Развитие ребенка посредством народного танца
Инна Куликова
Опыт работы «Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника»
МАДОУ «Детский сад № 22-Центр развития ребенка»
Опыт работы по теме:
«Русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника»
Подготовила: педагог дополнительного образования
по хореографии
Куликова Инна Александровна
Введение
«Трудно представить себе лучший метод воспитания,
чем тот, который открыт и проверен опытом веков
он может быть выражен в двух положениях:
это гимнастика для тела и музыка для души…»
Платон
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в настоящее время стало чрезвычайно актуально, в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков и молодёжи.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа» – писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в познании фольклора, в русской народной музыке, играх, танцах, поскольку они способны воздействовать на чувства, настроения ребенка, способны преобразовывать его нравственный и духовный мир.
На сегодняшний день естественна значимость русского народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом и заключается значимость русского народного танца в духовной жизни дошкольника.
Актуальность выбранной мной темы очевидна: в сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают забываться, уходить в прошлое традиции и обычаи нашей Родины. Всё реже транслируются передачи, в которых показывают русские народные танцы, традиции, звучат народные песни. В связи с этим очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России и это является существенной проблемой.
Решить данную проблему возможно, если ввести маленьких детей в прекрасный мир хореографии, познакомить с выразительной лексикой русского танца, народными традициями, приобщая детей к истокам народной культуры. Русский народ на протяжении веков свою культуру и опыт передавал «изустно и действенно» из поколения в поколение.
Сущность представленного мной опыта состоит в гибком сочетании традиционных, современных методик и новых интеграционных технологий.
Новизна обобщенного опыта состоит в организации художественно-эстетической деятельности – через организацию цикла занятий, в которых дошкольники знакомятся с народным костюмом, приобщаются к народной музыке, обогащают свой танцевальный опыт выразительными движениями и лексикой русского народного танца.
Качественно новой ступенью воспитания в детском саду является интеграция разнообразных видов детской деятельности способствующей обогащению духовного опыта, развитию личностных качеств и нравственно-патриотических чувств ребёнка.
В представленном опыте работыставлю перед собой цель: формировать у дошкольников нравственно – патриотические чувства посредством русского народного танца.
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.Поэтому для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа в системе образовательного процесса;
– формировать творческие проявления и танцевальные навыки в исполнении русского народного танца разнообразного по жанру и содержанию;
– развивать танцевально-игровое творчество: формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок;
– поддерживать интерес к культуре России,используя фольклорные жанры: заклички, игровые и хороводные танцы, народные игры.
Таким образом, именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
1. Особенности работы по формированию нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с русским народным танцем
«Движение – это тоже речь,
выражающая сущность ребёнка»
Л. Генералова.
Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих предков – таким видится путь познания национальных культурных ценностей.
Участие детей в системе нравственно-патриотического воспитания в процессе освоения русского народного танца открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Таким образом педагогу предоставляется возможность широко приобщать дошкольников к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на нравственное воспитание, формирование культуры детей. Широкое использование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе освоения народного танца способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников, воспитывает у них интерес к исполнительской деятельности.
Народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-патриотического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит нравственные качества, воспитывает художественный вкус и поддерживает интерес к культуре России.
При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления.
Ребенок имеет право на творчество, на получение дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими его личность. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому моя работа – обеспечить ему высокий уровень освоения образовательного стандарта.
Творчество дошкольника в танце – это своеобразная сфера самовыражения, самоутверждения, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого и как следствие, становится естественным стремление детей танцевать.
2. Русский народный танец — как средство воспитания патриотизма у дошкольников
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
В. Шефнер
Известные деятели искусства все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями и обычаями.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных и танцевальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка, поэтому нельзя не отметить благотворное влияние фольклора на здоровье дошкольников.
Исполнение народных танцев способствует формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют развитию волевых качеств, активизируют память, внимание, снимают страхи, агрессию, замкнутость.
В настоящее время современные городские дети, не знают народные танцы, песни, музыку и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень актуальна, так как дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что с ней непосредственно связано.
Решить данную проблему мне помогает цикл занятий по теме: «Русский народный танец». Для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер я использую три основных метода работы с детьми – наглядный, словесный,практический и каждый из них применяю с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление упражнений (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций). Педагогические методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.
В своей деятельности, на протяжении уже нескольких лет, я использую фольклорный материал как часть занятия, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Структура построения и освоения детьми материала заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через освоение простых музыкально-ритмических движений к более сложным комбинациям русского народного танца и исполнению различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
И как итог, закрепления пройденного материала – являются календарные праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, приобщиться к его обычаям и традициям.
Через организацию праздника осуществляется интеграция различных видов детской деятельности – сочетание музыки, живописи, движений, драматического искусства, фольклора. При проведении праздников дети одеты в национальные костюмы, обязательными элементами которых является русский сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак, сапожки.
Мы стараемся, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь нашего детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Многообразны формы и методы деятельности детей, взаимно дополняя друг друга, они обогащают процесс нравственно-патриотического воспитания, способствуют разнообразию впечатлений, развитию танцевальных способностей, вкуса, творческого потенциала.
Работая с дошкольниками над музыкально – ритмическими движениями я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, использую разнообразие подвижных народных игр, игр-хороводов.Использую предметы быта в танцах: платки, ложки, матрешки, ввожу различные музыкальные инструменты (ложки, треугольники, трещотки, бубны, колокольчики). Они вызывают у ребенка большой интерес.
Приобщаю родителей к изготовлению костюмов, бутафории, реквизита к праздникам и развлечениям, в которых они принимают активное участие. В уголках для родителей размещаются материалы рекомендательного характера по организации и проведению народных праздников в семейном кругу.
Одной из эффективных форм моей работы с детьми – является метод проектов. Использование в работетехнологии проектной деятельности помогает мне организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Используя новые интеграционные технологии, совместно с музыкальным руководителем Москаленко И. П. разработали и реализовали творческий долгосрочный проект «Русские чудо – инструменты». Он нацелен на создание условий для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения музыкальных инструментов, развитие танцевально-игрового творчества и воспитание нравственно-патриотических чувств.
Основополагающим принципом развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей и детских видов деятельности. Прослушивание музыкального материала, разучивание элементов танца и исполнение самого танца является средством обогащения образовательного процесса в таких образовательных областях,как: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», “Речевое развитие”, «Художественно – эстетическое развитие».
Адекватность интегративного подхода в дошкольном образовании способствует формированию нравственно-патриотического, гендерного воспитания, социального, личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития. Благоприятно влияет на формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
Во время реализации проекта мы использовали ряд современных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, игровые, здоровьесберегающие, исследовательские.
Участники проекта получили не только новые знания, но и продемонстрировали танцевальные умения в исполнении русского танца на краевом конкурсе «Маленькая страна».
Заключение
Результаты, полученные в ходе мониторинга, свидетельствуют о динамике развития достаточно высокого уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дети стали более доброжелательные, отзывчивые, научились уважать друг друга, взаимодействовать в коллективе.
В процессе освоения народного танца, дети достигли хороших результатов,по таким показателям как:
– восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных;
– восприятие ориентировки в пространстве;
– выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца;
– наличие развитого чувства ансамбля;
– самостоятельность исполнения упражнений и танцевальных композиций;
– творческая импровизация в передачи игрового образа.
Таким образом, ребёнок дошкольного возраста живет больше чувствами,чем разумом: явления общественной жизни, традиции, праздники, танцы и предметы быта, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития нравственных и патриотических чувств ребенка.
Народный танец есть душа народа,
И создаёт его сама природа.
На свете существует много танцев,
Но русский танец ближе нам всего
Он прославляет лишь свою страну,
Любимую Россию, лишь её одну!
Список использованной литературы
1. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца.Заметки хореографа:Уч. пособие. – СПб.: Планета музыки, 2012.- 125с.
2. Бачинская Н. Русскиехороводы и хороводные песни:Уч. пособие. -М.: Музгиз,1998.-100с.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии:Уч. пособие. – М.: Искусство, 1964.-224с.
4. Терещенко А. И. Быт русского народа:Уч. пособие. – СПб.: Дрофа 1998.-300с.
5. Устинова Т. А. Русский народный танец:Уч. пособие. – М.: Искусство, 1996.-593с.
6. Климов А. А. Основы русского народного танца:Уч. пособие. – М.:Искусство,2008.-270с.
7. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Уч. пособие. – М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.-453с.
8. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей – в книге.Художественное творчество и ребенок:Уч. пособие. – М.:Знание, 200.-568с.
9. Уральская В. И.Рождение танца:Уч. пособие. – М.:Просвешение, Советская Россия, 2001.-242с.
10. Сухомлинский В. А.Сердце отдаю детям:Уч. пособие. – Киев, Радянська школа, 2006.-321с.
Источник
Эстетическое и нравственное развитие дошкольников посредством использования народных танцев.
Трудно представить себе лучший метод
воспитания, чем тот, который открыт и
проверен опытом веком; он может быть
выражен в двух положениях: гимнастика
для тела и музыка для души…
Платон.
Танцевальное искусство – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.
Народно сценический танец является одним из наиболее распространённых древних видов. Точно установить появление плясок очень трудно. Танец возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Хореография – искусство, любимое детьми и работать с ними значит ежедневно отдавать ребёнку жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного, раскрыть потенциальные возможности подрастающего человека, формировать его физические и духовные качества. Эффективной представляется «собственная» хореографическая деятельность детей, где каждый ребёнок становится на время актёром, творчески осмысляющий происходящий процесс. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
На современном этапе развития искусства выдвинулась проблема приобщения детей к народному танцу, так как народный танец мало популярен по сравнению с другими видами танца. Народный танец помогает детям раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Народный танец развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Знакомясь через танец с культурой разных народов, дети проникаются уважением к их традициям. Это уважение надо воспитывать уже с дошкольного возраста. Надо способствовать, чтобы ребенок был на позиции созидателя и хранителя природы и культуры, понимающим и любящим свою «малую» Родину, а не чувствовал себя потребителем или пассивным наблюдателем.
Дети изучают народные обряды, православные праздники, народные игры, активно включаются в постановки фольклорных праздников, в выездных концертах, в создании и оформлении декораций и сценических костюмов.
Народный танец даёт возможность реализоваться в данной области всем детям. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Приобщать детей к ценностям народного танца важно потому, что в танце воплощение не просто прошлого, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души, потому что без знания национальной культуры невозможно гармоничное развитие личности. Безусловно, народный танец способствует эмоциональному познаванию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка танец воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. По словам А.А.Борзова , «танец – прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством».
Источник