Развитие ребенка после рождения становление личности

Развитие ребенка после рождения становление личности thumbnail

Развитие ребенка после рождения. Становление личности

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс>> Развитие ребенка после рождения. Становление личности

§ 63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности


1. Как ухаживают за новорожденным и грудным
2. ребенком?
3. Что происходит при пубертате?
4. От чего зависит темперамент и характер?
5. Как человек вписывается в общество?

Новорожденный и грудной ребенок.

В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Ребенок овладевает основами общения. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.

Развитие движений необходимо как для физического, так и для психического развития. Пеленать ребенка надо так, чтобы он мог свободно двигать руками и ногами, но не развертываться. Во время бодрствования ребенка желательно класть на живот. При этом у малыша хорошо формируются естественные изгибы позвоночника, и он хорошо будет держать голову.

Молоко матери — лучший продукт для грудного младенца, но с возрастом потребности ребенка расширяются. С 1,5—2 месяцев ребенку дополнительно дают соки, а немного позже — тертое яблоко и овощи. Для предупреждения рахита детям необходимы препараты кальция и витамин И.

Новорожденные и грудные дети не имеют стойкого иммунитета к инфекционным заболеваниям. Поэтому детей надо оберегать от контактов с больными людьми.

Половое созревание (пубертат). С 9—11 лет у девочек и с 11—12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. Это типичное для мужского и женского тела оволосение, изменение голоса (значительно заметнее — у мальчиков). У юношей более интенсивно развивается плечевой пояс. У девушек развивается тазовый пояс и увеличиваются молочные железы. У мальчиков в ходе полового созревания молочные железы могут слегка увеличиваться и болеть. Но это явление временное и лечения не требует.

В 12—14 лет у девочек начинаются менструации. Это признак того, что в половых железах стали вырабатываться зрелые яйцеклетки. Первое время менструации нерегулярны, но затем менструальный цикл делается устойчивым и обретает свойственную данному организму продолжительность.

Объем выделений из матки при нормальной менструации за весь ее период примерно 50 см3. Это кровь, смешанная с секретом желез, расположенных в слизистой оболочке. Важно знать, что в норме менструальные выделения не свертываются и появление сгустков крови — повод для обращения к врачу.

Поллюции — признак полового созревания у юношей. Поллюции начинаются примерно с 15 лет и свидетельствуют о появлении зрелых сперматозоидов, способных оплодотворить яйцеклетку. Накапливаясь, они время от времени удаляются из организма в составе семенной жидкости. Это нормальное физиологическое явление.

Темперамент.

Еще древнегреческим врачом и философом Гиппократом (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) люди были разделены по темпераменту на четыре типа: меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики. Темперамент — врожденная особенность человека.

Человек с меланхолическим темпераментом обладает слабой, легкоранимой высшей нервной деятельностью, способной выдерживать лишь небольшое напряжение. Тем не менее среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич Гоголь, польский композитор Фридерик Шопен. Они сумели преодолеть недостатки своего темперамента и использовать его преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие и сильные эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.

Известно, что два основных процесса определяют поведение человека — возбуждение и торможение. У холериков преобладает один из этих процессов — возбуждение и слаб второй процесс — торможение. Люди этого темперамента обладают сильной нервной системой. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». Однако это, к примеру, не только не помешало Александру Васильевичу Суворову стать знаменитым полководцем, но и помогло.

Сангвиники и флегматики обладают сильной и уравновешенной нервной системой. У них сильны процессы и возбуждения, и торможения. Разница — в подвижности процессов: у сангвиника возбуждение легко сменяется торможением, у флегматика эта смена происходит труднее.

Сангвиник — человек уравновешенный в своих чувствах и действиях, живой, подвижный, легко приспосабливающийся к обстоятельствам. Однако чувства его не столь глубоки, как у меланхолика. Такой темперамент имели Александр Иванович Герцен, немецкий композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

Флегматики — обычно спокойные люди, их трудно вывести из себя. У них невыразительная мимика, замедлено переключение с одного вида деятельности на другой. Настроение у них обычно ровное. Флегматическим темпераментом обладали полководец Михаил Иванович Кутузов и баснописец Иван Андреевич Крылов.
Наряду с делением людей по темпераменту полезно различать их по типу психической деятельности. Иван Петрович Павлов выделил три таких типа: художественный, мыслительный и смешанный.

Люди художественного типа воспринимают предметы в целом, они мыслят образно. Люди мыслительного типа склонны к анализу, словесному описанию, логическому сопоставлению. Однако у многих людей эти склонности выражены примерно одинаково — такие люди относятся к смешанному типу.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение. Зная характер человека, можно в какой-то степени предвидеть его поступки. Если темперамент является врожденным свойством человека, то его характер вырабатывается в процессе жизни путем усиления одних и ослабления других врожденных свойств.

По отношению к другим людям и окружающей обстановке одни люди как бы открыты, нацелены на общение, другие — замкнуты, погружены в себя. Первых называют экстравертами, вторых — интровертами.

В процессе общения человека с другими людьми у него складывается отношение к самому себе, в первую очередь — самооценка. Важно, чтобы между самооценкой и оценкой человека другими людьми, а также его объективными возможностями не было больших различий. В зависимости от достигнутого положения в коллективе и обществе, от удач и неудач в общении или в работе у человека могут развиваться такие черты характера, как скромность или самовлюбленность, самоуверенность или неуверенность в себе, высокомерие или снисходительность.

Важными для каждого человека являются волевые качества: способность довести задуманное до конца, умение противостоять трудностям. Сильная, но неразвитая воля может проявлять себя и отрицательно: человек настаивает на своем вопреки обстоятельствам, не учитывая мнения других людей или просто вопреки здравому смыслу. Это называется упрямством. К сожалению, такие детские черты могут встречаться в характере и некоторых взрослых, полноценных во всех других отношениях людей. Упрямство мешает жить и самому такому человеку, и окружающим.

Индивид и личность.

Словом «индивид» обозначают отдельного человека со всеми его физическими и психическими особенностями. Чем более ярким индивидом является человек, тем больше он выделяется из среды других людей своеобразием и неповторимостью.

Личность — это человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к окружающим. Личностью человек становится не сразу, а в ходе общения с другими людьми — разными по возрасту, общественному положению, профессии, индивидуальным качествам.

Человек вписывается в общественную группу так. Вначале он приспосабливается к ее порядку (адаптируется), потом пытается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет свою индивидуальность. Если это получается, роль человека в группе возрастает и он становится ее постоянным членом, а то и лидером. Не всегда личность проходит все эти стадии, но порядок их прохождения обычно такой. В разных группах один и тот же человек может занимать разное положение.

Ребенок новорожденный и грудной, пубертат, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка.

1.    Как изменяются потребности малыша с возрастом?
2.    Какие изменения происходят с юношами и девушками в пубертате?
3.    Какие типы темперамента вам известны?
4.    Какие бывают характеры?
5.    В чем разница понятий «индивид» и «личность»?
6.    Какие этапы проходит человек, входя в какую-либо общность людей?

1.   Перечислите основные этапы развития человека после рождения.

2.    Назовите особенности новорожденного, которые необходимо учитывать при уходе за ним.

3.    На рисунке 130 датским художником Херлуфом Бидструпом изображены сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, реагирующие на одну и ту же ситуацию — смятую шляпу. Используя описания этих темпераментов в тексте § 63, определите, к какому типу темперамента относятся действия человека в 1, 2, 3 и 4-м случаях.

4.    Попробуйте оценить какие-либо черты собственного характера.

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект уроку и опорный каркас
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы и интерактивные технологии
1236084776 kr.jpg закрытые упражнения (только для использования учителями)
1236084776 kr.jpg оценивание

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения,самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, лабораторные, кейсы
1236084776 kr.jpg уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
1236084776 kr.jpg домашнее задание

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных
1236084776 kr.jpg шпаргалки
1236084776 kr.jpg юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg внешнее независимое тестирование (ВНТ)
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg тематические праздники, слоганы
1236084776 kr.jpg статьи
1236084776 kr.jpg национальные особенности
1236084776 kr.jpg словарь терминов
1236084776 kr.jpg прочие

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки
1236084776 kr.jpg календарный план на год
1236084776 kr.jpg методические рекомендации
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний – Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов –
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других “взрослых” тем.

Разработка – Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email: Развитие ребенка после рождения становление личности
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: Развитие ребенка после рождения становление личности

Источник

Тема: Развитие ребенка после рождения. Становление личности

Цель: раскрыть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, познакомить с периодами формирования организма до 18 лет; дать понятие о психологических особенностях человека (темперамент и характер), выделить биологические и социальные факторы, влияющие на формирование личности.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний (работа с карточками)

  3. Изучение нового материала

При изучении материала обучающиеся пользуются раздаточным материалом с общей таблицей развития ребенка, схемами

Слайд 1 – Ребенок родился, и началось его формирование как Личности. Как это происходит с точки зрения биологии и социологии человека? Об этом мы и будем говорить

Слайд 2 – С момента рождения человека начинается постэмбриональный период развития, который является не менее важным для дальнейшей жизнедеятельности, чем эмбриональный.

В нем выделяют периоды:

– прогрессивного развития, связанного с ростом и половым созреванием;

– половой зрелости, или взрослого состояния, во время которого возможно самовоспроизведение;

– регрессивного развития, связанного со старением организма.

У человека периоды ускоренного роста чередуются с его замедлением. Самый активный и быстрый рост происходит в первый год жизни (вес тела увеличивается почти в 3 раза) и в период полового созревания (подростковый период).

Слайд 3 – В постнатальный онтогенезе человека выделяют следующие периоды:

1. Неонатальный или период новорожденности. 1 — 10 дни.

2. Грудной возраст. 10 дней — 1 год.

3. Раннее детство. 1 — 3 года.

4. Первое детство. 4 — 7 лет.

5. Второе детство. 8 — 12 лет для мальчиков, 8 — 11 лет девочек.

6. Подростковый возраст. 13 — 16 лет для мальчиков, 12 — 15 лет девочек.

7. Юношеский возраст. 17 — 21 год для юношей, 16 — 20 лет девушек.

8. Зрелый возраст:

I период: 22 — 35 лет мужчины, 21 — 35 лет женщины.

II период: 36 — 60 лет мужчины, 36 — 55 лет женщины.

9. Пожилой возраст. Мужчины 61 — 74 года, женщины 56 — 74 года.

10. Старческий возраст. 75 — 90 лет.

12. Период долгожительства. Свыше 90 лет.

Слайды 4-5 – Рассмотрим основные изменения в развитии ребенка в вышеуказанные периоды жизни. Неонатальный или период новорожденности и грудной возраст длятся от 1 дня до 1 года.

1 месяц. Новорожденный сосет грудь, активно двигает ручками и ножками, подносит сжатые кулачки ко рту, реагирует вздрагиванием на резкий шум. Малыш впервые улыбается, фиксирует взгляд на ярком объекте и следит за движущимися предметами.

Малыш активно растет, речь малыша становится более членораздельной, учится произносить

11 месяцев. Многие дети делают свои первые шаги. Прогрессирует моторное развитие малыша. Ребенку становится понятен обобщающий характер слов.

Слайд 6 – Раннее детство (1-3 года)

1 год. Малыш чаще всего уже умеет самостоятельно ходить, говорит от шести до десяти простых слов. Ребенок знает имена людей из близкого окружения. Кроме того, кроха ближе к году уже умеет самостоятельно пить из чашки и пробует сам умываться и одеваться.

2 года. Речь малыша уже состоит из простых предложений. Заканчивается прорезывание молочных зубов

3 года – кризисный возраст. В этом возрасте начинает проявляться личность ребенка. Порою такие изменения сопровождаются криками, истериками и даже агрессией. Малыш активно требует самостоятельности.

Слайды 7-8 – Первое детство (4 — 7 лет).

4 года. Ребенок стремится к совместным играм, может сохранять равновесие. Интенсивно расширяется словарный запас и строятся более сложные речевые конструкции.

5 лет. Важнейшей деятельностью для ребенка становится учебная – начинается подготовка к школе. Малыш строит длинные предложения и умеет пересказывать тексты, считает до десяти, рассказывает наизусть небольшие стихотворения.

6 лет. Обычно идет активная подготовка к школе. Ребенок знает счет, рисует геометрические фигуры, сравнивает размеры предметов, понимает математические знаки.

7 лет. Окончательно происходит созревание лобных отделов полушарий мозга, гармонизируются процессы возбуждения и торможения. Поэтому этот возраст, с точки зрения физиологии, наиболее приемлем для начала учебной деятельности детей.

В то же время, семь лет – это очередной кризис, который переживает ребенок. Он учится новым социальным ролям, хочет принимать решения самостоятельно и начинает копировать взрослых. Протекает первая фаза формирования мышления

Слайд 9 – Второе детство (8 — 12 лет для мальчиков, 8 — 11 лет для девочек).

Ребенок получает опыт доверительного общения и взаимодействия вне семьи.

Активно развивается интеллектуально, учится оценивать собственное состояние и рассказать о своих эмоциях.

Ребенок достаточно автономен, но все еще нуждается в поддержке взрослых.

Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки (см. схемы 1-2).

Слайд 10 – Подростковый возраст (13 — 16 лет для мальчиков, 12 — 15 лет для девочек).

В двенадцать лет наибольшее значение для «начинающего» подростка играет социальная жизнь. Он учится уважать потребности и права окружающих людей, демонстрирует стремление отстоять свою независимость.

Подросток крайне озабочен своим внешним видом и оценкой окружающих, у него возникают первые нежные чувства к противоположному полу, он начинает задавать серьезные вопросы самоопределения.

Ближе к шестнадцати годам у ребенка заканчивается половое созревание.

Половое созревание – период, когда организм становится способным к половому размножению.

Дети начинают формировать группы по интересам, большое влияние оказывают сверстники, а также лидеры популярных музыкальных групп и другие известные личности.

В подростковом возрасте в основном завершается созревание висцеральных систем и протекает 3-я фаза организации мышления.

Слайд 11 – Юношеский возраст. 17 — 21 год для юношей, 16 — 20 лет девушек. Период юношества является переломным, когда происходит завершение формирования личности и анатомо-физиологического созревания.

Основа – профессиональное самоопределение, самовоспитание, самообразование.

Возраст неприемственности, крайностей (юношеская одержимость).

Слайд 12 – Зрелый возраст:

I период: 22 — 35 лет мужчины, 21 — 35 лет женщины.

II период: 36 — 60 лет мужчины, 36 — 55 лет женщины.

Период зрелости или стабильности является наиболее продуктивным в социальном плане и организованности физиологических функций.

Пожилой возраст: мужчины 61 — 74 года, женщины 56 — 74 года. Начинаются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза.

Слайд 13 – Старческий возраст (75 — 90 лет). Период долгожительства – свыше 90 лет. Изменение длины и массы тела, его старение. Активизируются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза.

Геронтология – наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей.

Слайд 14 – Итак, людей планеты объединяет то, что в течение всей жизни организм любого человека изменяется физиологически и анатомически. Но еще Гиппократ (IV в. до нашей эры) на основе наблюдений за поведением людей разделил всех по темпераменту на четыре типа: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

Типы темперамента определяются комбинацией трёх параметров нервной системы: силой, уравновешенностью (балансом) и подвижностью.

Сила нервной системы — это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя;

Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим (например, от возбуждения к торможению) в критических ситуациях;

Подвижность — это скорость образования новых условных связей.

Слайд 15 – Холерический тип: сильный, неуравновешенный; характеризуется сильным раздражительным и слабым тормозным процессом, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.

Флегматический тип: сильный, уравновешенный, инертный; с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.

Меланхолический тип: слабый; характеризуется слабостью и возбуждения, и торможения; плохо приспосабливается к условиям окружающей среды.

Сангвинический тип: сильный, уравновешенный, подвижный; имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.

Необходимо иметь в виду, что отмеченные выше типы высшей нервной деятельности представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде практически не встречаются. Однако, как считают ученые, темперамент один из факторов, влияющих на развитие организма человека.

Слайд 16 – Определите, каков тип темперамента у вас? Можно ли изменить темперамент?

/Ответы обучающихся/ Темперамент относят к врожденному признаку личности.

Слайды 17-18Характер – совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение.

Зная характер человека, можно в какой-то степени предвидеть его поступки. Характер вырабатывается в процессе жизни путем усиления одних и ослабления других врожденных свойств. По отношению к другим людям и окружающей обстановке выделяют экстравертов (открыты, нацелены на общение) и интровертов (замкнуты, погружены в себя).

Слайды 19-20 – Работа с картинками. Определите, кто из них экстраверты, а кто интроверты? К какой группе вы отнесли бы себя? (Ответы обучающихся)

Слайд 21 – Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Что такое личность?

Давайте рассмотрим несколько понятий.

Личность (от латинского – персона, особа) – это человеческий индивид. как субъект отношений и сознательной деятельности в обществе.

Индивид – это один из людей, наделенный типичными признаками: разумом, волей, потребностями, интересами.

Индивидуальность – одна из сторон личности.

Индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают

Слайды 22-23 – Что влияет на формирование личности человека?

Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. (С. И. Ожегов)

Факторы, влияющие на формирование личности:

  1. Биологический фактор – наследственности. По наследству от родителей к детям передаются: анатомо-физиологическая структура физические, физиологические особенности нервной системы.

  2. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей (общечеловеческие, индивидуальные, специальные).

  3. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности (талант гениальность).

  4. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.

  5. Общение – это одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

  6. Воспитание – это целенаправленный и сознательно контролируемый процесс социализации, коллективная деятельность Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 24 – Итак, структура психических свойств личности: направленность, темперамент, характер, способности.

Задание: Добавьте к этому перечню те индивидуальные свойства человека, способного быть ЛИЧНОСТЬЮ. Обоснуйте свой выбор.

  1. Подведение итога

Слайд 25 – Домашнее задание: §63 прочитать. Ответьте на вопрос: Какие этапы проходит человек, входя в какую-либо общность людей?

Таблица «Постнатальный онтогенез человека»

Периоды

Возраст

Характеристика

Новорожденный

1-10 дней

Вскармливание ребенка молозивом

Грудной

возраст

10 дн. – 1 год

Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса – в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.

Раннее детство

1-3 года

В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.

Первое детство

4-7 лет

В 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство

М.: 8-12 лет

Д.: 8-11 лет

Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.

Подростковый возраст

М.: 13-16 лет

Д.: 12-15 лет

Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста – пубертатный скачок.

Юношеский возраст

М.: 17-21 год

Д.: 16-20 лет

Завершается процесс роста и формирование организма.

Зрелый возраст

I период

М.: 22-35 лет

Д.: 21-35 лет

Форма и строение тел остаются практически неизменными (постоянными).

Типы телосложения:

  • астенический (слабое развитие жира, преобладание длины тела, стройность, легкость)

  • нормостенический (усредненные параметры)

  • гиперстенический (преобладание поперечных размеров, упитанность, не высокий рост)

II период

М.: 35-60 лет

Д.: 35-55 лет

Пожилой

возраст

М.: 61-74 года

Д.: 56-74 года

Масса и длина тела уменьшаются за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды.

Старческий

возраст

75-90 лет

Изменение длины и массы тела, его старение.

Долгожители

90 лет и более

Геронтология – наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей.

Схема 1. Половое созревание мальчиков

Схема 2. Половое созревание девочек

Источник