Развитие ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности
Особенности развития изобразительной деятельности у детей раннего возраста
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого.
Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.
Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.
Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.
Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.
Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день – как «винтик», а через два дня – как «муха».
В 2-3 года он начинает держать карандаш сверху, зажимая его в ладони. В этом возрасте он способен рисовать вертикальные линии, овалы, круги. В 3,5-4 года ребенок правильно держит карандаш и свободно манипулирует им. Он способен копировать пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношение штрихов.
В этом возрасте дети рисуют прямые, изогнутые и спиралевидные линии, круги, треугольники, четырехугольники неправильной формы. Все это хаотично переплетается между собой. Технический уровень рисунков – низкий. Предметное изображение только намечается. Имеются геометризация, наслоение и совмещение фигур. Многие предметы на рисунках непонятны для окружающих, хотя дети вкладывают в них произвольное значение.
В возрасте 3-4 лет большинство детей изображают не предмет в целом, а наиболее важные, с их точки зрения, составные части. Например, человека они изображают в виде “головонога”: прямо от головы отходят ноги. Цветные карандаши дети этого возраста чаще всего употребляют без назначения. Одни и те же фигуры и предметы раскрашены разными цветами “для красоты”.
Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.
Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.
Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий.
Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Как научить ребенка правильно держать карандаш? Положите перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребенка. Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.
Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы при письме занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.
Упражнения на расслабление.
Напряженные мышцы “непослушны”, плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении (“как кисель”).
Упражнения
Кошка мышку цап!
Подержала, подержала.
Отпустила.
Мышка побежала,
Хвостиком махала –
До свиданья.
Пальчик о пальчик тихо бьем, (2 раза)
А потом в ладоши громко бьем,
Хлопаем в ладоши – бом. (3 раза)
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко напряжены, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем.
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
Список литературы:
1. Венгер, Л. Вот и вышел человечек // Дошкольное воспитание – 1991. – №7. – с. 42.
2. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М. : Academia, 1997.
3. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М. :
ВЛАДОС, 2006.
4. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль, 2004.
Источник
Анна Южакова
Изобразительная деятельность для детей раннего возраста
Окружающая действительность, изобразительное искусство, народное творчество – как средство полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желание выразить себя в художественной деятельности.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Опираясь на концепцию, в своей работе я большое внимание уделяла изобразительной деятельности, т. к. детский рисунок всегда привлекал внимание педагогов и психологов.И это не случайно: по нему можно определить психическое состояние ребенка, его умственное развитие, запас имеющихся у него знаний и др. По сложившейся традиции ранний возраст в педагогической литературе называется «доизобразительным» (нет изображения предмета, нет замысла и желания что-нибудь изобразить). Поэтому, как правило, с детьми, посещающими ясли, занятия по изобразительной деятельности носят формальный характер и мало что дают малышам, рука у них еще не развита, движения хаотичные, карандаш оставляет на бумаге бледный след. Работая с детьми раннего возраста можно утверждать, что интерес к изобразительной деятельности у них есть и его надо развивать.
Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
В своей работе я опиралась на исследования педагогов и психологов, много внимания уделявшим проблемам приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности и ее значение для их всестороннего развития (Т. Г. Казакова, Г. Н. Дронова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова).
Из опыта работы Ф. С. Новоселовой я взяла несколько рекомендаций, следовать которым желательно при общении с детьми любого возраста,а тем более с малышами:
• Необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах интерес к организационной деятельности, желание участвовать в ней – КАК МОЖНО ЧАЩЕ ХВАЛЮ ИХ!
• Следует помнить, что дети, прежде всего маленькие, более всего интересуются взрослым, который с ними занимается, а уже через него начинает интересоваться предметом и действиями–СТРЕМЛЮСЬ БЫТЬ ДЛЯ НИХ ВСЕГДА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ!
• С самого начала обучения рисованию следует идти от образа, а не от овладения навыками – ВЫБИРАЮ ПРЕДМЕТ, СПОСОБНЫЙ ВЫЗВАТЬ ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС МАЛЕНЬКОГО ХУДОЖНИКА!
• Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые, повторяюсь, тем не менее, не должны надоесть ребенку – УЧУСЬ БЫТЬ ТЕРПЕЛИВОЙ И ВНОСИТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ФАНТАЗИИ И РАЗНООБРАЗИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ!
• Один из важных моментов в развитии изобразительной деятельности наступает тогда, когда ребенок начинает соотносить движения руки с характером получающихся линий, штрихов, понимать их взаимосвязь – НЕ ПРОПУСТИТЬ ЭТОТ МОМЕНТ, ИБО ВСЛЕД ЗА НИМ МОЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ЗРИТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ, РАЗНЫМ ФОРМАМ ДВИЖЕНИЯ РУКИ, ОСОЗНАННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА!
В первой младшей группе дети учатся рисовать только по показу, данному воспитателем. Если детям и напоминают о виденном ранее, то не проявляют заботы о том, чтобы полученные впечатления действительно нашли отражение в рисунке. Привыкнув всегда повторять за воспитателем то, что он показывает, дети не испытывают потребности что-либо вспомнить.
Я взяла на себя задачу найти пути связи рисования детей 2-3 лет с впечатлениями жизни, добиваться отражения в детских рисунках этих впечатлений в форме, доступной для детей данного возраста.
Во время прогулок, игр, образовательной деятельности я старалась привлечь детей к наблюдениям, развивала их любознательность, интерес к окружающему.
Внося в группу новую игрушку, я обращала внимание на ее цвет, форму, сравнивала предметы с целью вычленить наиболее характерное для данного предмета. Во время прогулок, наблюдая за движением транспорта, я указывала на величину машин, на окраску, на то, что везут в машинах, обращала внимание на деревья, посаженные вдоль улицы, ведущей к детскому саду, на величину их. Осенью собирала листья, рассматривала их окраску, форму, составляла букеты из осенних листьев. Важно тщательно отобрать объект наблюдения, выделить те стороны, на которые будем обращать внимание детей на образовательной деятельности.
Очень полезно к зрительным восприятиям детей прибавить мускульно-двигательные ощущения, а также использовать другие возможности чувственного ознакомления с предметами и явлениями.
Поэтому в процессе наблюдения я описывала предмет жестом, предлагала детям потрогать предмет, обвести пальцем шар, потрогать ствол дерева, показать руками, как расположены ветки елки, березы и т. д.
Так, летом, наблюдая за цветущей клумбой, я обращала внимание детей на коротенькую зеленую травку, на белые ромашки, красные розы. При этом я понимала, что из наблюдаемых предметов дети трех лет очень немногое смогут отразить в рисунке. Следовательно, необходимо было предложить такие темы, чтобы дети могли справиться с изображением самостоятельно. Для этого следовало учесть, какими умениями обладают дети в данное время.
Зимой во время прогулки я показывала детям свисающие с крыши детского домика сосульки. Дети увидели, что сосульки висят вниз, водили пальцем в пространстве, показывая направление их, а потом заметили, что сосульки в солнечный день «плачут». Во время занятия я опиралась на полученный детьми опыт. Для того чтобы вызвать большой интерес к рисованию этого предмета, я дала цветную бумагу голубовато-серого цвета.
В беседе, предшествующей образовательной деятельности, малыши вспомнили, что они видели, и в рисунке не забыли изобразить, как сосульки «плачут».
Когда дети приобрели умение рисовать линии в разных направлениях, я взяла тему по рисованию краской «Лесенка от пожарной машины». Мы с малышами очень любим заниматься физкультурой, и конечно больше всего им нравиться лазить по лесенке. Вначале мы обратили внимание на лестницу на физической культуре, отметили, что на ней много перекладин, они ровные и прибиты к двум длинным рейкам. Движением пальца дети показывали направление поперечных и продольных линий, после этого я показала пожарную лестницу на улице. Рисованию предшествовало выкладывание лесенки из готовых полосок, так как детям легче составить предмет из имеющихся линий, чем искать их. Малышам были даны две длинные полоски бумаги и много коротких. С заданием справилась вся группа, после этого дети стали сами во время игр строить лесенки из строительного материала.
На образовательную деятельность по рисованию была принесена лесенка от игрушечной пожарной машины. Вместе с детьми ее тщательно рассмотрели. Более робким детям было предложено обвести планки пальцем, обращая внимание на их направление. Затем было дано задание нарисовать лесенку. Не было дано ни образца, ни показа воспитателя. 80 % детей с работой справились.
Это показало мне, что дети могут изображать предмет самостоятельно после всестороннего ознакомления с ним. Я поняла, как важно для малышей, чтобы предмет находился перед ними в процессе деятельности. Яркое впечатление, которое получают дети, поднимает у них интерес к рисованию, возбуждает желание передать характерные черты этого предмета. Для того, чтобы это желание было выполнено, изобразительная задача должна быть доступной детям.
Изобразительное искусство – это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. В. Г. Белинский писал – «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного, как один из первейших элементов человечности».
Подлинный вкус мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинно эстетическое переживание.
Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышления, воображения, делает наблюдения более целенаправленными и глубокими.
Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменять ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.
Степень воздействия искусства на ребенка во многом зависит от методики, применяемой воспитателем. Поэтому я с чувством большой ответственности отнеслась к организации кружка «Радуга» по изобразительной деятельности. Занимаюсь с детьми два раза в неделю во второй половине дня в свободное время.
Продумывая знакомство детей с произведениями изобразительного искусства, я старалась отобрать, прежде всего высокохудожественные, доступные пониманию детей, которые развивали бы их чувства, обогащали новыми понятиями об окружающем, то есть развивали эстетическую восприимчивость детей.
В своей работе я использовала произведения живописи, скульптуры, произведения прикладного искусства. Знакомя детей с жанровой живописью, я учила понимать настроение пейзажа и отношение художника к картине. Воспитывала любовь к родной природе, умение видеть природу в произведениях искусства (картины И. Левитана «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Зима»). Рассматривание сюжетных картин (В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке», «Аленушка», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу») формирует умение воспринимать картину, чувствовать ее настроение, понимать чувства героев, описывать внешность человека.
Я считаю, что для рассматривания картин не всегда нужно использовать время, отведенное для образовательной деятельности, потому, что очень важно учитывать обстановку, соответствующую настроению, созданному художником в картине. Например, на картину «Золотая осень» И. Левитана я обращала внимание детей в яркий солнечный день.
Нельзя ограничиваться рассматриванием картин, которые возбуждают в нас только радость, удовольствие. Заслуживают внимание и те произведения, которые передают грусть, печаль. Такие картины могут воспитать в детях чувства отзывчивости, сочувствия. Например, картина В. Васнецова «Аленушка». Очень интересны были высказывания детей: «Аленушку обидела мама, поэтому она грустная» или «Аленушке холодно, она босиком, где ее тапочки?»
Разнообразная методика использовалась мной для ознакомления с картиной: часто я вывешивала их непосредственно на образовательной деятельность, иногда за несколько дней до занятия и давала возможность детям самостоятельно рассматривать их без напоминания воспитателя. Бывали случаи, когда картина убиралась на долгое время и вновь возвращалась в группу.
Скульптура также украшает группу нашего детского сада. Желательно подбирать скульптуру художественную, доступную по своему содержанию, красивую и изящную по форме. Например, «Балерина», «Олень», «Мишка», «Курочка» и т. п.
Скульптура – это объемное произведение искусства, она хорошо отражает форму предмета, предавая его характерные черты. Мы можем с детьми рассмотреть ее со всех сторон, потрогать, обвести пальчиком контур.
Так же я знакомила моих малышей с декоративно-прикладным искусством. Изделия народного творчества многообразны. Это различные деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, яркие подносы и т. д. Каждое такое изделие наполняет радостью, добротой и красотой. Оно несет в себе фантазию, которая увлекает детей в мир сказки.
Знакомя детей с тем или иным промыслом, я стараюсь доступно рассказывать о том, где он зародился, его особенности. Чтобы дети почувствовали сказочную прелесть народной игрушки, предлагаю им пофантазировать, придумав забавные истории или сказки. Конечно, часто получаются небылицы, и ребята сами смеются над тем, что сказали, но это весело, задорно и запоминается надолго.
Знакомство детей с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, повышает эмоционально-эстетическую культуру.
Я старалась на образовательной деятельности использовать музыкальное сопровождение, стихи, потешки, песенки, загадки, это позволяло удерживать интерес и внимание детей. Неоценимую помощь оказали дидактические игры с цветными шариками, мозаикой, матрешками, игры на величину, форму, цвет для развития мелкой мускулатуры рук, игры по методике М. Монтессори. Все это имело определяющее значение для развития зрительных представлений о предметах и явлениях.
Для обогащения сенсорного опыта я проводила наблюдения за явлениями природы, рассматривала одежду детей, игрушек, читала детские книжки и рассматривала иллюстрации к ним. Организовала игры-драматизации по сказкам «Курочка-ряба», «Репка». Применяла физкультминутки, «аэробику», подвижные игры.
В работе с детьми использовала коллективное рисование и аппликацию, от которого дети получают огромное удовольствие, они подолгу рассматривают получившийся рисунок, смеются, вспоминают кто, что рисовал. В результате расширяется словарный запас детей, совместная деятельность сближает их, делает отношения между ними добрыми, ласковыми. Кроме того, бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции. В коллективных работах так же, как в индивидуальных деятельность детей сопровождается музыкой, используются стихи, фольклор. Нарисовав какого-либо персонажа, дети поют ему песенку, играют с ним в подвижную игру или танцуют. Игры и действия с рисунками дети воспринимают очень эмоционально.
В своей работе я использую нетрадиционные формы рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Мои ребята не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, яркое, мы любим заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, рисовать! И я считаю, что эстетический вкус детей, развивается изо дня в день. А рисовать, мы любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами.
Наблюдения показали, что ребенку в возрасте от двух до трех лет интересен сам материал, потому что он так лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем с кистью. Поэтому я практиковала способ рисования пальчиками падающих листьев, следов зверей. Изобразительно-игровым способом ребёнок не просто показывает, как шагает маленькая кошка – пальчиком, как топает большой медведь – ладошкой, но и воображает себя этой кошкой и медведем.
Очень нравилось детям рисование печатками, сделанными из картошки. Необычное использование продукта увлекало детей, они с удовольствием печатали и создавали свои неповторимые произведения искусства. Смотрели с детьми, что получилось и на что похоже это изображение, а недостающие детали дорисовывали кистью, карандашом или фломастером. Таким образом, на занятиях художественно-эстетического цикла решала задачи творческого развития детей раннего возраста,а именно: развивала у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов, побуждала эмоционально откликаться на контрастные цвета, формы, фактуры; апробировать разные художественные материалы и проявлять личностное отношение к результатам собственной деятельности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Отрадно было видеть, как нарисованные, вылепленные образы, воспринимались ребенком как живые и доставляли ему положительные эмоции.
В результате своей работы я пришла к выводу,что:
• Дети, выполняя работу вместе с воспитателем и другими детьми, приблизились к созданию выразительного образа.
• Научились работать разными инструментами и освоили различные приемы рисования.
• Самостоятельно выбирали материал и цвет (когда им предложили нарисовать ленточки для балерины, одни сделали это пальцем, другие выбрали фломастеры, третьи рисовали кистью).
• В процессе рисования начали объяснять свои действия и замысел рисунка.
• Повысился интерес к изобразительной деятельности, как на занятиях, так и вне их.
• Дети знают, что такое скульптура, портрет, различают дымковскую роспись от хохломской.
• Взаимоотношения между детьми стали доброжелательными.
• У малышей появилась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и уверенными.
Источник