Развитие ребенка раннего возраста контрольные
Матвеева Екатерина
Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста
В Дошкольном учреждении с целью определения уровня развития физического и психического развития детей раннего возраста осуществляется систематический контроль и диагностика. Это составная часть оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Диагностика и контроль за физическим и нервно-психическим развитием позволяет судить о результативности проводимой воспитателем оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Контрольосуществляется коллегиально: медицинским работником, психологом, при непосредственном участии воспитателя группы. Поэтому, умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, работающего с детьми на группах раннего возраста. Каждому педагогу необходимо овладеть элементарными методами и приемами, диагностическими методиками, позволяющими судить об уровне об уровне развития и состояния здоровья своих воспитанников. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания детей, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.
В результате систематического контроля удается определить не только уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать его развитие и воспитательные воздействия, определив индивидуальную работу с каждым конкретным ребенком.
Уровень развития физического и психического развития определяется на основе разработанных критериев, которые определены в кн. К. П. Печора, В. Г. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, – М.: 1985, а также В кн. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего возраста, Спб, 1999.
На первом году жизни такой контроль за ребенком осуществляет врач-педиатор в детской поликлинике один раз в месяц, на втором году – один раз в квартал, на третьем – в детском саду один раз в пол-года, в так называемые эпикризные сроки. Контроль за развитиемносит комплексный характер: диагностируется и оценивается состояние здоровья малыша, его физическое, психическое развитие и поведение. А отсюда психологом, медиком выдаются соответствующие рекомендации воспитателю и выстраивается стратегия педагогических воздействий для воспитателя и родителей ребенка.
Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей:
• Состояние здоровья;
• Физическое развитие;
• Психическое развитие;
• Поведение малыша;
• Адаптационные возможности.
Оценка поведения ребенка обычно осуществляется воспитателем, которые систематически наблюдает за ребенком.Учитывается:
• настроение ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое);
• сон (засыпание: медленное, быстрое, спокойное, беспокойное; длительность сна);
• аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище);
• характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный);
• индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактный, инициативный, любознательный, дружелюбный, застенчивый и др.);
При выявлении нервно-психического развития ребенка третьего года жизни оценка уровня развитияребенка идет по следующим линиям: оценка развития активной речи, мышления, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, формирование разных видов деятельности (Изобразительной, контсруктивной, развитие общих движений, навыков самостоятельности.)
Диагностика осуществляется при помощи методов контроля :
• метод опроса матери (при приеме в детское учреждение в дальнейшем по ходу развития ребенка);
• Наблюдение в группе за ребенком
• Диагностические и тестовые методики.
Методика проведения диагностики:
1. От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится с помощью определенного стимульного материала, в определенной ситуации, максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша.
2. В процессе диагностики педагог (психолог) должен не обучать ребенка, не показывать, а умело выявлять уже сформированные знания и умения малыша):
3. Все задания, выполняемые ребенком должны обязательно положительно оцениваться воспитателем (психологом);
4. Если ребенок не справляется с предложенным заданием, то педагог задает ребенку задание на возраст ниже. Например, если ребенок не выполнил задание 3 года не выполнил задание соответствующее своему возрасту, ему дается задание, соответствующее ребенку 2,6 мес.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых заданий с детьми соответственно показателям.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выделенный показатель. За нормальное развитиеребенка 3-го года жизни принимается формирование умений ребенка в пределах полугодия : 2 года 1 месяц – 2 г. 6 месяцев; 2 года 7 мес. – 3 года
По уровню развития дети условно делятся на 3 основные группы (есть и четвертая группа, которая встречается редко и свидетельствует о глубокой задержке развития ребенка – ЗПР.
К 1 группе относятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также дети с опережением в развитии.
Во П группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1-е полугодие)
Ш группу составляют дети с более глубокой задержкой – на 2 эпикризных срока).
1У группу – с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.
Результаты оценки нервно-психического развития и поведения заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у психолога, у которого составлена такая картотека по группам.Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни. Она имеет определенну. Форма (предложена на стр. 120 в кн. Печора, Пантюхина, Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, – М,: 1985)
ВЫВОД:
Таким образом, своевременно проведенная диагностика позволяет увидеть отклонения в физическом и психическом развитии ребенка, а также в его поведении и выстроить индивидуальную стратегию воспитательных воздействий, коррекционно-развивающую работу с ребенком в различных направлениях, которая осуществляется педагогом, психологом и будет результативной при непосредственном участии родителей ребенка.
Источник
Содержание
Введение
1. Значение периода раннего возраста для всестороннего развития ребен-ка
2. Особенности развития детей раннего возраста от 1 года до 3 лет жизни.
3. Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста.
Заключение
Конспект занятия
Список использованной литературы
Введение (выдержка)
По данным, которыми в настоящее время располагает наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определя-ет его будущее развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предмет-ной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умениями, которые существенным образом влияют на его после-дующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и пользоваться языком в общении с людьми.
Основная часть (выдержка)
Начальным этапом в работе с детьми раннего возраста считается ком-плексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заклю-чения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обсле-дования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса педагогических мероприятий.
Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодейст-вия в его ближайшем окружении. Выясняя ситуацию социального развития ребенка необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном подходе при организации пе-дагогического процесса:
• характер взаимодействия взрослого и ребенка;
• предметно-развивающая среда;
• организация системной и комплексной педагогической работы с ребен-ком в среде его сверстников.
Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к спо-собам общения отражены в ряде принципов, которые являются основопола-гающими при проведении воспитательно-образовательных мероприятий. Пе-речислю эти принципы:
• общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, сти-мулирующим и личностно-ориентированным;
• при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать зада-ния «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;
• -стимулы, используемые взрослым и побуждающие ребенка к дейст-вию, должны носить полимодальный характер;
• любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевы-ми комментариями педагога, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;
• вступая в общение с проблемным ребенком, педагог должен учиты-вать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкрет-ного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения. Другими словами, педагог выступает в качестве «индивидуально настроенного инст-румента», который звучит в собственном, свойственном только ему регистре и тембре, подобранном для определенного ребенка.
Педагог строит свое взаимодействие с ребенком с учетом ведущих мо-тивов и потребностей детского возраста, принимая во внимание специфич-ность психического статуса, характерную для ребенка, а также актуальные и потенциальные возможности ребенка. В этот период педагог создает условия для формирования у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональности: «Что с ним можно делать? В чем его значение?» Он организует совместную с ребенком дея-тельность, чтобы познакомить его со структурой предметного действия, обо-гатить его сенсорный опыт и подвести ребенка к появлению у него способно-сти к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей. Педагог добивается возникновения у ребенка ас-социативных образов в доизобразительном «рисовании», предпосылок овла-дения речью, деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Значимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что спо-собствует формированию у него образа «Я» и «Я – сознания».
Заключение (выдержка)
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и тре-буют создания специальных условий для детей этого возраста. По мнению педагогов – психологов (М.Д. Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) период раннего детства (первые три года жизни) имеют ряд пси-хофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрас-тных периодов. Требуется создание для детей этого возраста специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, питания. Отличны также содержание и методы воспитания.
Литература
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамо-ва. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
2. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И.Л. Баскакова. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1995.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1999.
4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошколь-ного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
5. Обухова, Л. Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
6. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Источник
Диагностика психического развития детей 1,5-3 лет Диагностика развития познавательного уровня
Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый) Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др. Нормативы: сличение от 1,5-2 лет; выбор по названию – в 2-3 года; самостоятельность названия – в 2,5-3 года.Пример инструкций: 1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»; 2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»; 3) «назови, какого цвета этот цветочек».
Форма Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Нормативы: сличение – от 1,5-2 лет; выбор по названию – в 2 года; самостоятельность названия – в 3 года. Пример 1)«дай такую же» (форма и цвет совпадают);2)«покажи, где кубик»; 3)«назови форму».
Предметный гнозис Стимульный материал:10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам). Инструкция: 1) «покажи, где нарисован …»; 2) «что нарисовано?» или «что это?»Нормативы: В 1,5-2 года называют 4-5 картинок. В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель. В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Методика «Выбор по образцу» (парные картинки) Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок. Нормативы: выбор из двух картинок – в 2 года; выбор из четырех картинок – в 3 года. Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки») Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза. Нормативы: из двух фрагментов – в 2,5-3 года; из трех фрагментов – в 3- 3,5 года.
Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5- З лет) Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.
Пространственный гнозис Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)» .Нормативы. 2,5-3 года – дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются; 3,5-4 года – выполняют все задания.
Складывание пирамидки. Складывание матрешки Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком. Нормативы: снимают кольца с пирамидки – в 1 год; собирают пирамидку без учета диаметра колец – в 1,5-2,5 года; собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания – в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.
Методика «Вкладыши» («Мисочки») Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов. До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.
Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями – полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур. Анализ результатов: до 3 лет допускается силовая проба; в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.
Задания с предметами быта (по О.В. Баженовой) Стимульный материал, и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие. Нормативы: 15 месяцев – подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;18 месяцев – снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте; 2 года – запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу – каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий; 2,5 года – подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы; 3 года – подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.
Диагностика развития игры Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками. Анализ уровня развития игры: 1) неадекватные действия с игрушкой 2) манипуляция с предметами – до 2 лет; 3) процессуальные игровые действия – с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т.п.); 4) процессуальная игра с элементами замысла -от 2-3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т.п.); 5) сюжетная игра – к 3 годам. Диагностика развития двигательной сферы Общая моторика. Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам: 1 год – самостоятельная ходьба; 1,5-2 года – поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола; 2,5 года – подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом; 3 года – поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами. Тонкие движения пальцев рук Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами. Нормативы: 2 года – повторяют штрихи, рисуют круги; 2,5-3 года – рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека – «головонога». Оральный праксис: губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку); щек (надуть и втянуть щеки); языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать «горку»). Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводятся ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений. Исследование памяти Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш. Нормативы: 1,5 года – выполняют 3 действия; 2 года – выполняют 3-4 действия; 3 года – выполняют 5 действий.
Игра «Что изменилось – чего не стало» Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения. Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения. Исследование внимания Методика «Зрительный диктант» Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку). Нормативы: для детей 2-2,5 лет – найти две повторяющиеся картинки; для детей 3-4 лет – найти две повторяющиеся картинки; для детей 5 лет – отыскивание картинок в таблице. Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся». Анализ результатов: скорость выполнения одной таблицы – 1,5 минуты
Источник