Развитие ребенка с фонематическим нарушением речи
Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функционирования всех операции процесса письма, в том числе процесса различения и выбора фонем, т.е. сформированность фонематической системы.
Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками считаются твердость и мягкость, звонкость или глухость, ударность и безударность.
Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено Несформированностью фонематического анализа и синтеза. Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.
Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Звуковой анализ является как бы стержнем, к которому примыкает ознакомление с характеристикой звуков, с ударением, со слоговой структурой слова. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма.
Основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза:
– развитие слухового восприятия на неречевом уровне;
– развитий операций мышления- анализа и синтеза – на предметном уровне;
– развитие фонематического восприятия (речеслухового);
– развитие фонематического анализа и синтеза;
– установление связи между звуком и буквой.
Формирование слухового восприятия необходимо начинать на самых ранних этапах подготовительной работы. Параллельно с развитием восприятия проводятся занятия по развитию анализа и синтеза с предметами. В этот же период проводится работа по развитию фонематического восприятия. Это будет являться базой для дальнейшего развития фонематической системы.
Для этого предлагается создавать определенную звуковую атмосферу при работе с детьми: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковым сигналом, аудиозаписи шумов, песен, художественных текстов. Эти приёмы работы помогут научить ребенка слушать и слышать звуки.
Одновременно с развитием слухового восприятия рекомендуется проводить упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.
С этой целью рекомендуется использовать следующие приемы работы:
– Расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.
– Объяснить между какими кубиками находится зеленый кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик третий по счету? Какой по счету красный кубик?
– Собрать пирамидку из трех колец. Добавить еще два кольца. Сколько колец получилось?
– Объяснить между какими кольцами находится желтое кольцо в пирамидке?
– Собрать вместе с ребенком пирамидку так, чтобы зеленое кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.
– Собрать пирамидку из трех колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо – это звук в слове кот.
Работа на основном этапе направлена на развитие фонематического восприятия и формирование различных форм фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. На данном этапе6 работы рекомендуется использовать разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.
Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко-буквеного анализа предлагается проводить параллельно.
Работу необходимо начинать с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребенку дается и графическое изображение звука – буква. Ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок – гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные – красный цвет, твёрдые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет.
Важно при обозначении звука буквой просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака. Ребенку показывается карточка с изображением буквы, соответствующий звук произносит взрослый, а ребенок повторяет.
Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приемы:
– Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.
– Поднять букву «К», если услышишь слово со звуком (К).
– По сюжетной картинке назвать все слова со звуком (С).
– Придумать слова, которые начинались бы со звука (М), а заканчивались бы звуком (А). Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.
– Поднять красный кружок, если слово начинается с гласного звука.
– Игра «Поезд».
1) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук (Л) в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук (Л) в середине, а в третьем, где звук (Л) находится в конце слова.
2) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки названия, которых начинаются с твердого согласного звука. Второй вагон – красный, в нем поедут картинки названия которых начинаются с гласного, а в зеленом вагоне – с мягкого согласного звука.
– Игра «Первый звук потерялся»
Детям предлагается слова, в которых первый звук потерялся. Дети должны отгадать слово, произнести изолированно первый звук, который потерялся и показать букву, которая обозначает этот звук.
– Игра «Шарики». Объяснить, что маленькие шарики улетели и встретились на большом облачке. Там буквы соединились и получились слова. Переписать буквы из маленьких шариков в облачко, прочитать слова. Провести анализ прочитанных слов (количество букв, из них согласных, гласных, твердых и мягких согласных, количество слогов.)
ЛУ + К = ЛУК
ИГ + РА = ИГРА
– Игра «Буквоешка». Вставить пропавшую букву в слове, назвать слово. Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки.
. ы р
м а .
. о б
Приемы работы, направленные на развитие фонематического синтеза:
– Игра «Собери слово». Ребенку на слух предлагаются изолированно звуки слова, произнесенные по порядку. Необходимо составить слово из букв разрезной азбуки, прочитать слово по слогам, последовательно произнести все звуки данного слова.
– К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками (И) и (А). Например: слово «машина» – звук (Н).
– Собрать слово из первых звуков других слов. Это упражнение выполняется с опорой на предметные картинки и на слух. Выложить слово из букв разрезной азбуки.
– Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки. Например: буква «З» – слово «звезда», «Л» – «лимон».
Таким образом, предложенные приемы работы помогут родителям научить детей дифференцировать понятие «звук» – «буква», «слог», выполнить операции звуко-буквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.
Слова для звукового анализа
- Ум, ус, ах, ох.
- Рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
- Аист, утка, овцы, ива, уши.
- Мама, рама, ваза, гуси, шуба, мыло, ножи, часы.
- Стол, слон, кран, грач, стул, шкаф, план, плот, врач, волк, торт, март, зонт, куст, лист.
- Сумка, кошка, палка, лампа, мишка, мышка.
- Корова, лопата, солома, ворона, сорока, Марина, собака, Никита.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Этапы формирования звукового анализа и синтеза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник
Екатерина Турунтаева
Устранение фонематических нарушений у детей
Устранение фонематических нарушений у детей
Под фонематическими нарушениями понимают нарушения фонематических процессов.
Фонематическиепроцессы включают в себя такие понятия как:
-фонематический слух (способность правильно слышать и узнавать звуки).
-фонематическое восприятие;
-фонематический анализ и синтез;
– фонематические представления.
Недоразвитие фонематических процессов могут являться причиной нарушения произносительной стороны речи, а могут быть обусловлены ими.
Фонематическое недоразвитие речи – нарушение, обусловленное недоразвитием фонематического слуха (восприятия и процессов). Фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия.
Звуковой анализ и синтез – это умение распознавать позицию звуков в слове, используя операции звукового анализа и синтеза (определение количества звуков, последовательности, количества гласных, согласных, слогов). Фонематический синтез – способность сливать звуки, слоги в слова «к о т» = кот, ток. Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Фонематическое представление – соотнесение звукового состава слова с заданным звуком.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего оказываются несформированными все элементы звуковой стороны речи – звукопроизношение, слоговая структура слова, звуконаполняемость, восприятие фонем. В результате словарь ребенка не пополняется словами, если те содержат трудноразличимые звуки. А в дальнейшем ребенок по своему словарному запасу начинает отставать от возрастной нормы. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. При недостаточности восприятия многие предлоги или безударные окончания слов ребенок не воспринимает
Фонематическое нарушение речи является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения.
Фонематические нарушения речи могут отмечаться при ринолалии, дизартрии, дислалии акустико-фонематической (произношение, обусловленное нарушением фонематического восприятия) и артикуляторно-фонематической формы (нарушениеартикуляции и восприятия: нечеткая дикция, не дифференцирует звуки). Фонематические нарушения речи входят в симптомокомплексы ФФН, ОНР. Общее недоразвитие речи — дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы — фонетика, лексика и грамматика. У детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом.
Для коррекции фонематического недоразвития речи разработано множество авторских программ.
З. Е.Агранович предложено пособие: “В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической“. В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. Дидактический материал (45 тем) построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма.
Миронова Н. М. предлагает альбомы упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. Альбом № 1 «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы». Альбом № 1 входит в комплект пособий по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР. Работа с данным альбомом начинается на этапе закрепления изучаемого звука в слове и предполагает изучение детьми отдельных фонем. Альбом разработан с учетом возможностей детей старшей группы и предназначен для использования как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Представленный в альбомах материал представляет собой контурные или пунктирные изображения предметов на изучаемые звуки, что даёт ребёнку возможность обводить и раскрашивать рисунки.
Альбом № 2 входит в комплект пособий по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР. Альбом может быть использован в работе как при проведении фронтальных, так и ин-дивидуальных занятий с детьми подготовительной к школе логопедической группы. Работа с данным альбомом начинается на этапе дифференциации оппозиционных фонем по твердости-мягкости и глухости-звонкости. Задания данного альбома в доступной форме помогут детям закрепить правильное произношение звуков, и будут способствовать формированию умения различать звуки на слух и в собственной речи. Альбомы могут использоваться логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями детей-логопатов.
Предлагаю рассмотреть авторскую систему Татьяны Александровны Ткаченко, направленную на преодоление фонематических нарушений у дошкольников.Система представлена в двух пособиях:
• «Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника»:
• «Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь.
«Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника» является сборником упражнений по развитию фонематического восприятия у детей 4-6 лет с общим недоразвитием речи.
Упражнения ориентированы на формирование и развитие фонематического восприятия у детей с самыми тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, ринолалия, 1-й и 2-й уровни речевого развития). Работу с такими детьми приходится начинать практически с нуля. В упражнениях важно использовать звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается у ребенка на более четкие слуховые и кинестетические ощущения. Эти звуки произносятся детьми, как правило, без искажений, но недостаточно отчетливо.
На этом этапе формирования фонематического восприятия можно выделить пять ступеней,для каждой из которых в альбоме даны соответствующие упражнения:
I этап. Узнавание неречевых звуков.
Упражнение:
На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен,
губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
II этап. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем,
меняя высоту голоса, просит отгадать,кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?»
«Кто ел из моей чашки?»
«Кто спал в моей постели?»
«Кто же был в нашем доме?» и т. п.
произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.
Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке.
Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует
попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медве-жонка голосом, меняющимся по высоте.
III этап. Различение слов, близких по звуковому составу.
Взрослый предлагает ребенку дополнить стихотворение подходящим по
смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу. (В качестве опоры используются картинки.)
Я тебе задачу дам — всёрасставить по местам:
Что скатали мы зимой?.
Что построили с тобой?.
На крючок в реке попал?.
Может всё, хоть ростом мал?.
Слова и опорные картинки
Я ещё задачу дам — всёрасставить по местам:
Вот печать на простыне —.
Зеленеет на окне.
Волейбольная висит.
Канарейка в ней сидит —.
Слова и опорные картинки
Я опять задачу дам — всёрасставить по местам:
Что стащил игривый кот?.
Детям мамочка плетет?.
С гор спускается, течет?.
Что за скользкий, ровный лед?.
Слова и опорные картинки
Примечание. Значение слов МЕТКА, СЕТКА, МОТОК и ПОТОК уточняется в начале упражнения.
IV этап. Дифференциация слогов.
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными глас-ными звуками:
ТА — ТО — ТУ
ТЫ — ТА — ТО
МУ — МЫ — МА
МО — МА — МЫ
ВА — ВУ — ВО ВО — ВЫ — ВУ
НУ — НЫ — НА
НО — НА — НУ
ДА – ДЫ – ДО
ДУ – ДЫ – ДА БО — БА — БЫ
БУ — БО — БА
ПА — ПУ — ПО
ПЫ — ПО — ПУ
КУ — КО — КА
И т. п.
V этап. Дифференциация фонем.
Выделение одного из гласных звуков (А, О, У, И, Ы, Э) в звуковом потоке.
Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок
должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать
оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый мед-
ленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд,например:
А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д.
Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет
выделяться ребенком точно и уверенно.
Альбом может быть адресован ребенку с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
Работа с пособием проводится следующим образом: вначале для каждого ребенка логопед устанавливает точку отсчета, двигаясь «сверху вниз», то есть от трудных упражнений к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия (номер исходного упражнения) установлен, работа осуществляется «снизу вверх», т. е. от простых упражнений к более сложным — так, как они расположены в пособии. Однако нельзя не учитывать и индивидуальные особенности каждого дошкольника. С этой целью в конце альбома предусмотрена «Записная книжка», в соответствующей графе которой логопед может поставить дату проведения группового или индивидуального занятия и номер упражнения. Если материал упражнения окончательно отработан, и навык не требует закрепления, логопед ограничивается знаком Когда требуется закрепление материала, логопед ставит знак, что является сигналом для воспитателей и родителей, совместно с логопедом участвующим в коррекционном процессе, повторить упражнение вечером.
Позанимавшись с ребенком, взрослые в графе «Замечания родителей и воспитателей» проставляют знак если материал упражнения, по их мнению, усвоен полностью, либо делают пометки о том, что у малыша не получилось.
В том случае, когда ребенок не может усвоить предложенный материал, родители или воспитатели ставят знак. Это сигнал логопеду для повторения упражнений предыдущего этапа либо поиска иных путей коррекции и развития.
Адресовано пособие логопедам дошкольных и медицинских учреждений, а также воспитателям и родителям детей, имеющих этот сложный и трудноустранимый дефект речи.
Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе.Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове.
Для поэтапного формирования необходимых для овладения чтением и письмом навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников автором разработано пособие «Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь». Адресовано пособие логопедам, воспитателям и родителям, занимающимся с детьми 4-6 лет. Может использоваться при групповых и индивидуальных формах обучения.
Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их восприятие и выделение в словах проще, чем согласных. При выборе условных обозначений для гласных звуков автор опирается на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое, подобрана аналогия, которую можно легко и быстро воспроизвести, а в случае возникновения затруднений — проконтролировать.
Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулемму с геометрическими формами. Символы гласных звуков окрашены в традиционный для них красный цвет.
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для их обозначения необходимо использовать не только зри-тельный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и дополнительный жестовый символ, связанный со зрительным.
Зрительные символы согласных звуков окрашены в традиционный для них синий цвет. Одноцветные картинки-символы вызывают у детей яркий запоминающийся, зрительный образ, который концентрирует и уточняет восприятие соответствующего согласного звука. Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках символах.
Знакомство детей со зрительными символами следует проводить постепенно,по мере изучения соответствующих звуков: по одному — два на каждом занятии.
Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребенка.
Жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору для его восприятия и расширяя звуковую рецепцию.
Таким образом, материализованное с помощью зрительных символов слияние звуков и есть моделирование чтения, а составление с их помощью слов — аналог письма. В данном случае и то, и другое происходит в занимательном, игровом варианте.
На начальном этапе обучения к ним можно отнести звуки раннего онтогенеза: гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, Д, Т и др., которые обычно дети произносят правильно, но недостаточно четко. Затем, по мере исправления произношения, следует перейти к изучению звонких согласных звуков (Б, Д, задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц). При формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения рекомендуется ограничиться указанными звуками, а использование слов, содержащих шипящие и сонорные звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, а также мягкие варианты согласных перенести на второй год обучения. Для формирования каждого навыка автор рекомендует использовать не менее 10-20 слов.
Упражнения, представленные в пособии помогают овладеть навыками как элементарного звукового анализа, так и сложного звукового анализа.
1. Элементарный звуковой анализ — выделение звука на фоне слова.
2. Сложный анализ.
Определение первого и последнего звука в слове.
Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Определение последовательности звуков в слове.
Определение количества звуков в слове.
Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).
Каждый альбом:
имеет теоретическую и практическую части
содержит подробное описание авторской методики, а также серии коррекционных и развивающих упражнений по конкретному разделу
отражает подходы и приемы, позволяющие эффективно совершенствовать определенный компонент языковой системы дошкольника
доступен для начинающих специалистов и родителей
снабжен рисунками
может быть адресован ребенку с любым уровнем речевого развития.
Источник