Развитие ребенка при дцп изменение в поведении

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

· биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

· социальными условиями – воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны – отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, – результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.11

Поведение. В психофизиологическом аспекте, поведение животных и человека – это оптимальные программы мышечных сокращений, ответных реакций на внешний раздражитель с минимальными затратами энергии. Например, при гиперкинезах и спастических параличах у детей с ДЦП, наблюдаются неадекватные по затратам энергии мышечные сокращения. Искаженный усиленный беспрерывный сигнал с периферии регистрируется в различных отделах головного мозга, как застойный очаг возбуждения и дает неправильную информацию об окружающей действительности. Такая искаженная информация приводит к неправильному развитию коры головного мозга, как промежуточного звена в циклическом процессе восприятия, анализа и реализации полученной информации. Искаженная информация с периферии приводит к неадекватным

реакциям ребенка. У детей с ДЦП помимо двигательных нарушений наблюдаются различные неадекватные эмоциональные всплески: плаксивость, истеричность, или,наоборот,заторможенность. Генетически детерминированные программы поведенческих реакций ребенка проявляются в виде безусловных рефлексов и инстинктов. Появление условных рефлексов (поведения) в онтогенезе обусловлено изменением факторов внешней среды: воспитанием и импринтингом. Импринтинг (подражание окружающим ребенка людям) выражен у детей в норме до 5-7 лет и убывает с развитием сознания, накоплением личного опыта и критического восприятия окружающей действительности. Основная масса детей с ДЦП отстает в своем развитии и сроки импринтинга у них увеличены в связи с задержкой моторнопсихического развития. Воспитание их происходит в среде, специально созданной для них (специализированные ДДУ и школы), среди таких же детей с ДЦП, поэтому они зачастую имеют отклонения в поведении не только первичного, но и вторичного характера. Они копируют поведение друг друга, так как копировать больше некого. Эти факторы следует учитывать при создании реабилитационных педагогических программ. Добиваясь восстановления адекватной чувствительности, формируя правильные движения у детей с ДЦП, обучая ребенка правилам поведения в среде обычных здоровых детей, можно быстро достичь желаемых результатов.

Источник

Поведенческие проблемы и детские церебральный паралич

Переводчик: Марина Лелюхина

Редактор: Марина Лелюхина

Оригинал: https://www.capability-scotland.org.uk//57694/challenging_behaviour_and_cerebral_palsy_12.pdf

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал – помогите тем, кому нужна помощь: https://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

Что такое поведенческие проблемы?

Термин «поведенческие проблемы» используют, когда речь идет о сложном или вызывающем трудности у окружающих поведении ребенка. Люди с тяжелыми нарушениями развития как правило демонстрируют более сложные формы проблемного поведения, особенно в сочетании с нарушениями коммуникации

Виды проблемного поведения

Есть четыре основных категории проблемного поведения, каждая из которых может проявляться как в легкой, таки в тяжелой форме.

  • Самоповреждение – когда человек бьется головой, царапает себя и окружающих, толкается, давит себе на глазные яблоки, скрипит зубами, ест не пищевые продукты.
  • Агрессивное поведение – физическая агрессия, направленная на окружающих, порча имущества, вербальная агрессия, крики и т.д.
  • Стереотипное поведение – повторяющиеся действия, в том числе с предметами, повторяющаяся речь, раскачивание из стороны в сторону
  • Не-персонифицированные действия – порча имущества, гиперактивное поведения, кражи, неподобающее сексуальное поведение, истерики, отсутствие чувства опасности, склонность к побегам и бродяжничество, раздражительность

Какая связь между церебральным параличом и проблемным поведением?

Значительная часть людей с ДЦП также испытывает трудности с обучением. Это может означать что они не всегда до конца осознают, что происходит вокруг. Проблемное поведение чаще всего возникает у представителей именно этой группы, особенно если человек не обладает навыками коммуникации.

Тем не менее, в той или иной степени проблемное поведение может возникнуть у любого человека, независимо от уровня интеллектуального развития.

Факторы риска

Есть три важных фактора, влияющих на развитие проблемного поведения при ДЦП:

  • Насколько сильно повреждена нервная система
  • Насколько сильно нарушен интеллект
  • Есть ли эпилепсия ( особенно если приступы не купированы)

Дополнительные факторы риска

  • Возраст ( пик проблемного поведения обычно приходится на период от 15-34 и постепенно снижается после 35)
  • Пол ( у мужчин проблема возникает чаще чем у женщин)
  • Множественные нарушения
  • Проблемы с коммуникацией

Причины проблемного поведения

Проблемное поведение может быть вызвано в том числе биологическими/медицинскими причинами. Самоповреждающее поведение свойственно некоторым генетическим заболеваниям. Удары головой могут помогать человеку поддерживать нужную степень стимуляции или возбуждения.

Сложное поведение и психическое нездоровье – не одно и то же. Проблема может быть вызвана в том числе и ментальными нарушениями, которые в прочем будет непросто диагностировать, особенно если у человека есть проблемы с коммуникацией.

Читайте также:  Центр развития ребенка умка омск

Проблемное поведение может быть в том числе обученным – если оно приводит к последствиям, которые полезны или приятны для человека, то скорее всего это поведение будет повторяться.

Проблемное поведение может быть попыткой коммуникации. Причиной может быть чувство голода, жажды или дискомфорта. Если в вашем случае это действительно так, будет правильно попытаться обучить человека более приемлемым способам коммуникации.

Проблемное поведение может быть вызвано плохим обращением, стрессом, обидой, тревогой, чувством боли или дискомфорта. Отказ от сотрудничества, сопряженный с истерикой ( например во время приема пищи) может быть единственным способом, при помощи которого человек, который из-за физических ограничений оказался полностью зависим от окружающих, может выразить свои эмоции.

Проблемное поведение может возникать в ответ на события в окружающей среде, куда можно отнести как избыточную, так и недостаточную стимуляцию, или просто плохие условия существования ( например не комфортная температура, чрезмерно высокий уровень шума), противоречия в действиях тех, кто осуществляет уход ( разница в умениях и навыках, осведомленности, подходах).

Проблемное поведение может скрывать настоящий уровень способностей человека, из-за чего практически невозможно понять каков же он на самом деле.

Поведение может быть вызвано как окружающей средой, так и действиями и подходом тех, кто осуществляет уход за человеком.

Другие факты о проблемном поведении

Чаще всего нежелательное поведение несет следующую функцию:

  • самостимуляция
  • привлечение внимания
  • избегание

У большинства людей с тяжелыми нарушениями развития такое поведение не является преднамеренным и не связано с желанием расстроить тех, кто за ними ухаживает.

Некоторые люди демонстрируют только одну форму нежелательного поведения, тогда как другие показывают целые кластеры поведенческих реакций сразу – например агрессия, истерика и деструктивное поведение могут возникать одновременно.

Исследования показывают, что проблемное поведение можно ослабить, если обучить человека базовым навыкам вербальной или не вербальной коммуникации, что позволит ему сообщать о своих потребностях в более подходящей форме.

Одной из причин, вызывающих сниженное настроение, может быть избыток кофеина, так что рассмотрите в том числе возможность снизить употребление кофеина.

Депрессия и церебральный паралич

Иногда изменение настроения у человека с ДЦП связано с развитием депрессии. В то время как у мужчин чаще возникает асоциальное поведение, женщины в два раза чаще чем мужчины страдают от депрессий. Если проблема в этом, в некоторых случаях может быть полезно пересмотреть образ жизни человека, но скорее всего потребуется также консультация психотерапевта и возможно прием антидепрессантов.

Работа с нежелательным поведением при ДЦП

Первая из возможных причин, которую нужно рассмотреть всесторонне – проблемы со здоровьем. Соответствующие специалисты могут провести процедуру экспериментального функционального анализа, которая позволит проанализировать все аспекты, влияющие на поведение человека: способности и умения, состояние окружающей среды, топографию самого поведения. Таким образом, анализу подвергается не только само поведение, но и все, что так или иначе оказывает на него влияние.

Важно предъявлять к человеку разумные требования, основанные на тщательной оценке когнитивных способностей (интеллектуального уровня), физического состояния, личностных особенностях, способности справляться с трудностями и предыдущем поведении.

Как оценить и проанализировать нежелательное поведение

1. Определить природу проблемного поведения:

  • Это действительно проблема?
  • Это поведение возникало раньше?
  • Это новое поведение?

2. Соберите факты:

  • Информация о поведении, которой вы располагаете, внушает доверие?
  • Близкие оценивают проблемное поведение как-то иначе?
  • Проблемное поведение возникает когда человек находится только с определенными лицами?

3. Опигите поведение

  • Как возникает, как часто возникает, как долго длится
  • Есть ли какая-то система, например возможно поведение возникает в определенное время суток?
  • При каких обстоятельствах возникает поведение?

4. Определите результат, к которому приводит поведение:

  • Избегание требований или неприятной ситуации
  • Награда в виде внимания, еды или напитка?
  • Взаимодействие с окружающими?
  • Самостимуляция?

5. Изучите историю проблемы:

  • Есть ли в истории аналогичные случаи проявления нежелательного поведения?
  • Какое вмешательство осуществлялось ранее?
  • Было ли вмешательство успешным?
  • Были ли в прошлом неизвестные факторы, оказывающие влияние на появление поведения?
  • При каких обстоятельствах оно появлялось?

6. Изучите медицинскую карту

  • Было ли диагностировано какое-то новое заболевание/нарушение?
  • Были ли за последнее время назначены или сняты какие-то препараты?
  • Возросла ли частота/возникли ли за последнее время эпилептические припадки?
  • Медикаменты применялись в соответствии с указаниями врача?
  • Дозировка и наименование назначенных препаратов не менялось?

7. Изучите изменения в окружающей среде/антецеденты:

  • Менялся ли за последнее время человек, который осуществляет уход?
  • Были ли изменения в привычном графике повседневных дел?
  • Изменился ли уровень активности?
  • Сменилось ли социальное окружение/компания сверстников?
  • Изменилась ли частота визитов домашних ( видимо речь идет о пребывании в местах ухода – интернатах, домах совместного проживания или больницах – прим.переводчика)
  • Возможно кто-то из близких заболел и/ или попал в больницу?
  • Возможно человек испытывает недостаток сенсорных ощущений?
  • Возможно он испытывает переизбыток сенсорных ощущений?
  • Возможно человек просто устал?
  • Возможно человек переживает тяжелую утрату?
  • Он может чувствовать боль или дискомфорт?
  • Как к человеку относятся те, кто за ним ухаживает?
  • Менялся ли уровень шума?
  • Не слишком ли много вокруг людей?

Дальнейшие действия в ответ на нежелательное поведение

Стратегии вмешательства должны основываться на следующих принципах:

  • Убедитесь что в случае если вы имеете дело с нарушениями коммуникации, человек имеет возможность и способ сообщить о своих нуждах
  • Убедитесь что требования, которые вы предъявляете к человеку, основаны на тщательном изучении его когнитивных способностей, личности, характере и предыдущем поведении.
  • Если это необходимо, снизьте ожидания как от самого человека, так и от персонала, который за ним ухаживает.
  • Определите какие триггеры в окружающей среде или особенности поведения окружающих вызывают проблемное поведение.
  • Определите возможные проблемы и предоставьте дополнительную поддержку, где это необходимо.
  • Разработайте способы, при помощи которых человек сможет справиться с проблемами.
  • Научите его сообщать о своих нуждах другим способом.
  • Помогите человеку осознать свое чувство тревоги и справиться с ним.
  • Обучите тех, кто осуществляет уход, необходимым навыкам, чтобы предотвратить будущие проблемы.
  • Организуйте обмен опытом и мнениями между специалистами.
  • Расширьте спектр заданий и материалов которые будут значимы и интересны вашему подопечному.
  • Обеспечьте должный уровень поддержки.
  • Убедитесь что все, кто имеет дело с вашим подопечным, действуют последовательно и в одном ключе.
Читайте также:  Роль родного языка и речи в развитии ребенка коротко

Выводы:

Как правило у людей с ДЦП наблюдаются легкие и умеренные поведенческие проблемы. Есть основания считать что сохраняя подобающий уровень активности, предоставляя должный уход, поддержку и придерживаясь постоянства в вопросах обучения новым навыкам, проблема нежелательного поведения может быть решена без использования дополнительных медикаментов. Важно ставить реалистичные цели перед человеком, чтобы максимально повысить его качество жизни и снизить воздействие нежелательных форм поведения.

Источник

Высоцкая Елена Павловна

МБОУ “Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100”

учитель

Аннотация

Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В статье рассматриваются особенности развития психических функций детей с церебральным параличом.

Библиографическая ссылка на статью:

Высоцкая Е.П. Особенности развития психических функций детей с церебральным параличом // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/02/25629 (дата обращения: 31.05.2021).

Отечественные специалисты Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И.Кириченко, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко изучали проблему психических нарушений детей с детским церебральным параличом.

Для детей данной категории характерны специфические отклонения в психическом развитии. Патогенез данных отклонений выражается степенью и локализацией поражения мозга. Психическое развитие детей с ДЦП своеобразно. Данное своеобразие выражается в сочетании раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Отклонения развития психики при детском церебральном параличе (ДЦП) включают нарушения развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [1].

Данилова Л. А выявила специфические особенности в структуре нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Данные нарушения имеются у всех детей с данным диагнозом.

1. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Данная обусловлена мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

2. Выраженность астенических проявлений, выражается в повышенной утомляемости, истощаемости всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.

3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире [2].

Вышеперечисленные особенности обусловлены вынужденной изоляцией, ограниченным кругом контактов ребенка, трудностями в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности. Все эти проблемы возникли вследствие длительной обездвиженности, трудностей в передвижениях или проявлением сенсорных расстройств [ 4].

При ДЦП значительно нарушена деятельность различных анализаторов. Нарушения зрения, слуха, мышечно-суставного чувства влияет на восприятие в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Примерно ¼ детей с ДЦП имеют нарушения зрения. Вследствие недостаточной фиксации взора, плавного прослеживания, сужения поля и остроты зрения у детей нарушено зрительное восприятие. Нередко дети страдают косоглазием, птозом (опущение верхнего века) [4].

Двигательная недостаточность является препятствием для формирования зрительно-моторной координации. Все эти факторы способствуют неполноценному и искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности [3].

При ДЦП нарушена пространственно-различительная деятельность слухового анализатора. Примерно 25% детей имеют сниженный слух, и как следствие – нарушенное звукопроизношение. Недоразвитие фонематического восприятия являются причиной трудностей в овладении чтением и письмом, а также письму под диктовку[6].

При всех формах церебрального паралича происходит задержанное и нарушенное развитие кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети испытывают трудности в определении положения и направления движений пальцев рук без зрительного контроля. Ощупывающие движения рук зачастую слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Многие дети не могут или испытывают значительные трудности в узнавании предметов на ощупь без зрительного контроля. Ощупывание, действие с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП значительно нарушено [7].

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.

Пространственные и временные представления детей с детским церебральным параличом недостаточно сформированы. Они испытывают трудности в ориентации на собственном теле. Представления о ведущей руке формируются несколько позднее, чем у нормально развивающихся детей. Дифференциация сторон тела и многие пространственные понятия дети понимают с трудом. При определении пространственной удаленности (далеко, близко, ближе) дети испытывают значительные трудности либо заменяют их понятиями «там» и «тут» [8].

Большинство детей с ДЦП затрудняются в они с трудом воспринимают предмет целиком.. Они испытывают трудности в выполнении простых заданий: собрать разрезную картинку, сконструировать что-либо по образцу из палочек или строительного материала. Часто наблюдаются оптико-пространственные нарушения. Дети испытывают трудности в копировании фигур, рисовании, лепке, письме.

Психическое развитие при ДЦП характеризуется выраженностью психоорганических проявлений, к которым относят – замедленность, истощаемость психических процессов.

У детей с ДЦП затруднен переход на другие виды деятельности. Наблюдается недостаточная концентрация внимания, замедленное восприятие , снижение объема механической памяти. У большинства детей наблюдается низкая познавательная активность, что выражается отсутствии интереса к выполнению заданий. Дети не могут сосредоточиться на задании, медленно выполняют его [11].

Читайте также:  Занятие методика развития речи ребенка

Дети с церебральным параличом могут иметь нормальный или близкий к норме интеллект, задержку психического развития, либо умственную отсталость. Но довольно редко встречаются дети без отклонений в психическом (интеллектуальном) развитии

Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни[11].

У детей с задержкой психического развития при ДЦП зачастую положительная динамика дальнейшего умственного развития. Они принимают помощь взрослого при обучении, они хорошо, хоть и медленно усваивают новый материал. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии [10].

У детей с ДЦП имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, а иногда и наоборот – заторможенностью, застенчивостью, робостью. Смены настроения могут сочетаться с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. Но нарушения поведения чаще наблюдаются у детей с умственной отсталостью, а у детей с сохранным интеллектов данные нарушения поведедения наблюдаются значительно реже [12].

У детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии личности. Биологические, психологические и социальные факторы влияют на формирование личности детей с ДЦП.

Также, безусловно, на формирование личности оказывает влияние чувство собственной неполноценности, социальная депривация и неправильное воспитание.

Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП наблюдаются отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [12].

Даже при нормальном интеллектуальном развитии у ребенка может наблюдаться неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков могут проявляться иждивенческие установки. Также дети могут выражать отрицательное отношение к самостоятельной практической деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью [13].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Педагогам, работающим с данной категорией детей, стоит задача профилактики и коррекции этих нарушений. Но направления этой работы могут быть определены только после комплексного обследования.

Библиографический список

  1. Гнедова, С. Б. Специальная психология: учебное пособие [Текст]/ С.Б. Гнедова. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 306 с.
  2. Данилова, Л. А. – Диагностика психического и речевого развития ребенка с ДЦП [Текст]/ Л. А. Данилова, К. Стока, Г. Н. Козлицына. – Санкт-Петербург; Москва, 2003 // Детский церебральный паралич: хрестоматия : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / сост. Л.М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2003. – С. 295-299.
  3. Коноваленко, С. В. Развитие тонкой моторики и координации движений у дошкольников с легкой степенью детского церебрального паралича [Текст] / С. В. Коноваленко//Коррекционная педагогика. – 2004. – №1(3). – С.66 – 70 (0,25 п. л.).
  4. Коноваленко, С. В. Особенности формирования конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом [Текст] / С. В.Коноваленко // Спе­циальная психология. – 2004. – №1(1). – С.56 – 63. (0,44 п. л.).
  5. Левченко, И. Ю. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом [Текст]/ И. Ю. Левченко.-М.: Коррекционная педагогика, 2008.-213с.
  6. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. -М. : Академия, 2001.
  7. Мамаева, А. В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия [Текст]: Дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2008.
  8. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст]: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ В. Г.Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.
  9. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 7 лет [Текст]/ М. В. Межиева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 128 с.
  10. Симонова, Т. Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст]/Т. Н. Симонова//Монография.- Изд-во РПГУ им. Герцена, 2008-128 с.
  11. Смирнов, А. С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
  12. Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст]/ Е. А. Флёрина.- М.: Учпедгиз, 1956. – 91 с.
  13. Шипицина, Л. М. Детский церебральный паралич [Текст]/ Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук.- СПб.: Дидактика Плюс, 2001.- 272 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Высоцкая Елена Павловна»

Источник