Развитие ребенка по сирсу

Как только их не называли у нас: Сирзы, Сёрсы, Серсы… Но важно не это, а то, что книги Уильяма и Марты Сирс, посвященные воспитанию ребенка и уходу за ним, с момента перевода на русский язык и до сих пор остаются ценным экземпляром любой родительской библиотечки. В чем секрет такой популярности?
11 декабря 2020Текст: Евгения Карповская
Кто такие Сирсы
Американцы Уильям и Марта Сирс – не просто писатели, но доктора. Билл – педиатр, а Марта – медсестра, преподаватель курсов для будущих мам и консультант по вопросам лактации. Наверняка, толчком (а впоследствии и замечательным подспорьем) к написанию самой первой книги, посвященной уходу за маленьким ребенком, стал не только профессиональный опыт, но и личный, ведь у этой примечательной во всех отношениях супружеской четы восемь (!) детей.
Сирсы не понаслышке знакомы с понятиями «особенный малыш» и «трудный ребенок». Дело в том, что один из их сыновей – Стефан – родился с синдромом Дауна, а девочка Лорен стала приемной дочерью. После того, как книги, вышедшие из-под авторучки супругов, покорили сердца родителей во всем мире и разошлись сумасшедшими тиражами, авторы не ушли на покой и не стали заслуженно почивать на лаврах. По сей день Сирсы ведут частную медицинскую практику в Калифорнии, а заодно консультируют всех желающих на своем семейном сайте.
Пример для подражания – так можно охарактеризовать авторов популярного бестселлера «Ваш малыш от рождения до двух лет». Марта Сирс с «послужным» списком из восьми воспитанных детей даст дельный совет как работающей маме, так и домохозяйке, ведь за 18 лет она не раз примерила на себя обе роли. Уильям Сирс поделится своим опытом отцовства и расскажет о неоценимой роли папы в жизни малыша (читайте «Отцы в роли воспитателей» – отдельную главу книги «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет»).
Книги Уильяма и Марты Сирс
Литературное наследие Сирсов довольно велико – всего было опубликовано более 30 книг. На русский язык переведены десять, из которых самыми популярными стали следующие бестселлеры: «В ожидании малыша», «Готовимся к родам», «Ваш малыш от рождения до двух лет», «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет» и «Здоровье ребенка от докторов Сирс».
Отдельным «хитом» в послужном списке супругов Сирс стала книжка «200 мифов и фактов об уходе за малышом». В ней доктор Билл в соавторстве со знаменитым нью-йоркским педиатром Эндрю Эйдсманом помогает молодым родителям «отделить зерна от плевел» и в легкой доступной форме объясняют, почему не стоит слепо доверять легендам и суевериям, которые могут оказать вред здоровью ребенка. Согласитесь, что именно с таким чтивом не помешает ознакомиться слишком активным бабушкам!
Энциклопедические книги Сирсов охватывают максимально возможный период развития ребенка: от планирования до достижения им подросткового возраста (и от выбора няни до первой влюбленности, кстати, тоже!). В них можно найти всю необходимую информацию – прикладывание к груди, борьба с коликами, облегчение симптомов прорезывания зубов, правила введения прикорма, приучение к горшку и т.д., и т.п. – успевай только делать закладки. Но круг обсуждаемых проблем выходит за рамки чисто медицинских: из некоторых разделов можно узнать, что такое кризисы взросления, как справиться с детскими капризами, как научить детей выражать свои чувства, как скорректировать у них нежелательное поведение, как отучить от дурных привычек, в конце концов, как воспитать у подрастающего поколения «здоровую сексуальность». Все описано очень четко и подробно. А главное – с душой. Вообще наиболее точным определением тональности книг Сирсов будет следующее – спокойный неторопливый семейный разговор.
И все-таки в российской родительской среде мнения о печатных трудах популярной американской четы до сих пор самые полярные: от восторгов («Настольная книга на все времена для любящих родителей!») до порицаний («Открытая пропаганда слингов и грудного вскармливания чуть не до школы»). Чтобы по достоинству оценить книги Сирсов, нужно просто подойти к чтению не предвзято. Тогда можно заметить, что сэр Уильям, конечно, рекомендует, но оставляет выбор. К примеру, выступая горячим сторонником грудного вскармливания, он, тем не менее, не отрицает того факта, что в некоторых случаях от него можно (а бывает и необходимо) отказаться.
Философия Уильяма и Марты Сирс
Сирсы – адепты теории естественного родительства, которая восходит своими корнями, по всей видимости, к самым древним временам. Что же это такое? Все просто: родительское поведение должны определять три главных вектора – любовь, интуиция и собственный пример. Фундамент, на котором строятся детско-родительские отношения – это привязанность. Начинать формировать ее нужно как можно раньше, в идеале с первых дней жизни младенца. И вот эта идея о том, что ребенок должен как можно меньше времени проводить в отрыве от матери, стала для старшего поколения россиян, выросших на книгах Спока и Зайцева, поистине революционной. Давать грудь, как только ребенок захочет? Бежать к нему по первому зову? Брать к себе в кровать? Немыслимо! Но чета Сирсов мягко и настойчиво советовала:
как можно чаще носите ребенка на руках (или в слинге);
кормите грудью по требованию до двух лет;
практикуйте совместный сон минимум до трех лет;
слушайте свой внутренний голос: именно он позволит понять, чего хочет ребенок, и отреагировать на его потребности самым подходящим образом.
Что это значит? Минимум физических наказаний (еще лучше вообще обойтись без них), признание за ребенком права на уникальность и собственные «хотелки», планирование своего дня и стойкая встреча трудностей. Это поможет вам гордо и с достоинством нести нелегкое знамя родительства и воспитать в своем ребенке такие важные личностные качества как уверенность в себе, самостоятельность, честность и ответственность.
«За» и «против»: делимся мнением о прочитанном
«Сирсы подкупают своей вменяемостью и адекватностью. О детях пишут тепло и с любовью, но без манипуляций и заискивания».
«Я не в восторге от американских детей, поэтому и к Сирсам как родителям-американцам отношусь настороженно. Все-таки Запад есть Запад… Предпочитаю книги и методики отечественных авторов – Зайцев, Никитины».
«Люблю книги Сирсов – мне близка их психология. Но если идея “естественного” родительства вам не понятна, лучше прагматичного Комаровского почитать».
«Полезная библиотека советов для молодых родителей под одной обложкой».
«Практические советы под русских мало заточены. Например, очень удивило, что в список “благотворно воздействующих на желудок продуктов в период токсикоза” включены чипсы и жвачка. Понятно, что если очень хочется, то можно, но, помилуйте, зачем рекомендовать такое в книге?!».
Наше мнение
Плюсы
Оформление. Много рисунков, таблиц, сносок и врезок, подробно объясняющих, что к чему и что за чем.
Практичность. Авторы мало теоретизируют, зато дают много полезных советов и ответов на вопросы, подкрепленных практическим врачебным опытом. Например, вы найдете в книге подробный список того, что нужно купить для первых месяцев жизни ребенка или отыщите пошаговую инструкцию по использованию слинга.
Рекомендации, а не указания. Здесь вы не прочитаете: «только так, а не иначе». Сирсы делают акцент на индивидуальный подход, ведь каждый ребенок не похож на остальных!
Настроение. Если понятие душевности можно применить к печатному изданию, то скажем, что книги Сирсов излучают спокойствие и оптимизм. Возможно, вы не станете воплощать в жизнь все описанное, зато научитесь смотреть на какие-то проблемы под другим углом. Подкупает и то, что, рассказывая о воспитании своих собственных детей, авторы не только делятся своими победами, но и говорят о неудачах. Как говорится, через тернии к звездам!
Минусы
Неактуальность. Читателю придется постоянно делать поправку на время: информация о том, сколько булавок потребуется родителям новорожденного для того, чтобы закалывать многоразовый подгузник, уже давно никому не нужна.
Оторванность от действительности. Советы и рекомендации относительно рациона во многом построены на национальных традициях питания: к примеру, ореховая паста и сейчас нечастый гость на столе среднестатистической российской семьи (в отличие от американской).
Различия в менталитете. Особенно ярко оно может проявиться при ознакомлении с разделами книг, которые посвящены сексуальному образованию детей. Плохо это или хорошо, но все-таки до сих пор многие из нас не настолько раскрепощены, чтобы называть вещи своими именами (в частности озвучивать трехлетнему ребенку названия половых органов, а не заменять их словами «штучка» и «писюлька»).
Больше интересных и полезных материалов о воспитании детей – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Источник
Использование технологии Сирс в работе с дошкольниками.
Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, развиваться. Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемые индивидуальные игровые занятия с использованием инновационной компьютерной Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС). Чем раньше начинается развитие способностей у детей, тем больше шансов на их развитие.
Компьютерная программа система интенсивного развития способностей (СИРС) способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста максимально эффективно использовать неисчерпаемые возможности человеческих способностей, испытывать радость новых достижений и творческого общения.
Данная программа лицензирована, имеет право на ведение образовательной деятельности, используется в образовательных учреждениях России, о чем свидетельствуют положительные отзывы.
Программа подкреплена необходимыми учебно-методическими пособиями. Под руководством автора программы определена основная цель инновационной деятельности по данному направлению: создание системы работы по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютера на основе СИРС; исследование эффективности использования компьютерной программы по данному направлению в условиях дошкольного учреждения.
Реализация данной цели определила постановку и решение следующих задач:
- формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка;
- внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность;
- обеспечить развитие информационной культуры у старших дошкольников;
- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
- развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
- развивать мелкую моторику рук.
- развивать воображение и творческие способности;
- развивать индивидуальные способности детей;
- обеспечить развитие информационной культуры у старших дошкольников;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Для реализации данной программы «СИРС» оборудован кабинет, отвечающий всем необходимым требованиям СанПиН. («Гигиенические требования к организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров»).
Первое занятие, пятое, десятое и шестнадцатое проводятся в режиме «Диагностика». На остальных занятиях проводится «Стандартный тренинг», режим «Обучение». Такой порядок необходим для сравнения результатов, полученных в результате тренинга, осуществляемого педагогом-психологом.
Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в ступенчатом введении материала. Переход от легкого к сложному, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы
Компьютерное занятие для дошкольников имеет следующую структуру:
- вводная часть (приветствие, установочный раздел);
- 1часть основная (работа на компьютере);
- двигательная (снятие мышечного напряжения – гимнастика для глаз, психогимнастика);
- 2часть (дидактические игры);
- 3часть заключительная (анализ игры, достигнутые результаты, прощание, релаксация).
Курс предложенных занятий представлен как путешествие в волшебный Мир Компьютерных знаний, где каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом. Занятия направлены на развитие мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.
Задания даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении желательно не нарушать их последовательность.
Занятия проводятся индивидуально и подгруппой детей. Длительность одного занятия – от 10 до 30 мин. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Курс СИРС тесно связан с такими дисциплинами, как «Математика», «Логика», «Обучение грамоте».
Задача педагога – стимулировать мыслительную активность детей, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
Одним из разделов программы СИРС является Электронный программно-методический комплекс «Логопед». Комплекс «Логопед» – интерактивная обучающая среда для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия является продолжением реализации проекта «Развитие творческих способностей на основе информационных технологий». Большое внимание уделяется подбору слов в целях оптимизации развития фонетических способностей.
Электронная информационная среда «Дифференциация звуков» содержит пальчиковые и язычковые упражнения, разработанные методические рекомендации позволяют эффективно оптимизировать процесс обучения произношению.
Пришли к выводу, что работа по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютера на основе СИРС в условиях детского сада значима и необходима.
У детей развита информационная культура, повышается уровень развития памяти, внимания, мышления.
На практических обучающих занятиях с детьми, мы увидели заинтересованность активность, горящие глаза детей, азарт, результативность выполнения заданий и поняли, что использование СИРС будет эффективным и успешным в условиях дошкольного учреждения.
Дальнейшая работа с автором программы предполагает:
- корректировку, совершенствование и обобщение инновационной технологии СИРС;
- вести работу по данному направлению с детьми коррекционной группы с уровнем интеллектуального развития ниже среднего;
- разработать программно-методический материал для работы с дошкольниками;
- совершенствование диагностического инструментария;
- внедрение электронного программно-методического комплекса «Логопед»4
- в связи с запросами родителей, актуальностью применения информационной технологии в образовательной деятельности, планируется оказание платных образовательных услуг по данному направлению в следующем году.
Комплекс интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Направлен на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия (СИРС) /10 мин./:
Развитие памяти содержит:
1) Тренажеры для развития зрительной памяти;
2) Тренажер для развития ассоциативной памяти;
3)Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков.
Развитие пространственных представлений:
1)Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальным отображением образов;
2)Тренажеры для работы с развертками куба.
Развитие наглядно- образного мышления и креативности на основе конструирования
1) Танграм – с помощью 7 геометрических элементов
Развитие понятийного мышления
1)Тренажер стихи (последовательности, окончания, чувство стихосложения)
2) Тренажер словарь
3) Тренажер понятийное мышление (пословицы, переносный смысл слов)
Развитие приемов умственной деятельности
1)Прогрессивные матрицы Равена
Развитие процессов звуко – буквенного анализа, синтеза,
Развитие навыков устного счета
2.Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. /4 мин./
3. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. /5 мин./
4. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. /2 мин./
Источник

Методика воспитания по доктору Сирсу основывается на личном опыте врача-педиатра Уильяма Сирса и его жены Марты, вместе вырастивших восьмерых детей. Метод воспитания, который он назвали «стилем сближения», способствует возникновению телесных, неразрывных связей между родителями и детьми.
+
Спросите врача онлайн
Гарантированный ответ в течение часа
Метод доктора Сирса не можно назвать чем-то новым, он просто дал ему название. В основе его воспитания лежит здравый смысл, к которому следует прислушиваться, полагаясь на заложенные в нас природные инстинкты.
Родители не могут научиться всему сразу, быть родителями – это профессия. Рекомендации доктора Сирса считаются отправными моментами, используя которые, молодые родители приобретают опыт, вырабатывают собственный стиль общения, соответствующий личным качествам малыша и индивидуальности родителей.
Среди главных целей, которые должны перед собой поставить родители, Сирс выделяет следующие: узнать малыша, помочь ему хорошо себя чувствовать, а также получать удовольствие, будучи родителями. Чтобы достичь этих целей, доктор выделяет определенные модели поведения родителей, концепции создания неразрывных связей – составляющие «стиля сближения».
Ранний контакт с ребёнком
Родители должны осознавать ответственность перед будущим малышом. Чтобы беременность и роды были именно такими, как хочется, необходимо читать книги, соответствующие методики. Очень важно любить и ощущать малыша задолго до его рождения. На протяжении первых месяцев после родов малышу и маме просто необходимо быть вместе. Ведь кроха подает маме знаки и сигналы о своих желаниях, а мама учится их понимать, правильно на них окликаться. Иногда все просто, например, ребенок хочет кушать или необходимо сменить подгузник. В других случаях понять малыша труднее, но никогда нельзя игнорировать кроху.
Брать ребенка, если он плачет
Довольно часто молодой маме советуют не брать на руки плачущего малыша, иначе кроха привыкнет, вырастет избалованным. Но малыш еще не умеет вести себя плохо. Плач – это единственный способ, с помощью которого малыш сообщает о своих проблемах и желаниях. Очень важно незамедлительно откликаться на призывы новорожденного. Когда малышу исполниться несколько месяцев, на его требования можно отзываться с некоторым промедлением. Постепенно ребенок сам будет учиться помогать себе, перестанет использовать плач по любому поводу.
Носить ребёнка на руках
Довольно часто родители представляют будущего малыша, постоянно лежащего в своей кроватке, и которого берут оттуда, чтобы покормит или перепеленать. Методика доктора Сирса меняет такой взгляд. Если малыша постоянно носить на руках, он меньше плачет, более спокойный, хорошо себя чувствует. Кроха лучше развивается, ведь многое познает, находясь у активных родителей на руках.
Совместный сон
Очень редко можно встретить малышей, которые хорошо спят целую ночь. Как правило, родителям приходится много раз вставать, пробовать места, где спать удобнее и маме, и малышу. Не стоит бояться брать ребенка к себе в постель. Очень часто кроха лучше всего спит возле мамы, чувствуя ее рядом. Проснувшись ночью, он быстрее засыпает вновь. Совместный сон мамы и малыша продлится недолго, но польза от таких действий огромная.
Отцы незаменимы
Налаживание тесного контакта с ребенком протекает намного лучше, если отец тоже активно участвует в его воспитании. Несмотря на то, что на протяжении первых лет жизни малыш предпочитает больше маму, отец незаменим. Задача папы – позаботится о маме, чтобы она позаботилась о себе и крохе. Ребенок будет любить отца не меньше матери.
Напрашивается вывод: если малыша постоянно носить на руках, кормить по требованию, не давать ему плакать, спать вместе с ним, то он вырастет избалованным и эгоистом. Доктор Сирс уверяет, нет! Ребенок, пройдя стадию здоровой зависимости, обретает уверенность и самостоятельность.
Исследования Сирса показали, что ребенок, неразрывные с мамой на протяжении первого года жизни, способен легче перенести разлуку с ней в старшем возрасте. Сначала малыш чувствует себя одним целым с мамой во время беременности. Постепенно отдаляясь от нее, он хочет ощущать себя в прежней безопасности. Попадая в незнакомую ситуацию, ребенок, поддерживающий контакт с мамой, ожидает ее одобрения. Оказавшись в следующий раз в схожей ситуации, малыш уже способен обойтись без помощи мамы. Находящаяся рядом и готовая помочь мама придает уверенности ребенку, помогает ему полагаться на свои собственные силы, что, в свою очередь, развивает самостоятельность.
Малышу необходимо внимание! Ребенок учится доверять родителям, если они реагируют на его призывы. А со временем он понимает, что не нуждается в мгновенной помощи.
Стиль сближения, который правильно понятый родителями, способствует развитию малыша, обеспечивает необходимое равновесие. Если ребенку хорошо, он и ведет себя хорошо.
Стиль сближения ускоряет развитие. Малыш, который меньше плачет, имеет больше времени на познание нового. Говорят, что такие детки «процветают». Малыши, воспитываемые по данному методу, вырастают внимательными к окружающим, справедливыми, способными на глубокие чувства.
Здравствуйте.
Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.
Источник