Развитие ребенка рассматривается как процесс

Развитие ребенка рассматривается как процесс thumbnail

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Билет №2

1.Пространство и время человеческого бытия как антропологи­ческие понятия.

Филогенез и онтогенез. Их взаимосвязь и различие.

Филогенез человека (развитие его как вида) осуществляется как целостный эволюционный процесс, в результате которого произошло превращение антропоида в человека разумного. Современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида. Филогенез — процесс продолжающийся. Он подчинен законам конвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения природных и социокультурных процессов — и возможен, только если человек совершает сознательную перестройку своего эволюционного процесса. По мнению Н. Н.Моисеева, человечество уже успешно совершило две такие перестройки. Первая произошла в эпоху палеолита — древнейшего периода каменного века (формирование правил жизни в коллективе). Вторая — в неолите (переход к оседлому образу жизни) (VI—II тысячелетие до н. э.).

В настоящее время человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного процесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии планеты, истощение возможностей биосферы по удовлетворению все возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании не только человека, но и всего живого на Земле.

Онтогенез (развитие отдельного человека) во многом повторяет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве — социокультурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогенеза, онтогенез в то же время — несколько другой процесс (не филогенез в свернутом виде). Онтогенез — процесс целостный и противоречивый, диалектический. В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременно остается тождественным самому себе.

Читайте также:  Нервное развитие ребенка в 3 года

Специфические особенности развития рода Homo sapiens.

Современная же наука все больше склоняется к тому, что 1) развитие — это диалектическое единство регрессивных и прогрессивных преобразований. 2) человек в процессе своего индивидуального развития (и в процессе филогенеза) не становится ни хуже, ни лучше, он делается принципиально другим. 3) результатом онтогенеза является все возрастающая индивидуализация каждого человека. 4) развитие происходит в течение всей жизни человека, с пренатального периода и до последнего дня. Онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цикличности. Он скорее – волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс».

Различные объяснительные ориентации трактовки процесса развития чел-ка.

Биогенетическая ориентация – индивидуальное развитие — реализация конкретной генетически заданной программы, определяющей особенности проявления и программу изменений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически заданная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одинаковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Общая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем, что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной организации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологических свойств нервной системы, и программ поведения (являющихся континуумом разных поведенческих форм). Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения именно генотип детерминирует чувствительность конкретного человека к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ проявления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объекты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.

Социогенетическая ориентация. Онтогенез — это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности социальных позиций и т. д. Движущей силой развития человека признаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конкретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры определяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку. Нельзя не заметить, что в представленных концепциях человек рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.

Персоналистская ориентация. Для них развитие человека — это процесс сознательной реализации каждым врожденной специфически человеческой активности. Специфическую человеческую активность называют по-разному. Для К. Д. Ушинского -это «духовные стремления». Для П. Симонова – «идеальные потребности». Для Ж. П. Сартра -«внутреннее Я». Для С.Ваймана – «священный дар». В любом случае речь идет о врожденных каждому человеку (как существу социальному, разумному, духовному и креативному) специфических потребностях и способностях: достигать самопревышения; стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; ориентироваться в проявлении своей активности на идеал, на нравственные и эстетические ценности человечества. Результатом онтогенеза, с этой точки зрения, становится личность, преодолевшая свою «частичность», ставшая самой собой. Сторонники персоналистского подхода к объяснению развития человека не считают его существом, полностью детерминированным биологическими и/или социокультурными обстоятельствами. И хотя они признают, что состояние мира (культуры) не безразлично для онтогенеза, основной акцент делается ими на персональной ответственности каждого человека за ход и результаты своего онтогенеза, поскольку каждый человек сам определяет, встать ли над обстоятельствами или подчиниться им; сам определяет, каким он будет (В. Франк).

Основные характеристики процесса развития ребенка.

1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повторяющие эволюцию человека как вида, и характеризующие индивидуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга (задатками и способностями), в силу этого результаты развития конкретных детей всегда разные. 2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солнца, эволюционные закономерности), так и от специфически человеческих видовых особенностей (активности, разумности, духовности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь возможность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Двигательная активность важна и для развития психических процессов, эмоционального здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве времени. 4. Каждый период жизни — особая целостность и самостоятельная ценность — имеет сильные и слабые стороны. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возраста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый оптимизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность интересов — эти возрастные особенности младшего школьника в подростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7—10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формирования прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К. Д. Ушинский. 5. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится изменение всего человека: его сознания, чувств и воли, его организма и духовной сферы. 6. Эффективное развитие ребенка невозможно без и нереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем — сверстниками, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого – научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог.

Читайте также:  Роль детского сада в социальном развитии ребенка

Источник

Все дети разные, и стоит учитывать их индивидуальные особенности, чтобы процесс развития проходил эффективнее. Физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие должны проходить равномерно и параллельно. Это залог формирования здоровой личности.процесс развития ребенка

Важно, чтобы малыш мог получать информацию, подходящую для его возраста. Сегодня, к сожалению, информационное поле представляет собой одну из опасностей для детей. Нужно следить, чтобы доступные ресурсы (телевизор, интернет) не повлияли пагубно на процесс развития ребенка. Чтобы организовать обучение, нужно подбирать материалы и темы, соответствующие возрасту крохи.

В 2-3 годика и в 5-6 лет программа совершенно разная. Развивается личность, интеллект, появляются новые интересы – нужно учитывать это, когда вы занимаетесь с малышом. В 1-2 годика активнее всего стоит сосредоточиться на речи малыша.

Развитие — всегда индивидуальный процесс

Существует огромное количество книг, теорий, методов развития детей. Однако родителям нужно помнить главное: их малыш индивидуален. Даже с раннего детства это уже личность, которой предстоит пройти собственный путь развития. Мы все уникальные, не похожие друг на друга – так и ваш ребенок не может быть вашей копией или таким, каким вы его представляете в мечтах. Индивидуальные черты игра с мамойприсущи всем, и процесс развития будет проходить у всех малышей по-разному. Да, существуют некоторые каноны, временные рамки, возрастные особенности. Они присущи всем детям, но в разной степени.

Если ваш малыш как-то отстает от намеченного по книгам плана, это не повод волноваться: отставание на 2-3 месяца не является чем-то страшным. Например, соседский малыш в 10 месяцев уже встал на ножки, а ваш еще только ползает. Не думайте, что ваш кроха чем-то хуже, медленнее, не так развит – просто него все идет по-другому. Точно так же стоит относиться к тому, что дети развиваются быстрее, чем положено. К возрасту 2-3 года они все сравняются. Конечно, если у них нет медицинского диагноза «отставание в развитии».

Влияющие факторы

Путь развития вашего малыша подвержен влиянию трех основных факторов:

  • Родители и семья

В какой семье воспитывается ребенок, таким он и вырастает. С первого дня жизни и еще очень долго он живет только с родителями. Это его единственные друзья, главные примеры для подражания. Ваше поведение кроха неосознанно копирует, учась думать, действовать и говорить, как родители.

  • Окружение

Проходит время, и в его жизни появляются другие дети, взрослые. Тут тоже очень важно, кто они. Понятное дело, что малыши из благополучной общениесемьи, которых воспитывают родители — правильная компания.

Но нельзя уберечь своего ребенка от общения с самыми разными малышами. Иногда хватает и 5 минут, чтобы кроха в парке выучил плохое слово от случайного товарища. Это тоже опыт общения, который ему предстоит получить. Но родителям нужно стараться следить за тем, с кем и как общаются их дети.

  • Информационная среда

Раньше этот фактор влиял не так сильно. Теперь же информация доступная: телефон, телевизор, интернет — все это окружает детей с самого раннего возраста. Вы удивитесь, как быстро кроха может освоиться в вашем планшете или телефоне. Вы включали ему мультики, а уже через пару месяцев он попадает в интернет. Что он может увидеть там или услышать по телевизору, вы сами понимаете. Информационная среда оказывает сильное давление на процесс развития детей, особенно на их психическое и личностное развитие. Все это тоже должно быть под контролем родителей.

Основные направления развития

Развитие проходит по нескольким основным направлениям. Главное, чтобы все они гармонично присутствовали в жизни малыша.

Физическое развитие

Начинается с момента зачатия. После рождения малыш быстро растет. В первый год жизни его успехи просто поражают. Прирост роста составляет 23-25 см, а прирост веса составляет 4-5 килограммов – и это всего на 12 месяцев. физическое развитиеДальше прирост будет чуть меньше. Уже к 3-4 годам рост малыша составляет 95-100 см, а вес 12-14 кг.

За первый год он учится ползать, ходить, использовать свои ручки и пальчики, а к 4-5 годам уже свободно бегает, выполняет разные физические упражнения. С возрастом приходит координация, сбалансированность всех движений. Дети любят двигаться, а это, в свою очередь, помогает укреплять мышцы и кости. Физическое развитие практически всегда идет само собой.

Читайте также:  Развитие головного мозга ребенка картинки

Психика и эмоции

Эмоциональное и психическое развитие идут практически параллельно. Считается, что с 3-4 лет и до среднего школьного возраста идет активное развитие эмоций человека. В это время особенно важно, какие у него отношения с родителями, как его воспитывают. Очень многое он получает из окружающего мира.

Малыш, с которым родители были жестоки, агрессивны, вполне может перенять такое же холодное отношение к миру. Ему будут безразличны чувства и переживания других людей.

 Хотя это совершенно не обязательно. Конечно же, агрессия, крики по отношению к ребенку — самое нежелательное поведение родителей.

Во время игр эмоции проявляются лучше всего. Когда крохе 2-3 годика, проще всего исправить ситуацию, скорректировать его поведение и отношение к другим людям. Психика активно развивается с самого рождения. Опять же все зависит от трех факторов развития малыша: семья, общество и окружение, информационное поле. Мир в семье, дружеские отношения, правильная развивающая информация станут почвой для нормального психического развития. Все самое важное в плане психики закладывается в раннем детстве.

Интеллект

Стимулом для развития интеллекта является познавательная деятельность. Это естественный интерес ребенка. Процесс интеллектразвития невозможен, если данная функция нарушена. Малыш учится держать головку, чтобы осмотреться вокруг, увидеть, что собой представляет мир за пределами кроватки. Дальше он учится садиться, вставать, ходить и бегать. Развивается его мелкая моторика, чтобы он мог держать предметы, открывать и закрывать, раскручивать. Все это механизмы познания и изучения мира.

Чем больше интереса, тем быстрее развивается интеллект:

  • увеличивается объем памяти, чтобы удерживать информацию;
  • появляется опыт;
  • повышается внимание (сначала внимание привлекает только яркое и интересное, но затем — нужное);
  • повышается время концентрации (с 10-15 секунд у младенца до 40 минут у младшего школьника).

Для правильного развития интеллекта необходимы 3 условия:

  • соответствует ли получаемая информация запросам и потребностям ребенка?
  • как получается информация? От родителей, воспитателя, учителя или из личного опыта?
  • умеет ли ребенок использовать полученную информацию?

Процесс правильного интеллектуального развития подразумевает, что у малыша, ребенка, школьника есть возможность получать качественную информацию. Что-то он узнает сам, а что-то из книг, от учителей и родителей. Умеет пользоваться знаниями, применять их на практике. Можно сколько угодно разучивать таблицу умножения, но, если никогда не использовать ее, эта информация бесполезная.

Речь

От 1 до 2 лет — вот самый активный период речевого развития. Процесс развития речи начинается очень раноинтеллект. Сначала малыш просто слушает, запоминает звуки, затем делает попытки произнести разные звуки, простые слова. К 1 году кроха уже хорошо понимает простые слова родителей, видит связи между названием и предметом. Многие детки начинают говорить с 2-2,5 лет. Дальше этот процесс идет быстрее. Так, к 4-5 годам малыш уже строит предложения, связные тексты, практически не делает ошибок в падежах и спряжениях.

Чтобы процесс развития речи шел эффективнее, родители обязательно должны:

  • предлагать ребенку участвовать в беседе, даже просто отвечая «да» и «нет»;
  • описывать свои действия, функции и особенности предметов в разговоре с малышом;
  • комментировать игровой процесс: «вот машинка поехала», «медвежонок лег спать»;
  • помогать крохе расширить словарный запас, вводя новые слова и понятия;
  • говорить с малышом, читать ему, петь. Все это помогает ему запомнить правильный порядок слов, произношение;
  • аккуратно поправлять ошибки. Не нужно ругать малыша – просто произнесите правильный вариант слова или предложения.

Процесс развития речи на самом деле удивительный. Ведь когда мы учим иностранный язык, все кажется чужим, сложным. Малыши тоже не рождаются со знанием своего языка, а выучивают его, причем очень быстро.

Несколько советов для родителей

Дома, в садике или в школе – всегда необходимо учитывать возраст детей. Таким образом строится программа развития. Каждый возраст содержит свои особенности восприятия, а главное, для каждого возраста существуют свои потребности для развития и познания.

Детишкам 3-4 лет важно в этом возрасте:

  • учиться общаться друг с дружбадругом, дружить;
  • решать простые конфликты, извиняться;
  • играть совместно;
  • различать формы, цвета предметов.

В возрасте 4-5 лет необходимо строить занятия таким образом, чтобы:

  • малыши учились решать задачи, состоящие из 3-4 этапов;
  • занятия должны быть направлены на развитие моторики рук;
  • давалось более полное представление о мире вокруг: животные, растения, люди, города, семья.

Если речь идет о детях 5-6 лет, то для них очень важно:

  • учиться писать буквы, считать, помнить числа;
  • вкладывать эмоции в рассказ, стихотворение;
  • ориентироваться в пространстве;
  • классифицировать предметы по разным признакам;
  • расширять словарный запас;
  • учиться общаться, строить дружеские связи.

Дальше начнется школа, а там процесс обучения будет построен иначе: это более глубокие знания по необходимым предметам. Главное — подготовить ребенка, создать для него комфортные условия обучения. Тогда учеба и развитие будут ему всегда в радость.

Источник