Развитие ребенка с помощью рисования

Оксана Юрьева
Консультация для родителей «Что развивает рисование»
Что развивает рисование
Рисование – один из методов развития детей. Каждый родитель хоть раз получал в подарок рисунок малыша, и для многих это является предметом гордости. Интересно, что в данном случае важен сам процесс, а не результат. Именно процесс развивает память и внимательность, мелкую моторику и речевой аппарат.
Кроме того, рисование положительно воздействие на психику малыша, делает детей устойчивыми к стрессам и помогает лучше учиться. Поэтому оно обязательно входит в программу детских садов и начальной школы. Кроме того, занятия удобно, легко и интересно проводить дома. Давайте узнаем подробнее, чем полезно рисование для детей.
1. Рисование развивает мелкую моторику, а именно мелкие и точные движение кистей и пальцев рук. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток. Занятия формируют координацию между руками и глазами. Также мелкую моторику прекрасно тренирует и развивает лепка;
2. Формируется красивый почерк, развивается ловкость и скорость реакции. Рисуя конкретный предмет, ребенок вспоминает его, а, значит, стимулирует работу памяти. Рисуя с натуры, он учится определять цвет, фактуру, объем, пропорции и прочие физические свойства;
3. Регулярные занятия рисованием учат ребенка структурировать и рассчитывать время. Они вырабатывают усидчивость и формируют дисциплинированность;
4. В творческом процессе рисования ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий. Это развивает наблюдательность и внимательность, фантазию и воображение, креативность, нестандартное, пространственное и ассоциативное мышление;
5. Учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения. В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику;
6. Приобщает к изобразительному искусству и мировой культуре, воспитывает вкус и любовь к эстетике. Ребенок начинает различать мелкие детали и элементы, сравнивать и обобщать, выявлять частное и общее;
7. Дети учатся заканчивать начатое, выявлять и исправлять ошибки, анализировать. Ребенок ставит перед собой цель и идет к результату. При необходимости можно нарисовать заново уже с учетом опыта и предыдущего опыта, при этом работа пойдет легче и быстрее, а результат порадует даже больше чем, если бы первый рисунок получился сразу.
Психологическая польза рисования
Польза рисования для детей выявляется и в психологической, эмоциональной сфере. Творчество помогает побороться со стрессом и переживаниями, помогает отпустить негатив и отвлечься. Занятия успокаивают ребенка и нормализуют психологическое состояние и дает эмоциональную устойчивость, что особенно полезно для нервных и капризных малышей.
Рисование поднимает настроение и нравится детям. Оно может увлечь малыша надолго, тем самым давая взрослым свободное время. А совместное рисование поможет наладить контакт с ребенком и узнать друг друга ближе. Это создаст комфортную атмосферу и доверительные отношения. Кроме того, вы весело и интересно проведете время.
Творчество, в том числе и рисование – прекрасный способ рассказать и заявить о себе. Через рисунки можно понять желания и потребности, проблемы и страхи, текущее эмоциональное состояние ребенка. Не зря психологи просят нарисовать что-либо, например, дом, дерево, семью, человека, несуществующее животное и так далее.
По рисунку и взрослого, и ребенка можно многое рассказать о человеке. Чем он любит заниматься, в какой семье он живет и воспитывается или воспитывался, какие проблемы его волнуют. Определить его пол и примерный возраст, характер и темперамент, семейный статус и положение в обществе.
Рисование помогает осознать ребенку себя, как личность, как человека, который творит и создает. Это повышает самооценку. Интересно, что мальчики и девочки рисуют по-разному. Девочки мыслят образно, здесь развиты эмоции и воображение. Поэтому они уделяют внимание мелочам и деталям, тщательно прорисовывают персонажей, декор, лица людей и так далее.
Для мальчиков же характерно схематическое рисование и буквальное восприятие символов, логичность и стремление к анализированию. На рисунках вы найдете больше технических деталей и архитектуры, но меньше декора или лиц.
Как рисовать с ребенком
Чем раньше малыш возьмет в руки карандаши, фломастеры или краски и начнет рисовать, тем лучше. Рисовать смело можно даже с малышом до года. Для маленького ребенка берем бумагу большого размера, так как на маленьком листке крохе рисовать трудно. Подходящим решением станут старые и ненужные обои.
В этих целях организуйте творческий уголок. Выделите в детской комнате место, где разместите старые или ненужные обои, которые можно разрисовывать. Здесь также можно разместить меловую или маркерную доску, на которой рисуют цветными мелками или фломастерами.
Мел, фломастеры, краски и другие предметы творчества удобно хранить в организаторах, банках или ведерках, которые также развешиваем или расставляем в творческом уголке. Важно надежно зафиксировать емкости, чтобы они не падали или не переворачивались, и содержимое не вываливалось. Еще больше идей для хранения детских игрушек вы найдете здесь.
Если у вас нет возможности оформить творческий уголок, возьмите ватман, старые или специальные обои и разложите на полу. А для маленьких детишек подойдут пальчиковые краски. Для детей постарше можно приобрести специальные обои для рисования с готовыми контурами, которые нужно обводить, дорисовывать и прорисовывать. После двух-трех лет можно предлагать ребенку раскраски.
Как поддержать интерес к рисованию
Даже если ребенок не хочет быть художником или связать жизнь с изобразительным искусством, в процессе он приобретет важные и полезные навыки, которые пригодятся в школе и во взрослой жизни. Такое творчество положительно влияет на физиологическое развитие и психологическое состояние. Поэтому эксперты советуют обязательно поощрять детское стремление и желание рисовать.
Чтобы не отбить у малыша желание рисовать, а, наоборот, поддержать интерес к творчеству, всегда хвалите полученный результат. В процессе поддерживайте кроху и при необходимости подсказывайте. Обязательно проявляйте интерес, спрашивайте, почему он выбрал такой цвет, что он нарисовал, посвящен ли этот рисунок кому-нибудь и так далее.
Не ругайте кроху, если у него что-то не получается. В этом случае помогите малышу или начните рисунок заново. Если вы видите ошибку, укажите и подскажите, как исправить, как смотрелось бы лучше.
Ни в коем случае не смейтесь над рисунком и не критикуйте ребенка! Развешивайте рисунки на стене или складывайте в специальную папку. Это поможет отмечать творческие находки и умения ребенка, заметить положительную динамику. Хвалите малыша и говорите, что каждый новый рисунок получается лучше предыдущего.
Не заставляйте кроху заниматься насильно. Он сам должен приходит к творчеству и рисовать по собственному желанию и вдохновению. Если он не хочет рисовать, предложите малышу другие развивающие занятия. Можно лепить, читать, вырезать и клеить поделки, учить алфавит и цифры, учиться писать и считать, собирать конструкторы или мозаики и так далее. Но подбирайте занятия по возрасту ребенка.
Источник
Елена Никитина
Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»
Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. У ребенка появляется интерес к рисованию, как следствие желание творить.
Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать, не используя кисточку.
1. Рисование ватными палочками. Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины).
2. Рисование ладошками. Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь).
3. Рисование ватными дисками. Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы).
4. Рисование отпечатками. Простой способ рисования: на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют: цветы, ракушки, фрукты, овощи).
5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.
6. Рисование вилкой. На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика.
7. Рисование нитью. Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.
8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.
9. Рисование набрызгом. Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.
10. Рисование штампиками. Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.
11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.
12. Рисование расческой. Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры, добавляя капли и водя расческой в разные стороны.
13. Рисование восковыми мелками. Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды, цветы).
14. Граттаж (воскография). Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.
15. Рисование марлей. К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)
16. Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять ленку.
17. Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить.
18. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег. На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.
19. Рисование солью. На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.
20. Рисование манкой. Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.
21. Рисование свечой. На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут Выступать восковые изображения. (Елка, снежинки, животные).
Также можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования: рисование перышком, рисование пальцем, рисование по трафарету томпоном, рисование методом тычка, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, рисование листьями.
Источник
Практически все дети любят рисовать. А рисование нетрадиционными способами вызовет у детей ещё больше позитивных эмоций. С помощью такого рисования у ребёнка происходит развитие фантазии, творческих способностей, мышления, воображения, проявление индивидуальности, а так же мелкой моторики, изучение и закрепление понятий о цвете, форме, знакомство с различными материалами.
Рисование пальчиками
Материалы: пальчиковые краски, лист бумаги (для самых маленьких лучше взять А3 или рулон старых обоев)
Рисование пальчиками это весело, интересно, а самое главное полезно для развития мелкой моторики и освоении понятия о цвете. Такой вид рисования подойдет для самых маленьких художников с 10-11 месяцев.
Рисование ладошками
Материалы: пальчиковые краски, лист бумаги, кисть
Отпечатки ступнями
Материалы: пальчиковые краски, лист бумаги, кисть
Ниткография
Материалы: лист плотной бумаги, нить, акварель или гуашь, посуда для окрашивания нити, кисть
- нарезать нить по 30-40 см несколько штук;
- положить в посуду для окрашивания (кончик нить должен быть снаружи);
- выбрать цвет и кистью нанести краску на нить;
- сложить лист пополам, на одной из сторон разложить нить (сухие кончики вывести вниз листа);
- плотно прижать две стороны листа и аккуратно вытянуть нить;
- открываем лист и фантазируем
Монотипия
Материалы: лист бумаги, кисть, краски, вода
- сложить лист бумаги пополам;
- на одной половине нарисовать предмет;
- складываем лист вдвое;
- дорисовываем согласно творческому замыслу.
Штампики из овощей и фруктов
Материалы: любые овощи и фрукты, лист бумаги, кисть, гуашь
Отпечатки листьев
Материалы: листья, лист бумаги, кисть, гуашь или акварель, вода
- на листик от дерева (или другого растения) нанести краску кистью;
- сделать отпечаток на листе бумаги;
- дорисовать согласно творческому замыслу.
Рисование ватными палочками
Материалы: ватные палочки, лист бумаги, краски
Штампики из пластилина
Материалы: пластилин, лист бумаги, краски, кисть, небольшой кубик, стека
- пластилин нанести на небольшую твёрдую поверхность (например кубик);
- стекой изобразить на пластилине желаемый узор;
- нанести краску на получившийся штампик из пластилина;
- сделать отпечатки согласно творческому замыслу.
Кляксография
Материалы: лист бумаги, кисть, акварельные краски, трубочка от сока (метод растекания), вода.
Капельный метод:
- набрать кистью краски;
- разбрызнуть акварель над листом бумаги;
- дорисовывать согласно творческому замыслу
Метод растекания:
- на бумагу нанести большую кляксу;
- с помощью трубочки раздуть краску по бумаги;
- дорисовывать согласно творческому замыслу
Рисование набрызгом
Материалы: краски (акварель или гуашь), бумага, старая зубная щётка или расческа, вода, трафареты, шаблоны, стеки или плоская палочка.
- на зубную щётку или расчёску нанести немного краски;
- на лист бумаги по желанию приложить трафарет или шаблон;
- стекой провести по поверхности щётки, брызги полетят на бумагу;
- направлять брызги в разных направлениях в зависимости от творческого замысла.
Рисование солью
Материалы: соль, плотный лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, клей ПВА
- нарисовать рисунок на бумаге клеем;
- посыпаем получившийся рисунок солью;
- раскрашиваем рисунок нужными цветами;
- дать просохнуть
Таким же образом можно рисовать не только солью, но и манкой.
Рисование мятой бумагой
Материалы: бумага, посуда для смешивания цветов, вода, краски (акварель, гуашь подойдет и пастель)
- в посуду набрать немного тёплой воды и добавить выбранную краску;
- подготовить кусочки мятой бумаги (среднего размера);
- опустить комочек в воду, подождать несколько секунд;
- нанести на бумагу.
Пластилинография
Рисовать пластилином можно в разных техниках: из шариков, жгутиками, методом размазывания и т.д. Подробней о пластилинографии можно узнать здесь.
Гравюра
Материалы: лист основа (для того чтобы сделать основу понадобятся, белый картон,восковые карандаши, если хотите цветной фон, гуашь чёрного цвета,кисть,жидкое мыло), вода, зубочистка или другая острая палочка.
Делаем основу для будущей гравюры:
- раскрашиваем лист восковыми карандашами, любыми цветами;
- аккуратно нанести мыло на получившийся фон;
- после того, как мыло впиталось закрасить чёрной краской.
После высыхания, можно приступать к созданию картины. Взрослый может нарисовать простым карандашом контур, а ребёнок будет его процарапывать.
Фроттаж
Материалы: лист бумаги, карандаши, плоские рельефные предметы
В переводе с французского означает натирание.
- лист бумаги положить на рельеф;
- не сильно заточенным карандашом раскрасить лист;
- рельеф копируется на лист, создавая рисунок.
С помощью этой техники можно создавать удивительные рисунки.
Рисование мыльными пузырями
Материалы: вода, мыльне пузыри (моющее средство или шампунь), красители (лучше пищевые), трубочки для сока, плотная бумага, ложка, стаканчики или тарелочки (если нужны более крупные отпечатки).
- делаем мыльные пузыри;
смешать 5 частей воды с 1 частью моющего средства;
- разливаем получившийся раствор на стаканчики (количество стаканчиков соответствует количеству необходимых цветов) и добавляем красители;
- трубочкой взболтать раствор и не вынимая из стакана дуть в неё;
- дальше рисуем –
1 способ: прикладываем бумагу к пузырям;
2 способ: ложкой выложить пузыри на бумагу.
Рисование пеной для бритья
Материалы: пена для бритья, кисть, гуашь, лист бумаги, губка, тарелочки (по количеству желаемых цветов).
- взбить пену, собрать её губкой и добавить в тарелочку с краской;
- перемешать пену с краской с помощью кисти;
- кистью нанести окрашенную пену на лист, согласно творческому замыслу.
Рисование вилкой
Материалы: вилка, краски, лист бумаги, плоская тарелочка
- в плоскую тарелочку налить краску;
- на вилку набрать краску;
- плоской поверхностью вилки сделать отпечаток на листе бумаги.
Восковые карандаши + акварель
Материалы: восковые карандаши, кисть, акварельные краски, вода, лист бумаги
- восковыми карандашами нарисовать желаемый рисунок на листе бумаги;
- покрыть сверху акварелью.
Рисование отпечатками
Материалы: краски, лист бумаги, кисть, вода, материал с помощью которых будут сделаны отпечатки (например: воздушный шарик, ватные диски, цветы, ракушки, пластиковые стаканчики, воздушно- пупырчатая плёнка)
- на поверхность, которую будем отпечатывать, нанести краску;
- отпечатать на лист бумаги, в зависимости от художественного замысла.
рисование воздушными шариками
Рисование губкой (поролоном)
Материалы: губка (поролон), краски, лист бумаги, тарелочки
- в тарелочку вылить немного краски;
- поролон обмокнуть в краску и нанести на лист бумаги
Метод штриховки
Материалы: лист бумаги, карандаши, фломастеры или краска
Рисование на земле
Интересное занятие во время прогулки, нужно всего лишь найти небольшую палочку для рисования. Рисунок при желании можно украсить листиками, цветочками и т.д.
Рисование различными техниками это игра для ребёнка. Нетрадиционные техники рисование позволяют детям самовыражаться, раскрепощаться и гармонично развиваться!
Источник