Развитие ребенка с овз в раннем детстве
ГБДОУ детский сад № 79 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Формирование психических функций у детей раннего возраста
с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила:
учитель-дефектолог А. Н. Косогорова
Актуальность данной темы продиктована увеличением количества детей с ОВЗ в детских садах общеразвивающей направленности, из чего вытекает необходимость выявления и направления на ТПМПК таких детей с целью определения образовательного маршрута и оказания им коррекционной поддержки.
Ранний возраст – период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит в первые 3 года жизни. Выдающиеся педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, C.JI. Новоселова, Д.Б. Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций, начального формирования личности ребенка.
При этом отсутствие отработанной системы по раннему выявлению нарушений в развитии, недостаточная осведомленность родителей приводят к тому, что драгоценное время упускается; коррекционная помощь вовремя не оказывается, и зачастую это приводит к формированию у детей вторичных нарушений.
Поэтому перед педагогами и администрацией дошкольных образовательных организаций встает задача по решению этой проблемы.
Применение воспитателями дидактических игр по развитию психических функций на занятиях с малышами, во-первых, позволит заметить отклонения в развитии (по характеру выполнения или невыполнения предлагаемых заданий) и во-вторых, позволит, таким образом, уже начать оказывать детям с ОВЗ коррекционную помощь.
Для начала кратко освежим в памяти, что же такое психические функции. (ВПФ) – это специфические психические функции человека.
К ним относят:
– память,
– внимание,
– мышление,
– восприятие,
– воображение
– речь.
В данной статье речь пойдет о таких, как восприятие, память, внимание, мышление
Восприятие
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие является доминирующей психической функцией в раннем возрасте, до двух лет малыш вообще не может действовать без опоры на него. Ребенку необходима наглядная ситуация. Предметы притягивают его, вызывают яркую эмоциональную реакцию. Увидев какой-либо предмет, ребенку необходимо достать его, потрогать, что-то сделать с ним.
Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов – внимания, памяти, мышления;
Внимание
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте, при отвлечении от других. Физиологическая основа внимания – ориентировочный рефлекс «что такое?» У детей раннего возраста преобладает непроизвольный характер.
Наиболее сложным свойством внимания является его распределение – способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.
Память
Память – психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Т. е. память – это запоминание, сохранение, воспроизводство индивидом его опыта.
Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.
По характеру целей деятельности выделяют такие виды памяти как произвольная и непроизвольная.
Особенности развития памяти в раннем возрасте:
1. Ведущий вид – непроизвольная память
2. Тесная связь с эмоциями
3. Связь с деятельностью
Мышление.
Мышление – это психический процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности, неразрывно связанного с речью.
Существуют следующие мыслительные операции.
1. Анализ;
2. Синтез;
3. Сравнение;
4. Абстрагирование;
5. Обобщение;
6. Классификация.
В раннем возрасте ведущим видом мышления является наглядно-действенное; формируется способность к обобщению и сравнению;
зарождается наглядно-образное мышление.
Мышление ребенка формируется на основе практической деятельности. Манипулируя дидактическими игрушками, действуя путем проб и ошибок, малыш достигает нужного результата. Он словно «мыслит» руками. В игре создается представление о предметах. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к внутренним действиям.
При формировании психических функций необходимо учитывать особенности развития детей раннего возраста:
- Быстрый темп физического и психического развития;
- Повышенную ранимость организма;
- Взаимосвязь физического и нервно-психического развития;
- Высокую степень ориентировочных реакций на окружающее;
- Влияние эмоциональной сферы на формирование поведения, навыков;
- Большие индивидуальные различия в развитии;
- Высокую степень подражаемости;
- Особенности ВНД (низкую выносливость, преобладание возбуждения
над торможением, недостаточную подвижность).
Невозможно осуществлять развитие психических процессов в отрыве от различных видов деятельности. Основными видами деятельности по ФГОС в раннем возрасте (1 год – 3 года) являются:
– предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
– экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто пр.),
– общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
– самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
– восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
– двигательная активность.
Причем, зачастую это деление на виды деятельности является условным, т. к. в раннем возрасте вся деятельность носит интегрированный, взаимопроникающий характер.
Формирование психических функций происходит двумя путями: стихийнопрактическим взаимодействием ребенка с окружающим миром и со сверстниками (механизмы саморазвития) и целенаправленным обучением, организованным взрослым.
Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с ОВЗ необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека.
Для развития психических функций широко используются дидактические игры.
При работе по развитию психических функций необходимо учитывать:
– Ведущую роль в формировании личности и развитии ребенка играет взрослый
– Развитие восприятия, внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, (необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития)
– Психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта (в процессе его активной деятельности). Для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно только тогда, когда ребенок готов и может сотрудничать, т. е. у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.
– Основной структурной единицей познания является ориентировочное познавательное действие.
– Дидактические игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям
– Подбор игр необходимо осуществлять с учетом зоны ближайшего развития. Это то, что ребенок еще не может сделать самостоятельно, но справляется с помощью взрослого. (не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение). Как раз для выявления детей с ОВЗ.
– Свойства внимания определяются возрастными возможностями ребенка: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.
– Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук – продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие – рассказывание без показа.
– Учет особенностей переключения внимания ребенка раннего возраста. Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую.
– Необходимость «разведения» воздействия различных раздражителей.
Сложность представляет для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы (т. е распределение внимания). Например, когда ребенку предлагается из двух изображений выбрать нужное, происходит одновременное действие раздражителей разного типа – зрительного и слухового. И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание.
– Необходимость «направлять» ребенка: рассматривать предметы, игрушки совместно с ребенком, обращая внимание на признаки, цвет (основные цвета «такой же …»), величину, существенные детали. (т. е. учить всесторонне обследовать объект)
– Своевременная позитивная оценка результатов деятельности ребенка.
– Необходимость обеспечения разнообразия деятельности детей (Для этого в группе должен быть подобран соответствующий игровой материал).
Итак, подытожим все вышесказанное. Какие же условия необходимо соблюдать для успешного развития психических функций
Рекомендации по созданию условий для развития ВПФ детей 1-3 лет.
- Создание атмосферы эмоционального комфорта (необходимо из-за высокой ранимости детей, недостаточной зрелости нервной системы, ее лабильности, дети быстрее подвергаются нервному истощению, утомлению, существует более высокая подверженность инфекционным заболеваниям, что особенно проявляется в стрессовой ситуации).
- Создание активной сенсорно-развивающей среды (необходимость закрепления материала, перенос способа действия в самостоятельную деятельность). Для поведения ребенка характерна высокая ориентировочная реакция. Для развития мозга детей необходимо достаточное количество впечатлений. Малышу надо получать информацию и ее перерабатывать. В ДОУ должна быть создана игровая среда в соответствии с возрастом и уровнем развития детей, которая изменяется время от времени, развивая познавательную деятельность ребят. Необходима связь организованных взрослым игр и самостоятельной практики ребенка.
- Опора на амплификацию (обогащение) развития ребенка, а не акселерацию (ускорение) развития (с целью максимальной реализации всех возможностей врожденной программы ребенка и новообразований). При общении, обучении ребенка следует идти от него, вместе с ним, чуть опережая, создавая условия для дальнейшего его развития.
- Опора на способность и склонность малышей к подражанию.
- Соблюдение последовательности в подборе
игр, учет дидактических принципов: доступности, повторяемости, постепенности выполнения заданий. - Проведение в первую очередь игр и упражнений, направленных на формирование сотрудничества
ребенка со взрослым (являются подготовительными
ко всем другим разделам).
- Умение взрослого вызвать у ребенка интерес к объекту изучения, его ориентировочную деятельность, эмоциональное отношение
- Проведение игр, направленных непосредственно на развитие ВПФ, параллельно, по возрастающей сложности с учетом последовательности формирования умений, способов ориентировки в задании, уровня обобщения и др.
- Повторность в обучении (на 1-м году жизни в течение дня необходимо совершать несколько повторов, на 2-м году – несколько раз в неделю, а на 3-м – несколько раз в месяц).
- Индивидуальный подход (гетерохронность развития, формирование отдельных структур, функций мозга, способностей, умений, навыков идет неравномерно; ведущий канал восприятия, тип темперамента)
- Просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс (для закрепления материала, повторности; высокого уровня положительных эмоций от совместной деятельности с родителями)
Список использованной литературы:
- Браткова М. В., Закрепина А. В., Пронина Л. В. «Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», Москва, «Парадигма», 2013
- Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г. Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие», Москва, «мозаика-Синтез», 2000
- Погудкина И. С. «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2013
- Рудик О. С. «Коррекционная работа с аутичным ребенком» – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015
- Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»—2-еизд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›«Психическое развитие ребенка с ОВЗ на первом году жизни (период младенчества)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Психическое развитие ребенка с ОВЗ на первом году жизни (период младенчества)
2 слайд
Описание слайда:
Психофизические особенности у детей в норме. (0 до 1 года) Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные рефлексы, на базе которых в младенческом возрасте формируется ряд подготовительных стадий для психофизического развития, в частности для развития моторики и речи. К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова и лепечет сам, становится способным произносить первые слова, хотя они нередко отличаются от слов, которыми пользуются взрослые, поскольку ребенок дает предметам и действиям свое собственное обозначение.
3 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с нарушением слуха. В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, на него воздействуют в малой степени. Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает.
4 слайд
Описание слайда:
Чем богаче и разнообразнее будут действия взрослых с вещами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятельные действия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом.
5 слайд
Описание слайда:
Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10—14 мес.). Он овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры.
6 слайд
Описание слайда:
Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные действия.
7 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с нарушением зрения. Слепой и слабовидящий ребенок, как и нормально видящий, с момента рождения реагирует на резкие звуки, на 3-й неделе — на громкий звук, к концу 1 месяца — на человеческий голос, на 3-м — может отвечать на обращенную к нему речь улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
8 слайд
Описание слайда:
Таким образом первоначальное развитие основных движений осуществляется в том же темпе и в те же временные отрезки, что и у зрячего, но с 5—6 месяцев начинается его значительное отставание. Эффект чувственной ограниченности проявляется в снижении общей активности, двигательном недоразвитии.
9 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с тяжелыми нарушениями речи. К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова. У детей с ТНР время появления первых слов обычно задерживается до 3-4 лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря.
10 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для детей с ДЦП в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций. У подавляющего большинства детей отсутствует зрительно-моторная координация. Положение тела ребенка в ряде случаев бывает вынужденным с запрокинутой головой, что ограничивает поле зрения ребенка.
11 слайд
Описание слайда:
Характерно неравномерное развитие – отдельных психических функций: восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. Отмечается слабость деятельности слухового анализатора. В этом возрасте у них не формируется первичное понимание речи.
12 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития. первые симптомы ЗПР могут проявиться во младенческом возрасте и иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 1года. Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. К концу первого года жизни ребенок недостаточно крепок физически, развитие речи так же запаздывает.
13 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с умственной отсталостью. Отмечают, что развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У многих детей задерживается развитие прямо стояния, т. е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у некоторых детей бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни.
14 слайд
Описание слайда:
У умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости, раздражительности. У данной категории детей не появляются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми и, в частности, доречевые средства общения. Недоразвитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха приводит к тому, что у умственно отсталых малышей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1697015
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник