Развитие ребенка с помощью экскурсий

Москаленко Татьяна

Консультация для родителей «Роль экскурсии в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»

Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации – не важно по какому предмету и для какого возраста – среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.

Экскурсия как метод диагностики личности.

Правильно организованная и проведённая экскурсия – уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют – просто стоят и не двигаются).

Экскурсия – это, в первую очередь, информация.

Дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.

Ещё одна часто встречающаяся проблема,созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно, в этом поможет экскурсия.

Экскурсия для воспитателя: отдых или работа?

Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед еёначалом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели)должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству, он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.

К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие – не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем.Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

Главное, оставить след в душах

Сохранить детство в себе – наверное, это очень важно. Ещё важнее – дарить детство другим.

Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией – игрушками, мороженым, сладостями – могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.

Экскурсия – один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсийстимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Источник

Роль экскурсии в развитии личности ребёнка

Прищепенок Наталья Сергеевна, методист

муниципального образовательного

автономного учреждения дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

г. Киров

Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации – не важно по какому предмету и для какого возраста – среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.

История не сохранила воспоминаний о том, когда и кем была проведена самая первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце 18 – начале 19 вв. Само название этого интереснейшего способа обучения происходит от латинского «экскурсио». В русском языке оно первоначально означало «выбегание, военный набег».

Экскурсия как метод диагностики личности

Правильно организованная и проведённая экскурсия – уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют – просто стоят и не двигаются). Кстати, опыт и практика проведения многочисленных экскурсий показывают, что эта проблема отсутствует в группах детей, занимающихся дополнительным образованием: хореографических и театральных коллективах, гимнастических и футбольных секциях – везде, где детей учат чувствовать партнёра по сцене, спортивному залу, игровому полю. Вывод – дополнительное образование, в тех моментах, которые касаются развития личности, пожалуй, должно быть основным.

Читайте также:  Развитие ребенка десятого месяца

Примеров тому, увы, сотни. Экскурсия – это, в первую очередь, информация. Но: дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.

Ещё одна часто встречающаяся проблема, созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно. Такие дети кричат всегда и везде, мешая окружающим. Возможно, это недоработка взрослых? Поняв своё бессилие в данном вопросе, они он уже просто не замечают хаоса вокруг себя. Хочется порекомендовать педагогам, которые узнали в описании этих детей своих. Не отчаивайтесь! Всё можно скорректировать. Например, используя игровые технологии. Играйте с детьми! Несмотря на загруженность учебным материалом, несмотря на новые ФГОСы, несмотря ни на что! Так вы поможете детям стать немного более воспитанными. Да и самим будет гораздо легче работать не в хаосе и постоянном шуме, а в нормальном воспитанном и интеллигентном детском коллективе. Поверьте, всё это вполне реально. Тогда мы перестанем говорить о так называемом профессиональном выгорании педагога. Работа будет нравиться и приносить удовольствие. Поверьте, вы даже перестанете уставать!

Экскурсия для педагога: отдых или работа?

Но – вернёмся к нашей любимой форме работы, которую многие педагоги, к сожалению, часто воспринимают как возможность отдохнуть вместе с детьми, ничего не делая. Очень рекомендую ни на минуту не забывать, что это тоже часть образовательного процесса, так как экскурсиям просто можно писать оды, настолько полно они охватывают развитие разных сторон личности человека. Наверняка, в жизни любого человека есть воспоминания о таких экскурсиях, которые многое перевернули в его жизни…

Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед её началом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели!) должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству), он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.

К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие – не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем. Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

Для чего ходить на фабрику?

Мотивировать детей на правильное восприятие экскурсии можно разными способами, но делать это нужно обязательно. Предупредив детей о том, что после посещения предприятия им предстоит осмыслить ещё раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии, педагог тем самым активизирует их внимание во время процесса. В каких формам это сделать? Можно провести конкурс рисунка, рассказов, стихов по теме экскурсии. Сделать с помощью родителей компьютерную презентацию.

Уже в дошкольном возрасте, лет с шести, детей обязательно надо водить на производственные экскурсии. Чем раньше мы сформируем у ребёнка интерес к различным профессиям, уважение к труду работников фабрик, разных других учреждений, тем больше вероятность, что окончив основное обучение, ребёнок выберет для себя рабочую профессию.

Так, в процессе производственной экскурсии, например, на кировскую фабрику игрушек «Весна», дети могут запомнить названия профессий работников фабрики, уточнив, кто из них какой вклад вносит в создание кукол. Таким образом, решается задача профессиональной ориентации. Производство куклы – процесс очень сложный. Чтобы кукла принесла ребёнку радость, в создании этой радости участвуют люди 95 профессий: художники, дизайнеры, химики-технологи, литейщики, прессовщики, швеи, разрисовщики, лакировщики, оформители, сборщики, упаковщики…

Производственная экскурсия на фабрику игрушек важна не только в профориентационном, но и в эмоциональном плане, в процессе посещения фабрики у детей развивается эмпатия, формируется чувство прекрасного, уважение к труду людей, создающих красивые, яркие, качественные изделия. Дети знакомятся не только с процессом производства игрушек, но с тем, как достигается качество продукции. Рассказ экскурсовода об ответственности производителя за качество выпускаемых для маленьких потребителей изделий, о социальной ответственности бизнеса помогает формированию этого важного качества и в юных экскурсантах.

Проведение производственных экскурсий важно и в краеведческом плане. В частности, побывав на фабрике игрушек, дети проникаются гордостью за свой город, за свою страну: фабрика начала свою работу в военном 1942 году, когда в город были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда. В тяжелейшее время взрослые думали о детях, о том, чтобы их детство стало немного счастливее. Предприятие росло и развивалось, менялись технологии, но всегда оставалась основная идея: дарить радость детям своей качественной продукцией. Современные успехи предприятия также формируют в детях гордость за свою малую родину, желание продолжать образование и дальнейшую трудовую деятельность в родном регионе.

Помимо формирования и развития таких необходимых ребёнку качеств, экскурсия на фабрику игрушек – ещё и пример позитивного в нашей жизни, это, по-настоящему, встреча с красотой и добром. Фабрика – уже само по себе волшебное место. В день с конвейера сходит примерно три тысячи кукол 40-50 наименований. А теперь представьте, что вы – ребёнок, который попал в эту сказку – в цех, где одновременно собрались все эти куклы! Одна девочка шести лет так и сказала, выйдя после экскурсии из здания фабрики: «Это – рай!».

Куклы добрые, потому что их делают позитивные люди. Одна из работниц – оформитель игрушек, проработавшая на фабрике более 45 лет, сказала: «Детство у меня было трудное, игрушек не было, зато теперь я уже вон сколько лет в куклы играю! Посмотрите, какую красоту мы создаём своими руками!». В ходе экскурсии дети могут взять у работников импровизированные мини-интервью, оформив их потом в альбомы, презентации, сочинения по теме экскурсии.

Читайте также:  Одной из тенденций речевого развития ребенка в раннем детстве является

Главное, оставить след в душах

Сохранить детство в себе – наверное, это очень важно. Ещё важнее – дарить детство другим. Когда видишь, как делаются куклы, не покидает ощущение сказки. Люди, делающие кукол, напоминают волшебников – в их руках кукла становится практически живой, красивой, начинает ходить, разговаривать. Видя пример того, что труд действительно приносит радость и тем, кто трудится, и тем, для кого производится продукция предприятия, дети, прошедшие через производственную экскурсию на фабрику, лучше начинают понимать, зачем и почему надо трудиться.

Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией – игрушками, мороженым, сладостями – могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.

Материал на конкурс «Лучшая авторская публикация»

Автор: Прищепенок Наталья Сергеевна

Методист

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

г. Киров.

Источник

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования

(название структурного подразделения)

Экскурсионная работа как средство воспитания

Исполнитель:

Китаева Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Дом детского творчества»

Полысаевского городского округа

(8-384-56-4-45-41)

Кемерово

2018

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 2

1 глава Психолого-педагогические проблемы в организации экскурсии.

2 глава. Виртуальная экскурсия…………………………………………….6

3 глава. Экскурсионная работа в воспитательной работе…………………7

Заключение …………………………………………………………………12

Список литературы …………………………………………………………13

2

Введение

Экскурсионная деятельность сегодня один из основных современных туристических продуктов, который постоянно развивается и усложняется. Без экскурсии не обходится, пожалуй, только охотничьи и рыболовные туры. Все остальные виды путешествий обязательно предусматривают экскурсии-ботанические, учебные, экологические, религиозные. Для учащегося это прекрасная возможность познакомиться с историей, культурой, обычаями и религиозными ценностями страны и народов.

Прогрессивные педагоги Западной Европы и России, выступившие против схоластики в преподавании, начали внедрять экскурсии в учебный процесс в конце XVIII-начале XIX вв. постепенно экскурсии стали органической частью учебного процесса в школе. Ещё во второй половине XVIII в. Известные педагоги И.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериво рассуждали о значимости прогулок на природу для детского развития. К этому времени уже появились переводные издания работ чешского педагога Я.А. Коменского, указывающего на важность принципа наглядности в системе обучения и воспитания подростков. Необходимость прогулок при изучении географии, истории и природоведения признавал и известный русский педагог и учёный К.Д. Ушинский. Тем не менее подобные «прогулки» были довольно редким явлением. Только со временем экскурсия превратилась в тот передовой элемент обучения, который стали практиковать в учебных заведениях.

Одним из первых организаторов экскурсионного дела и энтузиастов работы с детьми в России считается декабрист Иван Дмитриевич Якушкин (1794-1857). Находясь в городе Ялуторовск Тобольской губернии (Сибирь), Якушкин организовал летние походы и ботанические экскурсии для своих воспитанников, во время которых о рассказывал о растущих в полях травах и собирал гербарии.

3

1 глава. Психолого-педагогические проблемы в организации экскурсии.

Процесс познания начинается с чувственного восприятия необходимых объектов экскурсантами. Таким образом внутренняя работа экскурсантов состоит из двух этапов; чувственного и логического познания, мышления.

Ощущение-это чувственный образ психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств и предметов, явлений и объектов: размеры, форма, звук и т.д.

Важную роль в экскурсии играет восприятие, оно более сложное чем ощущение отражение объекта, так как построена на нескольких ощущениях. Восприятие включает в себя не только целостный образ объекта, но и окружающую среду.

Следующим этапом в восприятии является представление. Чувственно-наглядный обобщённый образ предмета, который был у экскурсанта перед началом экскурсии. Представление связано с мышлением она является связующим звеном между чувственным и логическим познанием на любой экскурсии главным является мышление. Экскурсант получает новую для себя информацию, она входит в систему его знаний и становится своей. В результате у экскурсанта складывается понятие, что и является целью экскурсии как познавательной деятельности.

Понятие-представляет собой совокупность суждений о наиболее общих и существенных признаках данного объекта, признаках, которые связывают этот объект с целым классом объектов, и наконец, связывает его с общими законами данной науки. Экскурсионная информация связана с процессами волевого напряжения экскурсантов и, прежде всего, с характеристикой его памяти.

4

Можно сказать, что экскурсия является психологическим взаимодействием экскурсовода и объекта показа во время работы экскурсовода существует обратная связь «экскурсант-экскурсовод».

Главное в экскурсии-это эмоциональный рассказ экскурсовода, правильный показ объекта, так как подлинная цель экскурсии заключается в том, чтобы вызвать у экскурсанта сопереживание красоте. В целом экскурсовод организует интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность экскурсантов во время экскурсии. Как это сделать, и есть психологические проблемы экскурсионной теории и практики.

Экскурсией является передача знаний о прошлом особой методикой, а задача экскурсии-расширение культурного кругозора экскурсантов. Экскурсовод в ходе экскурсии занимается воспитанием, и образованием. Цель педагогического воздействия-вызвать эмоциональное отношение экскурсанта к памятнику. В плане воспитания речь идёт о том, чтобы повысить ценность памятников русского искусства в духовном мире человека, повысить его уровень эстетического восприятия мира, заинтересованность его историей отечества и национальность его историей отечества и национальной культурой. Основными принципами этих методов должны быть научность, идейность, доступность, системность и убедительность.

Для экскурсовода, как и для педагога, характеры четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный. Конструктивный компонент-умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приёма, содержание своей информации. Организаторский компонент-умение осуществить руководство группой, организовать сообщение информации, направить внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы обслуживания. Коммуникативный компонент-умение установить деловые отношения с

5

группой, водителем автобуса, работниками музея и другими экскурсоводами. Установлению контактов с аудиторией способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, манера поведения, и непринуждённость во взаимоотношениях с аудиторией.

Таким образом, экскурсия-это процесс, сочетающий в себе как образовательные, так и воспитательные задачи. И все вышесказанное можно рассматривать как педагогические проблемы экскурсоведения.

6

2 глава. Виртуальная экскурсия.

Дополнительное образование очень благотворная почва для того, чтобы вобрать, переработать и реализовать все возможные сочетания новых технологий и хорошо известных методик, подходов, знаний. Чтобы быть интересными детям, надо, прежде всего, самим быть интересными, творческими людьми, смотреть на мир широко открытыми глазами. Каждый из нас, является специалистом в своей области деятельности, и мы стараемся научить ребят тому, что знаем и умеем сами, при этом используем на занятиях разные формы: занятие-беседа, занятие-игра, занятие-викторина, занятие мастер-класс, занятие-экскурсия. Традиционные экскурсии – достаточно хорошо известный и понятный метод воспитания, образования. Но мы живем во время стремительного технического развития. Техника прочно вошла в наш быт. Сейчас практически у каждого участника телефон с видеокамерой, фотоаппарат, планшет и т.д. В работе объединения я использую видео экскурсии чтобы рассказать учащимся о музеях, заповедниках, заказниках. Что такое экскурсия? Её можно сравнить с документальным фильмом. Для создания видео экскурсии работают более узкие специалисты, используя специальное оборудование и компьютерные программы обработки. Перед образованием стоит задача развивать внутренний туризм. Выводить ребят на экскурсии по городу и области. Эта хорошая идея. В этой отрасти необходимо использовать не только знание и опыт педагога, но и включить учащихся в активную деятельность. Во время экскурсии активно задействовать экскурсантов на фотосъёмку и видеосюжеты. При этом обязательно учить ребят делать это осознанно, обращать внимание на эстетичность, художественность фото и видео. При этом обязательно учить ребят делать это осознанно, обращать внимание на эстетичность, художественность фото и видео. Затем после экскурсии вместе с учащимися создать видеопрезентацию с использованием компьютерных программ. Такую работу можно оформить в виде туристических

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет поделки

7

образовательных маршрутов, социальных проектов. По итогам учебного года можно провести конкурс маршрутов. Знания о своем крае, полученные таким способом, будут ребятам и полезны и интересны и останутся с ними надолго. Я как педагог провожу занятия с учащимися разного возраста в основном от 9 до 14 лет. Мы с ребятами совершаем воображаемую экскурсию по родному городу. Я предлагаю учащимся представить, что к нам в гости приехали родственники или знакомые из других городов. А затем задаю вопрос, какие места, области и города они хотели бы показать гостям. После беседы, я предлагаю посмотреть видеопрезентацию, фотографии, а заодно не только повторить сказанное, но и обратить внимание на то, о чем мы забыли сказать. Особенно интересна техника сопоставления фото города современного и тех же мест, но столетней данности, совмещенные в одном снимке. Работая вместе с учащимися, педагог и для себя открывают много нового, учатся смотреть на окружающий мир через объектив фотоаппарата и видеокамеры, что позволяет расширить свой кругозор, заинтересоваться вопросами гармонии окружающего пространства, перспективы, истории своего края. Многие дети много времени проводят в сети интернет, это увлечение тоже можно привязать к краеведческому интересу. Много замечательных фотографов специализируются на снимках нашего города, работают в разных техниках и выкладывают свои работы в социальных сетях.

8

Глава 3. Экскурсионная работа в воспитательной работе.

Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Целью экскурсионной работы является приобщение учащихся к культурному и историческому наследию.

Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.

Не надо ставить только задачу информировать учеников о музеях и выставках, не стремиться использовать музей только как наглядное пособие к урокам литературы, истории, биологии, географии. Мне кажется, что увиденное на экскурсии должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления.

Мы посетили большое количество экскурсий, которые можно разделить, а несколько направлений:

История и культура нашей Родины (Краеведческий музей г. Ленинска-Кузнецкого, пгт.Крапивинский, г. Кемерово; Храм Петра и Февронии гор.Полысаево, Знаменский кафедральный собор гор.Кемерово, Музей физической культуры).

9

Природа (Палеонтологический музей гор.Кемерово, Краеведческий музей гор. Ленинска-Кузнецкого, Томская писаница, Домашний зоопарк гор.Ленинск-Кузнецкий, Террариум гор.Ленинск-Кузнецкий, Ботанический сад гор.Кемерово, Томская писаница).

Наука и техника (Краеведческий музей гор.Кемерово, музей Красная горка гор.Кемерово, Краеведческий музей гор.Ленинск-Кузнецкий, Музей Кольчугинского рудника гор.Ленинск-Кузнецкий, Аэропорт гор.Кемерово).

Эстетическое направление (Драм театр гор.Кемерово, Выставочный зал гор. Ленинска-кузнецкого, кинотеатр «Киногалактика» гор.Ленинск-Кузнецкий.

По своей цели экскурсии бывают:

Обзорные, которые знакомят с залами и экспозициями музея.

Тематические они раскрывают какую-то определённую тему.

Организуя экскурсии, надо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия. Они зависят от возраста ребёнка, уровня его развития, степени сформированности представлений.

Большое значение для педагога дополнительного образования при выборе экскурсий имеет знание индивидуальных личностных особенностей учащихся. Конечно, порой сложно «угодить» всем учащимся конкретной экскурсией, но каждый раз нужно прислушиваться к пожеланиям ребят. Поэтому при выборе экскурсии я стараюсь ориентироваться на интересы учащихся, а также связывать содержание экскурсий с тем материалом, который изучается на занятиях и с жизненным опытом детей. Сначала стремлюсь заинтересовать детей тематикой экскурсии. Любая экскурсия познавательна!

Безусловно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

10

Детей младшего школьного возраста привлекают чисто внешние эффекты, событийная сторона, практическая направленность экскурсий. Они стремятся потрогать, проверить, как всё работает, как это можно использовать, с удовольствием узнают что-то новое, интересуются природой.

Большинство подростков обладают некоторыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников, актёров, однако их осведомлённость в различных видах искусства неодинакова. У них не хватает познаний в области живописи, классической музыки, скульптуры, архитектуры и эти пробелы можно восполнять в ходе экскурсий в музеи, картинные галереи, различные города нашей Родины. Эти экскурсии помогают привить любовь к истории и культуре нашего народа.

Заметны различия среди мальчиков и девочек в той тематике экскурсий, которая наиболее для них привлекательна. Девочки в большей степени интересуются живописью, классической музыкой, поэзией, театром. Мальчиков привлекает наука и техника, героика, приключения, фантастика.

А сейчас хотела бы сказать об одном важном условии, без которого любая экскурсия не будет успешной. Это внимание! Это та первая ступенька, на которую надо подняться, чтобы иметь возможность увидеть, услышать, осознать. Воспитать в себе умение быть внимательным – значит научиться чувствовать и понимать окружающую действительность, искусство. Внимание должно быть «направленным» и в то же время широким, улавливающим как внешнее, так и внутреннее, суть, смысл явления и подробности. Внимание должно быть творческим, пробуждающим фантазию и воображение.

После экскурсий мы с ребятами обмениваемся впечатлениями об увиденном и услышанном ими. При обсуждении книг, спектаклей, картин, музыкальных произведений следует обращать внимание на мастерство писателей, режиссёров, художников, композиторов. Такие беседы должны

11

будить и усиливать интерес и любовь к искусству. Надо говорить с детьми о силе художественных образов, о том, какими средствами добивается их выразительность, о прекрасном в жизни и произведениях искусства. Следует говорить доступным детям языком, но при этом вводить новые понятия и факты, связывать их с уже имеющимися. Возможны и другие формы обсуждений и обмена впечатлениями: лекции, объяснения, круглые столы, диспуты, конкурсы, викторины, написание заметок в газету «Наш лицей».

Таким образом, будет расширяться кругозор школьников и постепенно появляться более серьёзное и глубокое отношение к произведениям искусства. Если дети научатся воспринимать искусство, то они станут лучше, совершеннее и тогда они окажутся способными понять, почувствовать, услышать тех людей, которые создали эти замечательные произведения искусства.

12

Заключение

Экскурсоведение в России на сегодня очень востребовано. Развиваются теоретические основы, обогащается практика экскурсионного дела. Во многом именно введение чего-то необычного в традиционную экскурсию становиться залогом успеха и востребованности экскурсий у учебных заведений. Качественная подготовка экскурсионных специалистов по экскурсионному делу сегодня призвана одним из ведущих факторов в развитии экскурсоведения. Современного человека, существующего в перенасыщенном информационном мире, уже сложно чем-то удивить. Вот почему интересная экскурсия сегодня сродни произведению искусств.

13

Список литературы

  • М.М. Симонова Гуманитарные проблемы в организации экскурсионной деятельности //Научное обозрение:Гуманитарые исследования-2016 стр.45-49
  • Б.В. Емельянова Экскурсоведение//Советский спорт-2009 стр.111
  • Н.А. Добрина Экскурсоведение, учебное издание//Москва Издательство «Флинта-2013» стр.49,151,260

Источник