Развитие ребенка с поражением головного мозга
Симптомы органического поражения мозга у детей
Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.
Это состояние выражается в нарушении сразу трех аспектов работы мозга.
- Проблемами с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия)
Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.
- Снижением интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.
- Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.
- Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.
Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.
Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.
Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.
Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.
Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.
Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.
Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.
Естественно, терапию и коррекцию ОПМ следует назначать, исходя из причины его возникновения и развития.
Так, например, врачи рекомендуют устранять поражения, вызванные инфекцией, с помощью антибиотиков, противовирусных препаратов и иммуностимуляторов.
Если ОПМ развилось вследствие опухоли, то, прежде всего, нужно позаботиться о ее удалении. С этим не поспоришь.
Ишемические болезни головного мозга официальная медицина предлагает лечить с помощью ноотропных средств, а также использовать противоотечную и сосудистую терапию.
Нужно обязательно помнить, что медикаментозная терапия не может не иметь побочных, порой вредных последствий.
Устранять последствия, часто бывает сложнее и дольше, чем основное нарушение.
Но без психолого-коррекционной терапии даже в случае успешной медикаментозной терапии НЕ ОБОЙТИСЬ.
Если ваш ребенок:
- очень разборчив и капризен в выборе еды
- остро реагирует на изменения погоды
- его укачивает в машине
- он невнимательный
- плохо говорит
- неусидчивый
- часто плачет
- неуклюжий
- ленивый
Вы думаете, что все это – особенности характера? На самом деле, это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга. Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.
Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.
Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.
Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.
Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.
Источник
Органическое поражение мозга у детей
Понятие «органическое поражение мозга у детей» не имеет четкого и однозначного определения.
Но принято считать, что это – целый комплекс нарушений, связанных со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга.
Они могут быть как диффузными (например, появиться вследствие энцефалопатии) так и локализованными (возникнуть в результате опухоли или травмы головного мозга)
У таких детей нарушены функции многих тканей в мозгу и не только, нужно немало времени, чтобы они поменялись на другие или здоровые, которые будут выполнять свои функции правильно.
ВАЖНО помнить , что у детей уникальный иммунитет и регенерация, поэтому при любом диагнозе можно рассчитывать на значительные улучшения, если давать организму методики, которые помогают обновиться тканям.
В современной педиатрии такое явление, к сожалению, это не редкость.
Головной мозг детей подвержен целому ряду негативных воздействий
Более того, невропатологи утверждают, что диагноз «органическое повреждение головного мозга» сегодня можно ставить 9 из 10 пациентов любого возраста.
Просто большая часть таких поражений не дает о себе знать.
Симптомы ОПМ ярко проявляются тогда, когда изменением подверглись от 20 до 50% органа!!!
Если же повреждение охватило больше половины мозга, тогда стоит говорить о серьезных признаках болезни, носящих стойкий патологический характер.
Но есть и другая сторона медали: часто не слишком квалифицированные специалисты просто злоупотребляют данным диагнозом, не желая глубоко анализировать характер неврологической патологии у ребенка.
В медицине существует классификация недугов, которые можно объединить под термином ОПМ (органическое поражение мозга).
Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга:
Гидроцефалии
Врожденные аномалии развития головного мозга
Детский церебральный паралич ДЦП
Нарушения, вызванные внутриутробными инфекциями
Группа заболеваний, вызванных поражением центральной нервной системы (ЦНС)
Каждый недуг, входящий в эту группу, характеризуется множеством нюансов – имеет свою природу и развивается особым образом
От причины развития болезни во многом зависит и характер его лечения
Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей
- В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать перинатальный период, в ходе которого формировался головной мозг ребенка.
Именно в это время могут возникать серьезные патологии.
- То, как проходили роды, также имеет большое значение для здоровья малыша.
Были ли они стремительными или затяжными, протекали ли с гипоксией, с обвитием, получил ли ребенок родовую травму.
- Причиной ОПМ может стать гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН), то есть, несовместимость крови матери и ребенка, если она сопровождается ядерной желтухой.
Такая форма желтухи характеризуется повышенным содержанием в крови малыша непрямого билирубина, а это, в свою очередь, провоцирует нарушения функций головного мозга.
- Механические черепно-мозговые травмы также влекут за собой серьезные повреждения тканей мозга.
- Нередко органическое повреждение мозга вызывают инфекционные заболевания (менингит, абсцесс, энцефалит и др.), в том числе и внутриутробные инфекции, провоцирующие поражение центральной нервной системы – краснуха, герпес, энтеро- и респираторные вирусы, вирус иммунодефицита.
- ОПМ может возникнуть и вследствие сосудистых заболеваний мозга – энцефалопатии, геморрагического инсульта.
- Такого рода патологии могут развиться из доброкачественной опухоли.
- Эпилепсия также способна спровоцировать органическое поражение головного мозга у ребенка.
- Существует и еще одна причина развития тяжелых поражений мозга у детей, о которой умалчивает традиционная медицина.
Речь идет о поствакцинальных осложнениях, в результате которых головной мозг детей перестает формироваться должным образом.
Коррекционный и медицинский центр «Дельфания» предоставляет услуги по дошкольному образованию в новосибирске. Детский центр. Раннее развитие. Высокое качество работы с детьми. Большой выбор программ. Детский фитнес. Группа продленного дня. Индивидуальные занятия по плаванью. Детский психолог.
Источник
Заболевание или повреждение | Причина | Нейропсихологическая характеристика |
Умственная отсталость | Энодогенная обусловлена генетическими факторами; Экзогенная обусловлена внешними факторами (инфекции,отравления, травмы и т.п.) на различных этапах развития ребёнка. | В легких случаях УО обычно регистрируются только функциональные изменения со стороны церебральных структур. В грубых случаях со стороны детского мозга отмечаются такие органические предпосылки, как позднее его развитие по весу, уменьшенная площадь коры, особенно лобных отделов, неразвитость рисунка борозд и извилин, изменения размеров желудочков мозга и некоторые другие. Возможны дефекты со стороны черепа или сопутствующие аномалии развития в виде незаращения мягкого или твердого нёба и т.п. Психическое недоразвитие при УО носит тотальный характер, охватывает все сферы психики: сенсорику, моторику, память, внимание, интеллект, эмоции и личность в целом. Тотальность недоразвития психики является определяющей характеристикой УО. В структуре психического дефекта у детей с УО имеют место недостаточность в развитии гнозиса, праксиса, эмоций, памяти и других психических функций, которые, как правило, проявляются меньше, чем недоразвитие мышления. Нарушение мышления, являясь ядерным симптомом, при психическом недоразвитии оказывает негативное влияние на развитие всех других психических функций. |
Деменция | Более позднее (после 2,5 -3 лет) патологическое воздействие на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформировалась, и признаки повреждения проявляются в их недостаточности. Резидуальная деменция проявляется в слабоумии, возникшем в результате остаточного поражения мозга вследствии травмы, инфекции, интоксикации. Прогрессирующая деменция становится следствием хронически протекающего менингита, менингоэнцефалита, опухолевого процесса, эпилепсии, склероза и т.д. | Структура дефекта отличается парциальностью расстройств. Это могут быть грубые локальные корковые или подкорковые нарушения, что наглядно проявляется в нарушении гнозиса, праксиса, а также в регуляции поведения. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций у ребенка, прежде всего, отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Кроме того, структура психического дефекта при деменции отличается выраженной полиморфностью. Это проявляется в наличии разнообразных интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных нарушениях. Динамика дефекта при поврежденном развитии чрезвычайно своеобразна. Повреждение ведет к изоляции отдельных систем, распаду сложных иерархических функциональных связей, что нередко приводит к грубым регрессам интеллекта и поведения. |
Задержки речевого и психического развития | Может быть результатом нарушенного функционирования частично поврежденных структур или структур, функционально с ними связанных, или являться следствием временно и мягко действующих факторов (недостаточности стимулов, ранней депривации, плохого ухода и т.п.) | Психофизический инфантилизм – нарушение динамики умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности. Соматогенная форма ЗПР – снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях. Психогенная форма ЗПР – возможна «иррегулярность» ы психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов. ЗПР церебрально-органического генеза – нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. Снижение объема памяти во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств внимания, памяти, гнозиса, праксиса. |
СДВГ | В настоящее время существуют три доминирующие группы гипотез, выделяющие соответственно такие факторы: раннее органическое поражение ЦНС, социальное влияние, генетические факторы риска. | Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений) импульсивность поведения. Генетические факторы риска – в настоящее время исследуются несколько генов, возможно, ответственных за возникновение гиперактивности. В их число входят гены, регулирующие обмен нейромедиаторов. Возникла гипотеза о возможной генетически детерминированной взаимосвязи нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данной патологии. Раннее органическое поражение ЦНС – в результате раннего органического поражения ЦНС нервная система запаздывает в темпах созревания и функционирует на недостаточном уровне. Задержка темпов миелинизации приводит к генерализации импульса при возбуждении, вовлечению дополнительных структур ЦНС и формированию симптомов пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Социальное влияние – социально-психологические факторы играют важную роль в формировании СДВГ. Они провоцируют и усугубляют влияние резидуально-органических и наследственных факторов на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. |
Ранний детский аутизм | Объяснительная модель заболевания включает четыре уровня анализа: этиологию (генетические, средовые факторы), мозговые структуры и процессы, нейропсихологию (посредник между мозгом и поведением, связывающий эти два уровня анализа) симптомы и поведенческие особенности. | Сложное психиатрическое заболевание, развивающееся в раннем детстве, чаще всего в первые три года жизни, но симптоматика сохраняется на протяжении всей жизни. Характеризуется существенным отставанием в развитии социальных взаимодействий, задержками речевого и умственного развития, стереотипным поведением. Мозговые основы аутизма, по данным патоанатомии и КТ, трактуются, как рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей, включая прерванное развитие дендритных окончаний в структурах лимбической системы, снижение количества нейронов и увеличение числа патологических клеток в мозжечке, чрезмерное разрастание задних отделов коры и признаки диффузных нарушений взаимосвязей на уровне коры. Электрофизиологические исследования детей с аутизмом выявляют на ЭЭГ повышение бета-активности. Такие изменения обычно отмечаются в состоянии полудремы или сонливости. |
Нарушения слуха и зрения | Врожденные повреждения зрительного или слухового анализатора, несформированность связей периферических и центральных звеньев анализатора в первые недели жизни младенца. Это может произойти из-за задержки развития одного из звеньев анализатора во внутриутробном периоде, и в результате сигналы от периферического звена анализатора не поступают в кору, не осознаются, и ребенок остается незрячим или не слышащим. | Нарушения восприятия даже по какому-то одному изолированному каналу, как правило, вызывают наряду с потерей источника информации еще и обеднение способности мозга к отражению, т.е к активному взаимодействию со средой. Глухота или тугоухость сопровождаются изменением просодики и четкости речи. Письмо и чтение начинают превалировать над устной речью, экспрессивная речь над импрессивной. Слепота приводит к нарушениям связи образа и слова, которая становится либо слишком генерализованной, либо слишком узкой. Возможно также нарушение связи между словом и действием: однообразные манипулятивные действия с предметом сопровождаются богатой речевой продукцией. |
Источник
Распространенность поражений нервной системы (ЦНС) у новорожденных в последнее время приобрела едва ли не характер эпидемии. Все больше детей до года обращаются к детским неврологам и педиатрам с жалобами на гиперактивность, задержку развития, которые являются не чем иным, как последствиями перенесенной патологии по время родов.
Многие болезни детей более старшего возраста происходят из-за того, что вовремя не были распознаны поражения нервной системы в период новорожденности. У 80-85% погибших новорожденных на секции обнаруживается травма спинного мозга, травмы головного мозга в 2 раза реже.
Последствиями поражения нервной системы во время родов могут стать гидроцефалия, задержка развития, парезы и параличи, нарушения зрения и слуха.
Причины поражения ЦНС у новорожденных
Угнетение ЦНС новорожденного во время и после родов может происходить по трем основным группам причин: ишемически-гипоксические поражения, травматические и инфекционно-токсические. Разберем каждую группу подробнее.
- Ишемические и гипоксические поражения ЦНС у новорожденных – обусловлены недостатком кислорода в крови ребенка во время родов. Это может быть связано с длительными и затяжными родами, слабостью родовых сил, аномалиями плаценты и пуповины. При ишемии (полном отсутствии кислорода) погибают клетки головного мозга, и от того, в какой именно части коры это произойдет, зависит дальнейшая картина болезни.
- Травматические поражения ЦНС – в подавляющем большинстве случаев происходят во время родов. Непосредственной причиной могут послужить скорые роды (головка ребенка очень быстро рождается и получает травму), крупный плод, неквалифицированные действия акушера и пр.
- Инфекционные и токсические поражения могут быть связаны с вирусной инфекцией, алкоголем, курением во время беременности и т.д.
Поражения головного мозга чаще всего имеют ишемически-гипоксическую природу, в то время как спинной мозг чаще поражается при физической травме шеи ребенка во время родов. Чтобы не допустить этого, очень важно рожать в хорошем роддоме с грамотным акушером, а в первые дни после выписки прийти на прием к остеопату.
Основные жалобы
Патология нервной системы у новорожденных проявляется не сразу, и в этом ее коварство. Ведь чем дольше болезнь остается нераспознанной, тем труднее ее лечить в дальнейшем. Только очень выраженные нарушения дают о себе знать в первые дни жизни малыша, как правило, проявляясь судорогами. Особенно опасны судороги, возникшие в первые 24 часа после появления ребенка на свет.
Чаще всего родители обращают внимание на гипервозбудимость ребенка, беспокойное поведение, нарушения сна. Также часто сопутствующими симптомами являются чрезмерные срыгивания и поперхивания. Некоторым мамам удается заметить нарушения моторных функций. В качестве простой домашней проверки можно использовать скрининг тест навыков ребенка в зависимости от возраста.
Скрининг-тест. Нормальный доношенный ребенок:
- К 2 мес удерживает головку лежа на животе.
- К 6 мес самостоятельно устойчиво сидит.
- В 12 мес – начало самостоятельной ходьбы.
Дети с травматическими поражениями спинного мозга на уровне шеи запаздывают на 1-2 месяца, однако, их отставание в развитии не такое грубое, как при поражении коры головного мозга.
По тому, в каком темпе развивается ребенок, примерно можно судить о наличии неврологических отклонений и вовремя обратиться к врачу. Доктор проведет более подробные исследования, которые покажут диагноз и уровень поражения нервной системы.
Возможные диагнозы про поражении ЦНС у новорожденных
В поликлинике таким детям может быть поставлен диагноз «перинатальное поражение нервной системы», «ишемически-гипоксическая энцефалопатия», «задержка психомоторного развития» и пр. Отдельно указывается характер и степень моторных нарушений (от легкой до тяжелой), а также острый или восстановительный период (ранний, поздний).
Остеопатическое обследование
Обследование у врача остеопата подразумевает не только неврологический осмотр, но и поиск анатомических отклонений в строении черепа, шейных позвонков, крестца, ребер и т.д. Все это имеет огромное значение для здоровья ребенка, поскольку малейшие отклонения в анатомии проецируются с увеличенным масштабом на будущую жизнь малыша. Остеопатическая диагностика проводится руками врача и включает:
- Осмотр: определение дуги тела, положения конечностей, поведения ребенка.
- Оценку амплитуды, силы и ритма первичного дыхательного механизма.
- Оценку паттерна краниосакральной системы.
- Тестирование подвижности шейного и пояснично-крестцового отделов позвоночника.
- Глобальный тест черепа, оценка подвижности каждой из костей свода и основания.
- Диагностику внутрикостных повреждений черепа, крестца.
После осмотра врач остеопат получает представление обо всех анатомических нарушениях в теле ребенка и сразу же приступает к лечению.
Остеопатические методы лечения
Остеопатическое лечение поражений ЦНС у новорожденных направлено на устранение анатомических дисфункций в теле новорожденного, восстановление нормальных биомеханических отношений всех костей и суставов, а также мягких тканей, нарушенных во время травматичных родов. Примеры техник, которые входят в остеопатический курс лечения новорожденных:
- Фасциальная декомпрессия крестца, крестцово-поясничных сочленений.
- Устранение блоков на уровне сочленения первого шейного позвонка и черепа.
- Уравновешивание тонуса торакоабдоминальной диафрагмы.
- Освобождение (нормализация тонуса мышц) верхней апертуры грудной клетки, ключиц, лопаток, первого ребра.
- Декомпрессия сфено-базилярного синхондроза.
- Уравновешивание мембран взаимного натяжения полости черепа и спинного мозга.
- Устранение внутрикостных повреждений затылочной, височной, клиновидной костей, полученных при травмах во время родов.
- Коррекция оттока крови и циркуляции ликвора в полости черепа.
- Балансирующие и уравновешивающие техники.
Цель лечения – сделать так, чтобы в теле новорожденного не было никаких напряжений, блоков, дисфункций, чтобы оно функционировало как идеально настроенная биомеханическая система. От этого зависит вся дальнейшая жизнь малыша и болезни, которые могут появиться по причине пропущенных родовых травм.
Источник