Развитие ребенка раннего возраста в норме

Развитие ребенка раннего возраста в норме thumbnail

Первые три года жизни играют огромную роль в физическом и психическом развитии ребенка. Это время, когда он приобретает базовые физические навыки. У ребенка формируется речь, закладываются основы взаимодействия с другими людьми в социуме.

Становление личности малыша включает его физическое, психическое, речевое, познавательное, социально-нравственное, художественно-творческое развитие. На этом этапе родителям очень важно не упустить драгоценное время и обеспечить малышу условия для познания окружающего мира.

Особенности физического и психического развития

Особенности моторики ребенка тесно связаны с его психологическим состоянием и речевым развитием. Хотя мы всегда ведем речь об индивидуальности каждого малыша, существуют определенные усредненные нормы, которым отвечает большинство детей в конкретном возрасте.

Родители не должны воспринимать этапы обучения ребенка буквально, но приведенные ниже нормы могут служить ориентиром при оценке развития своего сына или дочери.

Что умеет малыш в один год:

  • хорошо ходит без опоры, начинает бегать, перешагивает через препятствия, делает первые попытки прыжков;
  • пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно;
  • знает свое имя и имена ближайших родственников;
  • учится пользоваться горшком;
  • выполняет несложные действия с игрушками;
  • слушает чтение детских книжек взрослыми, рассматривает картинки;
  • выполняет несложные поручения – принести куклу, подать мяч;
  • машет ручкой «пока»;
  • умеет произносить несколько слов, пытается подражать речи взрослых или старших детей, повторяет отдельные слова;
  • умеет играть в несложные игры, например в «ладушки».

Период от одного до трех лет – это время, когда ребенок не сидит на месте и большую часть находится в движении. Малыш отличается большой любознательностью, стремится «исследовать» различные предметы и мебель в доме. Он уверенно держится на ногах, бегает, прыгает, пытается играть в активные игры, ездить на трехколесном велосипеде.

Период от двух до трех лет – это время активного становления речи малыша. Его словарный запас ежедневно пополняется, ребенок произносит не только отдельные слова, но и фразы из двух-трех слов.

Ребенок приобретает базовые навыки гигиены: под руководством взрослых может вымыть руки, пользуется салфеткой, начинает чистить зубы щеткой. К трем годам дети учатся раздеваться, одеваться, убирать за собой игрушки и складывать одежду.

Что умеет ребенок в три года:

  • хорошо удерживает равновесие, поднимается на горку, прыгает и бегает;
  • уверенно ест ложкой, учится есть вилкой и пользоваться другими столовыми приборами;
  • умеет самостоятельно пользоваться горшком;
  • стремится к играм и общению с другими детьми;
  • знает названия животных, птиц, времен года, растений, овощей, фруктов, транспортных средств, геометрических фигур;
  • называет главные цвета;
  • умеет оперировать понятиями «много» – «мало», «большой» – «маленький», «высоко» – «низко»;
  • умеет складывать пазлы, находить различия между картинками;
  • уверенно держит в руке карандаш, проявляет интерес к рисованию, лепке из пластилина, вырезанию из цветной бумаги, конструированию;
  • имеет большой словарный запас, произносит предложения из 3-4 слов;
  • пользуется речью как средством общения;
  • умеет рассказать о себе, знает адрес;
  • рассказывает о прошедших событиях;
  • умеет пересказать несложную сказку, хорошо запоминает стишки;
  • учится считать.

Кризисы этого возраста

Становление личности малыша невозможно без преодоления так называемых возрастных кризисов, когда в поведении ребенка отмечают несвойственные ему ранее негативные изменения. Психологи выделяют два кризиса в этой возрастной категории: кризис одного года и трех лет. Рассмотрим их более подробно.

Кризис младенчества возникает на фоне формирования у ребенка навыков ходьбы и речи. Приобретая умение свободно передвигаться, малыш начинает активно исследовать мир, стремясь при этом к самостоятельности. Желания и стремления ребенка нередко вступают в противоречия с «нельзя» со стороны взрослых. Реакция на запреты со стороны малыша может быть бурной и сопровождаться капризами, отказом от выполнения просьб родителей, плачем, истериками.

Для кризиса трех лет характерны:

  • негативизм – ребенок отказывается от действий без четких причин, только потому, что этого хотят взрослые;
  • своеволие – фраза «я сам» становится одной из любимых;
  • отказ от привычного режима – ребенок не хочет ложиться спать вовремя, отказывается есть любимую еду, одеваться на прогулку;
  • упрямство – ребенок может настаивать на совершении тех или иных действий без малейшей на то логики;
  • критика взрослых – первое осознание того, что родители не идеальны;
  • фантазии и фобии – ребенок может сочинять «страшные» истории о живущем под кроватью тигре или фантазировать о том, как он ухаживает за младшим братом или сестрой, некоторые дети начинают бояться темноты, болезни или «бабая».

Как лучше всего бороться с возрастными кризисами? Главное – это осознать, что они неизбежны и научиться спокойно относиться к этому явлению. Родители не должны обвинять себя в том, что они неправильно воспитывают ребенка. Недопустимым будет наказывать ребенка.

Главные методы борьбы с кризисом – это умение договариваться с малышом, находить способы переключения его внимания, объяснять спокойным тоном последствия негативного поведения. Родители должны научиться проявлять максимум терпения и выдержки, обеспечить режим дня ребенка. Для того, чтобы достичь успеха, необходимо придерживаться одних и тех же правил со стороны обоих родителей.

Стили воспитания в семье

В каждой семье действуют свои правила и порядки, но можно выделить четыре наиболее распространенных стиля воспитания.

  1. Авторитарный

    Родители исповедуют строгость и полный контроль над действиями ребенка. В семье процветают окрики, запреты, физическое насилие, принуждение. При этом родители убеждены, что подчиняя себе волю ребенка, они действуют ему во благо. На самом деле, проживание в атмосфере крика и страха формирует у малыша неуверенность в себе, комплексы неполноценности, склонность к конфликтности.

  2. Попустительский (либеральный)

    В отличие от предыдущего стиля воспитания, либеральное отношение родителей к своим обязанностям допускает полную вседозволенность. Взрослые выполняют все желания сына или дочери, не отказывая ему ни в чем. Полное отсутствие запретов и ограничений приводят к неумению ребенка адаптироваться к нахождению в детском коллективе. Любые правила или ограничения вызывают у малыша протест и стремление к неподчинению.

  3. Индифферентный

    Родители заняты зарабатыванием денег или карьерой, а ребенок предоставлен сам себе. В этом случае родители часто заменяют живое общение дорогими подарками. Но малыш при этом чувствует свою ненужность и начинает постепенно отдаляться от других членов семьи. В дальнейшем такие дети рано уезжают из дома, испытывают сложности в создании собственной семьи.

  4. Демократический

    В воспитании ребенка родители придерживаются принципов учета интересов малыша, уважения его прав, поддержки стремления к самостоятельности, активности, творческому самовыражению. В процессе воспитания дети и взрослые учатся уважать мнение и желание друг друга, демонстрируют взаимодоверие. Родители умеют признавать ошибки и при необходимости просить прощения у своих детей.

Польза и вред раннего развития

Раннее развитие – это одна из самых популярных тем обсуждения молодых родителей. На многочисленных форумах можно ознакомиться с опытом мам, которые много времени уделяют как физическому, так и психологическому развитию. Если раньше большинство детей учились читать и писать в школе, то сейчас читающий ребенок в четыре года и даже раньше уже не вызывает удивления.

Раннее развитие, без сомнения, приносит большую пользу ребенку, но и здесь нужно соблюдать меру. Зачастую родители стремятся к количественным, а не качественным показателям. Ребенок может заучить наизусть стихотворения, не понимая их смысла или выучить названия пород собак, но не зная при этом, чем накормить собственного щенка.

Чрезмерные нагрузки на ребенка приводят к его усталости и потере интереса к дальнейшему обучению. Многие «вундеркинды» испытывают скуку и равнодушие при выполнении школьных заданий, нарушают дисциплину на занятиях, демонстрируют негативизм.

К наиболее гармоничным методикам раннего развития, которые учитывают возрастные потребности и интересы ребенка, относятся методики Марии Монтессори, Глена Домана семьи Никитиных, «Вальдорфская педагогика», «Школа семи гномов». Они предусматривают не только интеллектуальное, но и физическое развитие детей.

  1. Методика Марии Монтессори главным считает самостоятельность ребенка в обучении. Задача воспитателя – создать гармоничные условия для того, чтобы ребенок мог проявить максимум своих умений и способностей. По мнению Монтессори период до 6 лет является главным в формировании интеллектуального развития.

    Занятия по этой методике проводятся в специально созданных игровых зонах, где ребенок в индивидуальном темпе познает мир, приобретает необходимые навыки самообслуживания, выполняет физические упражнения.

  2. Методика Глена Домана разработана американским врачом-нейрофизиологом. Изначально она создавалась для детей с нарушениями мозговой деятельности, но в дальнейшем стала применяться и для здоровых малышей.

    Главный принцип методики – это развитие творческого потенциала. Основные правила:

    • начинать заниматься с малышом как можно раньше;
    • радоваться и хвалить за любое достижение;
    • строить занятия на уважении и доверии;
    • учить тогда, когда процесс нравится обоим;
    • делать занятия регулярными;
    • чаще вводить новый материал;
    • отказаться от контроля знаний ребенка и получать удовольствие от обучения.
  3. Пользуется популярностью методика семьи Никитиных. Ее главные принципы – физическое развитие, включающее закаливание и здоровую пищу, участие родителей в занятиях, полная свобода выбора занятий, применение развивающих пособий, головоломок, игр, способствующих раннему интеллектуальному развитию.

    Несмотря на то, что методика подвергалась критике, все семь детей семьи Никитиных выросли здоровыми и физически крепкими, демонстрируя высокий уровень развития уже в дошкольном возрасте.

Отставание в развитии детей

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, но значительные отклонения от усредненных норм дают основание врачу поставить диагноз «задержка психического» или «психо-речевого развития». До года речь ведут о задержке физического развития.

Причины отставания могут быть самые разные. Некоторые дети сразу после рождения развиваются со значительной задержкой, другие могут соответствовать норме до года или больше, но потом проявлять «откат» в развитии.

К причинам, провоцирующим отставание в развитии, относятся:

  • патологическое протекание беременности – тяжелые формы токсикоза, внутриутробные инфекции, гипоксия плода;
  • родовые травмы, преждевременные или патологические роды;
  • перенесенные в раннем возрасте инфекционные и другие заболевания;
  • генетическая обусловленность.

Существуют также социальные причины задержки психо-речевого развития. В этом случае можно вести речь о педагогической запущенности ребенка, когда малышу не уделялось должное внимание, если ребенок жил в неблагоприятных условиях. Гиперопека, чрезмерная тревожность родителей по отношению к ребенку также может вызвать отставание в психо-эмоциональной сфере.

Дети, отстающие в развитии, поздно начинают сидеть, ходить, понимать речь взрослых. Главный симптом задержки – это позднее формирование речи. Если ребенок не говорит к двум годам, возможно речь идет о его индивидуальных особенностях, но отсутствие речи в три года и позже свидетельствует о серьезном отставании, которое обязательно требует лечения и коррекции.

Дети с задержкой в развитии плохо взаимодействуют с другими детьми. Неумение общаться вызывает капризы, импульсивность, внушаемость, неумение отстоять свои интересы. Такие дети часто впадают в истерики, могут проявлять агрессию по отношению к другим людям и к себе (бить себя по лицу, вырывать волосы). В будущем они несамостоятельны, легко поддаются чужому влиянию, эгоцентричны, инфантильны, чрезмерно зависят от окружающих их взрослых людей.

Если ребенок отстает в развитии, нельзя ожидать чуда, надеяться на то, что он «перерастет», убеждать себя в том, что он «ленится». Ребенок нуждается в наблюдении и консультациях невролога, психолога, логопеда, дефектолога, а в ряде случаев психиатра. Маленьким пациентам потребуется медикаментозная терапия и занятия, направленные на коррекцию поведения.

Занятия и игры с детьми

На любом этапе развития ребенка большое значение имеют подвижные и сюжетно-ролевые игры. Их задача – обеспечить гармоничное развитие, поддерживать правильное формирование мелкой моторики, повышать мотивацию к познанию окружающего мира. При выборе игр нужно стремиться к тому, чтобы малыш не был стеснен в движениях и имел возможность выплеснуть свою энергию.

Правильно подобранные игры способствуют развитию фантазии и творческого самовыражения ребенка. Совместные игры со сверстниками помогают успешно войти в социум, найти друзей, учат малыша создавать игровые ситуации самостоятельно.

Обучение на раннем этапе также должно носить игровой характер, отвечать возрастным интересам и потребностям малышей. Примеры игр:

  1. Лабиринт для пальчика

    На листе бумаги рисуют запутанную дорожку. Ребенку дают задание пальчиком провести сказочного героя в его домик. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку различные виды круп или обклеить ее бархатной бумагой.

  2. Поезд из катушек

    Для игры потребуется плотная нить и катушки разного цвета. Их нанизывают на нить, называя цвета. Игра способствует формированию мелкой моторики руки. Когда все катушки будут надеты, конец нити завязывают и играют в поезд.

  3. Пять человечков

    Рассказать ребенку о том, что его пальцы – это пять человечков. Дотрагиваясь поочередно к каждому из них, рассказывать стишок или небольшой рассказ о том, что «делает» и «любит» человечек. Можно изобразить из них членов семьи: маму, папу и трех детей.

  4. За покупками

    При помощи картинок или предметов-игрушек сделать «магазин». Попросить ребенка найти и «купить» нужные вещи, называя их при этом. Детей постарше можно просить называть качества предметов (большой, круглый, длинный). Игра способствует развитию внимания, памяти, умению выделять качества предметов.

  5. Веселая зверюшка

    Ребенку дают игрушечного зайца или мишку и просят его повторять за взрослыми движения. Игра развивает внимание, координацию движений, моторику руки.

Источник

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet”, в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

Нервная система и ее роль в развитии ребенка

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

Что такое раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.

Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста

Множество факторов влияет на раннее обучение детей:

  • Наследственность.
  • Экологическая обстановка.
  • Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
  • Течение беременности и родов у матери.
  • Вскармливание и режим дня.
  • Заболевания.
  • Культура воспитания.
  • Уход за ребенком и др.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Моторно – статическое:

  • Держит голову (2 мес.);
  • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
  • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
  • Сидит (6 мес.);
  • Ползает (7-8 мес.);
  • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
  • Стоит сам (10-11 мес.);
  • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
  • Ходит сам (12 мес.).

Целенаправленная моторная деятельность:

  • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
  • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
  • Примитивно играет (9-10 мес.);
  • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

Зрительный анализатор:

  • Фиксирует взгляд (2 недели);
  • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
  • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
  • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
  • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
  • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

Слуховой анализатор:

  • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
  • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
  • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
  • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).

Речь:

  • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
  • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
  • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
  • Произношение слов (9-10 мес.);
  • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
  • Многословные фразы (3 года);
  • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

  1. В течении первого года жизни ежемесячно.
  2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
  3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
  4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.

Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста

Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.

Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития”. Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс”. Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.

Задержка развития ребенка

Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.

Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.

Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.

Источник