Развитие ребенка после года по монтессори

Развитие ребенка после года по монтессори thumbnail

К первому дню рождения у малыша накапливается немало достижений, но самое интересное начинается позже. Развитие ребенка от года это целое приключение: кроха вовсю передвигается, хватает всё, до чего дотягиваются руки и буквально с каждым днём становится сообразительнее.

В занятиях по методу Монтессори для детей от года стараются учитывать все грани развития в этом периоде, но недостаточно просто использовать случайный набор упражнений, важно балансировать разные виды активности и следить за тем, чтобы в целом среда для малыша способствовала его развитию. Мы подготовили целый вебинар на эту тему, его можно посмотреть ниже:

«Мой дом – моя крепость». Монтессори рекомендации по обустройству дома малыша в 1-2 года.

Педагоги Монтессори всегда напоминают, что среда для ребенка должна быть удобной и безопасной. Не так-то просто расти и становиться самостоятельным, когда буквально повсюду тебя окружают непреодолимые препятствия: стулья в 2 твоих роста, раковина, размером со слона, неподъемная чашка и ложка, которая не влезает в рот.

Перед планированием Монтессори занятий, осмотрите свой дом и убедитесь, что у ребенка есть всё необходимое:

  • Удобное место для сна. Ребенок должен иметь возможность прилечь и вылезти из кровати без помощи взрослых,
  • Безопасное перемещение по выделенному для ребенка пространству. Розетки закройте специальными заглушками, уберите провода, убедитесь, что вся мебель и декоративные элементы надежно закреплены,
  • Комфортная температура и тёплый пол. Малыши много передвигаются по полу, поэтому стоит заранее застелить его теплыми коврами или задуматься о полах с подогревом,
  • Мебель и инструменты детского размера: низкие стульчики, столик, полки, ящички, лесенка для доступа к раковине, удобная посуда
  • Организованная и доступная зона для развивающих занятий по Монтессори. Используйте для сортировки корзинки, подносы и мешочки и размещайте материал на низких полках, чтобы малыш сам мог дотянуться до интересных предметов.

Монтессори рекомендации по обустройству дома малыша в 1-2 года

«Важней всего погода в доме». Простые истины о воспитании по методике Монтессори от одного года.

Иногда кажется, что использование метода Монтессори дома очень подходит занятым родителям, так как дети быстро становятся самостоятельными. Это ощущение обманчиво, так как в возрасте от 1 до 3 малыш всё ещё большую часть времени проводит с взрослыми и в первую очередь от их доброжелательности и заинтересованности зависит прогресс ребенка.

  • Важно как можно чаще говорить с ребенком. Родному языку дети учатся от родителей, повторяя за ними почти всё. Говорите простыми фразами, повторяйте сказанное, говорите чётко, не сюсюкайтесь и не запутывайте малыша несуществующими словами.
  • Соблюдайте режим дня. Все Монтессори педагоги в один голос советуют особое внимание в воспитании детей от года уделять расписанию, так детям легче улавливать закономерности этого мира,
  • Старайтесь быть гибкими и предусмотрительными. Малыши очень переживают, если их торопят или заставляют делать что-то быстро. Закладывайте время на раскачку, особенно если речь идёт о сборах куда-нибудь,
  • Уделяйте внимание своему самочувствию и эмоциональному состоянию – здоровая и спокойная мама, готовая по-настоящему включаться в общение, нужна ребенку гораздо больше, чем самые модные игрушки и развивашки,
  • Не стесняйтесь искать поддержку специалистов по Монтессори методике: они всегда готовы помочь найти свежие идеи для активностей, объяснить сложности, возникающие в воспитании малыша после 1 года, а иногда и просто поддержать семью

Дома малышу должно быть комфортно и безопасно, рядом важно иметь бодрых и отзывчивых взрослых, а сама жизнь должна нести как можно меньше серьезных стрессов и разочарований (и мы сейчас не о ситуациях, когда не дали попробовать на вкус асфальт или оторвать листочек у фикуса, такие стрессы неотъемлемая часть взросления). Только обеспечив малышу базовый минимум, можно переходить к развивашкам.

Монтессори дома для детей 1-2 года

Теперь перейдём непосредственно к занятиям Монтессори для детей нашей возрастной категории. Для удобства мы разделим их на группы, хотя в реальности почти все упражнения задействуют разные сферы детского развития.

Занятия Монтессори для сенсорного развития ребенка от 1 до 3

Это самая крупная категория, знакомящая ребенка с качествами предметов: цвета, формы, размеры, материалы, температуры и так далее.

  • Создавайте коробочки с «интересными штуками»: крупные заколки, баночки, крышки, бутылки, посуда, фурнитура, природные материалы. Такой набор пригодится для множества игр: можно просто перебирать их в руках, зарывать в песке, искать пары, сортировать, закидывать их в ведро или тазик с водой и так далее,
  • Приобретите первый сортер, пазл-вкладыш, набор кубиков разного размера, пирамидку. Наборы предъявляйте с перерывами, регулярно выкладывая на полку разные подборки игр,

Занятия Монтессори для сенсорного развития ребенка от 1 до 3

  • Создайте сенсорный материал своими руками: возьмите небольшие (сторона около 10-15 см) квадраты из картона и с помощью клея нанесите на одну сторону разные материалы (лоскуты ткани, песок, мелкую гальку, крупы, фольгу); сшейте небольшие мешочки и набейте их крупой, ватой, сухими листьями, камнями. В играх с таким материалом попросите малыша найти пары, усложните, завязав ребенку глаза,
  • Озадачьтесь приобретением музыкальных инструментов и звучащих материалов из классического Монтессори набора,
  • Здорово будет создать свою подборку пищевых ароматизаторов и эфирных масел,
  • Интересные для малыша игры можно придумать и с помощью обычных лоскутов ткани: можно искать пары, смотреть какие быстрее падают, если их подкинуть, сортировать их по цвету и материалу,
  • Отдельная история – это игры с водой: можно подогревать её и замораживать, смотреть, как тает лёд, подкрашивать, разливать и вытирать, переливать в разные ёмкости и многое другое.

Монтессори развитие крупной и мелкой моторики для детей от года

Монтессори развитие крупной и мелкой моторики для детей от года

  • Многие занятия из предыдущего раздела прекрасно тренируют мелкую моторику, например, закапывания предметов в песке, перебирание предметов и сенсорных карточек, игра с водой, занятия с Монтессори материалом,
  • Для развития крупной моторики организуйте распорядок дня и среду для ребенка удобным образом: пусть малыш как можно чаще встаёт и ходит по дому, залезает на стулья и диваны, использует тележку или коляску, чтобы оттачивать навыки ходьбы, обязательно гуляет на свежем воздухе, бегает с собакой и прыгает по лужам,
  • Занятия ритмикой и гимнастикой, игры с мячом и даже многие бытовые действия (например, донести полный стакан воды до раковины) многое даёт для развития координации малыша,
  • Хорошо зарекомендовали себя среди Монтессори родителей игры с прищепками: сперва можно сложить в коробочку обычные нетугие бельевые прищепки и предложить малышу закрепить их по бортикам, затем можно усложнять задачу, предлагая распределить прищепки по цветам или начать использовать их по прямому назначению,
  • Под присмотром малышу можно предложить изучать мелкие предметы: бобы, бусины, камушки, ракушки,
  • Здорово работает Монтессори шнуровка и застёжки для малышей начиная с 1.5 – 2 лет. Эти наборы можно приобрести в детских магазинах и у частных мастеров,
  • Выкалывание карандашом или ручкой точек на предложенном бумажном трафарете тренирует руку и подходит детям примерно 2 лет.

Обеспечьте малышу свободу движения и следите за уровнем его физической активности. Монтессори дети в 1 год и чуть старше не должны долго сидеть на месте. Руки маленького непоседы тоже должны быть заняты делом: никакого волшебства не требуется, достаточно самых простых игр с предметами.

Упражнения на развитие речи по Монтессори для детей 1-3 лет

Несмотря на то, что по-настоящему малыш заговорит чуть позже, период Монтессори педагоги подчеркивают особую значимость возраста между 1-2 годами для развития речи детей.

  • Долой пустышки! Согласитесь, пустышка больше нужна вам, чтобы быстро заставить ребенка успокоиться. Однако она останавливает невербальный диалог малыша и матери и затормаживает его развитие. Иногда гораздо полезнее прислушаться к детскому плачу и его причинам, чем искать способы его быстро остановить,
  • Давайте ребенку повод для расширения словарного запаса: книги с красочными и реалистичными картинками (про животных, растения, жизнь города и деревни), прогулки в новые места, походы в гости. Чем больше малыш видит вокруг себя, тем больше разных слов и их сочетаний он слышит вокруг,
  • Сопровождайте свои действия пояснениями: «Сейчас мы нальём Андрюше супчик из кастрюли. Вот какой у нас половник. Половником можно супчик в тарелку налить»
  • Поощряйте детский лепет, проговаривайте малышу слова, которые он хочет сказать: «Ай! Правильно! Дай, мама, мне супчик!»
  • Используйте материал для сопоставления картинок и реальных предметов, например, карточки с фруктами и реальные фрукты
Читайте также:  Инвалидность ребенка отставание в развитии

Развитие бытовой самостоятельности по методике Монтессори для детей от года

До трёх лет малыш всё ещё сильно привязан к маме и везде следует за ней. Многие мамы жалуются, что разрываются между заботой о ребенке и выполнением домашних дел и даже не подозревают, что участие в бытовых делах одно их лучших развивающих занятий для детей 1-2 лет по мнению Монтессори педагогов.

На кухне:

  • выделите малышу тазик с водой и несколько овощей, покажите, как помыть их,
  • Научите малыша чистить бананы и другие фрукты,
  • Покажите, как наливать в муку молоко, перемешивать всё ложкой,
  • Дайте малышу тряпочку, чтобы тот мог убрать за собой,
  • Ближе к 2 годам покажите, как резать мягкие продукты (вареные овощи, бананы),

Развитие бытовой самостоятельности по методике Монтессори для детей от года

Стирка:

  • Попросите малыша положить свои вещи в стиральную машинку или наоборот вытащить их из машинки,
  • Дайте малышу время изучить корзинку для вещей, говорите, что за вещи он нашел: «Смотри, это мамина пижама, а это папина футболка, ого, Андрюша нашёл свои носки!»

Уборка:

  • Выделите малышу маленькую швабру, ведерко, тряпочку, пусть помогает вам протирать пыль,
  • Давайте ребенку мыть всё, что придёт вам в голову: посуду, продукты, игрушки, резиновые тапочки и т.д.,
  • Научите ребенка поливать цветы, насыпать корм в миску домашним животным,

Не забывайте уделять время на начало и завершение любого занятия: у всех материалов должно быть своё место на полках, а рабочее пространство должно оставаться чистым. Именно в этом возрасте вы сможете приучить малыша самостоятельно следить за порядком.

Занятия творчеством по Монтессори для детей 1-2 лет

  • Подготовьте удобное рабочее место (маленький стульчик и столик) и достаточное количество материала для творчества (бумага, краски, кисти, трафареты, природный материал, мелки, карандаши, ножницы, клей, пластилин)
  • Показывайте малышу, как использовать тот или иной материал, подсматривайте хорошие идеи (например, создания штампиков из листьев или рисования обычным углём из костра), но не увлекайтесь пошаговыми инструкциями, у ребенка должно быть поле для экспериментов

Вывод

Занятия по Монтессори от 1 года – это целый мир для детей. Здесь могут соседствовать специальные игрушки и обычные предметы, структурированные задания и свободный полёт фантазии, совместная работа с взрослым и самостоятельные занятия малыша.

В занятиях по Монтессори для детей 1-2 лет важнее всего соблюдать баланс активностей: не заставляйте малыша продолжать, если тот устал, помогайте ему находить новые интересные игры, побольше болтайте с крохой, умейте вовремя отпустить его в самостоятельное времяпрепровождение и следите за физической активностью ребенка в течение дня.

Заключение

Несмотря на высокую степень самостоятельности Монтессори малышей, только кажется, что возможно оставить их одних и пойти заниматься своими делами. Планирование активностей для гармоничного развития ребенка – это сложная и кропотливая работа, а за любым успехом малыша всегда стоят талантливые и трудолюбивые родители.

Детский Монтессори центр «Созвездие» ценит старания родителей и знает, как часто им не хватает передышки и возможности обменяться идеями с единомышленниками. Именно для таких семей мы предлагаем целый спектр Монтессори занятий для детей от года: занятия вместе с мамой, мини-садик, индивидуальные занятия с педагогами и специалистами, консультации для родителей. Для того чтобы оценить атмосферу наших клубов мы приглашаем всех на бесплатное пробное занятие, где вы сможете познакомиться с нами и получить ответы на все вопросы. Мы будем рады вам помочь!
 

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Читайте также:  Адаптация ребенка с нарушениями развития к школе

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник

Что представляют собой дети этого возраста и в чём нуждаются? В сегодняшней статье Монтессори педагоги и психологи детского центра «Созвездие» разберут основные особенности ухода за детьми от 1 до 3х и расскажут, как организовать развивающую среду по методу Монтессори, опираясь на эти знания.

Главное, что нужно помнить о первых трёх годах жизни

  • С самого рождения и до возраста трёх лет мозг ребенка настроен на впитывание информации приходящих от всех анализаторов: слух, обоняние, вкус, зрение и осязание развиваются в первую очередь именно в этом возрасте

  • По мнение специалистов по Методике Монтессори именно в период до трёх лет формируется самое первое впечатление от этого мира: насколько он безопасный, интересный, доброжелательный и так далее. Эти установки человек несёт с собой до конца жизни,

  • Обучение детей возможно только через непосредственный опыт и повторение практических действий. Малыши от 1 до 3 лет способны усваивать в разы больше информации, чем взрослые, при условии, что это информация связана со средой, в которой они находятся, и у детей есть возможность активно исследовать.

Главное, что нужно помнить о первых трёх годах жизни

Построение распорядка дня ребенка 1-3 лет по методике Монтессори

Самое главное, без чего Монтессори перестаёт быть собой, это свобода выбора действий для детей, даже если им ещё и трёх лет не исполнилось. Вокруг этого строится всё остальное.

Необходимая среда

  • Среду, в которой ребенок находится необходимо чередовать: детская, ванная, гостиная, кухня, столовая, детская, двор и так далее,

  • Самым маленьким очень важно проводить достаточно времени на полу с игрушками, это важно для правильного развития как интеллекта, так и опорно-двигательной системы,

  • Прогулки на свежем воздухе должны быть включены в ежедневный распорядок дня при буквально любой погоде,

  • Монтессори материал и другие игрушки, а также организация пространства детской должны соответствовать развитию ребенка,

  • Чередуйте время игр и общения с взрослым и время, когда ребенок может остаться наедине с собой в безопасном пространстве (для этого важно правильно организовать детскую),

  • Обновляйте набор материалов и занятий по мере взросления малыша, помните, что в первые три года жизни развитие идёт очень быстро.

Игры и занятия с Монтессори материалом. Правила для родителей детей от 1 до 3

  • Для занятий по Монтессори методике необходимо подготовить несколько разнообразных наборов: развитие крупной и мелкой моторики, когнитивное развитие и установление причинно-следственных связей, сенсорное развитие, работа с сыпучими материалами и водой, творческие занятия, развитие речи

  • Методика Монтессори предполагает также, что дети даже в возрасте 3 лет способны самостоятельно поддерживать порядок в своей игровой зоне: научите ребенка заниматься в одном и том же месте, а материалы возвращать на ту же полку, где они лежали.

  • Каждый день на полке должны стоять как активности уже знакомые ребенку, так и те, которые он видит первый раз

  • Отдавайте предпочтение простым игрушкам и натуральным материалам: пластиковые кнопочные игрушки, пресыщенные звуками и лампочками только мешают развитию ребенка

  • Демонстрируйте новые занятия только когда малыш готов к новой информации (здоров, находится в хорошем настроении, выспался и сфокусирован на вас)

  • Не забывайте о простых домашних делах, ведь методика Монтессори для детей 1-3 лет строится во многом на развитии бытовой самостоятельности ребенка: уборка, готовка, освоение различных застёжек на одежде и обуви обязательно должны быть включены в ежедневное расписание малыша. Начинать можно с самых простых вещей и проговаривания действий: «Смотри, мама убирает игрушки в ящик, Петенька играл, а теперь пришло время прибраться! Сможешь сам положить этот мячик в ящик?»

Не стесняйтесь искать вдохновение, как в специализированных изданиях, так и в интересах самого ребенка: сходит с ума по машинкам – предложите сортировку машинок или устройте гонки по извилистой трассе, любит возиться с песком – предложите рисовать на нём узоры.

Игры и занятия с Монтессори материалом. Правила для родителей детей от 1 до 3

Кормление

  • Любое кормление ребенка должно быть добровольным: не заставляйте ребенка есть по часам, лишь придерживайтесь общего распорядка и выделите в доме место, где ребенок сможет всегда раздобыть питьевую воду и здоровые снеки

  • Отношение к грудному вскармливанию у Монтессори специалистов разное, поэтому лучше всего прислушаться к себе и ребенку и продолжать кормление грудью, пока вас это устраивает. Помните, что грудное молоко укрепляет иммунитет и в целом благоприятно воздействует на здоровье ребенка

  • С первых лет жизни приучайте ребенка мыть руки перед едой самостоятельно,

  • Позвольте ребенку сфокусироваться на еде, не включайте ему мультики и не читайте книжки во время кормления. Хорошей темой для разговора во время еды будет проговаривание названия ингредиентов, вкуса блюда и так далее: «Смотри, какой румяный оладушек! Петенька с мамой сделали тесто и пожарили оладушки. Румяный вышел оладушек, очень красивый. А это что это у нас на тарелке? Это же варенье с черникой. Сладкое варенье!»

  • Прекрасными занятиями по методике Монтессори для детей от 1 до 3 лет является приготовление пищи и сервировка стола: делегируйте несложные задачи малышу (мытье овощей, перемешивание теста) и научите его самостоятельно выкладывать необходимую посуду и приборы (с этим могут помочь коврики с подсказками)

  • Старайтесь кормить ребенка домашней едой: консервированное детское питание никогда не сможет полностью заменить блюда, приготовленные из свежих продуктов. Обсудите с педиатром перевод ребенка на «взрослую» диету

Уход за ребенком 1-3 лет в духе Монтессори

  • Так же как и с питанием, сон и процедуры отхода ко сну не должны быть насильственными, постарайтесь также построить режим дня ребенка таким образом, чтобы и просыпаться он мог самостоятельно

  • Для лёгкого отхода ко сну продумайте последовательность действий, которые смогут успокоить малыша: купание, легкая гимнастика под расслабляющую музыку, чтение вслух

  • Во время приучения к горшку старайтесь свести к минимуму использование моментально впитывающих памперсов (ребенок должен научиться ощущать момент, когда ему нужен туалет), выберите простой однотонный горшок без лишних украшений и функций и поставьте его в ванной комнате, будьте мягкими и последовательными. Монтессори педагоги категорически не рекомендуют стыдить ребенка за мокрые штанишки, даже если кажется, что малыш «не добежал» по собственной вине.

  • Купание и другие телесные процедуры стоит проводить с уважением к телу ребенка, старайтесь простить разрешение на прикосновение к разным частям тела: попросите ребенка протянуть вам руки и ноги, повернуться, наклониться. У детей ближе к трём годам стоит напрямую просить разрешения: «Можно я почищу тебе ушки?». Такая практика является лучшим способом защиты детей от насилия: с самого маленького малыш знает, что даже мама не может трогать меня без моего согласия.

Читайте также:  Польза игрушек в развитии ребенка

Принципы коммуникации с детьми от 1 до 3 в соответствии с методом Монтессори

Несмотря на то, что многие дети не осваивают речь даже к концу данного периода полноценное общение с родителями просто необходимо им. Как же убедиться в том, что общение полноценно и работает на благо ребенка?

  • Не успев освоить человеческую речь, маленькие дети крайне чувствительны ко всем невербальным способам общения: мимика, движения, высота голоса, характер действий взрослых и так далее. Чаще демонстрируйте свою любовь малышу: обнимайте его и берите на руки, играйте, улыбайтесь и стройте смешные лица. В то же время, старайтесь сократить взаимодействие с ребенком, когда вы сердитесь, так как нетерпеливые движения и раздраженное лицо только напугают его.

  • Ребёнок – это полноценный человек, который с самого начала достоин уважения. Именно такое отношение должно читаться во всех действиях, обращенных к ребенку.

  • Дети от 0 до 3 лет ещё не обладают достаточным произвольным вниманием, поэтому всё общение по методу Монтессори начинается с установления контакта с ребенком: присесть, посмотреть в глаза, начать говорить не спеша, доброжелательно, но чётко донося суть своего обращения,

  • Обучение культуре общения начинается с родительского примера: родители должны регулярно использовать «спасибо», «пожалуйста», «можно?» и другие вежливые слова и действия уже с первого года жизни ребенка,

  • Не сюсюкайтесь и не искажайте звучание слов – ребенку важно слышать грамотную речь родителей. Свои эмоции же вы можете выразить мимикой, жестами и действиями,

  • Старайтесь осознанно общаться с ребенком, не используя привычных, но очень вредных способов похвалы и наказания детей: «какая послушная девочка!», «отдам тебя дяде полицейскому, если будешь плохо себя вести!», «Такой большой мальчик, а хнычешь как девочка», «Отстань, не видишь, что взрослые разговаривают?»

  • Уважайте личное пространство ребенка, его право как на общение, так и на нежелание общаться: не позволяйте родственникам насильно тянуть ребенка, целовать его и настаивать на общении. Сведите к минимум любые действия против воли малыша, а если совершить подобное всё же придётся, предупредите его (например, перед походом к врачу) или объясните свои действия после (например, если ребенок чуть не выбежал на дорогу).

О чем можно говорить с ребенком до трёх лет?

Бывает, что родители 1-3 летних детей теряются, когда Монтессори педагоги задают им вопрос: «Как часто вы разговариваете с ребенком?». Действительно, о чем можно говорить с существом, который ещё не может полноценно поддержать разговор?

О чем можно говорить с ребенком до трёх лет?

Вот лишь несколько идей, которые можно использовать с самого рождения ребенка:

  • Задавайте малышу вопросы о происходящем вокруг: «Слышишь? За окном лает собака. Гав-гав лает. Громко собака лает. Слышишь собачку?». К двум-трём годам можно добавлять и вопросы посложнее: «что это там за окном?», «Как собачка лает?», «Что это у тебя в руках?», «А что это ты делаешь?» и так далее, ориентируйтесь на индивидуальный темп развития ребенка,

  • Показывайте и описывайте самые разные предметы: «Смотри, какой цветочек! Это тюльпан. У него длинная ножка и красные лепестки. Красивый цветок. Красный. Видишь? Нравится тебе? А как он пахнет?»

  • Рассказывайте о прошедших и предстоящих событиях: «Сейчас мы пойдём к бабуле в гости. Как нашу бабушку зовут? А где она живёт? А что мы будем делать у бабули? Будем чай пить. А что мы в прошлый раз делали?»

  • Следите за разнообразием словаря и тем, не бойтесь сложных слов: проговаривайте названия улиц и имена людей, говорите о животных, растениях и мировой художественной культуре. Помните, ребенок до 3 лет учится через собственный опыт, и интересные разговоры с родителями это тоже часть этого опыта.

Знакомство с занятиями по методике Монтессори в детском клубе

К трём годам многие мамы выходят из декрета, но ещё раньше у семьи появляется желание разнообразить распорядок дня малыша и найти ему компанию ровесников.

Мы рекомендуем начинать знакомство с детскими клубами с групп «Вместе с мамой» для самых маленьких.

Преимущество Монтессори групп в том, что все описанные выше принципы ухода за ребенком сохраняются и в детском учреждении: воспитатели уважают малышей, предоставляют им свободу выбора активностей и всячески поощряют проявления самостоятельности в простых бытовых задачах.

Монтессори пространство клуба организованно специально для детей от 0 до 3 лет: вся фурнитура подобрана под детский рост, каждый уголок безопасен для самостоятельного исследования, в доступе всегда соответствующие возрасту материалы, которые обязательно несут в себе не только развлекательную, но и образовательную функцию. С детьми работает несколько воспитателей, прошедших специальную подготовку по Монтессори педагогике.

Помимо свободной самостоятельной работы с материалами в программу Монтессори групп для детей до 3 лет также включены упражнения на развития речи (песенки, стишки, театральные постановки, чтение вслух), пальчиковая гимнастика, групповые игры на расширение кругозора, рисование, музыка, игровая гимнастика.

Знакомство с занятиями по методике Монтессори в детском клубе

Детям очень нравятся подобные занятия, где направление активностей постоянно чередуется, поэтому со временем малыши уже без проблем и слёз остаются без родителей и на несколько часов подряд, что однозначно сбережет нервные клетки семьи в первые дни посещения детского сада.

Выводы

Первые три года жизни ребенка – это возраст, в котором ребенок ещё не осознал себя как личность и действует во многом бессознательно. Тем не менее, именно в этом возрасте личность начинает формироваться, и от действий взрослых во многом будет зависеть, каким вырастет малыш.

Окружите же ребенка любовью и уважением, чтобы дать ему главное для гармоничного развития. Старайтесь держать баланс между разнообразием активностей и перевозбуждением ребенка чрезмерным количеством игрушек и декора. Помните, что самое главное – это не вещи и наборы, а ваши отношения с малышом и включение его в жизнь семьи. Именно уважение и признание ребенка равноправным членом семьи диктуют все остальные правила Монтессори воспитания.

Заключение

Возраст от года до трёх отличное время для первых знакомств с детскими клубами: дети испытывают большую потребность в смене локаций, а родители в возможности хотя бы ненадолго отдохнуть от них.

Детский Монтессори центр «Созвездие» предлагает большой выбор занятий для детей от 9 месяцев и до 6-7 лет: Монтессори группы и индивидуальные занятия, мини-детские садики и сады на полный день, занятия с педагогами и психологами, кружки по интересам.

В нашем центре можно записаться на пробное занятие совершенно бесплатно и принять взвешенное решение уже после очного знакомства. Для записи достаточно просто позвонить нам или оставить заявку с помощью формы на сайте. Мы будем ждать вас в наших клубах!

Источник