Развитие ребенка посредством рисунка

Развитие ребенка посредством рисунка thumbnail

Творческое развитие дошкольников в рисовании

Рисование для каждого ребёнка, иногда даже и взрослого вызывает положительные эмоции, так как через рисунок можно передать свои мысли. Рисование представляет собой многоступенчатый процесс, так как нужно решить, что рисовать, чем рисовать и как, что стимулирует ребёнка к проявлению творчества и умственных действий.

Психологи используют рисование в процессе диагностики детей, их психического и эмоционального состояния, например, методика в которой дети рисуют игрушку, которой не существует, то есть сами придумывают все её элементы.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Многие дети не знают как правильно пользоваться кисточками, краской, что их пугает в их использовании. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Чтобы увлечь ребёнка в рисовании важно показать, интересные моменты, которые могут быть в рисовании.

Развитие творческих способностей детей средствами рисования – один из самых простых способов формирования у ребёнка воображения, усидчивости и любознательности. Работу по формированию творчества у дошкольника можно проводить индивидуально и группами. Например, детям можно предложить создать общую картинку, чтобы каждый ребёнок нарисовал часть своей картины, а затем все части сложить, чтобы получился целый сюжет. Перед тем как начать рисовать дети придумывают, что будут рисовать, что каждый будет рисовать, важно проговорить историю, которая будет нарисована на листе бумаги. В процессе индивидуальной работыс дошкольнком его нужно направить, а затем дать свободу мыслей, или можно предложить элементы рисунка, а ребёнок фантазирует как их изобразить.

Многие исследователи говорят о том, что чем раньше ребёнок начинает рисовать, тем больше и быстрее он познаёт окружающий мир. В процессе рисования развиваются творческие способности ребенка, ведь создавая рисунок, дошкольник каждый раз создает свой собственный мир иэто чрезвычайно важно для него.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Роль рисования в развитии ребенка сложно переоценить. Это одно из любимейших занятий дошколят. Если на более ранних этапах развития рисунки носили схематический характер, то теперь они являются способом самовыражения ребенка.

В процессе рисования важно дать ребёнку «свободу мыслей». Воспитатели и родители не должны вмешиваться в этот процесс, но могут помогать. Учитывая роль рисования в развитии детей дошкольного возраста, в первую очередь родители должны организовать место и обеспечить ребенка всеми необходимыми материалами: красками, кисточками, карандашами, фломастерами, гуашью, бумагой разной фактуры и цвета, кусочками поролона, баночкой для воды и так далее.

Для развития творчества можно проводить игры с детьми, например, игра «Четыре цвета», в которой дети выбирают любые 4 цвета и зарисовывают так лист, чтобы он был весь закрашен этими цветами. Игра «Волшебна клякса» ребёнок делает кляксу в центре листа бумаги, а затем слаживает лист в двое. Ребёнок раскрывает лист бумаги и рассказывает, как он думает, что получилось. Игра «Две феи» в процессе которой ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Существует большое количество игр, которые помогут воспитателю достичь больших результатов в формировании творческой личности дошкольника.

Используя игры, ребёнок учиться фантазировать, составлять сюжет картины, объяснять. Развивать творческое мышление возможно с использованием мультфильмов, сказок. Воспитатель включает мультфильм и на интересном моменте выключает, а затем предлагает детям придумать концовку мультфильма и нарисовать её. Так как дошкольники могут испытывать трудности в составлении последовательного рассказа, важна помощь со стороны воспитателя, которая далее будет переходить в пассивную помощь.

Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.

На данный момент существует большое количество  нетрадиционных  техник рисования, которые всесторонне развивают дошкольника и показывают ему  возможности рисования различными техниками. Каждая техника реализует большое количество задач, которые можно трансформировать на многие занятия.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). Дошкольник выступает в этой деятельности как экспериментатор, которые что-то делает, меняет, смешивает. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

2. Нетрадиционные техники рисования способствующие творческому развитию дошкольника

Организация работы с использованием нетрадиционных техник и приёмов является не трудоёмким в своей организации, так как могут использоваться все подручные средства.

В процессе рисования используются такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Эти формы организации работы помогают детям научится замечать особенности предметом, сюжетом, составлять свою картину, передавать свои мысли и идеи в картине[5].

“Рисование пальчиками, ладошкой”

Ребёнок опускает в гуашь пальчик (ладошку) и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Эта техника достаточно интересна детям, так как они могут порисовать своей частью тела, при этом «ощутить» рисование.

“Оттиск печатками из пробки или ластика “

Ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Можно предложить ребёнку покрыть печатку двумя цветами и посмотреть какой цвет получится.

“Восковые мелки или свеча + акварель”

Ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов[7, с. 92].

“Печать по трафарету”

Ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.

“Кляксография обычная”

Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. МВ результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

“Кляксография с трубочкой”

Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску (можно делать это кисть), выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, можно двигать листочек, чтобы нарисовать различные элементы. Недостающие детали ребёнок может дорисовать.

“Тычок жёсткой полусухой кистью”

Ребёнок пускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности[1].

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу открытости, непринуждённости на занятии, что стимулирует ребёнка к проявлению творчества, созданию чего-то нового.

Таким образом, процесс творческого развития дошкольника строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм, стараются найти что-то своё и добавить в неё свою идею.

Источник

/О детях/Воспитание и психология

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

  • У детей какого возраста можно анализировать рисунки
  • Анализируем рисунок семьи

    • Расположение фигур на рисунке
    • Изображение себя
    • Страх и агрессия на детских рисунках
  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» – решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

  • темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

  • красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

  • если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

  1. Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

  2. Какие цвета использует ребенок.

  3. Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

  4. Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

  5. Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

22.03.2018

Автор: Анна Первушина

Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

  

Пересыпание Валентина (Гость)

В 8 классе раньше люди в ПТУ шли учиться и на завод, а не рисовали будущие профессии… это 8-летки могут и то, для привлечения внимания

Даже если человек нарисует два совершенно разных рисунка результат будет одинаковым. Анализируется огромное количество деталей. Простому человеку не понять этого. Нужно образование, специалист должен быть высококвалифицированный.

Ребёнок 3 месяца рисует только эмблему LG и эти буквы на каждом листе в альбоме. Что это означает?

Здравствуйте, ребенок часто закрашивает лица ручкой, и свое в том числе. Ей 4 года, что это значит?

А у нас все нарисованы,всё хорошо,но у всех всегда очень длинные ноги ( .Что это значит?

Подскажите, пожалуйста, ребенка (только пошел в первый класс) попросили нарисовать маму и папу. Он нарисовал только пару и дом. Нарисовал голубым карандашом. Он ему нарисовал грудь. До 5,5 лет я его воспитывала одна, а уже 10 месяцев как вышла замуж. Но отношения с отчимом, как бы правильно сказать, никакие. Подскажите, что это рисунок может обозначать.

LK1
(04/09/2020)

У меня есть забавная история про психолога. Моему сыну было 3 года. Мы были молодые и довольно ответственные родители, что-то в его поведении его нас беспокоило (вот не помню, что именно. Вряд ли что-то страшное). Мы стали искать детского психолога для консультации. Интернет тогда был еще не распространен, найти было сложно. Нашли по рекомендации, именно детского. Правда, работала она со школьниками. Но мы решили, что если она детский психолог, то всяко особенности развития в определенном возрасте знать должна. Психолог знала заранее, что консультировать будет 3-хлетку.

Приходим.

На столе листы бумаги и цветные карандаши.

Психолог знакомится с ребенком, видит, что парень контактный. И спрашивает у него, какой карандаш ему больше нравится. Ребенок какой-то выбирает. Психолог убирает его. Потом снова… Как выяснилось, это был тест Люшера. На карандашах с бог знает какими оттенками. С 3-хлеткой, который не вполне понимает, чего от него хотят, и только видит, как исчезают именно те карандаши, которые ему нравятся….

Ну да ладно.

Потом карандаши возвращаются на базу, и ребенку предлагают нарисовать дом, дерево и себя. 3-хлетний парень выполняет задание.

Потом ребенка уводят из комнаты (тут ничего такого, с хорошо знакомым и любимым другом семьи). И мы начинаем слушать неутешительные вердикты.

Ребенок потерян, не осознает себя, не видит перспектив, одинок, близок к депресии, как-то так. И одним из определяющих критериев оказалось отсутствие 5 пальцев на руках в автопортрете))).

Может, я чего-то не понимаю, но 3-хлетка вряд ли должен уметь рисовать столь подробно. Да и до пяти он не факт, что умеет считать.

Правда, то, что мы услышали дальше, удивило еще сильнее. Психолог узнала, что ребенок спит в отдельной комнате. И очень настойчиво велела прекратить безобразие: ребенок должен спать с мамой! “А до какого возраста?” – спросила я. “Чем дольше, тем лучше. У моей знакомой мальчику 13 (13!!!!!!!) лет. Он до сих пор спит с мамой. И, знаете, очень хороший ребенок”

На мой вопрос о сексе в семейной паре при соблюдении таких обычаев, психолог почему-то нервно захихикала, а потом ответила что-то по смыслу “так вам секс или воспитание ребенка дороже”…

Вот так занимательно мы проконсультировались)))

Яна (Гость)

Значит вы не замечаете ребёнка в семье и ребенок считает себя не нужным

Лара.Ru писал(а):
Да, ребенок нарисовал себя в одном наряде, на следующем рисунке в другом! Он пробует, развивается.

А эту трактовку ведь психолог отправила как сопровождение с документами в школу. И грустно и смешно.


Бывает и так. Грустно.

А что если ребёнок нарисовал семью в виде животных? Лошади. Что это значит?

А если ребенок не ртсует себя вовсе?

Руслан (Гость) писал(а):
Не согласен с мнением, что психологи “вытягивают за уши” анализ состояния ребенка. Другое дело, что для полного анализа один метод никогда не используется. И ТОЛЬКО по рисунку конечно нельзя объективно определить, как ребенок себя в семье чувствует и ведет.


Полность согласна с этим высказыванием. Ребенок рисует под настроение. И через некоторый промежуток времени рисунок может быть совершенно противоположным первому.

Не согласен с мнением, что психологи “вытягивают за уши” анализ состояния ребенка. Другое дело, что для полного анализа один метод никогда не используется. И ТОЛЬКО по рисунку конечно нельзя объективно определить, как ребенок себя в семье чувствует и ведет.

Да, ребенок нарисовал себя в одном наряде, на следующем рисунке в другом! Он пробует, развивается.

А эту трактовку ведь психолог отправила как сопровождение с документами в школу. И грустно и смешно.

Психологам дана задача найти проблему, вот и притягивают за уши. Не только дети , но и взрослые часто просто не умеют рисовать, и идут легким путем чего-нибудь не дорисовывая. А если бы рисунок девочки-“”принцессы” посмотрел модный коуч личностного роста или студии моделей , восхищался бы и т.д. Я в такие трактовки не верю.

Источник