Развитие ребенка по скворцову
1) Крупная моторика
Ходит самостоятельно – 12 мес.
Ходит длительно, поворачивается – 1г. 3 мес.
Перешагивает через препятствия – 1г. 6 мес.
Пытается бегать – 1г. 10 мес.
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила – 1г. 11 мес.
Бегает – 2 г.
Самостоятельно приседает – 2 г.
Наклоняется и поднимает предметы с пола – 2 г.
Стоит на одной ноге без поддержки – 2г. 6 мес.
Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) – 2 г. 6 мес.
Умеет ездить на трехколесном велосипеде – 2 г. 6 мес.
Прыгает на двух ногах – 3 г.
2) Мелкая моторика
Может перелистывать страницы у картонной книжки – 12 мес.
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие – 12 мес.
Переворачивает одновременно 2-3 страницы – 1 г. 2 мес.
Рисует каракули, росчерки – 1 г. 5 мес.
Разрывает бумагу – 1г. 6 мес.
Переворачивает по одной странице – 1г. 8 мес.
По показу повторяет вертикальные и круглые линии – 2 г.
«Правильно» держит карандаш – 2 г. 6 мес.
Копирует круг – 3 г.
Расстегивает пуговицы – 3г.
3) Зрительное восприятие
Показывает отдельные предметы в быту – 1г.
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии – 1г. 6 мес.
Узнает несколько простых картинок (около 5) – 1г. 3 мес.
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки – 1г. 8 мес.
Дифференцирует количество предметов – 1г. 8 мес.
Подбирает парные игрушки и картинки – 1г. 9 мес.
Узнает знакомые предметы по ТВ – 2 г.
Знает много картинок (10-15) – 2 г.
Понимает смысл простых картинок с действием – 2 г. 6 мес.
Узнает контурные, черно-белые изображения – 2г. 6 мес.
Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке – 2 г. 6 мес.
Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета – 2г. 6 мес.
Узнает перечеркнутые изображения – 3 г.
Узнает наложенные изображения – 3г.
4) Слуховое восприятие
Повторяет услышанные короткие слова – 1г. 3 мес.
«Вставляет» слова в знакомые стихи – 1г. 5 мес.
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук – 1г. 8 мес.
Повторять за взрослым фразы, предложения из 2-3 слов – 2 г. 6 мес.
Может отстукивать простые ритмы по образцу – 3г.
5) Импрессивная речь
Выполняет инструкции по просьбе – 1г.
Показывает несколько частей тела – 1г. 3 мес.
Показывает все части тела – 1г. 6 мес.
Показывает все объекты в быту – 1г. 8 мес.
Показывает много картинок – 2 г.
Понимает содержательную речь, несложные рассказы – 2 г. 5 мес.
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке – 2г. 5 мес.
6) Экспрессивная речь
Говорит около 5 слов (мама, дада) – 1г.
Соотносит слоги с определенным предметом – 1г. 2 мес.
Говорит около 10 слов (в основном названия предметов) – 1г. 6 мес.
«Телеграфная речь»: двухсловные предложения – 1г. 8 мес.
Составляет предложения из 3-4 слов – 2 г.
Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» – 2г. 6 мес.
Легко повторяет фразы – 2 г. 6 мес.
Пытается использовать множественное число – 3 г.
7) Интеллект. Игра.
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь – 11 мес.
Играет с мячом – 1г.
Различает несколько предметов по названиям – 1г.
Ищет спрятанную игрушку – 1г.
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками – 1 г. 2 мес.
Наблюдает за игрой других детей – 1г. 2мес.
Играет самостоятельно если рядом взрослый – 1г. 4 мес.
Тянет в рот только съедобное – 1г. 5 мес.
Узнает простые картинки в книге – 1г. 6 мес.
Начало функциональной игры – 1 г. 6 мес.
Может выполнить поручение из одного действия – 1 г. 7 мес.
Любит катать, перетаскивать игрушки – 1 г. 9 мес.
Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков – 1г. 9 мес.
Различает «один» и «много» – 1г. 11 мес.
Различает «большой» и «маленький» – 1 г. 11 мес.
Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок – 2 г.
Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон) – 2 г.
Собирает закручивающиеся игрушки – 2г.
Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) – 2г. 6 мес.
Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника – 2 г. 6 мес.
Подбирает цвета по образцу (синий к синему) – 2 г. 6 мес.
Собирает пирамидку по порядку – 2 г. 6 мес.
Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину) – 2г. 6 мес.
Классификация на 2 группы (по цвету, форме) – 3 г.
Совместная сюжетная игра с другим ребенком – 3 г.
8) Коммуникация
Машет рукой на прощание – 11 мес.
По просьбе обнимает родителей – 12 мес.
Появляется сопереживание, утешение – 1 г. 2 мес.
Использует “нет” (слово, звук, жест) – 1г. 4.мес.
Помогает в простейших работах (по инструкции) – 1г. 7 мес.
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами – 1 г. 8 мес.
Активно пользуется жестами – 1г. 10 мес.
Острая реакция на отсутствие матери – 1г. 10 мес.
Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» – «мое», «ты» – «твое» – 3 г.
9) Самообслуживание
Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье – 1 г.
С помощью подносит ложку ко рту – 1г. 2 мес.
Пьет из чашки, не проливая – 1г. 3 мес.
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) – 1г. 3 мес.
Моет руки с помощью – 1 г. 4 мес.
Зачерпывает пищу ложкой – 1г. 6 мес.
Полностью прожевывает пищу – 1г. 6 мес.
Снимает расстегнутое пальто, куртку – 1г. 9 мес.
Ест и пьет самостоятельно – 1 г. 10 мес.
Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб) – 2 г.
Просится на горшок в дневное время – 2 г.
Самостоятельно моет и вытирает руки – 2г.
Застегивает и расстегивает молнию (с помощью) – 2г.
Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно) – 2г. 6 мес.
Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) – 2г. 6 мес.
Наливает в чашку воду (не аккуратно) – 3г.
Источник
Как уже говорилось, нейропсихология — молодая наука, в ней недостаточно изучена психологическая структура и мозговая организация даже зрелых функций, получивших свою относительно константную форму и мозговую локализацию. Это относится к нейропсихологии нормального, и еще в большей степени аномального развития. Сложность изучения этого раздела определяется тем, что он предполагает выяснение возрастных параметров созревания функций в соотнесении со степенью зрелости осуществляющих их мозговых структур. Дело в том, что мозг ребенка анатомо-морфологически мало отличается от мозга взрослого человека, однако в функциональном отношении различия велики. Детский мозг, имея те же блоки и зоны, ito и «взрослый», включает их в работу постепенно. Иными слоями, многие мозговые структуры у ребенка, присутствуя, не (работают» или «работают» не в полном объеме. При этом необходимо помнить, что не получив определенных стимулов внешней среды, они могут вообще остаться бездействующими, «смотря на отсутствие каких-либо анатомических повреждений. В этом и состоит главная опасность для развивающейся психики. Большая часть участков мозга способна включиться в функционирование только в детстве. В зрелом возрасте они лишь дозревают, опираясь на приобретенное в детские годы. То, что упущено в детстве, закрывает путь к овладению многим. Хотя способы «обойти» это упущенное тоже существуют, неизбежна потеря во времени, а часто и в качестве. Исходя из сказанного, понятно, какую огромную, едва ли не самую главную, роль играют дошкольное и раннее школьное воспитание и образование.
Те виды деятельности, которые у взрослых людей являются локальными, у детей осуществляются интегративно, за счет совместной работы различных мозговых зон. С возрастом представительство в мозге ВПФ становится все более «экономным». Возрастные пороги такого преобразования достаточно размыты из-за значительных индивидуальных различий в сроках созревания ВПФ. Последние зависят как от врожденных особенностей мозговой организации психической деятельности, так и от среды, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Тем не менее определенные средние показатели созревания ВПФ к настоящему времени в той или иной мере определены. Они содержатся в различных публикациях по теоретическим и практическим вопросам топической диагностики (А.Р. Лурия, Е.П. Кок, Э.Г. Симерницкая, И.А Скворцов, Н.А. Ермоленко и др.) и являются чрезвычайно важными прежде всего для диагностических целей.
Такую же ценность представляют собой положения общей психологии, касающиеся закономерностей психического развития ребенка. К ним относится прежде всего постулат Л.С Выготского о значении зон ближайшего и опережающего развития. Зонами ближайшего развития, по Л.С. Выготскому, являются те навыки, которые непосредственно предшествуют освоению функции, т.е. составляют базу для овладения ею. Например, для того, чтобы научиться читать, необходимо иметь развитые фонематический слух и зрительный буквенный гнозис, чтобы научиться писать, необходимо, кроме того, чтобы был сформирован кистевой, и в частности, пальцевый праксис.
Выдвинутая Л С. Выготским идея опережающего развития состоит в том, что каждое более сложное умение приобретается тогда, когда более простое еще не освоено полностью. Необходимо, чтобы присутствовал его определенный объем, который послужил бы базой для продвижения вперед. Этот принцип является, по существу, универсальным для развития в целом. Любое новое, более высокое по иерархии явление рождается в недрах старого. Старое, «дав ему жизнь», продолжает совершенствоваться параллельно с новым. Более того, все параллельные линии развития, возникнув не одновременно (гетерохронно), существуют далее на одном отрезке времени и взаимодействуют между собой, обогащая друг друга. Это относится и к другим видам жизни (минерал, растение, животное, человек), и к нациям, и к культурам, и к религиям и т.д.
Таким образом, развитие психики ребенка происходит гетерохронно и асинхронно. Это означает, что функции и навыки приобретаются не в строго линейном последовательном порядке, а одни из них опережают другие, а те, которые ранее отставали в определенном возрасте, дают качественные и количественные скачки.
Особое значение имеет и закономерность психического развития, описанная И.А. Скворцовым и Н.А. Ермоленко в монографии «Развитие нервной системы у детей в норме и патологии» (2003) Она состоит в признании того, что развитие идет качественными скачками и перед каждым из них ребенок становится наиболее сенситивен (восприимчив к усвоению нового), но вместе с тем теряет часть тех умений, которые приобретены на идущем этапе. Происходит явление, названное И.А. Скворым «обнулением». Так, например, новорожденный ребенок выходит в мир» с большой степенью готовности к адаптации, но одновременно лишается умения поворачивать голову на бок которое имелось у него внутриутробно. Важной чертой критических периодов развития является не только максимально благоприятное овладение новой функцией, но и определенная декомпенсация других. Развивающаяся вновь функция как бы «обкрадывает» уже имеющиеся в арсенале ребенка. Ярким примером этого может служить так называемый кризис трехлеток когда бурно развивается мысль и речь, а некоторые навыки поведения ослабевают, что проявляется в капризности, негативных реакциях, психомоторном возбуждении и пр. Ребенок ведет себя так, как дети младшего возраста, хотя его интеллект соответствует возрастным нормативам. Позже аналогичное явление наблюдается в пубертатном возрасте. У подростков возникают вегетативные расстройства, двигательная неловкость, дискоординации, кожные заболевания, например, юношеские угри. Это «плата» за бурное взросление (половое созревание, физическое и психическое возмужание и т.п.). Ослабление или «обнуление» в кризисные периоды прежних достижений развития носит временный характер. Как правило, организм справляется с критической ситуацией, и линия развития выравнивается. По И.А. Скворцову, налицо особое явление — «вираж» развития. Совершенно очевидно, что ориентация в этой и других особенностях развития ребенка необходима родителям и всем специалистам, имеющим дело с детьми.
И.А. Скворцов отмечает, что генетическая программа заранее готовит потенциал развития, и, что примечательно, всегда избыточный. Поэтому функциональная система ребенка может выбрать для себя индивидуальный, наилучшим образом вписывающийся в окружающую среду вариант развития. Он является наиболее экономным и в то же время энергетичным.
Не менее важны и сведения о периодизации развития. Зная, какие именно функции приобретаются раньше, а какие позже, и соотнося эти данные с имеющимися представлениями о функциональной специализации различных зон мозга, можно сделать выводы о том, вовремя ли у ребенка созревают те или иные Функции, что имеет большое значение для констатации того, как идет его психическое развитие
По И.А. Скворцову, первые 2 часа жизни организм ребенка освобождается от биологически активных веществ, необходимых для процесса родов (от так называемого родового наркоза).
Это необходимо потому, что пуповина, связывающая его ранее с матерью, исчезает и ребенок должен приспособиться к условиям внешнего мира — гравитации, тактильным, звуковым, световым раздражителям и т.д.).
От 2-х до 12-ти первых часов жизни ребенок обнаруживает навыки, приобретенные внутриутробно. Он ведет себя «не по возрасту»: удерживает головку, прослеживает глазами за предметом, повторяет некоторые движения окружающих его взрослых. Эти остаточные умения достаточно быстро уходят и появляются позже. Их исчезновение следует рассматривать как естественную физиологическую закономерность, а не патологию.
Первая неделя жизни знаменуется стабилизацией физиологических процессов: дыхания, сердцебиения, пищеварения и т.п. В это время у детей могут наблюдаться явления, вызывающие тревогу. Например, давление может подниматься до 200 мм рт. ст. или снижаться до 50-60 мм рт. ст. Важно знать, что такие перепады вызваны не болезнью, а особенностями периода «наземной» жизни ребенка. В этот период он теряет более раннюю способность прослеживать взглядом за чем-либо, имитировать звуки и прочее. Из прежних автоматизмов остаются лишь сосательный и шаговый. Такие потери следует рассматривать как «плату» за освобождение от родового стресса, связанного с мощным воздействием окружающей среды.
2-я — 12-я недели — первый период обучения. Физиологические процессы относительно налажены, и ребенок начинает отражать стимулы внешней среды: он учится осязать, слышать, видеть. В этот период происходит активное формирование синаптических связей и, следовательно, закладываются базисные функции.
3—18 месяцев — период активного развития сенсорных систем. Ребенок становится способным сидеть и передвигаться, что приближает его к источникам познания. У него появляется возможность вертикального обзора пространства, что качественно меняет свойства воспринимающих систем. Возникает возможность произвольного манипулирования предметом, например, игрушкой: взять, бросить, повернуть и т.п. В рамках этого периода ребенок начинает понимать речь и произносить первые слова.
В периоде от 1,5 до 3 лет главное то, что у детей появляется сознание. Приобретается фиксируемый сознанием жизненный опыт. Становятся заметными первые «ростки» межполушарной асимметрии мозга. Активно развивается речь, способность осмысливать связь предметов и символы. Одновременно в это вступает препятствующий артикулированию сосательный автоматизм. Многие дети помнят события этого периода, отнесённые к зародившемуся собственному «Я», становятся способными дифференцированно относиться к разным людям, животным, ситуациям.
3-7 лет — дошкольный период. В это время практически начинается формирование основных двигательных, гностических и праксических систем. Ребенок готов к школьному обучению. Очень важно, что в этом возрасте функции рук и ног получают автономное друг от друга функционирование, что необходимо для обучения письму.
7—17 лет — школьный период. Главное здесь — формирование абстрактного мышления, а также способности к собственному, индивидуальному мышлению. Важным является также пребывание ребенка в коллективе, где он постигает правила общественного поведения. Особую трудность представляет адаптация школьников к половому созреванию, совмещение физиологических потребностей и прививаемых им правил морали.
И.А. Скворцов отмечает, что все эти этапы будут пройдены благополучно и даже с максимальным эффектом, если ребенок находится в благоприятных средовых условиях, которые не только помогают или мешают развитию, но и влияют на запуск синаптической активности, на темпы увеличения массы мозга. Излишне говорить, насколько это важно для нормального психического онтогенеза.
К настоящему времени сложились определенные представления о закономерностях психического онтогенеза с точки зрения его мозговых механизмов, основанные на положении Н.А. Бернштейна о кортикализации ВПФ по мере их созревания. Термин «кортикализация» означает, что развитие психики идет в целом снизу вверх, т.е. от глубинных структур мозга к коре. При этом подъем функций не носит линейного характера, а скорее идет по кругу. Базисные подкорковые навыки (врожденные или приобретенные очень рано в силу своей высокой врожденной предуготованности) имеют тенденцию «переходить» с возрастом из глубинных структур в кору правого полушария мозга (правополушарная латерализация), а затем из него — в левое (левополушарная латерализация). Далее направление функциональных преобразований происходит в рамках заднего-переднего мозга, когда психические процессы движутся из заднего мозга в передний. Все эти процессы происходят под постоянным контролем Центрального механизма психической деятельности — долей, которые имеют нисходящее направление — от коры к подкорковым структурам.
Рис.III
Ниже приводятся более конкретные данные об основных показателях развития двигательной и высших психических функций. Там, где это важно, указываются зоны мозга, отвечающие за те или иные ВПФ, приобретаемые ребенком.
В самый ранний период онтогенеза для определения психического статуса ребенка важным является практически все:
– как ребенок слышит, т.е. нет ли у него глухоты или слабослышания.
– как ребенок видит, т.е. нет ли у него слепоты или слабовидения (это менее важно для развития речи, чем состояние слуха, но тем не менее важно).
– то, как ребенок движется (как держит головку, когда сел, когда пополз, когда пошел)
– то, какие движения он делает ручками.
– то, что он чувствует кожей, обоняет, пробует на вкус, слышит, видит
– звучит ли вокруг него человеческая речь и какая именно.
Особенно важен период с рождения до 3-х лет, когда созревают зоны мозга, ответственные за основные двигательные и речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память,
эмоции.
Помимо соответствия возрастным нормам психического развития, необходимо, чтобы дети были двигательно ловкими. Заботясь об этом, следует учитывать, что к двигательной способности ребенка имеет отношение не только состояние непосредственно двигательной сферы, но и кожной чувствительности. Ребенок познает форму, размер, консистенцию предметов, их температуру и прочее. В этом участвует и зрение, и даже слух, которыми проверяются ощущения и добываются элементарные навыки ориентации в пространстве. Кроме того, важную роль играют те структуры мозга, которые обеспечивают снабжение мышц нервной энергией, а также осуществляют сложные двигательные координации. При этом различные по степени сложности движения обеспечиваются разными участками мозга.
Нейропсихологический подход к сведениям по двигательному психическому развитию ребенка (онтогенезу), содержащимся в литературе, позволяет систематизировать возрастные периоды в соответствии с современными представлениями функциональной специализации различных областей мозга.
Источник