Развитие ребенка с нарушением зрения по месяцам

Новорожденный совершенно беспомощен, целиком зависит от родителей. Несовершенны все его системы, в том числе зрительная. Как грудничок видит сразу после рождения, и как меняется его зрение к году, расскажет эта статья.
Новорожденный младенец
Особенности зрительного аппарата новорождённых
Вокруг периода новорожденности много мифов. Например, люди долгое время верили, что у только рожденного младенца мир перевернут вверх ногами. Так как узнать у самого ребенка, что он чувствует, ощущает невозможно, родители и медики пытались найти объяснение несовершенности зрения грудничка самостоятельно.
Конечно, новорожденный очевидно отличается от взрослого. Все потому, что доношенный до нужного срока внутри материнской утробы после рождения он оказывается неприспособлен к внешнему миру. Детский мышечный каркас не может держать на весу тело, моторика не позволяет взаимодействовать с предметами вокруг, язык не обладает пластичностью для говорения. Зрение новорожденного не дает ничего рассмотреть.
Как видит грудной ребенок
Зрение крохи до года несовершенно. До рождения оно ему не было нужно, потому и не развивалось. Теперь новорожденный только учится им пользоваться, ближе к году ребенок осваивает умение целиком. Для взрослого не понятно, как можно не уметь видеть, но это только потому, что он давно уже выработал эту привычку. Крохе же нужно научиться сосредотачивать взгляд на интересующих предметах, обрабатывать поток информации, поступающий через зрительный канал. Это долгий и сложный процесс.
Зрение в первые дни жизни
Вопреки широко известному мифу про перевернутость, маленький ребенок видит все прямо, только недалеко и без красок. Зрение только рожденного младенца позволяет впервые увидеть мир вокруг серым и расплывчатым. Фокусировать свой взгляд кроха еще не умеет и не различает цвета (для него пока все черно-белое). Мир дальше 20 сантиметров от его глаз вовсе не существует – грудничок в первые дни жизни его не видит.
С возрастом это меняется. Так, зрение ребенка в 1 месяц позволяет на лице мамы, склоненной над малышом, увидеть рот и глаза. В два месяца дальность зрения увеличивается до пары метров. Постепенно появляются краски, развивается умение концентрироваться на определенном предмете.
Новорожденный смотрит на игрушку
Когда у ребенка фокусируется взгляд
Родителей интересует, когда у новорожденных фокусируется взгляд. Ждать этого сразу после родов не следует. Все развивается постепенно:
- Первые попытки напрячь свое зрение ребенок сделает примерно к первому месяцу своей жизни, но только на предмете или человеке на расстоянии в 20-30 сантиметров от его глаз. Именно тогда младенец начинает различать глаза и рот, самые крупные части родительских лиц, чаще других наклоненных над крохой.
- К возрасту двух-трех месяцев дальность фокусирования увеличивается до пары метров. Теперь младенец может рассмотреть погремушку, лежащую в шаге от него.
- К четырем месяца кроха будет замечать еще более далеко расположенные или мелкие детали: заинтересуется картиной на стене или видом из окна.
- В периоде 7 месяцев-год младенец учится фокусировать взгляд так же, как и взрослый, если нет никаких нарушений в развитии зрительной системы.
Интересно. Когда у новорожденного младенца фокусируется зрение, увиденное он долго и внимательно рассматривает. Так кроха знакомится с миром, учится обрабатывать новый поток информации. Позже, когда его моторика позволит дотронуться, схватить нужный предмет, он будет не только рассматривать его, но и щупать, крутить, облизывать, грызть.
Новорожденный изучает игрушку
Как развивается зрение
Этапы развития зрения у новорожденного можно разделить помесячно. Оно развивается постоянно, как и все системы организма. Значит, непрерывно появляются какие-то новые умения, достижения.
Таблица развития зрения
Все нормы достаточно условны – просчитать такой важный момент, как индивидуальность каждого ребенка, невозможно. Как в среднем развивается умение малыша видеть, показано в таблице ниже.
Нормы развития зрения у новорожденных по месяцам
Новорожденность | Зрение характеризуется расплывчатостью, нечеткостью, черно-белыми цветами. |
---|---|
1 месяц | Мир становится четче. Младенец начинает различать крупные детали предметов на расстоянии 20-30 сантиметров. Цвета все так же отсутствуют. |
2 месяца | Развивается фокусирование. Зрение еще черно-белое. Малыш может стараться сконцентрироваться на предмете в паре метров от него, видит еще нечетко. Появляется умение следить за медленно передвигающимся влево-вправо предметом. |
3 месяца | Четкость изображения улучшается. Начинают различаться цвета, в первую очередь – красный. Появляются попытки скоординировать свои движения с увиденным (например, стремление схватить погремушку, на которую ребенок смотрит). |
4 месяца | Предметы вдали становятся все более четкими. Начинают появляться остальные краски, улучшается цветовосприятие. |
5 месяцев | Важная веха – развивается восприятие глубины пространства. То есть теперь малыш будет стараться следить не только за перемещающимися из стороны в сторону предметами, но и за теми, что движутся от него и к нему. Также улучшается четкость зрения вместе с внимательностью. Младенец может увидеть и мелкие детали. |
6 месяцев | К полугоду цветовосприятие почти сформировано. Грудничок различает все цвета и даже многие их оттенки. Можно начинать знакомство с ними, как предлагают многие педагоги. |
7 месяцев | Зрение семимесячного младенца уже практически полностью сформировано. Он умеет видеть предметы вдали, отмечает разницу всех цветов, умеет обрабатывать поступающую из визуального канала информацию. |
8 месяцев | Улучшаются аналитические способности. Люди для ребенка начинают делиться на известных и неизвестных. Малыш внимательно рассматривает лицо взрослого. Осознав, что перед ним незнакомый, кроха может расплакаться. Увидев родителей, он выразит радость. |
9-10 месяцев | Четкость становится выше, различается все больше оттенков. |
11 месяцев | Примерно в этом возрасте появляется интерес к наблюдению за постоянными изменениями цветов и форм. Потому многие детки начинают увлеченно следить за происходящим на экране телевизора, планшета, телефона. |
12 месяцев | Развитие зрения крохи практически завершено. |
Пример, как одну и ту же игрушку видят дети разного возраста
Проверка зрения у малышей
Так как младенец только развивается, важно уже на этом этапе отслеживать правильность формирования всех систем организма. Если имеется какая-то патология, исправить проблему сейчас будет гораздо проще, чем когда зрение уже сформировано. Именно поэтому грудничкам назначаются плановые походы к врачу-офтальмологу.
Важно! Зрение у новорожденных проверяют только детские специалисты. Взрослый окулист не сможет в полной мере оценить правильность развития зрительного аппарата крохи. Специфика работы именно детского офтальмолога в том, что орган зрения грудничков находится в стадии безостановочного развития.
Самый первый осмотр глаз маленького пациента проводится еще в роддоме. Неонатолог проверяет отсутствие кровоизлияний, целостность сетчатки. Особенно важно это для детей, рожденных раньше срока. На первом приеме у участкового педиатра определяется график дальнейших посещений окулиста. Его назначают в такие сроки:
- 1 месяц. Этот прием назначается не всем, а только тем детям, которые имеют для него показания: патологии развития, недоношенность, родовые травмы, а также близких родственников с серьезными проблемами со зрением.
- 3 месяца. Плановый прием для всех грудничков. Проводится скиаскопия, смотрится глазное дно. Врач проверит глаза ребенка визуально, кроме того, опросит родителей.
- 6 месяцев. Проводятся все те же процедуры, что и в три месяца.
- Год. Методы исследования те же.
После года плановые посещения офтальмолога сводятся до раза в год. По необходимости количество приемов может быть увеличено.
Скиаскопия новорожденному
У взрослого человека зрение проверяют с помощью специальных таблиц и аппаратов. В случае с грудничками эти методы невозможны. Тогда проверка зрения проводится так:
- Визуальный осмотр. Позволяет отследить правильность формирования глазных яблок, отсутствие покраснений, воспалений.
- Проверка способности фиксировать взгляд на статичном и движимом предметах. Применяется не ранее, чем с трех месяцев ребенка.
- Проводится скиаскопия, то есть определяется острота зрения. В глаза малышу направляется луч света, который пропускается через линзы (врач подносит их к лицу младенца). Цель офтальмолога – отслеживать перемещения тени в зрачке и подобрать ту линзу, при которой тень исчезает. Для новорожденного нормальный показатель – до 0,03, для годовалого – уже 0,3-0,6.
- Офтальмоскопия – оценка глазного дна. Врач осмотрит глазки младенца с помощью специального приспособления. В это же время оценивается прозрачность хрусталика.
Офтальмоскопия младенцу
Возможные нарушения развития, их причины
Зрение новорожденного может развиваться с патологиями. Они могут появляться по одной из трех причин:
- Наследственность. Ребенок попадает в зону риска, если его родители или бабушки, дедушки имеют проблемы с глазами (анамнез собирается по описанию родителей в первый прием у педиатра). Возможные заболевания – глаукома, катаракта, дальтонизм, помутнение роговицы и др.
- Врожденные. Могут появиться в период внутриутробного развития из-за негативного влияния на плод (вирусные или хронические болезни матери, отравления и т.д.).
- Приобретенные. Появляются уже после родов из-за внешних причин: травм, плохого питания, неправильной гигиены, инфекционных и вирусных заболеваний и пр. Сюда же относятся проблемы из-за недоношенности.
Любая из вышеприведенных проблем может быть найдена как сразу после рождения, так и появиться в течение какого-то времени после него. У малышей из группы риска по генетике или недоношенности именно поэтому плановые приемы у окулиста назначаются чаще. Если в течение года от рождения зрение в норме, риск возникновения патологий в таком случае снижается, но не исчезает до конца.
Профилактика правильного развития зрительного аппарата
Чтобы зрение у младенца развивалось правильно, об этом следует заботиться еще до того, как офтальмолог обнаружит патологии. Известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует делать так:
- Обеспечить достаточную освещенность в детской комнате в периоды бодрствования ребенка. В противном случае цвета он научится определять позже, оттенки различать будет хуже.
- Игрушки обязательно должны быть крупными и контрастными. Нежные оттенки, так любимые мамами, хуже развивают цветовосприятие малыша. В первом полугодии Евгений Олегович рекомендует больше обращать внимание на зеленые и желтые оттенки, но и остальные цвета должны присутствовать в быту крохи тоже.
- Популярную игрушку – мобиль вешать следует не прямо над головой грудничка, а чуть в стороне. Первые три месяца любые предметы на расстоянии 40 см над лицом малыш не рассмотрит все равно. Такое близкое расположение может спровоцировать развитие косоглазия.
Правильно расположенный на кроватке мобиль
Другие педиатры и офтальмологи дополняют список Комаровского следующими рекомендациями:
- Первые два месяца жизни лучше использовать черно-белые игрушки. Когда у новорожденного впервые фокусируется зрение, лучше, чтобы предметы вокруг были максимально контрастными.
- Избегать направленного в лицо малышу яркого света (за исключением приема у офтальмолога). Это неприятно и создает нагрузку на глазки ребенка. Если речь идет о прогулках летом, в разгар дня, то лучше поднять капюшон коляски так, чтобы тень падала на лицо. При непрямых солнечных лучах (например, вечером) этого можно не делать.
- Заниматься с новорожденным. Маме рекомендуется почаще склоняться над ним, разговаривать, давая младенцу изучать ее лицо. То же должен делать папа. По мере взросления ребенка подключаются простые игры с погремушкой. К трем-четырем месяцам можно давать светящиеся игрушки.
- На улице в периоды бодрствования с трех месяцев кроху можно брать на руки, подходить, например, к деревьям, давать рассмотреть их.
Лучшая профилактика правильного развития зрения у новорожденного – внимание родителей к своему чаду, а также соблюдение всех врачебных рекомендаций. В таком случае шанс возникновения у грудничка серьезной патологии существенно снижается.
Видео
Источник
Кратковременные движения глаз за движущимися предметами отмечаются уже в первые недели жизни ребенка. Если в возрасте 3-4 месяцев он все еще не фиксирует взгляд на ярких неподвижных предметах (обычно это проявляется к двум месяцам), то необходимо отнестись внимательно к состоянию зрения малыша.
Причины нарушения зрительной функции
Патологии у новорожденных могут быть связаны не только с остротой зрения, но также с периферическим и стереоскопическим зрением, цветоощущением, адаптацией к изменению освещения.
В появлении тех или иных зрительных нарушений большую роль играет наследственность, патология беременности, родов, или раннего послеродового периода. Нередко нарушения зрения сочетаются с патологией центральной нервной системы.
Частичная атрофия зрительных нервов, ретинопатия недоношенных, врожденная катаракта или глаукома — требуют тщательного обследования, серьезного врачебного наблюдения и лечения.
Как определить, что у ребенка проблемы со зрением
Дети с нарушением зрения получают от окружающего мира недостаточно стимулов и информации, необходимых для его полноценного развития. Может быть снижена двигательная активность малыша, обеднена его эмоциональная сфера. Это отмечается не сразу, так как примерно до двухмесячного возраста ребенок почти не отличается от сверстников с нормальным зрением. Однако в дальнейшем отставание становится заметным. Так, малышу становится трудно овладевать движениями рук и тела. Например, чтобы схватить звучащий предмет, он ориентируются на звуковой сигнал, пытаясь обнаружить его положение в пространстве. Однако движение собственных рук относительно предмета малыши контролировать не могут, поэтому совершение движения для достижения цели требует большего времени, чем при нормальном зрении.
Стремление родителей вылечить ребенка не должно мешать им в такой важной и эффективной работе, как развивающие игры.
Особенности развития малышей с патологией зрения
Предметная деятельность способна сыграть огромную компенсаторную роль в развитии процессов восприятия и мышления у детей с нарушением зрения. Поэтому организовывать игровые занятия следует так, чтобы именно формирование предметной деятельности стало основой обучения. Специалистами разработано несколько наглядно — действенных методик.
В то же время нужно продолжать наблюдение и лечение у офтальмологов. На первом году жизни важно поддерживать постоянный тесный контакт с ребенком. Родители должны сконцентрировать усилия не только на игровых развивающих занятиях, но и на том, чтобы по возможности сохранить зрение малыша.
Ученые уверены, что правильно организованная регулярная программа тренировок поможет восставить зрение.
Количество связей между клетками мозга в течение первого года жизни продолжает расти. Поэтому зрительная информация может постепенно достичь высших ассоциативных зон. Тогда ребенок начинает осознавать свои зрительные возможности. Если это случится, малыш будет использовать зрение и обучаться по мере созревания межнейронных связей.
Поэтому родителям нельзя опускать руки и сдаваться. Нужно использовать любую доступную возможность сохранения и развития остатков зрения.
Как сохранить остаточное зрение
Развивать зрительную функцию малыша нужно доступными для восприятия способами. Например, развесить в комнате различные картинки — контрастные и крупные. Чем чаще родители побуждают ребенка смотреть на предметы окружающего мира, тем интенсивнее будет тренировка.
Есть несколько правил для детей с нарушением зрения, которые следует соблюдать в первые месяцы жизни:
- Сразу отвечать на крик младенца, не оставлять его в ощущении одиночества. При этом надо не только брать его на руки или гладить, но и говорить с ним, воздействовать ласковым тоном голоса.
- Интонация голоса, его нежность и спокойная ласка необходимы малышу с нарушением зрения.
- С самого рождения надо предоставлять больше возможностей для движений. Для этого не стоит пеленать малыша.
- Следует чаще носить его на руках.
- Лучше использовать сначала крупные игрушки — они легче для тактильного восприятия.
- Первые игрушки желательно покупать контрастные — черно — белые. Потом можно будет добавлять другие цвета, лучше тёплых оттенков: красного, оранжевого, желтого.
- Необходимо следить за общей освещенностью детской комнаты — оно должно быть достаточным.
- Помогут в стимуляции зрительного восприятия блестящие предметы, различные источники цвета, мигающие лампочки.
- Водные процедуры активизируют движения ребенка, развивают его ощущения, восприятия.
- Все игрушки должны быть приятными на ощупь. При этом ребенок должен не только проявлять интерес к ярким предметам вокруг него, но и научиться соотносить то, что видит, с осязанием. Надо чаще подносить его к тем предметам, которые он видит и которыми интересуется, давать возможность их потрогать.
Главное, проводить все игры так, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, находился в телесном контакте с мамой. Детям с нарушением зрения тактильный контакт с родителям необходим. Находясь на руках, малыш оказывается в непосредственной близости от лица мамы или папы, а это — мощный стимулятор развития остаточного зрения. Кроме того, проводя ручкой по носу и губам, он развивает свои тактильные ощущения. А когда он соотносит открывающийся мамин рот с ее ласковым голосом, активизируется процесс звукоподражания.
Развивающие занятия
Игры, которые можно рекомендовать детям с нарушением зрения в первый год жизни отличаются некоторой спецификой. Они проводятся системно, и желательно, чтобы комплекс специальных развивающих игр был разработан специалистом индивидуально для ребенка.
Особые танцы
Совместные движения взрослого и малыша под музыку. При этом мама должна помогать махать ручками и ножками в такт мелодии.
Цвета радуги
Необходимо научить ребенка с ослабленным зрением фиксировать взгляд на предметах. Для этого используются яркие и контрастные предметы, а члены семьи должны носить различимые вещи: например, очки, яркие заколки в волосах, пестрые косынки, одежду, выделявшуюся на общем фоне.
Лицо мамы
Исследование лиц мамы и папы должно стать любимой игрой ребенка. Ее можно проводить различными способами в зависимости от возраста и его предпочтений. Он может исследовать лицо ручками, гладить, щупать, хватать за нос и волосы. Нужно предоставлять ему такую возможность как можно чаще.
Мама говорит
Нужно посадить малыша к себе на колени так, чтобы он мог внимательно рассмотреть лицо. Мама кладет ручку к себе на рот, привлекая внимание к движениям своих губ. Четко артикулируя, произносит слоги: «Та — та — та! Та — та — та! Ба — ба — ба! Бу — бу — бу!» Нужно стараться вызвать у ребенка желание подражать.
Зебра
Использовать в играх полосатые предметы очень полезно. Даже можно раскрасить таким образом кубики, погремушки и даже ограждение кровати. Каждый раз, разглядывая полоски, малыш будет тренировать зрительную функцию.
Художник
Первые рисунки ребенок может создавать еще до того, как научится ходить. Надо для этого запастись специальными «пальчиковыми» красками. Скорее всего, после каждого рисунка одежду придется стирать, а самого художника купать. Мама должна посадить малыша к себе на колени перед мольбертом, на котором закреплен ватман или кусок обоев. Его ладошку надо обмокнуть в краску и помочь ему нанести первые мазки. В дальнейшем ребенок сможет рисовать самостоятельно. Во время занятий нужно комментируйте его действия, называть цвета красок и хвалить за умения.
Праздник каждый день
Понадобится несколько елочных гирлянд с электрическими лампочками. Желательно, чтобы они были разноцветными и мигали в разных режимах: быстро и медленно, по очереди и все вместе. Повесить ее на видное место
Свет от ламп, не должен быть слишком ярким, иначе вместо того, чтобы спасти остатки зрения, можно нанести глазам непоправимый вред.
Повернемся
Двигательное развитие можно стимулировать следующим образом: взрослый ложится на спину, положив себе на грудь малыша, также лежащего на спине. Ласково обнимая ребенка и разговаривая с ним, взрослый поворачивается то на один бок, то на другой. Ребенок вместе с родителем тоже совершает повороты.
Слушаем и берем
Погремев погремушкой несколько раз в одном и том же месте, можно направить ручку малыша к ней и помочь захватить ее. После нескольких упражнений он будет все увереннее направлять руку в сторону звучащей игрушки.
Учимся ползти
Лежащему на животе малышу надо сгибать и разгибать ножки, затем помочь оттолкнуться одной ножкой от руки взрослого. Можно положить перед ребенком звучащую игрушку, например, неваляшку, которую он уже не раз трогал. Такой стимул поможет быстрее освоить ползание.
Нарушение зрительной функции у детей требует особого внимания со стороны родителей и врачей. Нужно регулярно заниматься и тренироваться с ребенком, чтобы поддерживать остатки зрения, а при соблюдении всех рекомендаций врачей даже улучшить.
Просмотров: 1014.
Источник