Развитие ребенка с частичным зрением

Развитие ребенка с частичным зрением thumbnail

Зрительная система ребенка
Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4-6 месяце ребенок узнает мамуНа 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

Освоение ближнего пространства - важный этап развития бинокулярного зренияВ течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Смотрите также:

  • Проверка зрения у ребенка online

Оценка статьи:
4.7/5 (69 оценок)

Оцените статью

Запись оценки…

Спасибо за оценку

Источник

Развитие ребенка с нарушением зрения и его адаптация

Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения проходит параллельно с физическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием, чему способствует профессиональная помощь на раннем этапе болезни. Специалисты по работе с такими детьми должны пользоваться доверием родителей, обладать соответствующей квалификацией, а также обращаться за поддержкой к экспертам различного профиля.

а) Многопрофильная поддержка. Сочетание нарушения зрения с другими заболеваниями комплексно влияет на развитие ребенка. Наиболее эффективна такая помощь больным детям, которая осуществляется командой различных специалистов. Такая команда может состоять из офтальмологов, педиатров, генетиков, медсестер, психологов, логопедов, аудиологов, физиотерапевтов, специалистов по пространственной ориентировке и мобильности.

Тесное сотрудничество между людьми, которые занимаются помощью детям с нарушением зрения, необходимо, даже если эти люди не объединены на официальном уровне.

Родители, которые становятся частью этой команды, смогут лучше воспитывать своих детей и помогать им, а также получать соответствующую информацию о своих детях. Помимо этого, такая группа может устраивать образовательные программы, участвовать в различных исследованиях и заниматься общественной поддержкой слепых людей.

б) Двигательное развитие ребенка с нарушением зрения. Если ребенка с нарушением зрения при поддержке специалистов воспитывают любящие, образованные родители, которые стимулируют его развитие и поощряют его успехи, такой ребенок приобретает двигательные навыки раньше, чем дети, лишенные подобной стимулирующей среды. Тем не менее, даже сообразительные младенцы с нарушением зрения, которых воспитывают в идеальных условиях, иногда вырабатывают моторные навыки с задержкой. Они могут научиться сидеть и стоять одновременно со здоровыми детьми их возраста, тогда как ползать и ходить — позже.

У лишенных стимулирующей среды слепых от рождения младенцев часто развиваются мышечная гипотония, нарушения осанки, наблюдается задержка развития двигательных навыков, нарушения походки и координации. Если помощь не предоставлена вовремя, эти проблемы приобретают хронический характер. Кроме того, из-за низкой двигательной активности физическое развитие детей и подростков с нарушением зрения отстает от уровня их сверстников.

Слепые младенцы без травмы мозга обычно меньше кричат и неактивны. Им требуется побуждение со стороны взрослых для того, чтобы начать двигаться. В отличие от зрячих детей они не всегда приобретают свои первые навыки благодаря произвольному обучению. Чтобы научиться сидеть, толкать, тащить и прыгать, а также освоить начальные аспекты ориентировки и мобильности, им необходима посторонняя помощь. Частично зрячие дети обычно не отстают от здоровых детей, за исключением навыков балансирования.

Такие навыки как зрительно-двигательная координация, расположение фигур и складывание объектов из конструктора также развиваются с задержкой. Дети с нарушением зрения обычно не хотят рисовать, играть с конструктором и собирать мозаику. Используя свое частичное зрение, они часто наклоняют или поворачивают голову, чтобы улучшить видимость и справиться с нистагмом. Родители не должны запрещать ребенку применять эти или другие методы.

Классификация степеней нарушения зрения ВОЗ

в) Интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения. Нарушение зрения серьезно влияет на интеллектуальное развитие. Глубокое нарушение ограничивает поступление информации, так как за промежуток времени ребенок может увидеть или ощупать не весь объект, а лишь его часть. Также ребенку сложнее устанавливать связи между объектами.

Устойчивость внимания у больных детей обычно ниже, чем у зрячих. Такие дети меньше исследуют мир, поскольку они не полностью осознают, что находится вокруг них. Без мотивации со стороны родителей они могут стать неактивными и безразличными. Их представление об окружающем мире может развиваться с задержкой, однако это говорит не о слабых познавательных способностях, а о нехватке возможностей для приобретения навыков и знаний, соответствующих уровню зрячего ребенка. Чрезвычайно важно помогать ребенку накапливать опыт и побуждать его использовать свое остаточное зрение.

г) Речевое развитие с нарушением зрения. Чтобы научить ребенка с нарушением зрения слушать и различать необходимые звуки, важно создать благоприятную обстановку, в которой посторонний шум сведен до минимума. Ребенок должен научиться узнавать голоса людей, и по звукам, прикосновению и запаху угадывать, что сейчас произойдет.

Без зрительной информации фразы, слова и понятия сохраняются только в слуховой памяти и лишены привязки к непосредственной речевой ситуации. Речь становится неестественной, персонализированной, а слова теряют часть своего значения. Дети, которые сталкиваются с такими трудностями, строят запутанные предложения, значения которых они сами не совсем понимают. Помощь на раннем этапе позволит устранить эту проблему.

д) Социально-эмоциональное развитие с нарушением зрения. У многих частично видящих детей зрение улучшается по мере взросления, однако в раннем возрасте больной младенец и родители не могут смотреть в глаза и улыбаться друг другу, лишенные важного компонента эмоциональной связи. Хотя слепые и слабовидящие дети улыбаются и отвечают на голоса и прикосновение, их реакция трудноуловима. Задача специалиста — объяснить родителям, как младенец реагирует на них, и побудить их больше разговаривать и проводить времени со своим ребенком.

Дети старшего возраста испытывают проблемы с пониманием того, как их воспринимают их сверстники, поскольку они не могут уловить невербальные элементы коммуникации. Таким детям сложно понять, с кем из сверстников можно играть, что приводит к изоляции и вызывает эгоцентрическое поведение. Поскольку детям с нарушением зрения требуется упорядоченная и предсказуемая среда, они могут сопротивляться переменам в этой среде; их поведение может казаться однообразным.

е) Проблемы неврологического развития у детей с нарушением зрения. Проблемы неврологического развития связаны с некоторыми зрительными заболеваниями, они выявляются у большинства детей с церебральным нарушением зрения. Многие слепые и слабовидящие дети страдают и рядом сопутствующих заболеваний, что значительно усложняет процесс реабилитации. Врачу, оказывающему помощь младенцу на раннем этапе, необходим опыт работы с такими больными.

У детей с нарушением зрения часто снижены познавательные способности, однако диагноз умственной отсталости необходимо ставить с осторожностью. Диагностику должен проводить квалифицированный детский психолог. Слепые и слабовидящие дети могут запоминать слова и фразы, но хуже понимают их значение из-за того, что их речевой опыт ограничен, поэтому специалист должен уметь отделить недостаток познавательных стимулов от умственной неполноценности.

Эпилепсия среди людей с нарушением зрения встречается чаще, чем среди здоровых людей. При отсутствии лечения эпилепсия может привести к ухудшению зрительных функций, тогда как при наличии лечения такое ухудшение после припадков эпилепсии носит временный характер. Следует избегать назначения противосудорожных и седативных препаратов, так как они нарушают внимание и замедляют процесс обучения.

ж) Блиндизмы у детей при нарушении зрения. Многие дети с тяжелым нарушением зрения демонстрируют стандартное поведение — они раскачиваются из стороны в сторону, берут один и тот же объект, делают жесты руками, лежат на животе или подпрыгивают. Эти особенности поведения нельзя оставлять без внимания, они требуют тщательного анализа, не следует путать их с аутизмом или синдромом Tourette.

При стереотипном поведении, связанном со зрением, дети трут глаза или давят на них, тыкают пальцами, подолгу смотрят на свет или на руки, щелкают пальцами перед источником света, оттягивают веки, щелкают по глазным яблокам, часто моргают или вращают глазами. Явления, когда дети трут глаза, давят на них или тыкают в них пальцами, называют «глазопальцевыми» феноменами, однако эти три явления отличаются друг от друга.

Трут глаза как незрячие, так и зрячие дети, особенно при усталости. Дети, которые давят на глаза, страдают от врожденной, обычно не полной, потери зрения, чаще всего в виде ретинопатии. Причина, по которой дети давят на глаза, неизвестна. Возможно, таким образом организм пытается стимулировать ганглиозные клетки сетчатки в условиях, когда глаз не может формировать четкие и устойчивые изображения. Ребенок демонстрирует такое поведение, когда ему скучно, страшно, или во время различных занятий, таких как прослушивание музыки.

Возникающие импульсы являются частыми и продолжительными, но не вызывают боли. Из-за постоянного воздействия орбиты могут увеличиться, и глаза ребенка станут выглядеть, как при энофтальме. Родителям следует постоянно занимать руки ребенка и не давать ему давить на глаза во время первых лет жизни, когда импульс наиболее силен. С возрастом стремление давить на глаза обычно уменьшается.

Тыкание пальцем в глаз наносит ребенку вред. Иногда это компульсивное поведение настолько болезненно, что заставляет ребенка кричать. Данное нарушение возникает не только у слепых и слабовидящих детей, но и у страдающих от других тяжелых заболеваний, или как результат эмоционального расстройства. Оно может привести к повреждению роговицы, инфекции, отслойке сетчатки, кровоизлиянию и катаракте, а в конечном итоге к слепоте, и тяжело поддается лечению.

Компульсивная привычка смотреть на свет или щелкать пальцами перед источником света — один из признаков кортикального нарушения зрения. Сила этот стремления может варьироваться от слабой до сильной, когда ребенок может продолжительно смотреть на солнце.

з) Нарушения поведения. Специалисты, незнакомые с особенностями слепых детей, могут сделать неверные выводы из их поведения, речи, позы, выражения лица и результатов психологических тестов. У детей с нарушением зрения могут неправильно диагностировать эмоциональное расстройство или умственную отсталость, поскольку среди таких детей, особенно при дополнительных заболеваниях, поведенческие расстройства встречаются чаще, чем среди зрячих.

Диагностика нарушений поведения требует осторожности. Необходимо участие нескольких специалистов, которые должны понаблюдать за ребенком в различных ситуациях. В сложных случаях для устранения причины расстройства требуется участие семьи ребенка. Психолог или психиатр должен иметь опыт работы с пациентами с нарушением зрения и, предпочтительно, входить в состав междисципдинарной группы специалистов.

– Также рекомендуем “Обучение детей с нарушением зрения”

Оглавление темы “Помощь при нарушении зрения у ребенка.”:

  1. Помощь родителям при нарушении зрения у ребенка
  2. Развитие ребенка с нарушением зрения и его адаптация
  3. Обучение детей с нарушением зрения

Источник

Врожденная близорукость у детей сложно поддается лечению, так как нарушения рефракции связаны с особым строением органов зрения. Задача родителей заключается в том, чтобы не допустить прогрессирования близорукости и предупредить появление других патологий у ребенка. Причины болезни, эффективные методы терапии, профилактика — в этой статье.

Зрение детей

В норме дети рождаются дальнозоркими

В норме дети рождаются дальнозоркими, потому что укороченная форма детского глаза не позволяет фокусироваться световому лучу на сетчатке.

В 1 год многие дети дальнозоркие. К шести годам такая дальнозоркость полностью проходит. Если малыш рождается близоруким, значит еще в утробе произошли какие-то изменения при формировании зрительного аппарата.
У грудничка может быть сразу очень низкое зрение, в то время как для приобретенной близорукости характерно постепенное снижение. Это и есть главное отличие врожденной близорукости ребенка от приобретенной. Если у родителей есть нарушения рефракции или если беременность матери протекала с осложнениями, необходимо проверить зрение малыша в первые месяцы жизни для получения детальной информации о возможных патологиях. Потому что склонность к близорукости — это сигнал о том, что острота зрения под угрозой и необходимы эффективные профилактические меры.

Миопия у детей — что это?

Оптическая система глаза человека практически совершенна и позволяет рассматривать предметы на разных расстояниях.

Оптическая система глаза человека практически совершенна и позволяет рассматривать предметы на разных расстояниях

Наши глаза могут «настраиваться» соответствующим образом, чтобы увидеть объекты, расположенные далеко или наоборот, рассмотреть мелкие детали у предметов, находящихся рядом. Такая способность называется аккомодацией. Цилиарная мышца меняет свою форму и преломляющую силу естественной линзы так, чтобы острота зрения была отличной, вне зависимости от того, на каком расстоянии находится предмет.
Что же происходит при близорукости у детей? Почему дальние предметы невозможно хорошо рассмотреть и они становятся нечеткими, размытыми, теряют свои контуры? При близорукости аккомодационные способности глаз у детей снижаются, а изображение фокусируется перед сетчаткой. В зависимости от особенностей нарушения, различают слабую, среднюю и высокую степень миопии.
Миопия может развиваться из-за системных заболеваний, травм головы, органов зрения, инфекций, чрезмерных зрительных нагрузок. Бывает у детей и склонность к близорукости, если у их родителей зрение плохое. Если миопия врожденная, то у ребенка может быть сразу зрение -6 диоптрий, которое без специального лечения будут ухудшаться в связи с появлением новых патологий. Почему же возникает врожденная близорукость? Что может стать причиной плохого зрения у детей?

Причины врожденной близорукости

Склонность к близорукости может быть обусловлена наследственностью и аномальным развитием зрительного аппарата ребенка в утробе матери. Если родители малыша имеют нарушения зрения, то велика вероятность, что близорукость будет и у ребенка.

Если родители имеют нарушения зрения, то  близорукость будет и у ребенка

Наследственная миопия может развиваться в первые годы жизни малыша, а вот врожденная диагностируется у новорожденных. Говоря о наследственной миопии, подразумевают только предрасположенность к близорукости, в то время как врожденная миопия диагностируется у ребенка сразу.

Врожденная близорукость у детей — причины:

  • недоношенность — врожденная близорукость фиксируется у одной третьей малышей, родившихся раньше срока;
  • гипоксия плода — под влиянием кислородной недостаточности, происходят различные нарушения жизненно важных органов и ЦНС;
  • прием лекарственных препаратов матерью ребенка в первом триместре беременности, перенесенные ею простудные, инфекционные и вирусные заболевания;
  • сложная беременность, тяжелые роды.

Первый осмотр офтальмологом проводится в роддоме. Цель обследования детей до года заключается в выявлении опасных патологий: опухолей сетчатки, глаукомы, катаракты, атрофии зрительного нерва, воспалительных процессов и т.д. Если у специалиста возникают вопросы относительно диагноза, назначается полное офтальмологическое обследование.

Методы диагностики врожденной миопии

Недоношенным детям в обязательном порядке нужно пройти обследование с использованием современного диагностического оборудования. У таких детей велика вероятность развития ретинопатии — при этой патологии поражается сетчатая оболочка глазного яблока.

Недоношенным детям в обязательном порядке нужно пройти обследование

Заболевание опасно тем, что может привести к полной потере зрения. Причиной нарушений является незавершенность процессов формирования глазного яблока и сетчатки.

Диагностика врожденной миопии:

  • авторефрактометр — оборудование позволяет измерить рефракцию как у годовалого ребенка, так и у новорожденных, определить особенности роговичного рефлекса (симметричный или асимметричный), измерить диаметр зрачков, межцентровое расстояние;
  • циклоплегия — исследование детей проводится при расширенном зрачке, необходимо для осмотра периферии глазного дна;
  • биомикроскопия — исследование с использованием щелевой лампы;
  • определение характера зрения детей (бинокулярное, монокулярное, одновременное).

Самостоятельно определить близорукость у ребенка в 1 год невозможно, поэтому функциональные особенности зрительного аппарата должен проверять специалист. Индивидуально составленная схема терапии поможет оздоровить органы зрения и близорукость у годовалого ребенка не будет прогрессировать. До 12 лет зрение детей хорошо поддается коррекции, а после подросткового возраста многие негативные изменения остаются необратимыми.

Как проявляется врожденная близорукость у детей до 1-3 месяцев и до года?

Маленькие дети, если у них есть близорукость, так же, как и взрослые, будут щуриться при рассмотрении предметов. Прищур сужает поле обзора и позволяет получить более сфокусированное изображение. Таким образом близорукие люди могут видеть объекты несколько лучше, но постоянное прищуривание вредно, так как создает чрезмерную нагрузку на глаза.

дети, если у них есть близорукость, будут щуриться при рассмотрении предметов
Заметить плохое зрение у малыша до года и в год можно, обратив внимание, на каком расстоянии от себя ему комфортней рассматривать игрушки. Насколько быстро он узнает близких, находящихся не рядом, а на определенном расстоянии. У близоруких деток часто отмечается плохое самочувствие и повышенное слезоотделение. Они капризничают, не могут быстро засыпать и часто просыпаются. 
В норме острота зрения у детей 1-3 месяцев увеличивается. В это время малыши начинают обращать внимание на яркие игрушки, могут следить за движущимися объектами. Если есть нарушения рефракции, они станут заметны, так как ребенок не будет проявлять интерес к игрушкам, которые он видит нечетко, размыто. Достигнув годовалого возраста, близорукий ребенок будет предпочитать игры с крупными, яркими деталями, выбирать книжки с четкими большими иллюстрациями.

Чем опасна врожденная близорукость у ребенка?

Врожденная близорукость у ребенка может усугубляться появлением других патологий. Часто миопия сочетается с астигматизмом, косоглазием и склонна стремительно прогрессировать. Для постановки диагноза прогрессирующей близорукости зрение ребенка проверяется с интервалом в полгода. Например, в шесть месяцев, в 1 год, в полтора года и т.д.

Для постановки диагноза прогрессирующей близорукости зрение ребенка проверяется с интервалом в полгода

Если прогрессирование подтвердится (снижение зрения более чем на 0,5 диоптрии), то в этом случае может быть рекомендована операция.

Осложнения при врожденной близорукости:

  • растяжение, дистрофия сетчатки, сосудистой оболочки глаза;
  • амблиопия — развивается при отсутствии коррекции, имеет вторичный характер, поэтому сложно исправляется очками;
  • нарушение сумеречного зрения;
  • катаракта глаукома;
  • деформация склеры, выпячивание глазной оси.

Родителям детей с наследственной предрасположенностью к близорукости необходимо показать ребенка врачу как можно раньше, до года, особенно если есть хотя бы несколько симптомов, говорящих о наличии близорукости. Это поможет своевременно скорректировать зрение, предупредить серьезные нарушения.

Будет ли ухудшаться зрение ребенка с врожденной миопией — каков прогноз?

Врожденная близорукость — это патология зрения, при которой дальние объекты сложны для восприятия. Обычно диагностируется при рождении или до 1-2 месяцев.

Врожденная близорукость — это патология зрения, при которой дальние объекты сложны для восприятия

Эта разновидность миопии может прогрессировать, хотя в большинстве случаев отмечается стабильность зрения. Насколько благоприятным будет прогноз при таком нарушении, зависит от особенностей патологии, наличия тех или иных осложнений.
Проходит ли врожденная близорукость? Новорожденные, у которых сразу была диагностирована близорукость, имеют больше шансов на то, что их зрение не будет ухудшаться в течение жизни, так как ранняя диагностика позволяет определить основные проблемы и составить схему терапии заболевания. Достаточно эффективными в терапии близорукости являются специальные аппараты, тренирующие аккомодационную мышцу, улучшающие кровоснабжение органов зрения. Самостоятельно миопия пройти не может, так как связана обычно с аномальным строением глазного яблока.

Аппаратная терапия для предупреждения прогрессирования болезни

Для лечения врожденной близорукости у ребенка задействуется целый комплекс медицинского оборудования. Терапевтические процедуры должны быть регулярными, потому что во время роста ребенка формирующийся зрительный аппарат подвергается чрезмерным нагрузкам, а аппаратное лечение поможет оздоровить органы зрения.

аппаратное лечение поможет оздоровить органы зрения.

Эффективные физиопроцедуры при близорукости:

  • инфракрасная лазерная терапия — физиологический массаж аккомодационной мышцы снимает спазм, улучшает остроту зрения, предупреждает прогрессирование близорукости;
  • вакуумный массаж — улучшение кровообращения органов зрения, тренировка цилиарной мышцы;
  • лазерная терапия — применяется для улучшения аккомодации, пространственного зрения, стимулирует работу нервных клеток сетчатки.

Для каждого ребенка с врожденной близорукостью составляется индивидуальная программа лечения аппаратами. Кроме посещения физиотерапевтических сеансов, необходимо регулярно заниматься профилактикой близорукости.

Эффективные методы профилактики близорукости

В период активного роста дети больше подвержены простудным заболеваниям, на фоне которых происходит ослабление защитных функций организма. Поэтому для профилактики близорукости, необходимо выполнять комплекс мероприятий, направленных на общее укрепление здоровья.

Профилактика близорукости:

  • длительные прогулки на свежем воздухе, активный отдых;
  • физкультура — во время физической нагрузки улучшается кровоснабжение всех органов, ткани получают достаточное количество кислорода, поэтому глаза ребенка развиваются в соответствии с нормой;
  • гимнастика для глаз — упражнения эффективно снимают усталость глаз, спазм аккомодации, предупреждают прогрессирование миопии;
  • контроль режима сна и отдыха, зрительных нагрузок.

Взаимодействие ребенка с экранами цифровых устройств должно быть минимальным, чтобы глаза не привыкали только к близким расстояниям. Необходимо тренировать глаза на специальных тренажерах, выполнять специальную гимнастику.

Питание ребенка с врожденной близорукостью

Сбалансированное питание ребенка с врожденной миопией является основой безопасности здоровья его глаз. Получая в полной мере необходимые для развития органов зрения витамины и минералы, глаза не будут подвержены дополнительной нагрузке.

Что необходимо для здоровья глаз детей:

  • лютеин — содержится в сетчатке, но не вырабатывается организмом, получить его можно только из некоторых продуктов: шпината, листового салата, яичного желтка, гороха, красного перца;
  • витамин А— необходим для стимуляции роста клеток, содержится в куриной печени, тыкве, моркови;
  • витамины группы В — рекомендуются для профилактики близорукости у ребенка.  

Питание детей должно быть разнообразным, чтобы они не теряли интерес к полезной пище. Недостаток нужных витаминов может негативно отразиться на зрении ребенка. При необходимости нужно курсами принимать витаминные комплексы с лютеином, экстрактом черники.
 

Источник

Читайте также:  Сферы развития ребенка к средней школе