Развитие ребенка по методу колесникова

Развитие ребенка по методу колесникова thumbnail

Педагог Елена Владимировна Колесникова разработала уникальную методику раннего детского развития. С помощью данной методики дети приобретают математические знания, которые потом очень пригодятся в процессе школьного обучения.
Особенности методики Колесниковой заключаются в индивидуальном подходе к каждому малышу и учете его возрастных особенностей. В своей практике она применяла обучающие материалы по нарастающей: от наиболее легкого до максимально сложного. С заданиями по математике для детей поступала аналогично, их нужно было выполнить по приведенным примерам и т.д.

Математика для детей.

Наиболее известные программы из методики Елены Колесниковой

Огромной популярностью в педагогической среде раннего развития дошкольников пользуются следующие программы, разработанные Е. В. Колесниковой:

    • «От звука к букве».
    • «Математические ступеньки».

Данные методики специализируются на обучении детей начальной грамоте, развивают способности к математике и преодолевают речевой барьер. Каждая методика включает в себя несколько этапов, а самый первый – это математика для детей 3-4 лет.

Начальная методика

В методике Колесниковой по математике для детей продумано все:

  • Первый этап рассчитан на детей от 3-х до 4-х лет и считается базовым для развития ориентации и восприятия.
  • В возрасте от 4-х до 5-ти лет важно развивать устную речь и анализировать ее.
  • Дети 5-6 лет приступают к чтению.

Книги и вспомогательные тетради для раннего развития детей наполнены развивающими заданиями в игровых формах, а также упражнениями с иллюстрациями, стихами, рисунками, которые тренируют память и помогают сконцентрироваться в дальнейшем. Купить их вы можете в Интернет-магазине «Маленькая страна». В ассортименте пособия для детей от 3х до 6 лет. Занятия способствуют развитию правильной дикции и структурно-логического мышления. К примеру, малыш тренируется определять созвучные слова, идентифицировать звуки, а также верно их произносить.

Познакомить малышей с математикой совсем не трудно. Методика Е. В. Колесниковой предлагает делать это при помощи интересных заданий. Математика для детей может быть игрой, что особо важно на этапе ознакомления с цифрами, количеством предметов, и т.д.

Колесникова математика для детей.

Чему учится ребенок?

  • Методика Колесниковой по математике для детей от 3х лет позволяет четко
    проработать восприятие времени суток, а также времен года.
  • Ребенок проявляет интерес к сравнению предметов относительно их веса, формы, цвета и размеров.
  • Он уже готов к восприятию предметного местоположения даже по отношению нескольких фигур друг к другу.

Приобретенные знания лучше закрепить тематическими играми или последующими физическими упражнениями.

В процессе обучения рекомендуется делать коротенькие паузы, когда ребенок может просто встать и размяться. Например, побегать на месте, сделать зарядку для рук и пальцев, погудеть или пожужжать. В возрасте постарше во время паузы из рассыпанных букв дети складывают слова или разгадывают ребусы, кроссворды.

Как обучать детей по методике Колесниковой

В дошкольной подготовке по математике по методике Колесниковой всегда в приоритете мягкая форма ненавязчивого обучения с целью учета возрастных особенностей детской аудитории. Это касается и математики для детей 5-6 лет. Не стоит игнорировать создание естественной среды для работы ребенка, поскольку именно в таких условиях ему будет легче сконцентрироваться, а также выполнять разные задания, приобретая новые навыки. Между ребенком и преподавателем, в роли которого выступает воспитатель или родители, должны быть доверительные отношения. Педагог, в свою очередь, должен быть снисходительным к пожеланиям ребенка.

Е. В. Колесникова уверена в важности приобретения следующих качеств помимо накопления базовых знаний:

  • Любознательности.
  • Активности.
  • Способности сотрудничать.
  • Дружелюбности.
  • Умения поверить в свои силы, чтобы закончить начатое.

В методике предусмотрены специальные занятия для отдыха от обучающего процесса. Они заключаются в активных пятиминутках, когда дети покидают парты, чтобы слегка размяться, попрыгать или даже побегать.

Обучение и его результаты

По окончанию курса изучения букв у детей 3-4 лет появляется понятие о звуках и буквах, слогах и даже словах. У возрастной категории 4-5 лет обнаружится фонематический слух, который укрепляется в работе над произношением. Это касается не только слов, но и целых предложений, правильных фраз, и т.д.

Изучение математики невозможно без игровой подачи материала. После годового периода занятий ребенок сможет не просто идентифицировать геометрические фигуры, отличать левую и правую стороны, но и решать задачи, связанные с логическим ходом мышления. Ребенок дошкольного возраста нуждается в развитии и непосредственной подготовке к школьным занятиям. Главное правило методики Колесниковой состоит в игровом обучении.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Источник

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

Цель:

• Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.

• Развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

• Упражнять в умении составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т. д.

• Закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров.

• Упражнять в умении детей воспринимать задание на слух (количество хлопков, сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.

• Закрепить знания о последовательности: временах года, днях недели, названиях месяце.

Ход занятия:

Воспитатель:

В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

Рассматривает конверт и удивленно говорит:

«Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет».

Читает письмо.

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1. Письмо Царицы Математики:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг Царица Математика».

Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем непросто. Нам предстоит преодолеть много препятствий, ответить на много вопросов, решить трудные задачи. Вы готовы к этому? (Да)

Тогда в путь!

В страну «Математика» нужно на чем-то добраться.

Какие виды транспорта вы знаете? (Самолет, поезд)

А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, если выполните первое задание.

Задание 1.

На столе листок в клетку, на нем нарисованы кружочки и цифры. На фланелеграфе крупный экземпляр задания.

Воспитатель: А на чем мы с вами отправимся, вы сейчас догадаетесь сами. Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.

Дети соединяют цифры от 1 до 10 прямой линией.

Воспитатель: Кто желает выполнять это задание у доски? Дети выполняют задание, у них получается ракета.

Воспитатель: Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?

Дети: ракета.

(Выставляется ракета.)

Работа с геометрическими фигурами (классификации фигур):

• по цвету;

• по форме;

• по величине.

Воспитатель: Ну вот, сядьте поудобнее, займите свои места (дети садятся за столы). Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них.

Перед вами на тарелочках– разноцветные геометрические фигуры. (У каждого ребенка набор геометрических фигур.).

Выложите все фируры перед собою на стол в один ряд.

Воспитатель:

Поднимите и покажите самый большой круг?

Теперь поменьше круг?

Еще меньше?

Сколько красных фигур?

Сколько желтых?

А сколько всего геометрических фигур?

А сейчас в правую руку возьмите желтый треугольник, а в левую красный квадрат.

Сравним их. Чем они похожи? Чем отличаются?

Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад

Как зовут его (квадрат.)

Дети нажимают на квадрат.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Делаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – пуск.

Вот и прилетели. Кто это нас встречает?

(На доске схема человечка для игры «Танграм»).

Задание 2.

Воспитатель: Какой интересный человечек. Давайте послушаем что он говорит: (запись на магнитофоне):

Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, вам предстоит стать спасателями и строителями нашего города.

Воспитатель: Давайте мы его восстановим.

Вспомните, из чего состоит город».

Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».

Задание 2 «Построй город из геометрических фигур»

Ход: дети конструируют на ватмане из геометрических фигур, т. е. «восстанавливают разрушенный город»: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц.

Работа проходит в быстром темпе.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Идем дальше.

Но путь нам преграждает огромная куча камней. Как же нам пройти дальше.

На полу камни (кубики) разные по цвету и величине.

Задание 3 .

Дети разбирают завал из камней, разлаживают камни в ряд на столе.

Теперь выполните следующее задание:

Воспитатель:

• Сколько всего камней?

• Коля, пойди и громко сосчитай.

• Если нам надо узнать, на каком месте вот этот камень (указываю на последний, то как мы будем считать?

• Верно, мы будем считать по порядку.

• Кто хочет посчитать по порядку? (Желающие считают.)

• Который по счету красный камень?

• А на каком по счету месте вот этот большой зелёный камень? (Указывает на шестой.)

• А вот этот? (Указываю на третий.) Какого он цвета и размера? И т. д.

Воспитатель: Выслушав ответы детей, объясняет задание:

«Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены камни.

Сейчас один камень я спрячу, а вы скажете, который по счету он был.

Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 из камней. (Упражнение повторяют несколько раз).

Воспитатель: Затем предлагаю желающему называть порядковый номер и цвет каждого камня:

«Первый — голубой, второй — зеленый.»

Воспитатель: Дорога расчищена. А теперь я предлагаю выполнить следующее задание.

Задание №4 Оно называется «Не зевай, на вопросы отвечай!»

Дни недели: показ модели дней недели

1. Какой сегодня день недели?

2. Какой день недели был вчера?

3. Какой день недели будет завтра?

4. Сколько всего дней в неделе?

5. Какой день идёт после четверга?

6. Как называется пятый день недели?

7. С какого дня начинается неделя?

8. Как называются «выходные» дни недели?

9. Какой день недели между понедельником и средой?

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием.

Задание №5. Составление и решение арифметических задач

Воспитатель открывает коробочку, в ней картинки для составления задач. Предлагаю составить по картинкам задачи. Напоминаю, что это задание самое трудное.

Составление и решение арифметических задач

Решение задач. (Составление задач детьми).

Воспитатель: – Ребята, можно ли решить эту задачу:

«На стоянке было 6 машин. Уехала 1 машина. Какой был номер у машины?»

Дети: Нельзя.

Воспитатель:

– Как надо изменить вопрос?

– Сколько машин осталось?

– Решите еще мою задачу:

«На березе созрели три яблока, а на дубе два. Сколько яблок созрели?»

Дети: Нисколько, потому что ни на березе, ни на дубе яблоки не растут.

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть в игру:

Игра «Кто самый внимательный

Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Ну, а теперь, последнее задание

Игра «Что, где?» Математический диктант.

Воспитатель: А теперь пора нам возвращаться домой.

Но чтобы лететь назад, нам опять надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них.

Давайте возьмём листочек бумаги и карандаш в руки и выполним математический диктант:

• В левом верхнем углу нарисуем квадрат.

• В правом нижнем углу овал.

• В левом нижнем углу прямоугольник.

• В правом верхнем углу треугольник.

• А посередине круг.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, ребята, со всеми заданиями справились.

Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке.

Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо. (Круг)

Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск! Полетели!

Подведение итогов:

Воспитатель: «Мы приземлились! Ну вот мы и дома, в детском саду.

Все математические приключения позади.

Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»

Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».

Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

2. Письмо Царицы Математики:

«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».

Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает золотые медали с надписью «Юному математику».

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».

Источник

Елена Владимировна Колесникова, опираясь на собственный педагогический опыт, создала свою методику раннего развития детей. Методика представляет собой уникальное пособие и занятия, которые помогают подготовить детей к школьному учебному процессу.

+

Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Во время всего процесса обучения Колесникова учитывала возрастные особенности каждого ребёнка, использовала учебные материалы по принципу от самого простого к самому сложному, а так же с выполнением разных заданий по наглядным пособиям и так далее.
 
Самое известное
 
Большой популярностью среди педагогов и преподавателей раннего развития детей дошкольного возраста пользуются следующие программы по методике Колесниковой: «Математические ступеньки» и «От звука к букве». Комплекс этих занятий и упражнений обучают малышей первичным элементам грамоты, развивают речь и математические способности. Вся методика имеет несколько этапов, первый из которых начинается с трёхлетнего возраста.
 
Основы методики

Программы, которые направлены на развитие детской речи, содержат игровые упражнения и задания, пособия с картинками, рисунками и стихами. Эти формы игр и упражнений прививают малышам умение слушать, развивают логическое мышление. Кроме того, дети учатся подбирать одинаковые по звучанию слова, различать звуки и правильно их произносить, выделять и пополнять свой звуковой и словарный запас.

Во время изучения коротких рифмовок и четверостиший у дошкольников развивается память (в том числе и зрительная), вырабатывается правильная дикция (во время произношения) и выразительность речи. Каждое из методических пособий по методике Колесниковой имеет оригинально подобранные иллюстрации к каждому из заданий.

Почти все занятия по методике Елены Владимировны строятся на своеобразных принципах переключениях с теоретических занятий на игры и физические упражнения. Эти физкульт минутки предусмотрены почти в каждом уроке и во время процесса обучения. К примеру, в детских дошкольных и подготовительных учебных учреждениях учебные занятия разряжаются при помощи специальных занятий, тогда дети выходят из-за парт или столов и играют, прыгают, бегут на месте, разминают пальчики и ладошки. Это одновременно и весёлое и полезное занятие. Ребёнок не зацикливается на учебном процессе, он не устаёт и ему не скучно.
 
Результаты обучения

После полного курса буквенного изучения по методу Колесниковой у детей 3-х – 4-х лет возникают представления о буквах и звуках, словах и слогах, а по окончанию второго этапа у детей 4-х – 5-ти лет происходит формирование фонематического слуха. Для того, чтобы сформировался фонематический слух у детей Колесникова предлагала работать над детским произношением звуков, как по отдельности, так и во фразах, предложениях и словах.

Во время обучения математике дети с помощью различных игровых заданий знакомятся с понятием цифр, чисел, количестве. Кроме того, малыши занимаются изучением времён года (осень, зима, лето, весна), с понятием времени суток (утро, день, вечер и ночь), учатся сравнивать предметы по (форме, размеру, величине, цвету) и определяют местоположение различных предметов и геометрических фигур. После года такого интенсивного обучения дети будут различать геометрические фигуры, будут решать простейшие задачи на логическое мышление, научатся различать правую и левую сторону.

Обучение по методике Е.В. Колесниковой можно проводить как в коллективе (групповые занятия), так и отдельно с вашим ребёнком при поддержки родителей или опытных педагогов.

Автор статьи:
Отряхин Валерий  Борисович

Дата публикации: 21.10.2011 13:08

Просмотров: 21185

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 5, Голосов: 5

Здравствуйте.

Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.

Источник

Управление образования Администрации

г. о. Электросталь Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ №

                                                                           /___________/

Учебная программа  по реализации дополнительной программы

«От звука к букве»

для детей старшей группы

Составила воспитатель:

Головко Виктория Александровна

2015

Управление образования Администрации

г. о. Электросталь Московской области

муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 2»

г. о. Электросталь

План – программа

Дополнительного образования

«От звука к букве»

Срок реализации 1 год

Возраст детей 5-6 лет

На основании методики Колесниковой Е. В.

Составила воспитатель:

Головко Виктория Александровна

2015

Пояснительная записка

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. 

Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.

В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.

Программа  составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи программы.

Образовательные:        

  • Формирование и развитие фонематического слуха
  • Развитие произносительных умений
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
  • Знакомство со слоговой структурой слова
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
  • Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
  • Расширение словарного запаса детей
  • Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
  • Подготовка руки  ребёнка к письму

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие графических навыков
  • Развитие мелкой моторики
  •  Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

Особенности программы.

В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.

Содержание программы: развитие звук-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа – приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
  • формирование графических навыков

Особенности возрастной группы детей 5-6 лет.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

С учетом психических и физических особенностей детей и строится работа кружка по развитию звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, с тем чтобы недостатки устранить и подготовить ребенка к следующему этапу обучения «Развитие интереса и способностей к чтению»

Способы и формы работы с детьми.

  • Дидактические игры
  • Фонематические упражнения
  • Работа с текстами
  • Рисование

Участники программы – дети 5 – 6 лет.

Срок реализации программы- 1 год

Срок обучения – 8 месяцев с октября по май (расчёта  1 занятие в неделю).

Режим занятий – 1 раза в неделю во второй половине дня (5 – 6 лет – 25 минут).

Основные применяемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Личностно-ориентированное обучение

Развитие звуко-буквенного анализа

Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

Развитие умения интонационно выделять заданные звуки в словах.

Развитие умения делить слова на слоги.

Знакомство с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

Развитие умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

Графическое моделирование слова (прямоугольник).

Знакомство с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

Обозначение на схеме места звука в слове. Графическое изображение звуков.

Письмо слов с помощью графических изображений.

Письмо печатных букв в клетке по образцу.

Развитие умения соотносить звук и букву.

Письмо слов, предложений печатными буквами.

Звуковой (фонетический) анализ слова.

Развитие фонематического восприятия.

Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.

Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

Знакомство с термином «предложение».

Термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.

Развитие умения записывать предложение условными знаками.

Развитие графических навыков.

Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Показатели развития 

Ребёнок к концу года обучения должен

  • знает буквы  русского алфавита
  • понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
  • соотносит звук и букву
  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  • делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
  • пользоваться графическим обозначением звуков;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
  • составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
  • Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • производит звуковой анализ слов;
  • читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты

Формы подведения итогов

Открытые мероприятия для родителей, конкурс чтецов.

Учебно-тематический план

 (5-6 лет)

№ п/п

Наименование разделов

Месяц

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

Октябрь

Звук и буква «А». Место звука и буквы в слове. Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке.

Октябрь

2

Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово».

Октябрь

3

Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».

Октябрь

4

Звук и буква «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».

Октябрь

5

Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».

Ноябрь

6

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».

Ноябрь

7

Звук и буква «Л», написание буквы«Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л».

Ноябрь

8

Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

Ноябрь

9

Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

Декабрь

10

Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги».

Декабрь

11

Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква».

Декабрь

12

Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.

Декабрь

13

Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись.

Январь

14

Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

Январь

15

Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».

Январь

16

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

Январь

17

Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.

Февраль

18

Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись.

Февраль

19

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д—Т», чтение слогов, предложения. Написание букв «Д—Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

Февраль

20

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.