Развитие ребенка с рда до 7 лет

Развитие ребенка с рда до 7 лет thumbnail

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

Общие сведения

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) – психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм

Причины раннего детского аутизма

На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

Классификация раннего детского аутизма

Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).

Симптомы раннего детского аутизма

Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Читайте также:  Развитие речи ребенка раннего возраста презентация

Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

Диагностика раннего детского аутизма

Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

Лечение раннего детского аутизма

Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

Читайте также:  Задержка развития ребенка из за веса

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

Источник

Фото из интернета

У детей с РДА развитие познавательных процессов проходит с выраженным искажением. Этот факт обусловлен их повышенной эффективностью. Психическое развитие у детей при РДА протекает неравномерно. Таким образом, повышенные способности в отдельных ограниченных областях обычно сочетаются с глубоким нарушением обычных жизненных навыков и умений. В ситуациях, требующих избирательности и активного поведения, замечается снижение общего жизненного тонуса, что является одним из патогенных факторов развития личности по аутистическому типу.

Внимание

У детей с РДА уровень активного внимания крайне низкий, что обуславливает недостаточность психического тонуса в сочетании с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью. При попытках привлечения внимания ребенка раннего возраста с РДА к предметам окружающей действительности приводит к негативной реакции или её полному отсутствию. У детей данной категории отмечаются, препятствующие нормальному формированию высших психических функций, выраженные нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако, некоторые зрительные или слуховые стимулы, возникающие от предметов окружающей действительности, могут привлекать ребенка с РДА, что стоит использовать для концентрации внимания. К зрительным и слуховым стимулам относятся любые звуки или мелодии, блестящие и яркие предметы.

У детей с РДА характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость, поэтому внимание выражается в низкой устойчивости. Вследствие сильного пресыщения ребенок проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем с удовольствием занимался, не выключаясь из ситуации.

Ощущение и восприятие

Дети с РДА своеобразно реагируют на раздражители сенсорного типа, что отражается в повышенной сенсорной ранимости при одновременном игнорировании воздействий, что приводит к значительному расхождению в характере их реакций, вызванными физическими и социальными стимулами.

Лицо человека у детей с нормой является сильным и привлекательным раздражителем, но у детей с РДА раздражителями являются разнообразные предметы, а человеческое лицо мгновенно вызывает пресыщение и избегание контактов.

Особенности восприятия, парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, большая полярность в реакциях на предметы, не стандартное поведение таких детей проявляется уже на первом году жизни. Часть детей сильно реагирует на изменения освещения, что выражается в резкой форме и даже после прекращения действия раздражителя продолжается еще длительное время. Некоторые дети, наоборот, слабо заинтересовывались предметами, у них не было испуга или плача на внезапные и сильные раздражители, притом, что, у них отмечали повышенную чувствительность к слабым привычным и индифферентным раздражителям.

У детей с ранним детским аутизмом в восприятии выраженным становится патологическое изменение целостной картины существующего предметного мира и дезориентация в пространстве. Важным для них является не сам предмет, а его отдельные сенсорные качества: цвет, фактура, звуки, форма. Большинство детей имеют тягу и любовь к музыке, чувствительны к запахам, обнюхивают и облизывают окружающие предметы при их обследовании. Значимым для этих детей являются тактильные и мышечные ощущения, исходящие от собственного тела.

В связи с этим, на фоне стабильного сенсорного раздражения дети пытаются получить особые активирующие впечатления. Для этого они всем телом раскачиваются, совершают безразличные прыжки, кружатся, с большим удовольствием разрывают бумагу и ткань, пересыпают песок, переливают воду, следят за пламенем огня. Таким детям свойственно нанесение себе различных повреждений при параллельно сниженной болевой чувствительности.

Память и воображение

У детей с РДА с самого раннего возраста наблюдается хорошая механическая память, что способствует созданию условий для сохранения следов эмоциональных переживаний. Эмоциональная память вводит восприятие окружающего мира в стереотипизацию, это значит, что любая информация входит целыми блоками в сознание детей, хранится, но не проходит этап переработки, в связи с чем, используется шаблонно в том варианте, в которой эту информацию воспринял ребенок.

Дети с ранним детским аутизмом могут постоянно повторять одни и те же звуки и слова, не редким бывает и, то, что ребенок задаёт один и тот же вопрос в течение длительного времени. Дети данной категории с лёгкостью запоминают стихи, параллельно отслеживая, чтобы читающий стихотворение, не пропустил ни одной строчки, и даже слова.

Читайте также:  Понедельное развитие ребенка узи

При прочтении взрослым стихотворения дети с аутизмом начинают ритмично раскачиваться или сочинять свой собственный текст, они хорошо запоминают, а потом показывают разнообразные движения и игровые действия. Также они способны запоминать и повторять ряд звуков и целые рассказы, стремятся к приобретению привычных для них ощущений через все существующие сенсорные каналы: обоняние, слух, кожу, вкус.

У детей с ранним детским аутизмом существует два вида воображения: у одних детей воображение богато развито, у других снижено и с причудливостью, отличается патологическим фантазированием.

Аутистические фантазии ребенка переплетаются с случайно услышанными сказками или историями, переплетаются и с реальными событиями, и с вымышленными. Фантазии патологического типа у детей с аутизмом отличаются повышенной яркостью и образностью, нередко носят и агрессивный оттенок. Патологическое фантазирование у детей с аутизмом выражается в многочасовом, ежедневном, ежемесячном, иногда и многолетнем повествовании историй о мертвецах, убийцах, поджогах, скелетах. Они приписывают себе различные пороки и в красках рассказывают о них. Патологическое фантазирование закрепляет неадекватные страхи, такие как, страх меховых шапочек и игрушек, лестниц и незнакомцев. Дети начинают бояться ходить по улицам. Они опасаются наезда машины, периодически испытывают неприязненное чувство, если приходиться пачкать руки или намокнет одежда. У таких детей страхи темноты и одиночества наиболее выражены. Часть таких детей излишне сентиментальны и, не редко, плачут при просмотре некоторых мультфильмов с эмоциональной задумкой.

Речь

У детей с аутизмом выражено специфическое отношение к речевой действительности и одновременно своеобразие в становлении экспрессии речевой деятельности.

При восприятии речи, у детей с аутизмом заметно снижена реакция на говорящего в его сторону. Такие дети игнорируют простые, обращенные к нему инструкции, но заметно реагируют на тихую шепотную речь. Первые активные речевые реакции в виде гуления, у детей с аутизмом могут задерживаться, иногда и вовсе отсутствовать или быть максимально обедненными интонациями. Аналогичное явление отмечается в фазе лепета. Первые слова у таких детей обычно рано появляются, у большинства в двухлетнем возрасте отмечается фразовая речь с чистым произношением. Зачастую эти дети не пользуются речью для устного контакта с людьми. Они редко вступают в диалог. Однако наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию и воспроизводят ее посредством рассказа, чтения стихов и напевания песенок. Некоторые дети излишне многоречивы, но их речь, ни кому не адресована и не совпадает с ситуацией. Дети, с наиболее тяжелой формой аутизма могут никогда и не овладеть разговорным языком. Для части детей характерны речевые штампы телеграфного стиля, эхолалии и отсутствие местоимения «я». Себя ребенок называет по имени или местоимением третьего лица «он – она». Их стремление постоянно избегать общения негативно сказывается на перспективах речевого развития.

Мышление

Развитие мышления у детей с ранним детским аутизмом связано с преодолением больших трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения появившихся задач и вопросов. Основными трудностями проявляются в символизации и переносе навыков из предыдущей ситуации в последующую. Ребенку с аутизмом сложно понять развитие ситуации во времени и установить самому причинно – следственные зависимости и связи, что выражено проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий с сюжетными картинками.

В стереотипной ситуации большинство детей с аутизмом могут обобщать и использовать игровые стимулы, в том числе и выстраивать программу действий. Но, к сожалению, они не способны активно перерабатывать информацию и пользоваться своими возможностями приспособления к меняющемуся окружению и обстановке. В то же время для аутизма интеллектуальная недостаточность не является обязательной. Многие такие дети проявляют одаренность в отдельных узких областях, хотя при всем при этом сохраняется аутистическая направленность мышления.

При выполнении тестов Векслера для исследования интеллектуальных функций, наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу невербального.

Однако сниженный уровень выполненного задания, связанного с речевым опосредованием, зачастую говорит об отсутствии желания ребенка с аутизмом применять речевое взаимодействие.

Источник