Развитие ребенка принцип детерминизма

Развитие ребенка принцип детерминизма thumbnail

Маленький ребенок нуждается в постоянной заботе и защите окружающих от вредных для ее развития внешних воздействий. Особая уязвимость, пластичность детской психики предопределяет подход взрослого к исследованию внутреннего мира ребенка, построенный на основе принципа гуманизма и педагогического оптимизма с требованием «Не навреди». Исследования детской психики не только выявляет закономерности ее развития, но и влечет свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая положительный развивающий эффект. Педагогу следует соблюдать при этом особую осторожность, деликатности, тактичности, чтобы уберечь ребенка от возможных неблагоприятных воздействий своего исследования.

Чтобы выполнить первый принцип, педагог должен глубоко знать детскую психологию, новейшие ее достижения, обладать достаточной проницательностью во внутренний мир ребенка, пониманием его неповторимости и специфичности по сравнению со взрослым человеком. Этого требует второй принцип — эффективности и научности.

Принцип детерминизма активно разрабатывался С. Л. Рубинштейном. Его сущностью является основополагающая закономерность психики: внешние воздействия действуют через внутренние условия. Развитие психики ребенка зависит от воздействия на нее взрослых, сверстников, но в одинаковой ситуации разные дети по-разному реагируют на эти воздействия, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, внутренней активности.

При исследовании детской психики важно не просто зафиксировать определенный факт, но и необходимо его объяснить, а для этого выяснить его причину: под воздействием чего у ребенка возникают те или иные проявления поведения, закладываются положительные или отрицательные свойства подобное.

Из принципа детерминизма происходит принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности (также разработанный С. Л. Рубинштейном). Психика и деятельность выступают как две стороны одного явления. Деятельность — внешняя сторона психики, а психика — внутренний план деятельности. Деятельность определяется замыслом, целью, программой ее достижения, то есть сознанием. И, наоборот, на создание замыслов, программ влияет практика. С одной стороны, сознание управляет деятельностью, а с другой, усложнения деятельности, овладение новыми ее видами обогащает, расширяет сознание.

Таким образом, деятельность одновременно и обусловлена ​​сознанием, и сама предопределяет ее. Этот принцип имеет важное значение для определения методов психологического исследования. Поскольку в нем утверждается взаимосвязь психики с деятельностью, то методологическое обоснование получает возможность изучать психические явления через деятельность, доступную для объективного наблюдения. Детерминизм открывает путь для использования объективных методов, в том числе эксперимента, в психологии.

Индетерминизм — позиция противоположна принципу детерминизма — утверждает замкнутый характер психики, ее полной независимости от внешних условий, отрицая, что можно узнать о переживаниях человека по его поведению.Единственно возможным методом при этом остается самонаблюдение или интроспекция. Фактически же предметом изучения с помощью интроспекции выступает сознание. Но человек не осознает всех своих психических проявлений.Бессознательное оказывается за рамками изучения, невозможно исследовать этим методом и психику ребенка, и животные. Вместе с тем, этот метод может использоваться как прием в исследованиях, построенных на объективных методах.

Основа объективного метода — принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности. Главные требования к психологическому исследованию — это объективность и генетический подход.

Принцип развития психики и сознания в деятельности утверждает, что деятельность выступает как условие не только проявления, но и развития психики ребенка. С. Л. Рубинштейн сформулировал основы детской психологии: «Воспитывать и обучать ребенка, изучая ее. Изучать ребенка, воспитывая и обучая ее». Воспитание и обучение по своей сути является организацией деятельности ребенка.

Для изучения и одновременно развития психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность. Например, творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при создании сказки.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что одно исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо использовать комплекс методов исследования, анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у конкретного ребенка в индивидуальных формах. Каждый ребенок учится ходить, говорить и т.д., но процессы эти индивидуально неповторимы.

ВЫВОДЫ о принципах детской психологии:

Исследования детской психики построенное на таких принципах, как принцип гуманизма и педагогического оптимизма; детерминизма; взаимосвязи и взаимообусловленности психики, сознания и деятельности, принцип развития психики и сознания в деятельности; комплексности, системности и систематичности исследования; эффективности и научности; возрастного индивидуального и личностного подхода;

Основа объективного метода — принцип детерминизма и принцип единства сознания и деятельности;

— Главные требования к психологическому исследованию — это объективность и генетический подход.

Источник

Особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности.

Воспитание – процесс многоплановый и многофакторный. Научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации.

Степень сформированности головного мозга ребёнка, его нервной системы в целом.

Каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности.

– Влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.

Принцип единства психики и деятельности.

Изучать детей в процессе их обучения и воспитания.

– Учитывать связь психического развития ребёнка с его ведущей деятельностью.

– Фиксировать и анализировать поведение и действия ребёнка:

в ведущей деятельности,

в зарождающейся деятельности,

в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей.

Принцип объективности.

1. Равенство экспериментальных и контрольных групп. Учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей:

– по уровню психического развития,

– по содержательной характеристике деятельности,

– по обучаемости и т.д.

2. Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления).

3. Количество собранного материала должно быть достаточным для статистической обработки. (Обратить внимание на противоречивые факты!)

Принцип развития.

Изучать психические явление в системе трёх координат:

1). Актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя);

2). Онтогенеза (процесс развития конкретного ребёнка);

3). Историогенеза (учёт акселерации и др.).

Учитывать:

– психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому;

– тенденции развития на последующих возрастных ступенях.

Таким образом, изучать те особенности психики, которые чётко определились и в которых имеется развитие.

  1. Предпосылки возникновения возрастной психологии как самостоятельной науки.
Читайте также:  Создание условий для развития способностей ребенка

Возрастная психология как отрасль науки формировалась под воздействием ряда факторов:

– возникновение в обществе интереса к детству как особому периоду в жизненном цикле человека;

– индустриализация и урбанизация, обуславливающие переход к всеобщему образованию;

– переход к классно-урочной системе;

– введение всеобщей воинской повинности с необходимостью учёта возрастно-психологических особенностей воинского контингента при военной подготовке.

Переход к классно-урочной системе стал своеобразной революцией в образовании, критерием деления на классы стал хронологический возраст. Возникла необходимость в дифференциации содержания и методов обучения, что обусловило социальный запрос изучения особенностей умственного и личностного развития детей различных возрастов.

Детская психология получила путёвку в жизнь благодаря прогрессу биологии. В 1877году вышла работа Ч.Дарвина «Наблюдение за поведением человеческого ребёнка», ставшая поворотным пунктом в развитии детской психологии. В этой работе учёный впервые сравнил онтогенез и филогенез; психику и поведение ребёнка с психикой и поведением животных; психику и поведение ребёнка и особенности психики первобытного человека.

Категория «развитие» стала важнейшей в ряду понятий психологической науки. В психологии было два направления: «психология понимания» и естественнонаучная психология. Детская психология возникла и развивалась в контексте естественнонаучного подхода, что определяет её достоинства и недостатки.

«+» – опора на принцип детерминизма, научной доказательности, утверждение идеи непрерывности и всеобщности развития.

«-» – отождествление законов онтогенеза человека с онтогенезом животных и интерпретацию развития как процесс адаптации (приспособления) врождённых видовых свойств к меняющимся условиям среды. Эта тенденция биологизации не преодолена до настоящего времени.

Значительный вклад внесли исследования В.Прейера и Г.С.Холла. Физиолог В.Прейер в 1881г. Опубликовал книгу «Душа ребёнка» о развитии ребёнка на протяжении первых лет его жизни.

Г.С.Холл обучался в открытой в 1875г. В Лейпциге первой научной лаборатории Вундта. По возвращению США в 1883г. В Балтиморе основал первую в мире экспериментальную лабораторию по изучению психики ребёнка. Эту дату считают рубежной в обособлении детской психологии. Холлу принадлежит значительная роль в создании в конце 19 века первого научного журнала и первого научного общества по изучению психики детей. Холл также разработал метод анкетирования. Ведущим экспериментальным методом у Вундта был метод интроспекции, недоступный детям в силу неразвитости рефлексии. Холл попытался найти ему замену, попытка оказалась успешной. Было опровергнуто высказывание Вундта о том, что детская психология никогда не станет настоящей наукой, потому что ей не доступен единственный научный метод – интроспекции.

Г.С.Холл – автор первой научной концепции развития ребёнка – концепции рекапитуляции. Им создана первая концепция подросткового возраста, названного им «возрастом штурма и натиска».

Общество было заинтересованно. В первую очередь, в изучении психологии ребёнка. Именно поэтому психология развития долгое время оставалась детской психологией. В период 1913-1946гг. происходила институционализация детской психологии и образование различных направлений, в том числе культурно-исторического подхода Л.С.Выготского.

  1. Методы возрастной психологии.

Классификация методов исследования по Б.Г.Ананьеву.

Источник

Детерминизм – это учение о взаимосвязи явлений с факторами, которые их определяют. Данный подход является научным и применятся в различных областях, в том числе, психологии. Он признает зависимость психических явлений от внешних обстоятельств или генетических факторов. Основная идея детерминизма заключается в причинности любых психических процессов.

Принцип детерминизма в психологии

Детерминизм, применяющийся в психологии, определяет зависимость психических явлений человека от группы факторов, которые могут выражаться в наследственности, а также  микросоциальных отношениях, предшествующем опыте субъекта. При этом детерминизм может выражаться в различных формах, что обусловлено многообразием взглядов на явление и его длительную эволюцию.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Принцип детерминизма в психологии заключается в следующих положениях:

  • психические явления обусловлены объективной действительностью;
  • основное влияние на психику формирует деятельность мозга человека;
  • у каждого психического явления есть своя причина, следовательно, при изучении процессов психики необходимо установить причины, их вызвавшие;
  • психика также определяется образом жизни и социальными связями.

Определение понятия и содержание теории

Детерминизм в психологии – это зависимость явлений психических процессов от определенных факторов, которые их формируют. Понятие «детерминизм» произошло от латинского determinare — «ограничивать, очерчивать, определять», что говорит об основной идее данного учения – взаимосвязь и взаимоопределенность процессов и явлений.

Теория детерминизма произошла из философского учения, которое признает закономерность взаимосвязи явлений объективного мира.

Данный подход к научному познанию в результате эволюции стал важнейшей составной частью научной методологии, которая формировала целью исследований выявление закономерностей и причин протекающих процессов. Детерминизм используется как для изучения природы, так и общества и человеческой психики.

Эволюция принципа

Применительно к психологии в развитии детерминизма, выделяются несколько эпох. Первым периодом возникновения детерминизма стал предмеханический этап. Первоначально детерминизм проявлялся как признание природных и космических законов как основообразующими, подчиняющими себе как природные  стихийные явления, так и жизнь человека.

Представителем данного этапа стал греческий философ Демокрит, который считал, что человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов. С точки зрения Демокрита, душа становится источником энергии тела. Древнегреческий философ был представителем всеобщего детерминизма.

Он считал, что моральные принципы человека не могут быть унаследованы или даны природой; они являются порождением общественных воздействий. Аристотель иначе трактовал причину существования и деятельности человека и природы. Он пришел к неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию и целесообразности человеческой души.

С крахом античности возникли религиозные мировоззрения. Представителем спонтанности души и заложенным в нее скрытыми способностями к движению и активности стал Августин, основавший теологическую психологию.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Она основана на противоположном детерминизму индетерминизм, который признает критерием достоверности исключительно личный опыт. Подобные идеалистические представления до сих пор противопоставляются материалистическому взгляду на происходящее в мире и психике человека.

Механистически детерминизм возник с активным развитием науки в 17 веке. Философ-рационалист Спиноза отрицал дуалистическое понимание человека, которое разделяло его на духовную и телесную составляющие. Спиноза описывал сущность психологии человека с помощью созданного учения об аффектах.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка и его оценка контрольная работа

Спиноза выделяет 3 основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Также представителями направления были английские и французские материалисты, некоторые из которых считали человека «машиной органического тела» или просто организованной системой. Слабость данного направления создавала предпосылки к обращению к биологии за объяснением определенности человеческой психики.

Ч. Дарвин и К. Бернар значительно повлияли на биологический детерминизм. Они говорили о целесообразности жизни в результате стремления к выживанию, сохранению форм, позволяющих противодействовать влиянию окружающей среды.

Это помогло перейти к вероятностной детерминации, представителем которой стал психолог Фрэнсис Гальтон, считавший, что поведение человека может проявляться в связи с закономерностями. Исследователь также опирался на общебиологический подход, который гласил, что приспособление вида может быть достигнуто за счет индивидуальных проявлений, которые детерминированы генетикой.

На основании этого Гальтон сделал вывод, что психические различия каждого человека также обусловлены генетическими особенностями.

На следующем этапе развития детерминизма в психологии в 20 веке были выявлены психические детерминанты, которые регулируют отношения между природным и социальным; при этом психика стала считаться самостоятельным явлением, которое, хотя и зависит от внешней среды, но значительно влияет на жизнедеятельность человека и его социальную жизнь.

Категориями психики выступили образ, действие и мотив, которые рассматривали Гельмгольц, Дарвин и Сеченов.

В дальнейшем стал развиваться микросоциальный детерминизм, который видел детерминацию психики человека в межличностных отношениях. Например, Фрейд обратил внимание на отклонения в психике ввиду травматичных отношений с матерью.

Новыми определителями детерминации стали групповое действие и сотрудничество; индивидуальность сознания формируется переносом в свой внутренний мир внешних воздействий из микросоциальных отношений.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Ярким представителем данного направления был Выготский, который выделил знаки, как психологические орудия, которые зарождаются во взаимодействии с другими людьми, а позже переносятся в сознание человека.

Также он включил сознание в мир культуры, придавая ей значение в становлении человеческой личности. При этом Выготский говорил о неразделимости индивидуальности и социальной среды, которая преломляется перед особенностями личностями и сама по себе носит характер столкновения и конфликта характеров.

Марксистская философия внесла вклад в новую форму детерминизма, которая определяла сознательность человека зависящей от объективных условий, культурных и экономических факторов. Это также внесло значительный вклад в развитие детерминизма относительно психосоциальной деятельности человека.

Марксистский принцип диалектического материализма использовался в дальнейшем многими психологами, в том числе, Л.С. Выготским, советским психологом, который соглашался с тем, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.

Детерминизм эволюционировал от идеалистических представлений до биологических, которые отрицали неосознаваемые внутренние силы и мотивы, особый тип организации психической деятельности человека, а также материалистических.

Признание существования сознания и выделение психологии в отдельную науку позволило открыть бессознательные стороны человеческой психики, а также важную роль микросоциальной сферы в изменении человека.

Что такое индетерминизм?

Индетерминизм – это философское учение, отрицающее или объективность причинности, или ее ценность в познании с точки зрения науки. Представители учения являются противниками детерминизма и считают, что воля человека – это автономная сила, которая не подчиняется каким-либо законам и причинам.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Идеи исторического индетерминизма стали распространяться во второй половине 19 века в ряде философских школ (философия жизни, неокантианство). Эти концепции пытаются раскрыть качественную специфику социального познания и исторического процесса, придавая ведущее значение в них случайности.

Научное подтверждение этих представлений в социальном познании появляется после создания и разработки в XIX-XX веках статистической теории на основе теории вероятностей.

В итоге многочисленных исследований в области социальных наук, случайность признается как самостоятельное начало социума, происходит утверждение конструктивной роли случая в качестве фактора свободы человека и необратимости социальных изменений, а также важнейшего условия появления нового в историческом процессе.

Индетерминизм может быть теологическим и натуралистическим. Первый вид отрицает достаточную полноценность природы в участии в деятельности человека и жизни других существ; целостность и эволюционность объясняется существованием Бога. Натуралистический индетерминизм исходит из признания природного как самодостаточного в мировой системе.

Также в истории философии сложилось 2 типа индетерминизма: объективный и идеалистический. Первый вид отрицает любое истолкование причинности, как с точки зрения самого человека, так и объективного понимания. Идеалистическое направление считает закономерность и причинность уместной с субъективной точки зрения. При этом объективные атрибуты детерминизма на мировом уровня отрицаются.

Категории детерминизма

Детерминизм в психологии – это направление, которое относится к психическим процессам, как и ко всем явлениям в мире, с точки зрения причинной обусловленности. Она является связью между явлениями, где одно из них называется причиной, а другая – следствием.

Первое явление ввиду определенных факторов влияет на второе, тем самым порождая категорию следствия. Причинность является однонаправленной и необратимой, что говорит о предшествующем характере причины, за которой обязательно последует следствие, но не наоборот.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Следующими категориями детерминизма являются необходимость и случайность. Эти понятия являются конкретизирующими в сфере взаимозависимости мировых явлений и процессов. Необходимость фиксирует закономерность явлений, которая исходит из самого их существования; случайность же говорит об определении связи между явлениями относительно внешних обстоятельств.

Необходимость – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая определяется не только самой сущностью явления, но и внешними обстоятельствами, которые могут сложиться по-разному. Разность форм осуществления необходимости относительно исходного процесса выступает случайностью.

Следующими категориями детерминизма являются действительность и возможность. Действительность может пониматься как объективная реальность, материя. В конкретном смысле действительность может ограничиваться существованием определенного объекта, находящегося в каких-либо условиях.

Применительно к этому понятию можно ввести категорию «возможность», являющейся результатом диалектических отношений настоящего и будущего состояния действительности. Возможность – это предпосылки и направления изменения действительности, существующие в ее настоящем.

Читайте также:  Маршрутный лист развития ребенка в доу

Возможность может быть абстрактной и реальной. Под последней понимается превращение возможной категории в сферу действительного под воздействием определенных условий. Абстрактная возможность может быть реализована теоретически, исходя из законов, по которым существует действительность, но, исходя из имеющихся условий, не может быть превращена в другую категорию.

Чтобы возможность стала действительностью, необходимо наличие каких-либо условий и действие законов самого объекта. Данная реализация в человеческой жизни зависит от субъективного фактора, то есть деятельности человека.

Виды детерминизма

Детерминизм – это подход, который может рассматриваться в разных сферах и с учетом определенных факторов, в зависимости от которых явление классифицируется на определенные виды:

  • психологический детерминизм (окружающая культура и социальные нормы в дальнейшем определяют психическое состояние человека);
  • исторический детерминизм (подход основывается на принципе определенности, который учитывает 2 элемента: предсказуемость событий, основанная на реальных предпосылках их возникновения и случайных формах их реализации, которые могут быть определены с помощью вероятностно-статистических законов, а также роль людей, основанная на осмысленности и рациональности их целей и действий);Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы
  • биологический детерминизм (поведение контролируется генами человека и наследственными признаками);
  • технологический детерминизм (общественное развитие человечества относится к техническому прогрессу);
  • материалистический детерминизм (решающая роль в определении условий жизни играет материальное производство. Такие формы общественного сознания как религия, философия, мораль, право также детерминируются материальным производством, которое необходимо изучать для понимания процессов жизнедеятельности);
  • теологический детерминизм (признание существование теологической системы, которая рассматривает человеческие действия как действия, обусловленные Богом);
  • взаимный детерминизм (люди функционируют в результате динамичного взаимодействия между их поведением, окружающей среды и личностными характеристиками).

Детерминистский подход

В детерминистском подходе признается тот факт, что события или явления, происходящее в жизни человека, обусловлены какими-либо причинами.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

В психологии детерминистский подход может выражаться в следующих формах:

Название формы

Описание

СистемнаяЧасти какой-либо системы определяются базисными характеристиками целого.
Обратная связьРезультат какого-либо действия также влияет на причину, которая привела к данным последствиям.
ЦелеваяПричинность и взаимосвязанность действий подразумевает в результате достижение определенной цели.
СтатистическаяОпределенный набор факторов не гарантирует схожесть последствий от действий одного и того же человека.

Практическое применение принципа детерминизма

Детерминизм в психологии – это такой подход к пониманию психических процессов, который является фундаментальным в понимании принципов работы психики, предполагающий всестороннее исследование всех граней жизнедеятельности человека для  понимания его поведения.

Важнейшим этапом практического применения детерминизма в психологии стало развитие культурно-исторической теории Л.С. Выготского, советского психолога и основателя марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций человека. Данная теория была разработана в 20-30 гг. XX века и рассматривала социальную среду как главный источник развития личности.

Еще в начале развития ребенок формируется под воздействием, как естественных процессов созревания, так и культурных, а также формирующих мышление и поведение.

Психолог считал, что развитие мышления и других функций психики может протекать в совокупности с внешней деятельностью с помощью культурных средств и социальных факторов. Благодаря данной теории, стало известно, что источник развития ребенка заключается в сотрудничестве и создании диалога со взрослым.

Детерминация поведения

Детерминация поведения человека в психологии сводится не только к личностным качествам, но и особенностям внешней среды. Это проявляется в неизбежной активности человека в социальной сфере, которая преломляет личные намерения и формирует определенные роли в поведении личности.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Также внешняя детерминация может проявляться в виде социального принуждения, насилия, манипуляций. Именно общество в целом, его социальные институты оказывают влияние на деятельность и на жизнь человека, начиная от формирования его чувств и кончая семейными и производственными отношениями. Общество является рамками, которые оказывают влияние на все проявления человека.

Внутренняя психическая детерминация влияет на общественную сферу с помощью целеполагания. В своем сотрудничестве с обществом человек ставит сознательно цели своей жизни и деятельности, но они, как и способ их реализации, тесным образом связаны с внутрипсихической детерминацией человека. Она оказывает опосредующее, но серьезное влияние на социальную детерминацию и на социальное поведение.

Детерминанты психологического развития

Детерминизм в психологии – это подход, определяющий факторы, обуславливающие поведение человека и его внутренние психические процессы. Психическое развитие зависит от множества причин, которые можно классифицировать на объективные и субъективные.

Объективные детерминанты психологического развития

Данные факторы определения психического развития включают в себя макросоциальные элементы:

  • уровень развития общества с точки зрения экономики и культуры;
  • особенности воспитания ребенка;
  • уровень заботы о человеке и степень удовлетворения его потребности в близости;
  • этнокультурные особенности.

Также к объективным факторам развития относятся микросоциальные и соматопсихические детерминанты. К первым относятся процессы воспитания в семье и других малых социальных группах (детский сад, школа).

К соматопсихическим факторам относятся:

  • генетические особенности;
  • болезни;
  • темперамент.Детерминизм в психологии. Что это такое, принципы, определение, виды, формы

Объективные детерминанты отличаются тем, что ребенок не является их активным субъектом и участником в том смысле, что определенные процессы не зависят от особенностей конкретного человека, а удовлетворяют интересам каких-то групп людей (как в экономических факторах) или просто являются сторонним обстоятельством (генетические особенности, болезни).

Субъективные детерминанты психологического развития

Несмотря на то, что субъективные факторы зависят от объективных, они являются важной частью внутренней логики развития человека, особенно, саморазвития. Данные детерминанты включают в себя особенности развития потребностно-мотивационной сферы, формирования сознания и самосознания человека, его поведенческого стиля.

Детерминизм в психологии – это зависимость психических процессов от определенных детерминант, которые могут быть объективными и субъективными. Данный подход используется для всесторонней научной деятельности и стал одним из фундаментальных психологических принципов, выделяя необходимость всестороннего исследования психологических феноменов.

Автор: Анна Флейман

Видео о детерминизме

Свобода воли и детерминизм:

Источник