Развитие ребенка посредством искусства

Развитие ребенка посредством искусства thumbnail

Валентина
Всестороннее развитие личности ребёнка посредством народно-прикладного искусства

Всестороннее развитие личности ребёнка посредством народно-прикладного искусства

Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творчество – одно из основных направлений, в котором созданы все условия для формирования личности детей, их воображения, логики, эмоционального и интеллектуального развития.

Что такое декоративно-прикладное творчество?

Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими. Фантазия, талант и умелость рук позволяют из природных материалов создавать предметы быта и интерьера, а из простых предметов — произведения искусства.

Исторически сформировалось множество самобытных направлений декоративно-прикладного творчества. Это вышивка, лепка, художественная роспись, шитье, ковка металла, чеканка, резьба по дереву, работа с природными материалами.

Актуальность приобщения к творчеству детей

Стремление познать и преобразить окружающий мир заложено в детях с раннего детства. Поэтому, именно в дошкольном возрасте важно предоставить ребенку максимум возможностей для реализации своего потенциала.

Вовлечение детей в творческий процесс формирует в них важные жизненные качества и раскрывает их способности. Помимо формирования художественных и прикладных навыков работы с тем или иным материалом, дети в процессе творчества получают огромный опыт общения и созидания. Работая и общаясь в коллективе, дети учатся взаимопомощи, умению слушать и понимать.

Проявляются и формируются качества личности, такие как наблюдательность, внимательность, усидчивость, аккуратность. А развитие фантазии, умение преображать вещи, добиваться своей цели — формирует уникальную целеустремленную личность, уверенную в своих силах и способностях.

Направления работы

В процессе знакомства и приобщения детей к творчеству важно сформировать у них желание взаимодействовать с предметами с целью их улучшения и видоизменения; создать атмосферу, когда ребенок уверен, что он может сделать что-то новое, получив при этом положительные эмоции и одобрение окружающих.

Цели и задачи творческого развития детей 3-7 лет

Результатом как основной цели, так и многогранных задач по приобщению ребенка к декоративно-прикладному творчеству, является формирование гармонично и интеллектуально развитой самостоятельной творческой личности, наделенной широкими знаниями о предметах окружающего мира и возможностях их творческого преображения.

Цели творческого развития детей:

• формирование художественного и эстетического вкуса, развитие творческих способностей;

• развитие математического и логического мышления;

• совершенствование речи и образного мышления;

• формирование социальных навыков (общение, сдержанность, взаимопомощь, умение слушать и понимать);

• воспитание морально-волевых качеств (желание доводить дело до конца).

Задачи творческого развития детей:

• ознакомление с основными направлениями декоративно-прикладного творчества; ознакомление со свойствами материалов;

• формирование навыков работы с инструментами и способами обработки материалов; знакомство с различными техниками работ;

• создание представления о возможности видоизменять вещи, составлять логические схемы их преображения для достижения конечного результата;

• развитие координации движений рук и навыков внимательности;

• воспитание интереса к ручному труду, как способу преображать окружающий мир и создавать вещи своими руками.

Техника работы по ручному труду

Осваивая основы декоративно-прикладного творчества, дети обучаются ручному труду. Прежде всего, это умение обращаться с инструментами, а также с помощью инструментов, приспособлений и техник обрабатывать материал, создавая предметы и произведения декоративного искусства.

Обучение ручному труду проводится от простых методов к более сложным. Параллельно с этим постигаются основы моделирования и конструирования.

Виды декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное творчество в зависимости от используемых материалов и техник классифицируется по видам.

Для детей эта классификация имеет упрощенный вид и представлена следующими типами:

• моделирование из эластичных материалов (лепка);

• работа с бумагой и моделирование из бумаги;

• применение техники нанесения узоров;

• моделирование из ткани, ниток, природных материалов.

Экопластика

Экопластика – это поделки из природного материала. Моделирование образов животных, пейзажей, предметов из материалов, собранных в лесу – бесценный опыт, богатый эстетическими переживаниями, помогающий развить фантазию и воображение у ребенка.

Экопластика из природных материалов бывает 2 видов:

• моделирование;

• аппликация.

Моделирование включает в себя использование природных материалов (шишек, желудей, каштана, семян, веточек) и пластичной основы (пластилин или соленое тесто). Оценивая и фантазируя на что похож тот или иной природный объект, ребенок создает композицию, моделирует образ животного или человека.

Некоторые природные материалы, например, колючки от лопуха используются как натуральный конструктор. Они склеиваются друг с другом, и из них можно создавать любой образ или фигуру. Например, фигурку медведя или человека.

Аппликации чаще всего делаются из листьев деревьев. Так, можно нарисовать на листе ежика и вместо иголок приклеить маленькие длинные листики. Или сначала на бумагу приклеить листья, а затем, используя фантазию, подрисовать к ним элементы, создавая образы животных, рыб, птиц или насекомых.

Пластика

Декоративно-прикладное творчество для детей – это деятельность, позволяющая использовать разнообразные пластичные материалы, к которым относятся: пластилин, масса для лепки, глина для моделирования, соленое тесто, цветное соленое тесто.

Из пластичных материалов можно создавать объемные образы, а также аппликацию на бумаге или картоне.

Создавать красивые фигурки из пластилина, которые порадуют ребенка результатом, лучше всего поэтапно. Выбрав для моделирования мышонка, преподаватель показывает сначала готовый вариант, затем все его части тела лепятся по отдельности, и в итоге соединяются в готовую фигурку.

Создание аппликации из цветного пластилина – не менее увлекательный процесс. Нарисованный на картоне небольшой сюжет, выкладывается, как мозаикой, маленькими шариками из пластилина разных цветов, как бы «закрашивая» картину. Такую поделку помещают в рамку.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно – прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного. Почему оно радует их, и, наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (проделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договаривать о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другу.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно–прикладного искусства, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно–творческих способностей. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сокулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Хализова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно–прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость – большая ценность.

Источник

Юлия Чаплыгина
Роль искусства в развитии ребенка

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.

В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.

Говоря об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для нормального развития ребенка. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.

Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.

Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.

Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого дошкольника, даёт возможность проявить себя, реализовать свою активность без давления со стороны взрослого.

Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.

По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения.

Приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.

Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые специалисты говорят даже о пренатальном периоде.

Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей педагогов и родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Приложение: дети рисуют картины известных художников

Роль искусства в развитии ребенкаРазвитие ребенка посредством искусстваРазвитие ребенка посредством искусстваРазвитие ребенка посредством искусства

Источник

Левый Жанна
Развитие творчества детей посредством декоративного искусства

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном – это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.

Птица – это символ радости, счастья, это души предков. Птицу мы встречаем на полотенце, досках, ковшах.

Конь – главный символ солнца и оберег.

Медведь – символ могущества, пробуждения природы.

Баран, корова – могущество, плодородие.

Козел – добрая сила.

Олень – символ изобилия, удачного брака.

Украшения в одежде тоже имеют определенный смысл: тесьма на вороте, рукавах, подоле – защита от злых духов.

Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие.

Хотя, в настоящее время мы не воспринимаем символику так, как это было в прошлом, но знакомые образы входят в нашу жизнь с детства.

Пути использования предметов народного декоративно-прикладного искусства в качестве образцов.

Для обучения и развития декоративного творчества используются фотографии, слайды, иллюстрации из художественных календарей, пособий.

Для занятий отбираем предметы, узоры, доступные для восприятия дошкольниками определенного возраста.

Сначала выбираются знакомые образы, изделия, украшенные геометрическим узором (линии разного характера – широкие, тонкие, прямые, волнистые, круги, кольца, точки, овалы).

Эти виды народно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В каждой возрастной группе воспитатель в начале учебного года возвращается к уже знакомому виду, привлекает новые, в сравнении с изученными.

В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором.

Это городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.

Задача воспитателя – показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства.

Обучение некоторым приемам росписи, лепки.

3. Формирование детского декоративного творчества.

Форма организации работы с детьми:

1. Выставки являются основной формой работы.На них могут быть представлены:

– один подлинный предмет (например, дымковский конь);

– предметы одного вида (дымковские игрушки);

– предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

– сравнение двух-трех видов.

2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития ребенка.

4. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации.

5. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества.

О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремится ли он к самостоятельной деятельности.

Одна из наиболее важных педагогических задач – создание эмоционального отношения детей к своей художественной практике.

Дети испытывают удовольствие от выразительного контура в рисунке.

Не менее важна задача образного познания действительности.

В рисунках ребенок приближается к реалистическому отражению своих переживаний.

Дети двух лет, нанося краской крупные и мелкие пятна, воспринимают первые, как следы медведя, а вторые, как следы зайчиков.

Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию,стоят следующие задачи:

развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

развивать чувство цвета;

развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

– совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется, как важная задача.

В процессе обучения рисованию, дети сопоставляют и смешивают цвета, комбинируют их в различных сочетаниях. Они усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют его свойства, сопоставляют с подходящей геометрической фигурой, все это приводит к более правильному, выразительному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческой фантазии.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет (средняя группа). Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок – самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге.

Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым предметом работы – кистью, которую нужно держать вертикально, и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах. Чередование – более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых элементов в узор.

Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования, которыми они знакомились еще в младшей группе.

Дети, кроме полосок, учатся располагать узор на других формах – квадрате, круге.

Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр, а у круга – край и центр.

Детям пяти лет можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте

гораздо выше.

Детей пяти лет учим:

– симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

– использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

– находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

– умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы.

Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге – заполнению всей формы узором, кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник – формы, более сложные для построения узора.

В старшей группе чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по цвету или форме.

В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы – растительные (листья, ягоды, цветы, которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показываем новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя.

Творчество, как деятельность детей, представляет новые возможности для их развития.

Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и дать новую продукцию. Соответствует ли этим показателям детские рисунки? Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность.

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Однако, далеко не каждую детскую продукцию можно назвать творчеством. Существуют показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений.

В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству, их увлеченность, способность «войти в воображаемые обстоятельства». На основе этого интенсивно развиваются художественные способности.

Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей, быстроту реакций, находчивость, использование различных вариантов комбинирования знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

Третья группа –показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке.

Формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы. У детей младшего и среднего возраста творческие способности хорошо развиваются в игре.

В процессе систематических занятий декоративным рисованием, использованием дидактических игр и упражнений, посещение выставок народных умельцев, чтение сказок, рассматривание книг и иллюстраций – все это вместе взятое позволяет расширить кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях мышление, свободу, индивидуальность, наблюдательность.

В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества, потребность доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

Вывод: Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.

Источник