Развитие ребенка по системе смирновой

Развитие ребенка по системе смирновой thumbnail

Òÿ sò½ŸMlÍ6ÿ ÜÃÿ mý(Ÿ÷p’?ølïÖýï-?åø’ÿ ¼rŸö½†·æû6€kuŽ’Ò·aüÝŠ.ûCCö­ÌaØÐÛ Ø×{ZÒ}¬×j×ÿ šcþåŸûléD¿æÿ ¹gþÛù4#Íÿ š?ølïÔ9¾[üàÿ _÷®P6YQÍp®Ë´xÛ°³nÿ Íoè¿âÓr¬¨-e¸9áͱ°êßÝ>ï{,÷¯§êkÍ!ÿ sý¶?òiÍ!ÿ sý¶?ô¢_qç?Í¿å#ÿ ~¯½òßçø’ÿ ¼r§/Û9ÃA´UÚ£þj‹ë¶Æ5Ödµí-ï{Ž®‡Ùô¿9۷جõ”NÛP¹ù8le`C@Îys¿ÍYVäâÕ_©fñ¬m-Lø~ï»óû‡6F¸‰óËûõ}ó-å?ñ¹Þ§¶ŸLê1òHö:wCUzwSÅÎêøe-Ŗ3″Zð Ò¹®ïuŸ¢þFõ©õƒ¡TÃmïȾÙ5ÐÖµ’÷»Ôs·baøo7zb¯ðñÿ ß®÷/Zäÿ ›?ûÖªKK¤ô†õ:ìxµÔz{D‡Îá¿-¹ŸE^ÿ šCþæûléD?Ñœßù¿ùØÿ ïÓ÷î[üçüÙÿ Þ¿ÿÒëº>E?1ô,ö¶œ- Z, ›+ßÿ ë6 õö`æeÔMM±ØƒWÆ¥Ïä~skUðèÍéÝAµôË1,m-X&,0ïJÁþ¶ÿ ¤þr¤³(Ï~H}”šß-ÿ €ZקßôRS¡OéurìÇÄcÛ¸a ÇÐV(úÕõs”ÏK©cÝ`¶ÖðãÉýåÎ}jú§GW>¯¨w¶yÔ@†±¡¿ÉŽOÕ†`¾ªê³ô›åàÈ;Ùý_£ÿ nzi)ö|Ì|-o¢Ác|ZeMù0†¸ûp8Wõ.'”úèûU 쩢ͧQ6Ë­¹­[8}To²êÜÖ8S¤~ów$§uÝ_-šH°@Š´-¬‰•Àõ|®£gX¬ÐÃgM0ûo¬µ¹ tÑW¿ónŸõÍùF¬ÝçwÙ%ž®éýÚùíÛüæÄ”õ}Jp•-›p5ZòæZòÊ«›+.q­­Ûïwç½sýc§¾ÆÒ%µ½Î}nd§ù!ÍüßÍ]qvEý4ìiuÌkKáÛ¢=jØ׺¶û×3ÔòÙ’XÌqqmÜî ôöº»Zï¦Ç~’·¤§Œ¤•õŸ’_çUwÙy}n}Œý^Æ}*ltþ’¯çX»Ÿ¯×pšßIÖYC7润z›*°ûYêŸOgªöýô~õÎWÖúKê•å]Œ2òë;žê˜&»éý[,¯í7Wü¯ûuSúÍe9¸í¸XkÄÈ-³%ãvû­Ê~Ò×ìwèvý?›IO ýL·î•êÔ6e8-Ips˜[-¥…­;XßKè­õáý¨dôŽ´Ü¦Z]e-T×XÓa!ßûÌÛþ {Ž”ä’ŸÿÓÜê•uJz¿KÍÁÞì‡ã䵆[žḞÿ +g¶µÍýbúÝÖzW»†×`k˜ö¾é{ö¤ÍÛ¿×ÿ -GYúÛFcúVNHe™,ØisjÚæY-ú[v·þø³q1®ê=Gì$Q,iÈȵÕVÿ J†ûnÈ}-zlö~nûRSé5ÝV^Ú±KoõY¿ÁÐ×’ú}ûè½Ìþwô?¢·}k›ê-ʯ’¥V-ÙvӘƽûyq-¡á¡ÛYášÏQ*:†/A§¸c¬§Ô-mç*Ö²¦ýœÛE¾‹Iú/¨zïõ7nÙeuÿ a%==2Æ5öVàçK¢8sžÑþk’K0‡-kÚìKó¿AnF5. x-xsZÓx50?Ósý›µë¶·°=Žc”µÍÔâ’œØeƒpw}’}/ÍjÏúËŸc2YÓØó]î!Ì.Ìl´µ¿OôÎ{ìݾŸÑ~-ýŸÕ÷á· 4ÝúKɹ£2àsßêlµ­}ö?g¹é)7PÉÉʲ‹]MM-ô‰$8úk©ŒŸÙµ÷ncl.kHÎnýŽúOýçìQ¿©ukm«*†YSOèlf›ƒ¾…u¹»šÿ úã¨u^°iÆ9& à׊K`5ïkì«ÔÙ¹Þ›ÝW¦’ž*ë2™sÅ­t‡a€Ò}OêØŹ[ò2úP¤1×z‹Æ’Mo˽6nÙµßOó?Kìýæ²úž^EÙN¸[‘ðlÚ 4FÇVÆþퟣÝÿ ·þ©õ§S™MBñ‹”éš)¹íÜ×Lšw²Cl{eÕìÝúD”ÖÇÅÏ=N†¾‹Mck,{֙ٺdžµ«Ý -~Èõ7SìÛ·N›¶LÊçº]™öÒÆçÜ22Fç±õí¥²²ºj»elüë?Kê.«ô[vû}(ˆÓnßüŠJÿÔÊ«êãÚ)çºË)ikŸ¶K¥Ï³é>ÍÞÝûWWõg¦Œ›ñÞlvÕ•aöUH}¿«¶¡úK.õ¶ý63þ;ôtY½öÿ ª¿÷¡ÿ ßú?í/« C+”‘Ò¥Õ™ÿ ­µ¾ ½òÿ çaþ4Y¾íŸüÔÿ Å”ÏýbÉÁé]’+©2†T’KO¤Ý»,°ÖÜŒœw·o£ì_µmËoé¿ ]üåj-ÖΔÕ.§§àÕ_NeÖ³Š±¡âÇmÕŽÃS½”üÛë~’¬Š¿MBÙêøÿ Vº†#ñƒí,° ú^nmn ´Í¯Ûú=•ú_èýOú=(ôþ”õ{‘ö04㽯­ÃÕqiiÌkØ޹óØÿ ÇŠ>íŸüÔÿ Å”g­Prsºv6;Ë•¾áe®üêõ{Ÿ³ÖvÛ~Ï¿Û¿ô¿MXÀé×ôü[l²Û37·xÅ­¡µ´´¾÷²€÷ãRßµ:Íž½¬²ë®ý&U-3ôuù](åãd6ÂS«píÿ È?éó:-LÉÃv;.x.hlzo½’û×/þwøñWݳÿ šŸø²kýeº-ô¬œ§×KÝÓ™ë‰.küÿ £Ç«ê’eŸ£ÿ J±ú>Ff(§1¹÷ÚçŸÑm vÎ}›ë±ÊþØòz._OõC-Ì¥Ô‡†¾¸éµ®oæµ`t?«”t›ÝpÏ6íÑÕKœ×7c~-½/½rÿ ç±ÿ }Û?ù©ÿ ‹&ß]3cr3[¹ÌÞû,»Ûµž”ë,s[ê{ý*Ó[õfî«Ñ3™”=*­³kó/&×Ühs›g£V/«V=4ßW¶¿§êÕüõ¬[7 ¹¿%̵¯hhk©/÷ú›^Ïkÿ Iµi¾š)cqŸeUµ-µµ6¢Ú‰³»kíý#ÒûÎó°ÿ *û¾oósÿ ¾/×~¯dt¯I×]]ÕÜKiµÍ>ѹÛ뵿Cûk? ѻѹ²Çó?á+Ñö}/Òþ‹ùu¯Dë_W)êxôcäàìrK×Ap·2ÊHÍ=¿Í®zÿ ¨AÝ‹Œö·èúž£ÿ Õcé!÷¾_üö?ñ⯻çÿ 5?ñdéÎãÓŒìêŸîe~½ŒvçÌm¾-±»þŒg«ÿ VÙõ¿ê£«.ý§žÆ€NÃG1ùžËÏrÆoÕ_¬?fû;òqÖϦ÷’?”?gÝí]-¿Rþ¡>-¹¿i¯!­ÖÛ,5-ôû+{ý7?ó˜-ÞùóØÿ ÇŠ¾íŸüÔÿ Å”ÿÕÐRcZçCÞ+¼u’Š_H™k}§WqÇ-ç~êä#¸zC²ƒ+16″·’ûßO¿ø$á¬ý#}FÃD´ë#óZ§^æ4Cªö¹®÷$¸lÿ À÷þ’ «p ´Hôÿ J×7þ3vÏå©Fšwþ_2ÛñFÊ…áºvü>ùêŸ̭ŸÎˆ-‰ƒ&O½ßõ¥{“°ì´ïqh€Ý4oòvµ¿ç¨[H¶Ê™”#yCè±L0Tn¬?-©ˆå¹UÐkk¯ÛúA$8í-Û»ÓØ?xqáîZϨ†¹ ˜ŽAé7úʽ®cd’_Í:{µÍƒûíúH;3qme¯I’+³CÄŸ5¦ÚÛ´ 4À,R`º°dsYÃÜ>‰ÐÊ/8Ùæ·4N”*ÌJw¹²åŸ’Ž+w´ð$­[ Y™Ï’#ƒÝ.b0&’°ÊWVÔ1:hI%I²ÿ ÿÖÐI$-ôªVpéÞù#EYjb42ÝâT¸#Å-zjÇ-U6È€Ã÷!cûísû>jW9­¯^ $ü’-+b†H‡8n?ª»¼€í«[h”ßDwfVô=»¸”ò¸0{%›Xv˜ mÍ´j””ˆÑ¡ LLn5zK’ÒâöΦDO+OºCbK®Ž’]ªƒZêìC¸ø½‰Qû%ocÜ${š žê ñ/¯ýÇMéV°dÞð×k[FÎâIúqùʆS,câ¼´ûáhTçÔ-²ç =ÇúÄ,Ëlu¶»”ùÎG:ñH’œWuú 0I$•fgÿ×ÐI$Lj[~Et½þ”l0l€cCIÌÿ ª”A$¹4″‘¦¨Ö vÜqç¯úýÊ›0÷âúþ«7o­ ‘ßÒx¿vö¾¯ð¬ô¿óÍé¹WÖVÔèÞÑAulX¦³†- (ÑGšïÕŸ»y ã=6’Ý¢>åG2«)§cÜÇ9Շà kôQpÞáê ù…,dFB¯Hc”n u,œK¯.±¿¢¦6I†-ÄÉþ¯æªýAÃn› ™;,ÏòÙå¢×%‡•›Ÿ[[g3!*7z«¹*šÏiÜÚÀ­Þ£]Ö×üÛËg°ãîNÇûœçs¹?{Š ª©z’ Ylt7ªFUe/{ˆ¬juLêÚ÷¡-î9>jcŠìc!â´%ÎI$•fgÿзëy~*tú-ÚÚkkw¾@Ü`haÜv»óä¬ô§ÕGSÇ¿!àc±ÇÕ$hÖ-=¿Dnö¹ÎÆxå-ž’2ˆ-µé’W£ÊLqÎQù”dcýáKi½#¨¾-ä1″½•Å§p ú@±Õ5Ý•l~¤j šðuÝ$|þŠ5Ö}Ÿª°àgÒÎŒáe!Å®~ö»Ô©Ís­s¬ÛþzÌ«|C h8ÔHþª±ÌâÅ‹†XǃÝaåÎYÄûÆ2¸Æ^cÃ|P-õ½-ûº±±éxN£¼ûTÛÕÍcÓ7A /

Источник

Пишет katrinn_in_love (katrinn_in_love)

2015-03-25 23:06:00

katrinn_in_love

katrinn_in_love

2015-03-25 23:06:00

Категория:

  • Дети
  • Отменить

Второе полугодие жизни

Во втором полугодии жизни младенец, уже умеющий действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в его поведении. Если взять 7-8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы -волосы, воротник, серьги и т. д.

Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например ≪в козу≫ (Идет коза Рогатая…) или ≪по ровненькой дорожке… В яму бух!≫. От этих игр дети 7-10 месяцев приходят в восторг. Но простого ≪сюсюканья≫ ребенку уже недостаточно. Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая получила название ситуативно-деловой.

Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Одним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрослого. Это достигается на этапе ситуативно- личностного общения. Дефицит такого общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.

После шести месяцев дети хорошо различают положительные и отрицательные воздействия взрослых и по-разному реагируют на них: при порицании или осуждении со стороны взрослых у них начинают преобладать негативные проявления – малыши обижаются, отворачиваются, а иногда и плачут. Интересно, что сроки появления дифференцированного отношения к отрицательным и положительным воздействиям зависят от условий воспитания детей.

После 5-6 месяцев возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым.

Во втором полугодии отношение к близким и посторонним взрослым различаются качественно – при встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций (восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах).

Предпосылки развития речи

Во втором полугодии начинает формироваться новое и самое главное средство человеческого общения – речь. Хотя до 12-15 месяцев ребенок – еще не говорящее существо и первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития. Подготовка к появлению речи идет двумя

путями:

1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи);

2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи.

Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово ≪ладушки≫, например он хлопает в ладошки, а на слово ≪до свидания≫ – машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).

Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это ≪щебетание≫ достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: ≪ба-ба-та≫, ≪ма-ма-да-да≫ и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом.

Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению ≪человеческих слов≫.

Из экспериментов стало ясно, что слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком, с близкими и знакомыми взрослыми.

Развитие манипулятивных действий младенца

Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей, поскольку именно в ней происходит развитие всех сторон психики ребенка.

Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия – постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой и пр.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, сняв трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.

С помощью взрослых возможности действия младенца существенно расширяются: родители (или воспитатели) могут показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним. Они показывают, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить и пр. Подражая взрослым, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода.

Развитие познавательной активности во втором полугодии

Изменение положения пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет ≪учит≫ руку подстраиваться под его свойства, а глаз ≪учится≫ у руки. К 10-11 месяцу это ≪обучение ≫ приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребенок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Таким образом возникает координация руки и глаза, складывается зрительное восприятие формы и величины.

К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до определнного момента новый предмет – это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление

интереса к свойствам предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах, исследует его: ощупывает его поверхность, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования применяет привычное манипулирование, причем не механически, а как бы выясняя, на что этот предмет пригоден.

В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные под платком или под крышкой предметы, и ≪прятки с игрушками≫ становятся любимой забавой малышей. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов независимо от расстояния до них.

Становление образа себя

Наличие образа самого себя у ребенка наиболее ярко проявляется при восприятии ребенком своего зеркального отражения. Восприятие зеркального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания.

Кризис первого года жизни

Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой, сам пытается управлять близкими взрослыми, сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

От 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в пять подгрупп:

1) ≪трудновоспитуемость≫ ребенка – упрямство, иастырность, непослушание, требования повышенного внимания и пр.;

2) резкое увеличение новоириобретений, как положительных, так и отрицательных – попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений как в игре, так и в действиях по самообслуживанию;

3) повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых – обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы;

4) необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее);

5) повышенная капризность ребенка.

Как можно видеть, круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них – сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, а главное – стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений.

На этом этапе возникают собственные, независимые от взрослого желания ребенка. Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность.

Но это автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить ему еще трудно самому. Взрослый по-прежнему необходим ему, но теперь уже по-другому: ребенку нужно не только хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и к его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность и активность. Отсюда повышенная чувствительность годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является тем качественным преобразованием, которое происходит в кризисный период одного года. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оценки) составляет суть этого возрастного кризиса. Это противоречие разрешается на следующем этапе развития.

  • Гэри Чепмен “5 языков любви”

    Существует пять основных языков эмоциональной любви – пять способов, при помощи которых люди выражают и воспринимают эмоциональную любовь. У детей,…

  • М.Кодно «Искры радости. Простая счастливая жизнь в окружении любимых вещей»

    Настоящая жизнь начинается только после того, как вы приведете в порядок свой дом. Для того чтобы успешно навести и поддерживать порядок в доме,…

  • Джон Готман “Карта любви” ч.4

    Договоритесь, какую решаемую проблему вы хотите обсудить. Потом сядьте по отдельности и подумайте о ней. На листе бумаги нарисуйте две окружности -…

Источник

Играть или учить

Автор: Смирнова Е.О.

В последнее время главной заботой родителей, когда их ребёнок достигает 3 лет становятся не игрушки, не сказки и потешки и даже не укрепление здоровья, а …его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того, чтобы ребёнка приняли в хорошую школу (а значит, для того, чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни) ему уже в 6 лет нужно выдержать солидный экзамен на “готовность”. Следовательно нужно как можно раньше начать обучение. А поскольку самим учить некогда, да и непонятно как учить 3-летнего ребёнка, одна надежда на профессирналов, т.е. на детский сад. И родители ищут такой детский сад, в котором как можно раньше и как можно больше учат. Учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и пр. За такой детский сад они готовы платить немалые деньги – ведь для будущего ребёнка ничего не жалко! И воспитатели в соответствии с законами рыночной экономики, охотно идут навстречу потребителю (т.е. родителю) и учат.

В результате система дошкольного воспитания всё более превращается в низшую ступень школьного обучения. Несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции учёных, несмотря на политику дошкольного отдела Министерства образования и его призывы сохранить детство, страх перед будущим берёт своё и “готовность к школе” становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах. Данная тенденция является не только неоправданной – ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной, несущей с собой непредсказуемые социальные последствия.

Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Знания и умения, приобретаемые в ситуации учебных занятий и не включенные в контекст жизненных интересов детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и не несут развивающего эффекта. Даже заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. Так, например, заучив названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают, какое сейчас время года, или запомнив на занятиях названия предлогов, (над, под, сверху и пр.) он не использует их в своих действиях. Такие заученные знания, оторванные от реальной жизни детей, остаются бессмысленными речевыми штампами. Несмотря на огромные усилия педагогов и умственное истощение дошкольников, их готовность к школе остаётся весьма сомнительной. Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые и непослушные, а потому что они дети. И беда не в том, что они ничего не приобретают от такого преждевременного обучения, а в том, что они теряют необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся не менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть – они возятся, дерутся, толкаются – поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть. Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам (открытым или заданным в игровой роли), при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, становится школой произвольного поведения, учит его добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать свои импульсивные желания. Игра наводит порядок в голове ребёнка, помогает ему понять себя и своё отношение к миру. Это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно.

Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери) из игры уходит “правилосообразность”: дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с “идеей” – с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним. Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть “школой произвольного поведения”, но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.

Бедность и примитивность игры пагубным образом отражается и на коммуникативном развитии детей. Общение дошкольников происходит в основном в совместной игре. Именно общая игра – её правила, её сюжет, распределение ролей и пр. – является главным содержанием общения детей. Играя и выполняя различные игровые роли, они учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила общения. Дошкольники, не умеющие играть, не могут содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников. Нарастают проявления агрессивности, отчуждённости, враждебности к сверстникам. Дети могут просто так, без особой причины больно стукнуть товарища головой об стену, таскать за волосы, отнять игрушку, обидеть, не испытывая особых переживаний. Нетрудно представить, какие последствия (в том числе и социальные) могут иметь подобные детские “шалости”.

Между тем и родителей и воспитателей как правило мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая “готовность” не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни – таких “готовых” детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать – эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это ещё и период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы, уже невозможно “впихнуть” во взрослого человека. Надо понимать, что лишая маленького ребёнка игры и заставляя его учиться, мы забираем у него детство, а значит крадём у него целый мир детских переживаний, стремлений, отношений и лишаем его возможности стать полноценным человеком.

Источник: www.psyparents.ru

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

– “Психология игры” Эльконин Д.- М.: Владос, 1999 г. – 360 с. (Серия “Сам себе психолог”)

– Игры в педагогическом процессе

Что такое Я-концепция? Почему родителю, педагогу, социальному работнику необходимо знание об этом феномене? Как можно повысить самооценку ребенка и зачем это нужно делать? Почему игра – самое серьезное занятие в детстве, которое “окупается золотом высокой пробы”? В книге “На пути к личности” Николенко Л.А. сделана попытка ответить на эти и ряд других вопросов, касающихся становления личности ребенка.

– Психологические игры и упражнения

Предлагаемая книга “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.” Хухлаева О. В.- сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах.

В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5-9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы. Это – тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Она включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей.

– Игра и произвольность у современных дошкольников

– Игры и игрушки для детей от 5 до 6 лет

– Игры, развивающие внимание

– Как выбирать игрушки

– Как они играют

– Как играют наши дети

– Куклы нашего времени

– Кукольное хозяйство

– О единице сюжетно-ролевой игры

– Во что ты любишь играть?

– Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках

– Что нужно настоящему мужчине? Выбираем игрушки для мальчиков

– Целеустремленность у дошкольников в игровой деятельности

– Развивающие игрушки. Что это такое?

– Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры

– Психологические вопросы дошкольной игры

– Проблемы психологии детской игры в работах Л.С.Выготского, его сотрудников и последователей

– “Право на игру” Смирнова Е.О.

– Групповая игротерапия с детьми

– “Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников в разновозрастной группе детского сада” Флегонтова Н.П.

– “Традиционная игра как культурно-психологический феномен” Смирнова Н.А.

– Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии

– Лучшие развивающие игры

– Учимся или играем?

Источник