания разной степени тяжести. Только к 10-12 годам их уровень развития начнет соответствовать уровню развития малышей 2-3 лет, а к подростковому возрасту – уровню старшего дошкольника или ученика первого класса.

И последняя категория, к которой относится не более 2% детей с нарушением интеллекта, – дети, которые страдают умственной отсталостью в глубокой степени. О проблеме родителям сообщают еще в родильном доме, отмечая у новорожденного четко выраженную асимметрию лица и другие признаки отставания в развитии.

С такими детьми работать сложнее всего, так как для них проблемой будет научиться даже обслуживать себя самостоятельно и потреблять пищу.

Причины развития заболевания

Нарушение интеллекта, которое повлечет за собой замедленное развитие, связано с:

  • унаследованными заболеваниями;
  • генетикой;
  • внутриутробными нарушениями;
  • возрастом роженицы, превышающим допустимые нормы (более 45 лет);
  • тяжелой беременностью;
  • травмами во время родов;
  • воспалением мозговых оболочек;
  • черепно-мозговыми травмами.

Развитие детей с нарушением интеллекта происходит по своему графику и имеет свои особенности. Обычно такие ребята познают окружающий мир через прикосновения и через рот. Именно так они получают возможность узнать максимум о предметах и объектах, которые их окружают.

Если речь идет о детях с легким нарушением интеллекта, то речевые навыки у них развиваются в том же возрасте, что и у здоровых детей, – около двух лет. У некоторых из них поэтапное развитие несколько затягивается, но к более позднему возрасту они почти догоняют сверстников.

Положительное обращение с такими ребятами и признание их среди сверстников может помочь им выработать уверенность в себе и даже проявлять лидерские качества.

Сложности детей с нарушением интеллекта

Естественно, что ребята с нарушением интеллекта сталкиваются с некоторыми сложностями в процессе развития. Как правило, это:

  • несоответствующие развитию речевые навыки: дети часто пользуются жестами для того, чтобы донести до собеседника информацию, что, в свою очередь, усложняет вербальную коммуникацию;
  • неспособность заводить друзей: развитие детей не позволяет им понять сверстников, что делает для них сложным участие в играх из-за неспособности усваивать правила;
  • проблемы в освоении школьной программы.
Читайте также:  Развитие ребенка в театрализованной деятельности в доу

Остановимся подробнее на нескольких пунктах.

Сложности в общении

Подавляющее большинство детей с нарушением интеллекта к трем годам страдают нарушениями речи, то есть практически не говорят, даже если речевые навыки у них относительно развиты. Таких ребят можно легко отличить по поведению: они остаются в стороне от играющих сверстников, отмалчиваются, не играют игрушками.

Очень важно начинать работать с такими малышами в раннем возрасте, развивая речевые навыки, так как именно они станут базой для дальнейшего психологического развития. Специалисты считают, что на развитие общения у детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте влияют:

  • незрелость возрастных форм общения на фоне общей несформированности структурных компонентов общения;
  • дефицит внимания родителей, негативно влияющий на развитие социально-коммуникативных навыков;
  • авторитарный стиль общения, что в случае с детьми с нарушением интеллекта просто непозволительно.

Осознавая некоторую неполноценность, такие ребята стараются лишний раз не говорить с окружающими. Если диалог возникает, то в большинстве случаев он сводится к нескольким коротким фразам. Это связано:

  • с быстрым прекращением потребности высказываться, что самой собой сводит беседу на нет;
  • с нехваткой у ребенка сведений, необходимых для построения правильного ответа;
  • со скудностью словарного запаса;
  • с неспособностью понять собеседника, что приводит к не всегда адекватным высказываниям в ответ на встречную реплику.

Окончательный диагноз «нарушение интеллекта» может быть поставлен только после многочисленных комплексных обследований у ряда специалистов. Это необходимо для того, чтобы исключить из группы таких детей здоровых ребят с низким коэффициентом интеллекта, но при этом вполне способных стать полноценными членами общества.

Трудности с обучением

Дети с нарушением интеллекта не только сложно находят контакт с окружающими, в особенности со сверстниками, но у них отмечаются и определенные сложности в обучении. В зависимости от степени поражений мозга некоторые из них могут учиться в обычной средней школе, осваивая, хоть и с трудом, общеобразовательную программу. Физическое развитие таких детей не отличается от нормы, и визуально они выглядят вполне здоровыми.

Другие же ребята с более тяжелыми нарушениями интеллекта могут не суметь освоить программу средней школы, поэтому обучаются в специализированных учреждениях.

Чтобы дети с легкой степенью умственной отсталости смогли нормально учиться в обычной школе, практически не уступая одноклассникам, учителя должны обеспечить им особый подход, мотивируя их и подбадривая в случаях неудачи.

Очень важно, чтобы такие дети научились верить в себя и чувствовали поддержку со стороны взрослых.

Часто родители таких малышей задумываются о том, какого типа школу выбрать для обучения чада. Решение нужно принимать на основании диагноза и никак иначе. Малыш с легким нарушением интеллекта может учиться в обычной школе при должном участии в его школьной жизни родителей и учителей.

Если умственные способности сильно нарушены, то обучение в обычной школе может быть сопряжено с изоляцией, неуспеваемостью, разочарованием. Естественно, что все это не может пойти ребенку на пользу.

Ребятам с серьезным нарушением интеллекта правильно будет проходить курс обучения в школах, где с ними будут работать подготовленные специалисты по корректирующим методикам.

Несколько слов о самооценке

У детей со сбоем функционирования интеллекта отмечаются недостаточно сформированные мыслительные операции, что выливается в проявление одной существенной особенности: они не умеют адекватно оценивать себя и свои возможности. Как правило, эти дети всегда довольны тем, что они делают, и не осознают неудач.

Чтобы ускорить социализацию таких детей, с ними нужно заниматься трудотерапией. Речь идет о простых работах на даче, на ферме, в гончарной мастерской, например, или в конюшне по уходу за лошадьми. Контакт с животными, кстати, как с лошадьми, так и с домашними питомцами, положительно влияет на развитие малышей, которые начинают чувствовать свою важность и необходимость, полностью перенимая манеру поведения взрослых.

Считается, что дети с таким диагнозом быстрее социализируются, много времени проводя на даче или в деревне, где у них будут постоянные обязанности и задания, выполнять которые нужно будет под контролем взрослого. В ходе таких работ дети смогут улучшить развитие моторики, научатся выстраивать связи с окружающими, смогут развиться как личности и стать частью общества.

Можно ли вылечить нарушения интеллекта?

К сожалению, болезнь останется с ребенком на всю жизнь. Вместе с тем нужно отметить, что это стабильное состояние, которое может измениться лишь в подростковом и взрослом возрасте в зависимости от степени нарушений.

Если обеспечить детям специализированное обучение с корректирующим воспитанием, то в случаях с легкой степенью умственной отсталости они смогут достаточно уверенно себя чувствовать, влившись в социальную жизнь.

Роль игровой деятельности

Детям с нарушением интеллекта с ранних лет нужно прививать интерес к играм, пытаясь через них влиять на психическое развитие. Лучше всего это получается делать у воспитателей специализированных учреждений. Очень важно, чтобы ребенок как можно лучше овладел игрой, так как это благоприятно скажется на дальнейшем его умственном и речевом развитии.

Известно, что в дошкольном возрасте основными являются сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята придумывают для себя роли, диалоги, используют игрушки и предметы-заместители, таким образом создавая свой мини-мир, где действуют по своим правилам.

Очень важно, что, играя в сюжетно-ролевые игры, дети копируют манеру поведения, отношения взрослых. Таким образом они знакомятся с разными видами человеческой деятельности, налаживают контакты друг с другом.

Чтобы дети с задержками в интеллектуальном развитии смогли играть в такого рода игры, необходимо их подготовить. Этим и занимаются родители и педагоги в специализированных учреждениях. Со временем в жизнь ребенка можно будет ввести подвижные и дидактические игры.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник