Развитие ребенка по средствам вокала

Развитие ребенка по средствам вокала thumbnail

Воспитание и развитие детей средствами вокального искусства

Говоря о пользе вокального искусства в воспитании и развитии детей, необходимо, прежде всего, сказать о ведущей роли музыки в становлении Личности.

Начну я свое выступление словами выдающегося советского педагога-новатора, создателя оригинальной педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью ↑, Василия Александровича Сухомлинского: «Без музыки не может быть полноценного воспитания личности. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыка. Что значит она в нашей жизни? Что чувствуем мы, слушая различную музыку? Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то, прекрасное, без чего жизнь человека превращается в существование.

Никакое другое искусство не способно выражать и передавать эмоции так, как это делает музыка. Именно музыкальное звучание имеет тесную связь с эмоциональной стороной духовной жизни человека. Сила музыки поистине безгранична. Она способна пробуждать лучшее, что есть у человека – его стремление к доброте, красоте, любви, созиданию.

Главное состоит в том, что пользу от занятий музыкой человек почувствует независимо от его профессионального выбора.

Музыкальная психология убедительно доказала, что дети, занимающиеся музыкой, лучше успевают по всем предметам. Занятия музыкой развивают коммуникативные навыки, обостряют внимание, воспитывают волю и дисциплину, стимулируют развитие интеллекта и эмоционального восприятия, не говоря уже о том, что музыка как всякое интеллектуальное увлечение, отвращает от всевозможных опасностей подросткового возраста.

Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Музыканты сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать руку помощи.

Основным средством музыкального воспитания является пение. Оно наиболее близко и доступно детям с дошкольного возраста. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через пение.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма.

Хочу подчеркнуть, что именно вокальное искусство, а не обучение пению само по себе, способно воспитать ребёнка и развить в нём лучшие человеческие качества. То есть воспитанию и развитию детей способствует именно то пение, которое является искусством.

На занятиях вокалом ребёнку любого возраста необходимо петь с сопровождением музыкального инструмента (обычно это фортепиано), ведь инструментальное сопровождение не только помогает формированию певческого аппарата, развитию певческих навыков и музыкального слуха, но и способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. А эмоциональная отзывчивость – это ключ к духовному воспитанию.

Огромную роль в обучении пению играет правильно подобранный репертуар: прежде всего классика и народное творчество, т.е. полноценная в художественном отношении музыка. Можно использовать песни современных композиторов, но их текст должен иметь смысл, а музыкальное сопровождение – художественную ценность.

Чайковский, Моцарт, Бетховен, Рахманинов, Прокофьев и многие другие величайшие композиторы во все времена создавали несложные песни и романсы с целью заинтересовать, привлечь детей, пробудить в них устойчивый интерес к вокальному творчеству и высокому искусству. Ведь издавна известно, что детский период является основополагающим для развития и воспитания человека.

Но творения Великих Мастеров не найдут путь к юным сердцам, если не будут подкреплены усилиями педагога-профессионала, который хорошо знает музыку, любит её, умеет преподнести детям, рассказывая о ней.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать, понять, полюбить.

Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребёнок развивается соразмерно своим интересам и потребностям.

К сожалению, очень мало родителей и ещё меньше детей в наше время интересуется классической музыкой.

Человечество в данный период переживает кризис культуры и духовности, он усугубляется пропагандой через СМИ и телевидение псевдокультуры, жестокости и насилия. Духовно-нравственная деградация охватывает всё общество.

В России эти явления приобрели наибольшую остроту, особую тревогу вызывает духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Ведь главная ценность и богатство на земле – это дети, какими мы их воспитаем такое и получим общество.

Хочу привести Вам три моих любимых цитаты, дополняющие друг друга, принадлежащие известным писателям-философам (Ильину Ивану Александровичу, Иогану Гёте и Оскару Уайльду):

Читайте также:  Развитие самостоятельности и уверенности ребенка

«Без духовного созерцания человек может наделать на земле много крика и шума, совершить множество зла и пролить моря крови, совершить много ничтожного, позорного и пошлого – но великого он не совершит ничего… Напротив, духовное созерцание открывает человеку смысл вселенной, включает его в Божию ткань мира, делает его жизнь предметной и приобщает его самого к творчеству. Это духовное созерцание доступно каждому из нас; к нему способен и самый простой, необразованный или неумный человек. Если к этому созерцанию присоединяется талантливость, то начинается истинное творчество». (Ильин И.А)

«Человек, обладающий талантом, испытывает величайшее счастье, когда использует этот талант» – сказал (Иоган Гёте).

«Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым» (Оскар Уайльд).

Вся тайна образования, воспитания и обучения наших детей заключена в нас самих. Если мы читаем хорошие книги, если набираем творческий опыт, если мы обмениваемся знаниями, если размышляем о прекрасном, то делаем всё это, чтобы изменить себя, сделать совершенней, а через нас изменится внешний мир к лучшему и безобразное обратится к прекрасному.

Источник

Вокальные упражнения для развития голоса у детей способствуют развитию памяти, улучшают настроение, положительно влияют на здоровье органов дыхания, способствуют гармоничному развитию. Ведь голос – важный инструмент, позволяющий добиваться многих целей. Приятно, когда малыш умеет громко говорить и петь, различая интонации и подстраивается под любой ритм. Для разработки слуха с голосом созданы обучающие системы. Многих детей родители направляют к педагогам по вокалу, чтобы в будущем восхищаться вокальными данными и талантом своего чада.

Особенности развития детского вокала

Стоит обратить внимание на отличительные особенности детской анатомии.

Зачем ребенку пение:

  • для развития голосовых связок;
  • для повышения уверенности в собственных силах;
  • ради улучшения дикции;
  • для увеличения громкости голоса;
  • с целью раскрепощения;
  • для освобождения от зажимов;
  • ради укрепления иммунитета;
  • чтобы тренировать легкие;
  • для улучшения коммуникабельных навыков.

Вокальные упражнения для развития голоса у детей

Как научить ребенка петь:

  • привести в музыкальную школу к профессиональному педагогу;
  • самостоятельно тренироваться вместе с помощью караоке и приложений.

Как развивается голос детей:

  • в процессе повседневных бесед с друзьями и родителями;
  • чтение книг вслух;
  • импровизационное исполнение басни и театральной сценки;
  • посредством ежедневных занятий пением;
  • с помощью профессиональной постановки голоса для вокала;
  • во время проговаривания скороговорок;
  • в процессе выполнения специальных упражнений;
  • на занятиях по технике речи и сценическому искусству.

Польза пения и развития голоса для детей

На заметку! Влияние пения на здоровье в основном проявляется во время сезонных вспышек заболеваемости. Дети, постоянно занимающиеся вокалом, меньше болеют простудами и вирусным инфекциями.

Какие особенности детского голоса нужно учитывать:

  1. Недостаточная развитость – стоит приобщать малыша к вокалу постепенно и не допускать сильных перегрузок голосовых связок.
  2. Гибкость – вполне возможно, что у мальчика с обычным альтом со временем изменятся показатели голоса до сопрано или баритона. Ведь вокальное развитие детей продолжается до подросткового возраста.
  3. Диапазон – категория, которую необходимо развивать. Ведь от диапазона зависит успех певца на публике. Упражнения для развития голоса нужно прорабатывать минимум 3 раза в неделю.
  4. Эмоциональная окраска – характеристика, присущая многим творческим личностям. Нельзя подавлять в ребенке эмоции, это губительно повлияет не только на голос, но и на общее состояние здоровья и эмоциональное развитие маленькой личности.
  5. Громкость – показатель уверенности и состоятельности будущего артиста. Запрещено подавлять громкие возгласы детей, ведь запреты негативно воздействуют на психическое состояние несостоявшихся личностей.

Что развивает пение у детей

Вокальные упражнения для развития голоса у детей являются эффективной системой, включающей множество программ и полноценное исполнение музыкальных произведений.

Упражнения

Педагоги разрабатывают специальные техники для улучшения показателей голоса, которыми нужно пользоваться по мере возможности. Необходимо привести ребенка на уроки вокала с 5-7 лет, тогда не будет проблем с коммуникабельностью и дисциплиной.

Какие типы упражнений предназначены для детей:

  • на становление вокального дыхания;
  • артикуляционные упражнения;
  • освоение специальных техник исполнения;
  • на преодоление зажимов в области ребер и гортани;
  • на развитие артистизма;
  • на увеличение диапазона;
  • на повышение громкости;
  • на развитие интонации;
  • ритмические упражнения;
  • на развитие музыкального слуха.

Упражнения для развития голоса для детей

У разных педагогов программы значительно отличаются, поэтому стоит узнать о конкретной специализации преподавателя пения. Певцы отличаются по жанрам и стилям исполнения песен. В выборе музыкального стиля стоит опираться на предпочтения ученика, его тембр и подготовку. Стоит начать с базовых упражнений. Научиться петь с детства совсем несложно. А упражнения для развития голоса в самый раз подходят для начинающих солистов.

Мычание

Активизация груди с животом происходит после выполнения особого упражнения.

Инструкция к выполнению мычания:

  1. Встать ровно, ноги на ширине плеч, осанка прямая.
  2. Полный выдох воздуха.
  3. Сделать глубокий вдох в течение 5-7 секунд.
  4. Выдыхать медленно за 9-10 секунд и произносить звук м, не открывая рта.
  5. Выполнить минимум 3 раза, постепенно увеличивая громкость голосовых связок.

Упражнение отлично подходит для разогрева перед распевками.

Текст без согласных

С целью улучшить звучание голоса, вокалисты устраивают специальный марафон чтения и пения без согласных. Таким образом произношение гласных становится в 3 раза отчетливее по сравнению с предыдущими результатами.

Читайте также:  Шесть с половиной месяцев ребенку развитие

Как исполнять:

  • выбрать песню или отрывок из книги;
  • настроиться и произносить только гласные звуки;
  • чувствовать вибрации и учиться управлять процессом;
  • повторить текст песни, рассказа полностью.

Марафон надо проводить 3 раза в неделю по 35 минут для достижения высоких показателей дикции. Когда нет возможности посещать музыкальную школу, можно работать с педагогом дистанционно.

Как научиться петь детям

Упражнение “ХА”

Театральный балаган невозможно отменить по первой указке взрослых. Педагоги применяют основы актёрского мастерства на редкость умело, и извлекают пользу от энергичности детей.

Существует множество вариаций выполнения данного упражнения.

Каким образом исполнять:

  1. Создать правильный настрой и выдыхать ха сначала тихо, потом громче и увеличивать громкость с каждым разом.
  2. Вариант злобного смеха бабы-яги ах-ха-хах-хаха-ха! Для импровизации нужны актерские задатки и не у каждого юного артиста получается естественным образом менять интонацию и манеру поведения.
  3. Заливистый смех девочек и мальчиков гораздо легче отрабатывать с первого подхода ха-ха-ха-ха-ха!

Независимо от варианта, стоит попробовать эффективную технологию на учениках. И периодически повторять эти вокальные упражнения для детей по 8-9 подходов за урок.

Вокальное дыхание для детей

“Зевок и потягивание”

Когда нужно готовиться к конкурсам по эстрадному пению, необходимо применять все способы пробуждения. Тренировка тела, ума и дыхательных путей.

Как выполнять:

  1. Встать как по струнке смирно.
  2. Вытянуть руки вверх и изогнуть тело.
  3. Громко зевать и стремиться развить гибкость.

Вокальное дыхание для детей может быть непривычным. Во время выполнения учебной программы важно не зажимать рот, не стеснять движения. Зевок с потягиванием направлены на устранение многочисленных зажимов и раскрытие грудной клетки.

Детские вокальные упражнения на дыхание

“Обжорка”

Особенный вариант упражнения, выполняется в горизонтальном положении на кушетке или диване. Дыхание у детей не всегда поставлено естественным образом. Нужно учиться правильно дышать животом: широко открыть рот, вдохнуть, задержать дыхание и с шумом полностью выпустить весь воздух. При выполнении плечи, руки и спина остаются неподвижными.

“Ворона”

Сплошное развлечение для детской аудитории, приносящее определенную пользу для организма в целом.

Как правильно делать ворону:

  1. Вдохнуть в быстром темпе за 3 секунды.
  2. Громко выдохнуть с кличем «Кар! Кар! Кар!».
  3. Сделать вдох и теперь с закрытым ртом повторить действия.

Какая польза появляется от забавного разогрева голосовых связок: улучшается произношение звуков, увеличивается громкость голоса и гармонизируется эмоциональное состояние маленького певца. Такие игровые упражнения в очередной раз показывают малышу, что заниматься вокалом весело и интересно.

Упражнение для голоса для детей

“Аромат цветов”

Упражнение на дыхание и расширение голосовых связок.

Как выполнять:

  • сделать вдох в течение 8 секунд;
  • задержать дыхание;
  • выдыхать за 6 секунд, со звуками «а-а-а».

Дыхательные упражнения помогают поставить правильно голос и научиться красиво петь без лишней нагрузки на связки.

Как научиться петь детям - дыхательные упражнения

“Синьор-помидор”

Как правильно выполнить:

  1. Встать максимально ровно и выпрямить спину.
  2. Кисти сложить на грудную клетку и вдыхать в течение 7 секунд.
  3. Сделать паузу на 5 секунд. Плотно сжать губы.
  4. Выдыхать с закрытым ртом, лицо должно становиться красным от напряжения. Руки держать в прежнем положении.
  5. Сделать 5-6 повторов.

Выполняя забавные упражнения маленькие ученики весело проводят время и получают правильную вокальную подготовку. При таком подходе, обучения детей пению проходит легко и полезно.

Упражнения по вокалу для детей - тренировка дыхания

“Чайник”

Упражнение для детей, направленное на высвобождение от зажимов речевого аппарата.

Как делать:

  • Садиться на корточки;
  • Медленно вставать, поднимать руки и глубоко вдыхать;
  • Во время выдоха развести руки в разные сторону и свистеть как чайник «Фффффф».

Выглядит довольно забавно, но на самом деле полезно для здоровья. Можно выполнять во время обучения пению детей дошкольного возраста.

Скороговорки

Для развития голоса, нужно периодически громко повторять множество скороговорок. Сначала медленно, а затем с каждым занятием увеличивать количество и ускорять ритм произношения.

Обучение пению детей дошкольного возраста - скороговорки

Игры, развивающие голос

Существуют также увлекательные игры, с помощью которых можно благотворно влиять на голос ученика.

“Колокол”

Импровизация звона разнообразных колоколов и колокольчиков на разный лад. Нужно произносить «Бим бом бум бим бам», меняя тембр и интонацию. Многим детям нравится изображать сначала маленький дверной колокольчик, а затем звон огромного колокола башни.

“Береги огонь”

Игровой приём, предназначенный для равномерного дыхания. Нужны свечки, на которые дети будут дуть. В соревновании побеждает тот, кто дольше всех сохранит дыхание, и не потушит свечу.

Певческое дыхание у детей - тренируем плавный выдох

“Обезьянки”

Игра, с помощью которой развивают артикуляцию, жесты и мимику. Дети должны имитировать маленьких обезьянок и периодически кричать с разными интонациями. А затем демонстрировать события, которые происходят в обезьяннике.

Вокальное и артистическое развитие детей

“Прогулка”

Учитель составляет сценарий и распределяет действия между участниками. Дети воспроизводят сюжеты движениями, звуками и песнями.

Кот вышел на прогулку. Мяу-Мяу. Котик увидел цветок и начал нюхать. Ребенок имитирует движения. Кот поранил лапку. Ай-яй-яй. Стало ужасно больно. Котик увидел консервы и побежал кушать. Мур-Мур-Мяу. По факту, сюжет может быть любым. Главное – задействовать голос, движения, мимику.

Тяжело переоценить пользу пения для маленьких детей. Все занятие пением для детей способствуют улучшению чистоты голоса детей и проводятся по заранее разработанной системе. Развитие музыкального слуха у детей приводит к хорошим результатам в пении.

Читайте также:  Значение подросткового возраста в развитии ребенка

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДМШ № 22 Приволжского района г.Казани

Роль вокала в развитии ребенка

Преподаватель эстрадного вокала,

Куркачева Таисия Юрьевна

Роль вокала в развитии ребенка.

Действительно, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, на умственное развитие, а также совершенствует психические функции растущего организма.

Нельзя не упомянуть о важной связи вокала со здоровьем ребенка. На занятиях пением дети вместе с педагогом делают артикуляционную гимнастику языка, учатся правильному диафрагменному дыханию, благодаря чему дети меньше болеют простудными заболеваниями.

Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Нельзя забывать, что пение-это психофизиологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких как дыхание, артериальное давление, сердечный ритм, работа эндокринной системы, кровообращение и т.п. Оно увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

Еще одно важное достоинство занятия вокалом ребенком: оно помогает расслабиться, облегчает общение со сверстниками, избавляет от стрессов.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук может означать определенные слова или общее настроение песни. Это могут быть и целевые танцы-постановки.

Песня начинающего поэта.

Велико значение вокала в развитии речи ребенка, поскольку обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь. Песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом; оно требует более четкой артикуляции со стороны педагога, и ученика.

Пение развивает навык чтения. Даже если дети уже умеют бегло читать, процесс рифмовки дает им возможность развивать несколько иной навык, существенный для вокала и для развития речи. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии.

Пение помогает понять ритмический строй языка, ведь во время упражнений детям приходится пропевать каждый слог.

При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а какие могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами. Через занятия вокалом у детей решаются многие логопедические проблемы и часто лечится заикание.

Музыкальный кругозор.

Что касается познавательных процессов, то пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Согласитесь, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Возьмем, к примеру, ситуацию «папа берет нас в зоопарк». В зоопарке дети могут изображать разных животных. Отвечая на вопросы педагога о содержании песни, ребенок прибегает к таким операциям мыслительной деятельности, как обобщение и сравнение. Анализ песен способствует развитию воображения, креативности, творческого мышления.

Кроме развития слуха и голоса, ребенок знакомится с музыкальной грамотой, расширяет кругозор, слушая известные классические произведения.

Последние психологические исследования доказывают, что занятия музыкой не только развивают слуховое восприятие, эмоциональную отзывчивость, но и оказывают прямое влияние на развитие математических способностей у ребенка и развитие способностей к изучению иностранных языков.

Занятия вокалом также развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

Занятия вокалом помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества ребенка. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в тои, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженных в песнях.

Таким образом, на занятиях вокалом педагог не только воспитывает у учеников общемузыкальную культуру, развивает музыкальные способности, обучает вокальным умениям и развивает детский голос, но и формирует ребенка физически и умственно, а главное – развиваются личностные особенности и познавательные процессы ученика. Следовательно, можно смело сказать, что пение является средством развития и воспитания личности ребенка.

Источник