Развитие ребенка с ослабленным зрением

Оксана Пряхина

Консультация «Особенности развития детей с нарушением зрения. Что надо знать педагогу ДОО»

Характеристика детей с нарушениями зрения

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих детей возникают трудности в игре, учении. При этом развитие высших познавательных процессов протекает нормально; преобладает абстрактное мышление. Звук – основной фактор ориентировки. Считается, что хорошо развито шестое чувство, позволяющее им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет. Компенсация слепоты – целостное психическое образование, система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира.

У слабовидящих детей основным ориентиром является остаточное зрение, большое значение играет осязание. Речь сохранная, но сужена сфера активного общения, наблюдается вербализм. Мыслят на основе чувственного отражения. Уровень внимания низкий, характерна рассеянность и пассивность интересов.

Слепые (незрячие) – категория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.

Слабовидящие – категория лиц с нарушениями зрения, имеющие остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Могут иметь отклонения в состоянии зрительных функций.

Детей с нарушениями зрения изучает тифлопедагогика.

Причины нарушения зрения

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно является следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль мозга, осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина, травматических повреждений мозга или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора.

Классификация

Слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

Рано ослепшие – дети, лишенные зрения после трех лет. Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний.

Работа педагогов в ДОО, который посещают дети

с нарушением зрения имеет свои особенности

С начала учебного года врач-офтальмолог определяет зрительную и физическую нагрузку каждому ребенку на основе его диагноза, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей развития, дает рекомендации педагогам.

Воспитатель детского сада, который посещает ребенок с нарушением зрения, наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:

– создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;

– осуществление мероприятий по охране зрения;

– повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (например: больше уделяется внимание индивидуальной работе с детьми имеющими нарушение зрения; строгое ограничение длительности занятия и т. д.).

Одним из основных направлений в работе детского сада является развитие способов зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения.

Предметно-развивающая среда в группах, которые посещает ребенок, имеющий нарушение зрения, также отличается своей направленностью:

– свободные стены и даже двери используются для оформления на них офтальмотренажеров: различных лабиринтов, схем для рассматривания, упражнений в развитии глазо-двигательных мышц

– отдельным блоком выделено место для сенсорного материала (различная мозаика, бусы, шнуровки, вкладыши и т. д., которым дети занимаются в течение дня)

Любое занятие начинается с правильного размещения:

– дети с низкой остротой зрения занимают первые места

– при сходящемся косоглазии ребенка следует посадить в центре

– при разной остроте зрения, а также при окклюзии ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям

– для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной, в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии – горизонтальная, при сходящемся – вертикальная). При близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная

– для зрительной работы отдельных детей должна постоянно использоваться подставка для книг, конторка, фланелеграф, мольберт (сходящееся косоглазие)

– обязательной частью любого занятия является проведение физминутки в середине и

гимнастики для глаз через каждые 10-15 минут зрительного напряжения.

– на любых занятиях максимально используются сохранные анализаторы.

Особые требования предъявляются к наглядному материалу:

– наглядность должна быть более крупной для фронтальных демонстраций (изображение предмета не менее 20 см) и строго дифференцированной для индивидуальной работы (в зависимости от остроты зрения и диагноза);

– рекомендуется широко применять объемные и реальные предметы;

– у детей со зрительными нарушениями темп занятий должен быть снижен: таким детям требуется больше времени для рассматривания и осмысления изображения;

– при демонстрации цветных изображений следует использовать яркие, насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Зрительное восприятие ребенка нарушено из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта»;

У слабовидящих детей страдает цветоразличение

– дети плохо воспринимают предметы белого цвета;

– цвета, наиболее благоприятные для сетчатки глаза: оранжевый, синий, зеленый, коричневый;

– красный цвет следует использовать в меру, т. к. он вызывает напряжение и раздражение глазных мышц:

– при работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета;

– при использовании дидактического материала следует учитывать не только размер и цвет, но и контрастность фона, четкость контура;

– для детей с высокой амблиопией нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, с нечетким контуром.

Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводить его контур, часть, на занятиях по развитию речи использовать дополнительный материал: контурное, силуэтное, цветное изображение предмета, мелкие предметные картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, т. к. детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысление задачи повторного рассматривания.

Демонстрируя на занятиях наглядный материал, необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше капусты, быть точным по форме и деталям.

На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см. в количестве не более 8-10 штук, а объекты размером 20-25 см. – от 3 до 5 штук одновременно. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого

объекта являются:

– выбор адекватного фона;

– правильный выбор цвета, т. к. цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым видится как оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный – бордовым);

– постоянное использование указки для показа;

– ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа);

– педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

– некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обвести черным цветом по контуру).

Обязательным компонентом работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня длительностью от 3 до 5 минут. Можно проводить эту гимнастику индивидуально и фронтально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Гимнастику для глаз следует проводить во всех возрастных группах. Во время гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна.

Упражнения для глаз:

– вправо – влево;

– вверх – вниз;

– далеко – близко (удалять и приближать предмет);

– по кругу – слева направо;

– по диагонали – снизу вверх;

– по диагонали – сверху вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, но не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Предмет не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и с окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Сенсорное и физическое воспитание – основа работы с детьми,

имеющими нарушение зрения

Эффективным средством работы в данном направлении является прогулка, где воспитатель должен проводить дидактические подвижные игры на развитие глазомера, точности движения, на ориентировку в пространстве. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Следует помнить, что пособия для индивидуальной работы берутся из коррекционного уголка в группе и не являются постоянным игровым материалом для детей.

Рекомендации педагогам общеразвивающих ДОО

1. Педагог должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы воспитанника.

2. Рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности.

3. В процессе выполнения работы, необходимо следить за осанкой ребенка с нарушением зрения. Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для рисования можно использовать подставки.

4. Педагогу следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих воспитанников составляет не более 15 – 20 минут непрерывной работы, для детей с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 – 20 минут.

5. Возможно использование диктофонов, на которые записываются фрагменты урока.

6. Речь педагога должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.

8. Необходимо проводить словарную работу, т. к. для многих слабовидящих характерен вербализм.

9. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке в пространстве, при этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

При проведении занятий, игр, режимных моментов с детьми, имеющими нарушение зрения необходимо применять зрительную гимнастику, как обязательную часть любого занятия для снятия зрительного утомления и смены деятельности детей, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут.

• Если применяете предмет, показывайте его в медленном темпе, чтобы дети до конца проследили глазами за движением предмета, только глазами, не сопровождая его головой. Предмет показывайте чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

• Дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать мелкие предметы, и она проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов, потешек, закличек.

Объясняя материал по теме занятия, говорите медленней, ставьте вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. При этом используйте дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки. Применяя прием обследования предмета руками, учите детей каждое движение сопровождать словом, показом.

Знакомство с формой по средством осязания следует начинать с объемных геометрических фигур: куб, шар, брусок, цилиндр, конус, а затем переходить к плоским: круг, квадрат, прямоугольник и т. д.

На физкультурных занятиях важно использовать приближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер. Обязательно осуществляйте дополнительную страховку в лазании, спрыгивании, ограничивайте некоторые виды движений по согласованию с врачом-офтальмологом, а так же применяйте замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть.

• Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе.

• На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.

При организации рабочего места для ребенка с нарушенным зрением относительно педагога учитывают два важных момента:

остроту зрения и окклюзию (окклюзия – заклейка лучше видящего глаза).

Детей рассаживают следующим образом:

• впереди дети с низкой остротой зрения (0,4,

• затем с остротой зрения 0,4-0,6

• и еще дальше дети с остротой зрения 0,6-1,0.

Если у ребенка окклюзия левого глаза, то его надо посадить справа от преподавателя, если окклюзия правого глаза, то слева, детей с расходящимся косоглазием по центру. На рабочую часть стола свет должен падать слева и сверху.

Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м от глаз. Предметы берутся яркие по цвету, крупные, точные по форме и деталям. Благоприятен показ на черно-белом фоне, либо на зеленом или оранжевом. При демонстрации предметов на доске, размещайте их так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

Желательно, при обучении детей грамоте использовать книги, напечатанные крупным шрифтом, с четкими без излишней детализации рисунками, тетради необходимы с четкой разлиновкой, а при знакомстве с клеткой использовать тетради, специально предназначенные для детей с нарушениями зрения (клетка в этих тетрадях крупная и четкая).

Для предупреждения нарушений зрения надо обеспечить соблюдение гигиены зрения, рациональное питание и физическое развитие детей.

Освещение

Для занятий ребенка следует предоставить светлое место, лучше у окна. Вместе с тем необходимо избегать слепящего действия прямых солнечных лучей. Свет из окна или от настольной лампы (мощностью 60 Вт) должен падать на стол слева от ребенка. Желательно, чтобы свет падал на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Непременное условие – хорошая освещенность 30 Вт на 1 кв. м. Оптимальное для глаз расстояние до предмета должно быть не менее 25 -30 см. Поднесение к глазам книги, игрушки уместно только при очень низкой остроте зрения. Для остальных детей сильное приближение объекта к глазам ведет к зрительному утомлению и затемнению рабочей поверхности.

Посадка

Очень важна правильная посадка за столом при работе. Нормальное рабочее состояние для глаз: от локтя, опирающегося на поверхность стола, до кончиков пальцев у виска. При посадке ступня ребенка должна стоять на полу или подставке, а не висеть. При этом угол между туловищем и бедрами, а также бедром и голенью должен быть прямой. Детская мебель должна соответствовать санитарно – гигиеническим нормам и ростовым категориям. Это поможет сохранить правильную осанку и предотвратить «рефлекс склоненной головы».

Любое зрительно напряжение, чтение, рисование, сборка конструктора должны чередоваться с активным отдыхом в течение 10-15 минут, лучше на свежем воздухе независимо от времени года.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Маннанова З.М., педагог-психолог

ГБОУ Белебеевская специальная

школа – сад № 37 «Ягодка» IV вида

Нарушение зрительных функций вызывает ряд отклонений в психическом развитии ребенка. Сложности его развития заключаются в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии.

Нарушение зрения у детей дошкольного возраста затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, игре, овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. (1,3)

Необходимо иметь в виду, что дети со зрительной депривацией оказываются в стрессовых ситуациях значительно чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства. На это указывали отечественные тифлопсихологи, отмечавшие, что среди слабовидящих можно встретить людей, обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим имеющих такие качества характера, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Однако, при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности, происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок, и ребенок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Некоторые особенности психических процессов

у детей с нарушением зрения

Особенности внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Из-за недостаточности зрительных функций у детей дошкольного возраста часто нарушено непроизвольное внимание. Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности – низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, резкому переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому, у детей с нарушениями зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

Особенности памяти. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Рассматривая специфические особенности памяти у детей с нарушениями зрения, дошкольного возраста, специалисты отмечают, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушениями зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемым им отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, проявляется слабость сохранности зрительных образов, быстрый распад зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объём кратковременной слуховой памяти у детей с нарушениями зрения достаточно высокий. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован образ воспринимаемого объекта, ранее. Слабовидящим свойственно отставание от нормально видящих сверстников в правильности узнавания, специфичности восприятия, для них характерно достаточно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания, способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание слабовидящими детьми точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как нормально видящим сверстникам – 6-8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени, например каникулярный период, между подкреплениями, отрицательно сказывается на их представлениях, что проявляется в снижении уровня адекватности образов восприятия.

Особенности восприятия. Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека предметов, окружающего мира в целом, в совокупности свойств. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на полноте, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. Если в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, то у слабовидящих детей доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Нарушения зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Исследования специалистов в этой области показали идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими детьми определенной суммы знаний, умений и навыков.

Особенности мышления. Мышление – это обобщение и опосредованное отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушениями зрения, проходят те же стадии в развитии мышления, и примерно, в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительное восприятие. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих детей отмечается преобладание словесно-логического и наглядно-образного мышления. Специфическое развитие ребенка, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и позитивные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности к определенному вторичному нарушению развития. (2)

Обобщая выше сказанное, следует отметить, что психическое развитие детей с нарушениями зрения носит специфический характер и несколько отличается от темпа развития нормально видящих сверстников. Опираясь на мнение специалистов можно сделать вывод, что дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию психических процессов. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т.е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия для его жизнедеятельности и развития.

Список литературы

1.Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.- 204 с.

2.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

3.Петров В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.

4.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

Источник