Развитие ребенка право лево

Некоторым детям никак не удаётся усвоить понятия «право» и «лево». А сформировать их нужно уже в дошкольном возрасте (с 4 лет), чтобы ребёнку было комфортно в окружающем мире.

Прочитав мои советы, вы поможете своему ребёнку лучше запомнить эти «трудные» понятия.

1. Учимся различать правую и левую руку.

Примерно после 3-х лет уже можно выяснить, какая рука ведущая.

У многих детей это правая рука. Значит, можно сказать, что правая рука – это та, в которую ты берёшь карандаш. Когда малыш усвоит это, он поймёт, что вторая рука (в которой нет карандаша) – левая. После того, как ребёнок запомнит левую и правую руку, подскажите, что те части тела, которые расположены с правой стороны, тоже правые: нога, пятка, ухо, глаз, плечо, ну, а с левой стороны – левые. Можно закреплять это во время домашних дел, например, при одевании.

2. Упражняем в определении положения предметов в пространстве.

Гуляя на улице, смотрите по сторонам и говорите, с какой стороны вы увидели что-нибудь интересное. «Посмотри, какой яркий цветок справа от нас!»

Занимаясь обыденными делами, замечайте то, как расположены вещи в пространстве. «Возьми мишку. Он лежит справа от мяча».

3. Закрепляем левое и правое направления.

Прогуливаясь на улице, проговаривайте ваш маршрут. «Сейчас мы повернём налево”.

Если в вашем автомобиле стоит навигатор, то это тоже будет хорошим подспорьем. Находясь в машине, ребёнок слышит: «Через 200 метров сделайте поворот направо». Обратите его внимание на то, куда повернёт автомобиль.

4. Учимся определять «право» и «лево» со стороны стоящего напротив.

В этой ситуации удобно использовать куклу. Расположите куклу спиной к ребёнку и уточните, где у неё правая рука. Затем повяжите на её ниточку, на правой ручке малыша тоже завяжите такую же нитку.

Потом разверните куклу передом к малышу, чтобы ниточки у ребёнка и у игрушки были с разных сторон.

Ещё раз переверните куклу спинкой – и расположение ниточек совпадёт. Ребёнок должен понять, что правая рука всегда будет правой – изменится только размещение предметов по отношению друг к другу.

Закреплять полученные умения наиболее эффективно в ИГРАХ.

• Можно выставить игрушки в рядок и сказать, что вы задумали одну. Ребёнок должен отгадать, о какой игрушке идёт речь. Если он затрудняется, подсказывайте ему: «левее», «правее».

• Попросите ребёнка выйти из комнаты и спрячьте игрушку. Когда он войдет, объясните ему маршрут к игрушке. Например: «Иди к комоду, поверни направо, сделай три шага. И ещё два шага влево».

• Нарисуйте на листе бумаги линию и предложите ребёнку нарисовать что-нибудь с двух сторон, к примеру, слева — цветочки, а справа – бабочки.

• Очень эффективным упражнением будет рисование по клеткам. Взрослый диктует, а ребёнок проводит линии в заданном направлении.

Выполняя регулярно такие задания, ваш ребёнок обязательно запомнит, как различать «право» и «лево». Это очень важно при обучении в школе, так как предупреждает появление дисграфии и дислексии, способствует усвоению геометрического материала.

А ещё, говорят, что те дети, которые хорошо ориентируются в пространстве, в будущем становятся опытными водителями.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Если для нас нет трудностей в понимание того, где лево, а где право, то для маленького ребенка это целая проблема. Изучив нюансы и восприятие данного навыка детьми, мы создали небольшую статью, где расскажем об этапах и играх, помогающих овладеть этой способностью быстрее. Три забавных и простых упражнения, не только научат новому, но и помогут с удовольствием провести время с ребенком.

Как различаете лично вы: где право, а где лево? К примеру, можно вспомнить, какой рукой пишите. Или, например, может быть ориентир – шрам на пальце. И можно тайком на него поглядывать, чтобы не ошибиться.

Смешно, но это работает у взрослых, а что делать детям, они-то и ручку не знают, как держать, и шрамов у них, к счастью, нет. Дать ответ на вопрос, в какую сторону нам нужно повернуть, для них нерешаемая дилемма. Он, конечно, может угадать: если не направо, то, наверное, налево. Здесь только два варианта.

Владение этим знанием обязательно – оно пригодится в жизни. Многие родители, как и педагоги, с неожиданностью принимают то, что приобретение навыков «право-лево» состоит из целого комплексов упражнений, формирующих способность поэтапно. Не мечтайте, что, объяснив раз, маленький ребенок сразу все поймет. Процесс рассчитан на несколько комплексных упражнений, где также важно закрепление материала.

Фото: pixabay.com

Что такое «лево» и «право»

Вначале ребенок сталкивается с тем, что в одном пространстве вместе с ним есть стороны, одна из которых названа «право», а другая «лево». Идея не появляется просто так, даже если взрослому человеку это покажется очень простым делом. Ребенку, который еще недавно без проблем жил без этих координат, потребуется время для привыкания к существующей разнице, имеющей некий особый смысл.

Различие понятий «вверх» и «вниз», «вперёд» и «назад» как-то усваиваются сами по себе, даже на уровне проприорецепции (пространственное положение частей собственного тела на уровне ощущений). Так как наше тело занимает разное положение относительно этих направлений. Что касается «лево» и «право» – они симметричны, и до определенного возраста ребенку просто не понять, почему практически одинаковые определения имеют разные значения.

Будучи взрослом образованным человеком, все равно потребуется время, хоть и доли секунды, на определение верха у дома (крыши) или низа (первого этажа). А если спросить, где левый угол дома, а где правый, потребуется еще больше времени на формирование ответа.

Для лучшего понимания «право» и «лево» подойдет регулярное применение этих понятий в повседневных разговорах. Причем в этот момент следует показывать рукой в нужном направлении. Не надейтесь на моментальный результат. Сначала ребенок только осознает, что стороны могут быть разными, и у каждой есть свое название.

Работа для памяти

Фото: pixabay.com

После принятия того факта, что существуют две стороны, «право» и «лево», потребуется выучить, в где они находятся. Когда навыки еще не наработаны и не автоматизированы, рекомендовано применять типовые подсказки. Ими пользуются многие взрослые, чтобы не запутаться в сторонах, и это может быть что угодно.

1.Визуальные подсказки.

Например, родинка на запястье правой руки до 16 лет мне служила ориентиром того, где моя левая рука, на ней еще носят браслет и часы, а на пальце правой – обручальное кольцо. Для более оригинальной подсказки подойдет способ сложения большого и указательного пальца в виде латинской буквы «L». Именно левая рука здесь будет показывать правильную букву.

2.Кинестетические подсказки.

Предложите ребенку вспомнить, в какой руке он держит карандаш или ложку (подойдет для правшей). Если у вас мальчик, спросите, какую руку он протягивает, чтобы поздороваться. Такого рода мышление помогает развитию проприоцептивной дифференциации – способности отличать вещи с помощью внутренний телесных ощущений. Именно такой навык позволяет не использовать подсказки, связанные с визуальным запоминанием.

3.Логические подсказки.

Уже читающему ребенку можно показать, что первая буква в слове находится слева, а последняя – справа, и никак не иначе. Стоит выучить это правило, и можно будет представить в нужный момент любое слово, чтобы моментально ориентироваться: где начало, а где конец. Аналогично, можно показать пример написания слов, которые мы, кстати, пишем слева на право.
Постепенному запоминанию определений сторон без использования подсказок помогут различные способы:

  • Танцы или боевое искусство. На уроках, тренер обязательно корректирует действия учеников четкими указаниями.
  • Подвижные «игры с обманом». Суть игры – в выполнении правильного действия, следуя инструкции ведущего, который говорит «поднимите левую руку», «повернитесь направо», и сам же выполняет действия, и в определенный момент его слова с действиями расходятся. Нужно будет следить за словами ведущего, но не следует повторять за ним неверные движения. Проигравший становится ведущим или выбывает.
  • Графические диктанты. Их можно придумать, или поискать в интернете, чтобы было интереснее. В результате их использования получаются удивительные картинки.

Пространственное мышление

Например, находясь напротив человека, скажите: «Машина припаркована справа». Он посмотрит после этого по обеим сторонам. Это связано со сказанной фразой: справа – это с его стороны или с вашей? Если того же человека переместить на турник вверх ногами, то ему еще сложнее будет понять собеседника – путаница только усугубится.

На этом примере продемонстрирована теория относительности таких понятий, как «справа» и «слева». Если вам трудно представить и оценить, что сейчас видит другой человек, займитесь пространственным мышлением. По-другому это называется «переворачивание предметов в голове».

В детском возрасте сложно дать определение и назвать правильно симметричный объект левым или правым. Именно поэтому надевают тапки не на те ноги, а варежки на руки. Для них эти предметы идентичны – они одинакового цвета, размера, формы, а значит, никакой разницы нет.

Постепенное развитие пространственного мышления поможет увидеть и понять разницу быстрее. Ниже представлен список занятий, помогающих освоить сложный навык:

  • Нестандартные лабиринты.
  • Пять уникальных заданий на пространственное мышление.
  • Задачки на 3D-мышление.
  • Тетради «Кубометрия 3D».
  • Задания, связанные с проекциями домиков.

Оригинал статьи: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/kak-nauchit-rebyonka-razlichat-pravo-i-levo-tri-podskazki/

Источник

В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает понемногу ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему усвоить основные представления о нём (вверх-низ, на, под, около, за, лево право и т.д.). Умение ориентироваться в пространстве развивает пространственное воображение, а оно в свою очередь развивает мышление.

Ребёнку необходимо научиться ориентироваться как на себе, так и на других объектах и предметах.

Последовательность освоения понятий

3-4 года: впереди – сзади, вверху, внизу, начинаем изучать право – лево.

4-5 года: умение двигаться в заданном направлении, расположение различных объектов и предметов по отношению к себе, и начинаем осваивать пространственные отношения (далеко-близко).

5-6 лет: усовершенствование ранее изученных понятий. Начинаем учиться ориентироваться на листе бумаги.

6-7 лет: продолжаем усовершенствовать ранее освоенные понятия, начинаем знакомиться со схемой, планом.

Игры на ориентировку в пространстве:

Для самых маленьких подойдут игры: “сделай шаг вперёд”; “встань передо мной”; “положи мяч сзади себя”; “какая игрушка между куклой и мячом”; и т.д.

“Верх-низ”

Взрослый называет предметы или объекты, а ребёнок говорит, где это бывает вверху или внизу. Например, солнце – вверху, трава – внизу и т.д.

Можно заменить ответы детей на определённые действия. К примеру, когда ответ “верх” дети стоят, когда “низ” приседают.

“На, под, над”

Для игры понадобятся предметные картинки. Ребёнок раскладывает их в соответствии с заданием взрослого (на, под или над чем либо).

“Что где?”

Ребёнок называет все предметы расположенные справа или слева от него. Другие варианты игры: назвать предметы впереди, сзади.

“Скажи наоборот”

Игра с мячом. Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит слово. Ребенок ловит, затем отвечает противоположное по смыслу слово и кидает мяч обратно. Например, вверх – вниз, лево – право и т.д.

“Где все?”

Эта игра еще и помогает развивать внимание. Необходимо найди и сказать, где кто спрятался.

“Художник”

Для игры понадобится силуэт человеческого лица. Задача ребёнка с закрытыми глазами подрисовать ему недостающие части (глаза, нос, брови, губы).

“Помоги Незнайке”

Незнайка пошел в школу, но он не знает, как ему разложить школьные принадлежности на столе. Ребёнок помогает, и раскладывает на столе предметы в соответствии с заданным планом (нарисованной схемы или под руководством взрослого).

“Графические диктанты”

Ребёнок рисует (обязательно листок в клетку) от заданной точки под диктовку. Взрослый говорит, в какую сторону, сколько клеток.

“Весёлое путешествие”

Для игры необходимо игровое поле с разноцветными клетками. Игрушка расположена в первой клетке, взрослый говорит пройти, например, 4 клетки вниз, 1 вправо. Ребёнок должен сказать, где сейчас игрушка (например, коричневая клетка – это горы, зелёная – это поляна или лес и т.д.).

“Найди предмет”

1 вариант игры

Взрослый направляет ребёнка к нужному предмету, говоря куда повернуть, сколько шагов сделать и т.д.

2 вариант игры

Взрослый говорит “адрес” предмета. Например, возьми книгу, которая лежит на верхней полке с лева и т.д.

3 вариант игры

Ищем предмет в соответствии с нарисованной схемой.

“Украсим ковёр”

Игра помогает ребёнку научиться ориентироваться на листе бумаги. Предлагаем детям украсить ковёр (лист бумаги) в соответствии с вашим заданием. Например, в центре нарисуйте круг, в правом верхнем углу цветок, по диагонали между кругом и цветком – звёздочку и т.д.

Аналогичные игры “Укрась полотенце”, “Посади огород правильно”, “Расставь мебель в комнате” и т.д. Также разнообразить игру можно, заменив рисование готовыми фигурами.

“Составь план дороги в детский сад”

Ребёнок должен рассказать или нарисовать, что он видел по дороге в детский сад. Составить план – схему своего пути.

Логоритмические упражнения

Музыкально-ритмические упражнения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки  в  пространстве, чувства ритма и т.д.

Рисуем по клеткам

Другие упражнения и игры

Вам может быть интересно:

Системное мышление, зачем, когда и как развивать у детей.

Развиваем познавательные способности ребенка с помощью эвристической беседы.

Учимся играя.10 нестандартных вариантов развивающих игр со счетными палочками.

Источник

Многие скажут, что у маленького ребенка большой необходимости в применении понятий “верх-низ” и “право-лево” до выхода в “большой мир” нет. И будут совсем не правы.

Оказывается, пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы – мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку. Посему, знакомя кроху с понятиями “верх – низ – право – лево”, мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную “зону ближайшего развития”, на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки. И чем раньше детка услышит и пощупает их своим мышлением, тем быстрее и крепче усвоит и будет успешнее применять их на практике.

Для того чтобы помочь маленькому человечку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же. Результат “исследований” окружающего пространства его интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ. ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

У ребенка отсутствует мотивация достижения конкретных целей. Карапузу гораздо более интересен сам процесс знакомства с окружающим миром. Поэтому, как минимум, бесполезно ругать малыша за бесцельное, на ваш взгляд, околачивание возле знакомых объектов во время ежедневных прогулок. Ибо кроха нарабатывает банк чувственных образов, который позже послужит базой для освоения мышления и речи.

Память детки до двух лет ассоциативна, то есть возможность что-либо вспомнить основана на способности узнать объект, вызвавший яркую эмоциональную реакцию. И только к трем годам начинает формироваться конкретная память, дающая способность описать словами события, заново их переживая. Выводы из вышеперечисленного таковы:

* познаем пространство играя, постоянно вовлекая карапуза в процесс познания (при этом не рекомендуется начинать игру в месте незнакомом малышу);

* во время игры провоцируем у крохи появление положительных эмоций и сразу же пресекаем игровые занятия, как только они начинают утомлять;

* многократно вводим незамысловатые пространственные обозначения в ежедневные ритуалы (умывание, принятие пищи, прогулки и так далее).

УЗНАЕМ И ЗНАЕМ
Первая ось, существование которой становится понятным малышу, как только он начал ходить, – вертикальная. Если Ваш карапуз уверенно может пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки , значит “верх” и “низ” для него уже практически освоены. Теперь осталось только ввести эти понятия в его речь: “Смотри, солнышко, ножки внизу, а головушка вверху” или “Вставай на ножки, поднимайся вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз”. К полутора годам малыш начинает покорять диваны и стулья, самостоятельно пытаясь на них забраться. Вот Вам и повод для произнесение слов “вверх” и “вниз”.

Не обязательно искусственно создавать обучающую ситуацию – для начала достаточно включения взрослого в спонтанные действия ребенка. Например, маленький верхолаз пытается спуститься со стула, держась ручками за спинку стула, а ножкой нащупывая пол. Обязательно озвучьте инструктаж: ” Ручкой возьмись ниже – тогда ножка достанет до пола”. Аналогично можно использовать обратную ситуацию, когда малыш пытается взобраться на диван или стул: “Подними ручки вверх, еще выше, теперь подними вверх ножку”.

Не забывайте, что все виды лестниц и ступенек также “поработают” в освоении тренажерами для подъема вверх и спуска вниз (естественно, под бдительным присмотром родителей – телохранителей).

РУЧКИ, НОЖКИ -НА СТАРТ! “Лево – право” игра

Ближе к двум годам карапуз уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки “правая” и “левая”. С этого ориентационного “приручения” и начинается телесное осознание где лево, где право, которое позже перекочует в мышление и будет работать на логические процессы анализа, синтеза и сравнения. Как малышу легче запомнить “имена” своих ручек? Конечно, самый лучший вариант – посредством игр.

1. Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую – тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой ручке разместилась). Затем поиграйте в игру “Покажи нужную руку”: попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-то время поменяйтесь ролями.

2. Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

3. Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно, особенно, если к “оберучному” рисованию подключится и мама.

4. Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой – к левой.

Надевание одежды и обуви – это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: “Правую ручку – в правый рукавчик, а левую ручку – в левый. Готово?”

Следует помнить, что понятия “спереди” и “сзади” усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.

ПЕРВЫЕ УРОКИ

Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве. Сопровождайте бегалки словами: “Я бегу за тобой, а ты – впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты – сзади!” Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол. Не упускайте такую возможность потренироваться – отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.

УЧЕБА С НАСТРОЕНИЕМ

Склонность детей к подражанию – ваш помощник в их развитии и воспитании. Уборка в квартире, прогулка в парке – всюду, где вы вместе, используйте возможность назвать и показать, что Вы делаете и какой рукой. Что Вы перемещаете вверх, вниз, вправо, влево. При этом помните, что ребенок развивается “во все стороны”, в каждой игре включаются все его чувства и способности.

Ближе к трем годам уже можно организовывать ориентационные игры в ВИДЕ ВЕСЕЛЫХ УРОКОВ

* Поставьте два стула, на каждый положите три – четыре одинаковых предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.

* Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует определить с какой стороны находится диван, а с какой – стол, где расположено окно.

* Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.

Развивайтесь весело!

Источник