Развитие ребенка по монтессори как это

История появления
Мария Монтессори – итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость – во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!
Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально – только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора.
Мария Монтессори
В чём суть педагогики Монтессори
Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.
Основные принципы методики
- Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
- Монтессори – методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
- Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
- Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого – только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
- Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
- Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
- В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре – таким образом дети учатся договариваться между собой.
- Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Преимущества системы
Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори – то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.
Минусы системы
- Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
- Творчеству не уделяется должного внимания – нет зоны, в которой дети могут просто творить.
- Отсутствие подвижных и ролевых игр.
- После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
- Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить – нет.
- Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.
Кому подойдёт система Монтессори
Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит.
Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.
В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.
Резюме
Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль – они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.
Но методика имеет и минусы – например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.
Источник
Многие родители, которые приходят к нам, никогда не слышали о том, что занятия Монтессори можно проводить даже с детьми до года. И чаще всего они очень переживают, что упустили этот чудесный период для развития малышей.
Педагоги детского Монтессори центра «Созвездие» спешат на помощь свежеиспеченным родителям. Сегодня мы подговорим о том, как же использовать идеи Монтессори педагогики для малышей от нуля до года. Но и родителям малышей постарше тоже будет что почитать, ведь многие занятия подходят и детям после года.
Почему стоит начинать Монтессори занятия ещё с грудничков?
Мы считаем, что встраивать в жизнь принципы Монтессори можно начинать с самого рождения. Ведь вы уже можете сделать так много для новорожденного: правильно взаимодействовать с малышом во время ухода, кормления и перед сном, разговаривать с ним, понимать его просьбы, а также организовать ему удобное пространства для роста и развития.
Первое, что нужно запомнить – дети бессознательно впитывают всё, что видят и чувствуют, так устроен их мозг. У них пока не развито произвольное внимание или память, следовательно, они не контролируют то, что запоминают, будь это хорошим или плохим. А это значит, что именно вашей задачей становится создать достойную среду для развития: окружите малыша красотой, заботой, уважением и любовью.
В первые месяцы жизни закладывается очень много бессознательных убеждений о себе и о мире: безопасен ли мир вокруг меня, любят ли меня окружающие, важен ли я для них. Чтобы базовая картина мира сложилась позитивно, много говорите с малышом, будьте внимательны к его физическим потребностям, уважайте его тело и желания.
Монтессори развитие для грудничков от 0 до 2-3 месяцев
Только кажется, что новорожденный ещё ничего не может и только спит и ест, на самом деле его мозг начинает бурно развиваться, и вы можете помочь.
- Чаще берите малыша на руки и давайте ему рассматривать лица
Новорожденные по своей природе имеют очень плохое зрение и видят только очертания объектов. Но есть один объект, к которому чувствителен даже глаз грудничка, и это человеческое лицо. Старайтесь делать так, чтобы во время процедур по уходу и кормления малыш мог разглядывать ваше лицо на расстоянии где-то 30-40 сантиметров. Не закрывайте малыша пелёнкой и не отвлекайтесь на телефоны и другие гаджеты, когда ухаживаете за младенцем.
- Давайте ребенку возможность следить за движением объектов
Уже к концу первого месяца жизни младенцы учатся следить глазами за движущимися объектами. Вы можете легко использовать первые мобили (сперва черно-белый мунари мобиль, затем цветные варианты мобиля Октаэдры), сделанные самостоятельно или приобретенные в магазине
- Позволяйте малышу получать обратную связь от мира
По возможности не ограничивайте движения крохи и позволяйте ему получать обратную связь от мира: старайтесь быть чуткими к его потребностям, давайте возможность касаться разных поверхностей, испытывать разнообразные ощущения (звуки, прикосновения, запахи и так далее)
Становимся старше. Монтессори активности для малышей от 3 до 6 месяцев
Очень сложно сделать разбивку Монтессори по месяцам для первого года жизни, так как в это время дети развиваются очень по-разному. Тем не менее, вы можете наблюдать за ребенком и предлагать ему сначала активности из списка выше, а затем переходить ко второму списку и следить за его реакцией.
В этом списке мы собрали идеи для детей, которые совершили первую революцию в своём развитии и стали интересоваться миром вокруг себя. В этот период дети открывают для себя контроль над собственными руками, пытаются доставать до интересных им предметов и в какой-то момент осознают, как захватить его в свой маленький кулачок.
- Предложите контрастные картинки для разглядывания
Как мы уже писали, зрение малышей несовершенно, но всё же контрастные картинки даже им вполне по силам. Черно-белые и контрастные цветные изображения можно развесить по дому, а также предъявлять, когда вы выкладываете его на животик. Найти картинки можно в интернете и в специальных Монтессори книжках для малышей до года.
- Переходите на Гобби мобиль
В отличие от своих предшественников Гобби мобиль представляет собой идеальный предмет для первых осознанных движений рукой. Он приходит в движение, когда малыш задевает его и предлагает уже больше вариантов цветов
- Предложите маленький тактильный коврик
Малыш открыл для себя счастье владения маленькими ручками, а значит сейчас ему нужно помочь получить с помощью них как можно больше информации: предложите ребенку изучить на ощупь тактильный коврик с ленточками и разными наполнителями
- Обзаведитесь простым прорезывателем для зубов
Согласно Монтессори рекомендациям отдать предпочтение следует простым моделям из натуральных материалов. Например, деревянное кольцо с привязанными к нему лентами из натурального шелка
- Создайте первую корзинку с «интересными штуками»
Уже в возрасте до года Монтессори педагоги предлагают использовать первую корзинку с предметами: можно собрать набор из 5-6 мячиков разных на ощупь и предложить малышу исследовать 2-3 из них за один раз, пока он лежит на животике. Будьте готовы, что и сама корзинка может привлечь внимание ребенка, отдавайте предпочтение крепким моделям без мелких декоративных элементов.
- Приобретите погремушку из натуральных материалов
Деревянная погремушка с бубенчиком – одна из классических Монтессори активностей для развития детей до года. Такая игрушка может занять малыша надолго, ведь её можно схватить маленькими пальчиками, а на каждое движение она отзовётся звоном бубенца внутри. Чуть позже её удобная форма позволит ей укатываться от своего хозяина, стимулируя того на активные передвижения ползком. Другие погремушки из Монтессори серии также могут привлечь внимание малыша.
- Познакомьте малыша с зеркалом
Малыши любят рассматривать лица, поэтому обычно их очень привлекает рассматривать собственное отражение. Расположите специальное безопасное для ребенка зеркало рядом с местом для сна или в игровой зоне и дайте ему достаточно времени на исследование отражения.
- Закрепите деревянное колечко на резинке над малышом
Простое колечко на резинке здорово поможет развить координацию движений глаз и рук и надолго займёт малыша.
- Не забывайте про прогулки
Гуляйте с коляской, а в тёплое время года смело берите малыша с собой на пикник и выкладывайте его на плед. Детям очень важно быть в контакте с природой: пение птиц, шелест листьев и плавное движение облаков не заменит ни одна игрушка.
Развитие ребенка до года по Монтессори: от 6 до 9 месяцев
Примерно в этом возрасте ребенок начинает сидеть, а, значит, у него появляется гораздо больше возможностей для манипуляции предметами, которые непременно нужно использовать.
- Крутящийся барабан
Игрушка из классического Монтессори набора, которая прекрасно развивает произвольность, координацию ребенка и учит его совершать разные действия над предметами. Для того чтобы сделать игрушку ещё более привлекательной, выбирайте модельку, где в одной из секций находится зеркало.
Начинать предлагать такую игрушку стоит, когда малыш уже может держать себя на руках, лежа на животе и сможет освободить одну руку для игры, а самый разгар её придётся на момент, когда ребенок научился сидеть.
- Деревянные колечки на палочке
Очень простая Монтессори пирамидка даёт ребенку огромное поле для экспериментов: как снять кольца с палочки и как вернуть их на место, что будет, если перевернуть пирамидку или кинуть её.
- Яйцо в чашке
Деревянное яйцо в чашке также даёт ребенку больше знаний о взаимодействии предметов. Яйцо можно доставать из чашки и возвращать на место, и это целое открытие для малыша
- Простые пазлы-вкладыши
Деревянные пазлы-вкладыши одной формы становятся первыми игрушками на логику. Малышу предстоит найти каждому вкладышу своё место, а затем снова вытащить всё из пазов. Прекрасная задача на координацию и контроль движений руки. Не ждите, что малыш уже в этом возрасте сможет подбирать правильно фигуры, сейчас ребенку важно просто освоить захват предметов и научиться вытаскивать их
- Музыкальные игрушки
Погремушки, бубны и бубенцы на палочке отлично подходят детям этого возраста. Позвольте малышу изучать звуки, которые издают эти предметы
- Корзинки с предметами
Наборы фигурок животных (с естественными окрасами и пропорциями), подборка кухонной утвари (венчик, колотушка, ложка). Малышу важно знакомиться с разными формами и текстурами, пусть пока он и не поймёт значения этих предметов, ему наверняка понравится перебирать их руками.
К концу этого периода можно уже начинать и занятия по Монтессори «Вместе с мамой»
Методика развития Монтессори от 9 месяцев до года
К 9 месяцам ребенок учится использовать свои пальчики и отрабатывает точность произвольных движений. К тому же малыши уже во всю передвигаются: ползают, пытаются вставать и даже ходить. В этом же возрасте они начинают по-настоящему понимать речь: узнают слова, понимают обращённую речь, да и сами болтают на своём языке.
- Коробочка постоянства
Вот мы и подобрались к самому известному материалу по методике Монтессори для детей от 0 до 1 года. Идея коробочки постоянства в том, чтобы объяснить ребенку, что если что-то пропало из поля зрения, оно не обязательно пропало насовсем.
После освоения коробочки постоянства можно перейти к деревянной копилке. Её отличие в том, что попадая в коробку, монета не сразу возвращается в поле зрения ребенка, а остаётся внутри, что усложняет задачу для малыша: теперь нужно понять, что монета в коробочке, даже если ты её не видишь. К тому же сами монеты становятся более сложными объектами для захвата маленькими пальчиками.
- Модуль для прогона фигур
Этот Монтессори модуль похож на коробочку постоянства, но здесь шарик не исчезает, а скатывается с уровня на уровень вниз. Эта игрушка может показаться дорогой, но дети не теряют к ним интерес вплоть до трёхлетнего возраста.
- Монтессори вкладыши и сортеры с разными фигурами
Ближе к году дети уже начинают распознавать разные фигуры и им можно предложить самые простейшие вкладыши и сортеры. Игры можно сопровождать словами: «Смотри, это квадрат, а это круг! Большой синий круг!»
- Каталки и тележки
Эти игрушки пригодятся для развития навыков ходьбы крохи. Дети обожают катать за собой деревянные машинки, а тележки и коляски помогут им поймать равновесие при первых неумелых шагах
Выводы
Сегодня мы познакомили вас с методикой развития Монтессори для детей до года. Как вы видите, занятия не требуют много усилий, но оказывают значительное влияние развитие ребенка.
Первым делом убедитесь, что у малыша есть удобная зона для сна и занятий, а мама и папа находятся рядом и разговаривают с малышом так часто, как только могут. Уже после этого подберите крохе подходящие развивающие Монтессори материалы, но помните, дети от 0 до года развиваются по-разному, поэтому занятия следует подбирать исходя из интересов ребенка. Не переживайте, если малыш слегка отстаёт от предложенной нами разбивки по месяцам, уже через несколько недель он скорее всего догонит сверстников.
Заключение
Активное использование материалов из Монтессори класса начинается уже к 8-9 месяцам, когда малыши учатся перемещаться в пространстве и держать предметы в руках.
Именно для этого возраста педагоги детского Монтессори центра «Созвездие» разработали программу «Монтессори вместе с мамой», где маленькие непоседы смогут открыть целый новый мир занимательных игрушек, а их родители смогут получить ценные советы педагогов и поддержку от других семей с детишками того же возраста.
Даже в период эпидемии мы продолжаем работать и соблюдаем все меры безопасности, чтобы никакие проблемы не смогли помешать развитию малышей. Для записи на занятия заполните форму на сайте или просто позвоните нам. Мы будем ждать вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала – для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Кто такая Монтессори и что это за система?
Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, – создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
Мария Монтессори / Фото: Wiki Commons
После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети – они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины – и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.
2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
Если коротко, сенситивные периоды – это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты – один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.
5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год – ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого – родителей или воспитателя.
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым – нет смысла.
Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW e s)
3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?
По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель – достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры – никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами – камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.
4. Что такое обучение даёт детям?
Пожалуй, одно из главных преимуществ системы – то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)
В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США – детей разбили на две группы – от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.
5. Где этому учат?
Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.
Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет
Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.
В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл – не прошёл, освоил – не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.
Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wiki Commons (Ilya WWW)
Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.
6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.
Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры – карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.
Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы
Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение – понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
7. В чём минусы такой системы?
Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу – не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.
С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются – причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.
Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)
8. Кому это не подходит?
Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.
Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим – всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть – можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.
9. Где узнать про систему Монтессори больше?
Можно почитать книги самой Монтессори, а можно – её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.
Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.
Источник