Развитие ребенка процесс или результат

Развитие ребенка процесс или результат thumbnail

Что такое развитие ребенка:

Развитие ребенка – это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.

Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.

Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.

Типы развития ребенка

В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.

Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.

Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.

Аффективное развитие

Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.

Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.

Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.

Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.

Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.

Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.

Физическое развитие

Физическое развитие – это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.

В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.

Социальное развитие

С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.

Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.

Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.

Узнайте больше о социализации.

Фазы развития ребенка

Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .

Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года – 16 сентября 1980 года)

Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.

Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.

Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .

Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.

Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет

На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.

Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.

В этот период развивается координация движений.

Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.

До операции: от 2 до 7 лет

Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.

На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.

Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.

В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.

Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .

Узнайте больше об эгоцентризме.

Бетонные операции: от 8 до 12 лет

На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.

Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.

В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .

Формальная хирургия: с 12 лет

В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .

Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.

Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.

Основные этапы развития ребенка

Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.

Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.

Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.

Читайте также:  Уроки развития речи ребенка

Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

Спящий новорожденный

  • Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
  • 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
  • 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
  • 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
  • 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.

Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года

Детские бутылочки

  • 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
  • 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
  • 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.

Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет

Девушка гуляет на спидометре

  • 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
  • 2 года – 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
  • 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.

Развитие ребенка от 4 до 6 лет

Девушка прыгает через скакалку

  • 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
  • 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
  • 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.

Что может повлиять на развитие ребенка?

Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.

Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:

  • Среда, в которой живет ребенок.
  • Наследственность.
  • Мощность.
  • Физические проблемы

Психология развития ребенка

Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.

Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).

Узнайте больше о психомоторных.

Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.

Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.

Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .

Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.

Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.

Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».

Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .

Важность игры в развитии ребенка

Игра и игра – фундаментальная часть процесса развития ребенка.

Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.

Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.

Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.

Теория Пиаже против Теория Выготского

В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.

Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. – 11 июня 1934 г.)

Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.

Читайте также:  Оценка общее развитие ребенка

Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.

Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.

Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.

Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.

Источник

Невозможно представить развитие ребенка без занятий творчеством: рисунки, поделки из пластилина и глины, новогодние игрушки, аппликации, браслеты из бусин, открытки и множество других детских самоделок радуют глаз родителей и вызывают умиление у друзей и родственников. Нам всем хочется, чтобы именно у нашего малыша получались самые оригинальные и красивые работы, поэтому нередко используем интересные идеи с пошаговыми инструкциями из книг и интернета и предлагаем их своим детям. Можно ли считать такие занятия детским творчеством? Детский Монтессори клуб «Созвездие» спешит разобраться в разных способах проведения занятий по рисованию и лепке для дошкольников.

Не все занятия творчеством похожи друг на друга

Представьте себе, что вы пришли в детскую изостудию и видите две комнаты, где идут занятия. В одной комнате на доске висит образец работы, а учитель ходит по классу и поправляет работы учеников, в другой комнате на столе разложены разноцветные вырезки из журналов, а малыши делают мозаики, каждый со своим сюжетом, учитель же подходит к детям и скорее задаёт вопросы, чем вносит свои коррективы. Вы увидели два разных подхода к детскому творчеству: один ориентирован скорее на результат, а другой на процесс.

Давайте разберемся поподробнее, чем различаются творчество ради процесса и творчество ради результата.

Творчество ради результата

На таких занятиях у детей обычно есть чёткий образец (рисунок, аппликация, другая поделка), выполненный самим учителем, а также чёткое количество шагов для выполнения задания (взять, приклеить, провести линию и т.д.) Дети часто задают вопросы про «правильно» и «неправильно», сравнивают работы друг друга, а учитель исправляет ошибки и хвалит за успехи. В результате у всех получается очень аккуратная, милая работа, которую хочется повесить на стенку или подарить бабушке на Восьмое Марта.

Такие занятия выглядят очень правильно и безопасно: ни один ребенок не нарисует Халка вместо котёнка, у всех получится работа, которая растрогает родителей, все дети закончат в одно время. Нельзя сказать, что эта схема не способствует детскому развитию: малыши тренируют мелкую моторику, развивают пространственное восприятие, учат формы и цвета, тренируют произвольное внимание и учатся следить за учителем.

Обратите внимание на этих пингвинчиков с группового занятия для дошкольников:

Творчество ради результата

Можно заметить, что дети работали с заготовками разных форм (обратите внимание, что размер деталей абсолютно одинаковый) и были четко проинструктированы, как и куда необходимо приклеить элементы. Урок явно был хорошо продуман и рассчитан по времени, а малыши справились с заданием и получили прекрасный опыт.

Теперь, перед тем, как мы перейдём к творчеству ради процесса, рассмотрите другой пример с пингвинчиками и поразмышляйте, какие различия в этих проектах бросились вам в глаза в первую очередь:

Творчество ради процесса

Творчество ради процесса никогда не имеет чётко выверенных инструкций и, тем более, образца для выполнения. У занятия может быть тематика (как в примере с пингвинчиками), могут быть даже заданы материалы (краски, мозайка, лепка), но у детей всегда есть возможность выбора и самовыражения. Учитель не исправляет ошибки и не оценивает работу ребенка, а помогает ему описать свою задумку и при необходимости даёт попробовать ту или иную технику. В итоге работы получаются очень разные, а родители, как правило, быстро узнают шедевр своего ребенка, так как у каждого было место для самовыражения. В занятиях, ориентированных на процесс, не важны качества конечной работы (насколько она красивая, милая, насколько её можно повесить на стенку), здесь акцент делается на том, чему научился ребенок в процессе её выполнения.

Такой способ организации творческих занятий способствует самовыражению ребенка, развивая его креативность и воображение, а сам процесс недирективного творчества действует расслабляюще, снижает тревожность и успокаивает малыша. Кроме того, дети часто стремятся рассказать задумку своей работы, что безусловно развивает их речь сильнее, чем короткие ответы в духе: «Это пингвин, у него 2 ноги, 2 глаза, 2 крыла». Более глубокое развитие получает и мелкая моторика, ведь самостоятельные эксперименты с различными материалами требует гораздо лучшего владение рукой, чем механическое выполнение последовательности действий. Каждый, кто хоть раз пытался срисовать что-то, а затем нарисовать это сам, сможет рассказать, насколько по-разному работает пространственное мышление в этих с виду похожих задачах. К тому же, свободное творчество учит ребенка переходить от задумки к воплощению, планируя свою деятельность и работая, не отвлекаясь на посторонние раздражители и не отступая перед трудностями.

Читайте также:  Кризисы развития ребенка по неделям

Творчество ради процесса

Творчество ради процесса и творчество ради результата – это абсолютно разные для малыша занятия. Оба благотворно влияют на развитие ребенка, но лишь творчество ради результата позволяет малышу заниматься самовыражением и принимать самостоятельные решения на пути воплощения собственной задумки.

С одной стороны, кажется очевидным, что творчество ради процесса делает гораздо больший вклад в развитие ребенка, чем изготовление поделок из «100 идей для детского творчества». Но, с другой стороны, мы понимаем, что, как и в любой другой области, ребенку нужно показывать, как использовать краску и карандаш, как скатать шарик из пластилина, и без образца и инструкции это сделать не получится.

Безусловно, по-настоящему вовлеченный педагог всегда использует комбинации, выбирая лучшее из двух подходов. Малышам предлагается пробовать разные материалы, демонстрируются разные способы работы с ними, а, главное, диалог с ребенком на занятиях строится не для исправления ошибок и указания правильного пути, а для помощи ребенку в воплощении его идеи. Ведь, скорее всего, именно этого мы и ждём, записывая малыша на подобные занятия.

Посмотрите сюжет о свободном рисовании для маленьких детей:

Как организовать творчество ради процесса?

Подготавливая пространство для домашних занятий, помните, чем отличается творчество ради процесса от творчества ради результата: настройтесь на процесс, не пытайтесь вдохновляться готовыми аккуратными идеями в интернете, не держите в голове идеальный результат, не бойтесь появления нестандартных идей.

Задайте себе вопрос: «Зачем мы решили заниматься творчеством?», пусть вас ведет ответ на него. Позвольте ребенку самовыражение, не решайте за него, что станет результатом занятия, не оценивайте работы ребенка по критериям аккуратности и опрятности. Будьте открыты и естественны со своим малышом.

Для того, чтобы настроиться на свободное творчество, мы рекомендуем использовать наши заметки:

  1. Подготовьте комнату и одежду для ребенка, чтобы не отвлекаться на мысли о последствиях разлитой краски или брызг от кисточки.

  2. Во время занятия внимательно слушайте идеи малыша и не отвергайте их, не бойтесь использовать больше материала, сделать не одну работу за раз.

  3. Не стоит жестко ограничивать ребенка во времени – заложите в распорядке дня еще 20-30 минут свободного времени на случай, если творчество увлечет малыша.

  4. Позвольте ребенку оставить работу незаконченной и вернуться к ней позже, если ему это требуется.

  5. Для создания необходимой атмосферы можно включать легкую негромкую музыку под настроение

  6. Замечайте и комментируйте действия ребенка, но избегайте их оценки: «Посмотри какие ты нарисовал желтые пятна!»

  7. Отвечайте на просьбы и вопросы малыша, старайтесь максимально помочь ему, но помните, что это его работа, а не ваша.

Как организовать творчество ради процесса?

Идеи для вдохновения можно черпать не из конечных продуктов, а из необычных материалов для творчества:

  • Рисование гуашью и акварелью, карандашами и фломастерами, восковыми и сухими мелками,

  • Пальчиковые техники рисунка,

  • Лепка из пластилина и глины,

  • Рисование с помощью зубных щеток и кухонной утвари с необычной поверхностью (тёрка, давилка для картофеля, кисточки и венчики),

  • Изготовление печатей из губки для посуды,

  • Изготовление аппликаций из бумаги, журнальных вырезок, ткани, круп, песка,

  • Лепка из теста.

Очень важно отбросить свои представления о правильном и неправильном использовании материалов: бережное отношение к кисточкам не должно мешать проверки на возможность её использования в качестве штампа.

Совершенно не возбраняется совместное творчество: можно делать общую работу или параллельно с ребенком создавать свою, главное не забывать поддерживать атмосферу доверия без оценок и правильных ответов и сохранять собственную вовлеченность в творчество малыша.

Выводы

Детское творчество – непременное условие гармоничного развития ребенка. Большая часть дошкольной жизни малыша посвящена рисованию, лепке, аппликациям и другим экспериментам с разными материалами и задумками. Вовлеченность взрослого в процесс творчества может быть разной: от полного контроля над ситуацией и выдачей ребенку пошаговых инструкций до ограничения лишь эмоциональной вовлеченностью без указаний ребенку на материалы и способы работы с ними. Оба подхода положительно влияют на развитие малыша, но по-настоящему творческими занятия становятся именно в свободной среде, где нет места оценкам и образцам для копирования.

Выводы

Заключение

Сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» уделяет большое внимание детскому творчеству и самовыражению. Мы верим, что детская фантазия и тяга пробовать и узнавать новое является локомотивом всего детского развития. Именно поэтому в каждом детском клубе «Созвездия» есть место для творческих занятий: они ждут малышей в нашем мини детском саду полного дня, утренних и вечерних группах, а также на кружках по изобразительному искусству и регулярных творческих мастер-классах. Все педагоги наших детских центров имеют профильное образование и прекрасно разбираются в особенностях детской психологии и психического и физического развития детей, именно поэтому любое занятие построено так, чтобы приносить максимальную пользу его участникам. В детском Монтессори центре «Созвездие» ваш ребенок всегда будет окружен заботой и вниманием. Записывайтесь на бесплатное занятие, чтобы убедиться в этом сами! Мы ждём встречи с вами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Источник