Развитие ребенка раннего возраста статьи

Особенности развития детей раннего возраста.

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период – от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.    

Второй период – от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период – от 2 до 3 лет.

Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.  

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.  Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение.  Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при 
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

– развитие предметной деятельности;

– развитие общения с взрослыми;

– развитие речи;

– развитие игры;

– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

– развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Куракина Мария
Статья «Развитие ребенка раннего возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15

ГОРОДА АРЗАМАСА

Статья

Развитие ребёнка раннего возраста

Автор воспитатель МБДОУ детский сад №15 г. Арзамаса

Куракина Мария Петровна.

Развитие ребенка раннего возраста

Птицы в гнезде до осени,

а дети в дому до возраста

(пословица)

Семья – колыбель духовного рождения человека. Ребенок приходит в мир слабым и бесправным, полностью зависящим от взрослого. Его безмерный детский эгоизм естественен, его борьба за свои права и желания закономерна.

Мы, родители, знаем, что на наших детей влияет многое. Мы пристально следим за влиянием улицы, школы, двора, родственников, телевиденья, компьютера. Мы не рождаемся воспитателями, мы ими становимся. Мы воспитываем детей и одновременно учимся их воспитывать. Важно, чтобы дети и родители понимали друг друга. Важно, чтобы дети были необходимы родителям, как родители детям.

Воспитывать детей – это труд один из самых творческих, самых стоящих. Мы создаем новую личность, помогаем ребенку стать хорошим человеком. В семейной жизни к работе воспитателя в детском саду самое главное – терпенье.

Ребенка воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. (А. С. Макаренко).

“Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими – есть приведение в совершенство воспитания” (Екатерина 2).

На втором году жизни, дети вырастают на 6-7 см и масса их тела увеличивается на 1,5 кг. Ребенку этого возраста свойственны высокая двигательная активность, эмоциональность, повышенная любознательность и познавательная деятельность, стремление к постоянному общению со взрослыми и тяга к сверстникам. Дети начинают подражать и эти способности нужно широко использовать для закрепления и развития гигиенических навыков. Дети должны видеть как умываются, одеваются, причесываются взрослые. С 1,5 лет нужно учить ребенка самому проситься на горшок, но если он и в 2 не умеет это делать, не стоит их наказывать. Основная часть детей овладевают способностью самостоятельно пользоваться горшком к 3 годам. Ребенок не поймет смысла полоскания рта, чистки зубов, но он всегда повторит довольно ловко все эти действия за взрослым.

Малышу до 3 лет нужно помогать чистить зубы с пастой, нужно приучать споласкивать зубную щетку, ополаскивать стакан и ставить щетку на сушку. С 1,5 лет нужно приучать малыша мыть руки и пользоваться носовым платком. Дети, если им показать, строят из кубиков домики, забор, поезд, и др. В 2 года малышам можно разрешать игры с песком и учить из при этом наполнять ведерко, чашечки с водой, готовить из песка куличики и пирожки. Становятся разнообразные игры с сюжетными игрушками. Кукол дети не только качают, но и укладывают спать в кроватки, возят в коляске, кормят. В этом возрасте дети любят играть с крупными игрушками, но для развития движений пальцев,целесообразно давать мелкие игрушки: строительный материал, разъемные коробочки, матрешки. Обязательно, нужно знакомить детей с книжками. Их много не надо, ограничиться 2-3 штуками. Необходимо приучать ребенка бережно относиться к книге, источнику знаний. Огромную пользу приносят систематические занятия с детьми. У них быстрее развивается, становится полнее речь и подражательные действия.

Однако, систематическая чрезмерная нагрузка, обилие игрушек, большое количество взрослых, воспитывающих одного малыша, приводит к перегрузке и задержке развития речи.

Необходимым компонентом воспитания являются похвала, ласка и наказание. Ошибка в воспитании ребенка – чрезмерная ласка – она ведет к развитию эгоизма. Битье ребенка недопустимо. Важно щадить достоинство и самолюбие ребенка, быть строгим, но в то же время справедливым. Решать нужно все в беседе. “Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание” – говорил Лесгафт. Если ребенок левша – это не привычка, не дефект – это индивидуальная врожденная особенность ребенка. Переучивать не имеет смысла, порой оно становится вредным, можно привести к тяжелым невротическим расстройствам (заиканию, недержанию мочи). Очень важно поощрять старания леворукого ребенка. Когда он работает (рисует, лепит и т. д.) лампу поставить справа. Если ребенок стесняется такой своей особенности, ему можно рассказать об известных людях, которые работали левой рукой (например художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, желательно показать картины. Ребенок начинает ориентироваться в окружающей среде, он начинает усваивать названия движений, действий. Не стоит пугаться, если он усваивая слова, но близкие по звучанию слова или сходные по форме предметы нередко путает. Малыш может показать все круглые предметы (шар, мяч,. , свою кровать, свой шкафчик с одеждой, свой горшок. Гуляя по улице можно дать палочку и рисовать ею на песке или снегу.

К 2 годам жизни он должен называть предметы и их назначение. Малыш должен уметь спокойно выполнять просьбы взрослых, выражать просьбу словами, знать свое место за столом, свое полотенце, свой горшок, шкафчик, говорить “спасибо” после еды, “здравствуйте”, “до свидания”, выполнять нетрудные поручения. Ребенок переходит к многосложным словам и кратким фразам. Слушая взрослых, он может повторить их разговор, грамматически правильно построить фразы. Речь развивается лучше у детей, которые занимаются гимнастикой, много и активно двигаются. Особенно велико влияние игр, занятий, упражнений, в которой участвует кисть, так как импульсы от пальцев, поступая в мозг, активизируют те его зоны, которые выдают речь. Точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания. “Привычка к точному часу – это привычка к точному требованию к себе” (А. С. Макаренко).

С 3 года жизни ребенка возрастает в воспитании роль отца. Он обязан включаться в обучение их различными жизненными навыками. Первые проблемы личности пронизаны наивным эгоизмом желания. Он упрям и капризен, потому что желание для него – самое главное. Он нуждается в похвалах, его должны любить, он требует повиновения, по этой причине он может быть завистливым и ревнивым. Происходит перестройка вегетативной и эндокринной системы, происходит бурный рост тела, увеличиваются органы, изменяется нервно-психическая настройка. Изменения пропорций тела происходит за счет более ускоренного роста конечностей, особенно ног. Меняется осанка.

“Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким мы его сделаем к 5 году жизни. ” (А. С. Макаренко). Упрямство малыша вполне закономерное его свойство. Степень выраженного упрямства уже зависит от избалованности. Из первоначального детского упрямства формируется взрослая целенаправленность и самостоятельность, таким образом полностью подавлять строптивость ребенка нельзя. Ребенок начинает повышать голос по пустякам (как мама, стучит кулаком по столу (как папа). Испуг является частой причиной детских нервных заболеваний (заикание, тик, нервные припадки, потеря голоса, полная обездвиженность. Нельзя без конца заставлять ребенка идти на горшок. До 3 лет ему не дано понять, что надо помочиться.

Дверь в мир маленького ребёнка открыта нараспашку. Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит взрослому, поэтому так важно быть внимательным и доброжелательным к ребёнку всегда и везде. Никогда не отталкивайте ребёнка, будьте готовы ответить на любой его вопрос так, чтобы он полностью удовлетворил свою любознательность. Это является залогом успешного развития вашего ребёнка, формирования доверительных отношений с ним и, в дальнейшем, уважительного отношения к родителям и окружающим людям.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Темирканова Д.С.1, Тухужева Л.А.2,Бегиева Б.М.3

1Темирканова Диана Суадиновна – студент;

2Тухужева Ляна Анзоровна – студент;

3Бегиева Белла Муратовна – студент, Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности познавательного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: ранний возраст, познавательное развитие, восприятие, воображение, мышление, речь.

Чтобы работа с детьми была наиболее объективной и благотворной, психологи делят развитие ребенка на периоды таким образом, чтобы принималось в расчет сочетание анатомо-физиологических сторон малыша и особенностей воспитания.

Именно поэтому рассматривают следующие возрастные этапы развития ребенка:

• период новорожденное™ (охватывает период от 0 до 28 дней)

• грудной возраст (до 1 года);

• ранний возраст (охватывает период от 1 до 3 лет);

• дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

• школьный возраст, делящийся на 3 периода: младший школьный(7 лет-10), средний (от 11 лет до 14) и старший — подростковый (от 14 до 18 лет)

Ранний возраст(1-3 года) считается периодом значительных перемен в развитии маленького ребенка. В первую очередь, ребенок приобретает навыки ходьбы. После того, как у ребенка появляется двигательная активность, он начинает осваивать пространство, тесно контактирует с предметами, большинство из которых были для него незнакомыми и недоступными.

Всем известно, что ранний возраст играет важную роль в умственном развитии ребенка. У него формируется первичный образ окружающего его мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Пробелы в этом периоде могут отрицательно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Наиболее доминирующим, ведущим из всех процессов интеллектуального развития раннего возраста является восприятие. Оно развито довольно неплохо , но при этом еще носит бессознательный характер.

Воображение у детей раннего возраста развито относительно плохо, выражается в основном, в виде предугадывания возможных итогов того совершаемых действий. Творческое воображение на данном этапе еще не формируется. Положительным моментом этой особенности является неспособность ко лжи.

Запоминание у детей также непроизвольно. В памяти малыша откладываются только предметы, отличающиеся необычностью, выразительностью, контрастностью и т.д. Для благополучного познавательного развития важно с течением времени, раз за разом, приучать его к целенаправленному запоминанию, учить отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Доминирующая форма мышления на данном этапе – наглядно-действенное мышление. У ребенка формируются знания о предметах при тесном взаимодействии с ними.

Данный этап сенситивно к усвоению речи. Сначала у ребенка появляется автономная речь, которая с течением времени (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Слова, своеобразные и по звучанию, и по смыслу,

заменяются словами «взрослой» речи. Но этот переход возможен лишь в благоприятных условиях – при тесном контакте со взрослыми. Объем словарного запаса на разных этапах раннего детства лишь увеличивается: к первому году жизни -10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот возрастает до 300, а к трем годам порог приближается к 1000 – 1500. К полутора годам у ребенка появляется умение говорить не только отдельными словами, а уже предложения, но довольно краткими (складываются из 2-3 слов). К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже связной речью.

Вопрос о развитии познавательной активности детей раннего детства- один из самых распространенных в детской психологии, поскольку взаимосвязь человека со средой возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Список литературы

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 496 с.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Гукова Д.А.1, Тухужева Л.А.2, Бегиева Б.М.3

1Гукова Дарина Альбердовна – студент;

2Тухужева Ляна Анзоровна – студент;

3Бегиева Белла Муратовна – студент, Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Аннотация: в данной статье рассматриваются межличностные отношения, их особенности и виды.

Ключевые слова: межличностные отношения, эмпатия.

Людям присуща потребность вхождения с другими людьми в длительные тесные взаимоотношения, гарантирующие положительные переживания и результаты. От качества межличностных взаимоотношений зависит психоэмоциональное состояние человека. Ведь гармоничная и спокойная жизнь невозможна, если в доме ссоры с родными происходят постоянно, а с друзьями и коллегами вечные недопонимания.

Межличностными называют объективно переживаемые отношения, взаимосвязи между людьми, в основе которых лежат разнообразные эмоциональные состояния. Межличностные связи еще называют экспрессивными, эмоциональными. К особенностям общения, которые обуславливают развитие межличностных отношений, относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, профессия, статус в обществе и т.д.

Межличностных отношений между полами своеобразны уже в детстве. Мальчики более активно контактируют со сверстниками, находят общий язык и вступают во взаимодействие. Девочки предпочитают более узкий круг общения и устанавливают отношения только с теми, кому симпатизируют, т.к. в межличностном общении женский пол испытывает потребность в раскрытии себя, передаче другим информации о себе и о том, что ее окружает. А для мужчин более значимыми

Источник