Развитие ребенка подросткового возраста

Развитие ребенка подросткового возраста thumbnail
  • 10 Сентября, 2018
  • Детская психология
  • Елена Степаненко

В статье поговорим о ребенке-подростке. Человек в таком возрасте очень раним и непредсказуем, потому что в нем происходит достаточно много изменений на физическом и психологическом уровне. Сегодня мы поговорим о разных аспектах жизни молодого поколения, а также о воспитании детей-подростков.

Сложный период

В подростковом возрасте начинает активно формироваться личность человека. Он уделяет большое внимание самопознанию, пытается больше узнать о себе и своих родителях, осознать и проанализировать самого себя.

Этот возраст очень важен, потому что именно на этом этапе человек начинает ставить перед собой какие-то цели. От того, какие цели он ставит, во многом зависит его ближайшее будущее. Человек сталкивается с первыми препятствиями, и учиться их преодолевать. Также он учится контролировать свои эмоции и поступать разумно, учитывая свои индивидуальные особенности.

воспитание детей подростков

Когда ребенок становится подростком, он хочет быть на кого-то похожим. Именно поэтому дети, в семье которых нет авторитета и доверительных отношений, ищут себе объект восхищения на стороне.

Все мы знаем, что именно в подростковом возрасте у нас появляется большое количество героев, которым мы хотим подражать. Выбрав себе авторитет, ребенок-подросток начинает копировать его поведение. При этом отметим, что если в качестве авторитета выбраны родители, то это говорит о том, что они действительно работают со своим ребенком и много вкладывают в него своей энергии. Это очень важно, когда ребенок выбирает своего отца или мать в качестве примера, и говорит нам о том, что он считает их равными и интересными, хочет быть похожим на них.

Характерно, что авторитетом или примером становится всегда человек, старший по возрасту.

Развитие детей-подростков

Развитие происходит рывками и само по себе довольно противоречиво. Понятное дело, что молодой человек хочет познавать мир вокруг себя, поэтому стремится к максимальному сближению со своими одногодками и ребятами постарше.

Как раз в этом возрасте подростки учатся формулировать свои границы, которые уже ограждают их от общения с определенными людьми. Мы учимся устанавливать контакты, коммуницировать, правильно конфликтовать, решать те или иные вопросы.

подросток ребенок

Активно начинает вырабатываться самостоятельность, которая позволяет ребенку-подростку смотреть на жизнь более адекватно. Он понимает, что все время до этого о нем заботились родители, вся ответственность была на них, а теперь он сам пытается руководить своей жизнью. Именно в этот период у человека формируется его психика, что может приводить к стандартным комплексам этого возраста:

  1. Зависимость от мнения окружающих по поводу внешнего облика, характера, таланта и т. д.
  2. Максимализм, который проявляется в том, что люди не могут допускать правоты других. Они считают, что их точка зрения единственно правильная, и высказываются довольно редко.
  3. Парадоксальные эмоции, поступки. Подросток формируется, поэтому в нем происходит достаточно много изменений. В результате этого он может быстро менять свое настроение и поведение. В какой-то момент ребенок может быть грубым и жестоким, а уже через несколько минут проявлять милосердие и скромность. Такая особенность очень характерная для детей-подростков, которые склонны принимать все близко к сердцу. Их очень часто кидает из одного состояния в другое. При этом таким перепадом подвержены все, просто кто-то умеет выходить из них более плавно.

Классификация

Когда ребенок становится подростком, он замечает много изменений, которые могут его пугать. Ученые выделяют четыре сферы, в которых происходят сдвиги парадигмы у подростков. Перечислим их:

  1. Пубертатное развитие. Оно характерно тем, что тело ребенка-подростка меняется довольно быстро. Буквально за 2-3 месяца человек может сильно вырасти и измениться практически до неузнаваемости. Это приводит к тому, что подросток пытается принять или изменить свой внешний облик, также определиться со своей идентичностью. После определения он учится себя выражать. Также он постепенно переходит к понятию сексуальности, и иногда чрезмерно ее проявляет.
  2. Когнитивное развитие. Оно заключается в развитии интеллекта человека, проявляется качественными и количественными рывками. Мышление подростка перестает быть детским, он начинает познавать мир и учиться делать выводы. Основные интеллектуальные способности, которые проявляются именно в этот период, это понимание временной перспективы и развитие способности к абстрактному типу мысли.
  3. Социальное развитие. Ключевая роль социального развития теперь принадлежит кругу общения ребенка, а не его семье. Именно от своих сверстников он узнает какие-то нормы поведения, и либо следует им, либо отвергает. В последнем случае ребенок-подросток проявляет настоящую смелость, потому что в таком возрасте противостоять мнению большинства сверстников довольно сложно. Этот этап характерен двумя задачами, с которыми сталкивается ребенок. Первая – он освобождается от родительской опеки, даже если это происходит довольно болезненно для родителей. Очень важно, чтобы они на этом этапе это понимали, что ребенку просто необходимо его собственное пространство. В противном случае его развитие будет нарушено. Вторая задача заключается в том, что ребенок-подросток входит в какую-то социальную группу начинает в ней развиваться.
  4. Личностное развитие. Оно характеризуется тем, что человек начинает понимать свою уникальность и идентичность. Начинает воспринимать себя как отдельного человека, который имеет свое мнение и идеи. Он начинает принимать определенные решения и самостоятельно выбирать для себя те или иные решения. Ребенок начинает осознавать свое «я» более глубоко. Он понимает, что у него есть прошлое и может представлять себя в будущем.

Безопасность детей-подростков

Об этом стоит поговорить отдельно по той простой причине, что дети в таком возрасте очень часто совершают глупые бездумные поступки. Причина такого поведения еще более глупа. Она заключается в том, чтобы показать друзьям свою уникальность или же доказать те или иные принципы. Из-за этого подростки являются группой риска.

Они подвержены всем новым идеям, в том числе пагубным. Их очень легко спровоцировать, легко внушить ту или иную идею, и хитростью принудить к выполнению определенных действий. Дети находятся под защитой государства, но не всегда этого достаточно, потому что многие вещи происходят тайно и скрытно. Именно поэтому безопасность детей в основном возлагается на родителей, которые должны иметь достаточно мудрости, чтобы наблюдать за своим чадом и вовремя обнаруживать те или иные отклонения от нормального поведения.

социальный приют для детей и подростков

Также в группе риска находятся дети и подростки с ограниченными возможностями. Дело в том, что если они обучаются и развиваются не в специализированных школах и учреждениях, то очень часто сталкиваются с жестокостью и ужасным отношением к себе. Как мы говорили выше, подростки могут быть очень жестокими. Самое печальное, что они сами не до конца понимают причины и возможные последствия своих поступков. Тем не менее дети, которые страдают от грубого обращения сверстников, получают серьезную психологическую травму. Очень желательно, чтобы дети с какими-то особенностями развивались в кругу таких же ребят, как они.

Конечно, важно чтобы они контактировали и со здоровыми ребятами, но лучше, если этот контакт будет происходить под присмотром кого-то взрослого. В таком случае не произойдет каких-то серьезных опасных ситуаций.

Также очень важно работать с особенными детьми индивидуально и с психологом. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы объяснить подросткам, что они ничем не отличаются от своих друзей сверстников, что качества личности определяются вовсе не физическими способностями. Если же речь идет об умственных особенностях, то такие случаи должны прорабатываются отдельно.

Особое внимание следует уделять сиротам. Приют для детей и подростков – то место, в котором человек учится выживать. Нет ничего хорошего в том, что в раннем возрасте люди подвергаются таким психологическим испытаниям. Не секрет, что именно дети-сироты отличаются жестокостью и грубостью. Конечно, есть исключения, но они очень редки.

На самом деле, сиротам следует уделять очень много внимания, потому что они лишены родительского тепла и полностью дезориентированы в мире. Они не понимают на кого опираться, как делать выбор, как себя отстаивать и определять. Именно поэтому начинают играть по правилам приюта и улицы, которые чаще всего строятся на грубой силе и жестокости.

Здоровье

Этой сфере жизни стоит уделять большое внимание на любом этапе, но именно в подростковом возрасте стоит объяснить ребенку, как важно следить за своим состоянием и самочувствием.

Пока человек растет, он накапливает в себе силы, которые поддерживают его всю жизнь. Если в этот период не заниматься своим здоровьем, а пренебрежительно к нему относиться и к тому же иметь вредные привычки, то можно серьезно его ухудшить. В будущем восстановить здоровье будет крайне сложно или невозможно. Именно поэтому следует разговаривать с детьми и рассказывать о том, как важно о себе заботиться.

Здоровье детей и подростков со стороны государства тоже обеспечивается, но этого недостаточно. Очень часто в неполных семьях или же в семьях, где нет доверия, общения и любви, дети склонны отдаляться от родителей. Они грубо говорят, уходят на улицу, где узнают много чего нового от своих товарищей. Такой ребенок не видит авторитета в своем родителе, и поэтому не обращается к нему за советом и помощью.

Самое интересное, что такие дети очень скрытные. К тому же дети-подростки, которые воспитываются без надзора своих родителей, имеют вредные привычки чаще остальных. Они могут попадать в очень сложные жизненные ситуации, но при этом никогда не обращаются за помощью к самым близким людям. Но поскольку здоровье детей и подростков – это приоритет для общества, то необходимо помнить, что не существует чужих детей. Важно разговаривать и общаться с подростками, даже если вы просто наблюдаете ситуацию со стороны. При этом не пытайтесь говорить свысока. Постарайтесь установить дружественный контакт и общаться с человеком на равных. Возможно, вы сделаете очень ценный вклад, и человек в будущем будет вам очень благодарен.

Гигиена

Также очень важен вопрос гигиены детей и подростков. Он напрямую связан с социальным аспектом жизни. Дети, которые растут в благоприятной атмосфере, как правило, не имеют проблем со здоровьем и гигиеной. С детства родители их приучили к элементарным вещам, и они четко им следуют.

гигиена детей и подростков

Те же, кто не находит поддержки в кругу своей семьи, ищут ее на стороне. Такие дети очень часто сбегают из дома и теряются. Естественно, здоровье их подвергается сильным испытаниям, как и гигиена. Они не могут самостоятельно о себе позаботиться, поэтому просто начинают “бомжевать”.

Вопросы гигиены еще очень важны потому, что подростки пытаются как можно быстрее вступить в половые отношения. Это грозит тем, что они могут заразиться большим количеством заболеваний, в том числе СПИДом. Также это грозит ранней беременностью или абортом.

Все это очень печально, но этого можно избежать, если просто уделять время своему ребенку. Обсуждая этот вопрос, мы понимаем, как важны социальные приюты для детей и подростков. Если ребенок сбежал из дома из-за жестокости, насилия или грубого отношения, то он должен знать, что ему есть куда пойти. Он не должен слоняться по улице и наживать себе новые неприятности. Он должен быть осведомлен о том, что есть социальные учреждения, в которых его примут. Даже если условия жизни в приюте будут не слишком комфортные, ребенок будет понимать, что о нем все же заботятся, и он кому-то нужен. К тому же в приюте ребенок находится под защитой и в безопасности.

Становление

В юности человек пытается максимально себя проявить, и лучше всего он это может сделать при помощи общественно-полезной деятельности. Очень важно, чтобы ребенок участвовал в различных мероприятиях, проявлял свои те или иные качества, пробовал себя в чем-то новом, искал то, что ему будет нравиться.

возраст детей и подростков

Самореализация и поиск себя в каких-то занятиях, это гораздо важнее, чем хобби для взрослого человека. Если взрослый просто приятно проводит время, то ребенок, когда занимается чем-то, понимает, нравится ему это или нет. В будущем это поможет определиться с профессией и найти свое дело в жизни.

Юный возраст детей и подростков провоцирует их искать приключения и постоянно узнавать что-то новое. Именно поэтому очень важно не ограничивать подростка в общении и всячески способствовать его всестороннему развитию. В такой линии поведения со стороны родителей есть очень большой плюс, который заключается в том, что если подросток постоянно занят, развивается и что-то делает, то он меньше подвержен посторонним и пагубным влиянием. Он сосредоточен на себе, развивает свою личность и качества. В итоге избегает многих ошибок, которые характерны для детей, не знающих, чем заняться, и впустую тратящих время.

Речь

Поговорим о такой стороне развития, как речь. Естественно, мы используем ее всегда и во всех отношениях, в том числе во взаимодействии «родители – дети-подростки».

Однако речь формирующегося человека отличается от речи ребенка или взрослого. Часто подросток ведет двойную жизнь, он по-разному общается в семье и на улице. Ребенок усваивает правила, по которым общаются его сверстники, и пытается им подражать. Он делает это не по своей воле, а для того, чтобы принадлежать к тому или иному коллективу.

При этом дети, которые общаются с развитыми и положительными сверстниками, очень хорошо прорабатывают свою речь. Они учатся различным нестандартным и интересным формам выражения своих мыслей, контролировать свой голос и правильно использовать его для выражения эмоций. Благодаря этому они со временем могут самостоятельно выбирать стиль общения и по-разному демонстрировать самого себя.

Чувство взрослости

Отношения «ребенок-подросток – взрослый» характерны тем, что первый участник требует, чтобы к нему относились на равных. В подростковом возрасте люди стремятся к тому, чтобы как можно быстрее повзрослеть. Им кажется, что тогда у них появится много различных преимуществ и полная власть над своей жизнью.

здоровье детей и подростков

Характерно, что человек пытается отвоевать у родителей какую-то зону ответственности и полностью отвечать за нее. Это вполне нормально, и родителям важно не подавить данное желание ребенка, а правильно его реализовать. В таком случае подросток сможет проявить себя, доказать самому себе, что он взрослый. Однако он не будет в извращенной форме демонстрировать, что он сильный и взрослый. То есть будет защищен от деструктивных влияний.

Интерес к противоположному полу

В подростковом возрасте у людей проявляется интерес вполне естественного характера. Человек влюбляется, и первый раз в жизни испытывает новые интересные для него чувства. В это время родители должны понять, что как-либо вмешиваться в отношения молодых людей не стоит. Лучше общаться с ребенком на эту тему до того, как наступила влюбленность.

ребенок подросток взрослый

Идеальный вариант, это своим примером показывать подростку, как должны складываться отношения и на чем они должны основываться. Если же родители не одобряют партнера своего ребенка, то не нужно это открыто проявлять. Поддержите своего ребенка, дайте ему время подумать, и просто тактично выскажите свое личное мнение, но только когда подросток действительно будет к этому готов и не воспримет его в штыки.

Источник

Тема 7. Психология подросткового возраста

1. Физическое и психическое развитие подростка.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.

1. Физическое и психическое развитие подростка

Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.

Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.

Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.

Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.

Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте

Личностное развитие, развитие самосознания. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания.Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.

Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.

Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.

Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.

Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.

Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.

В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).

Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Кризис в подростковом возрасте напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.

Задание для самостоятельной работы

1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.

  1. Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64.Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
  2. Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
  3. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
  4. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
  5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.

Список рекомендуемой литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва-Воронеж 1997
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002.

Источник