Развитие ребенка по месяцам и его лечение
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.
Многих мам интересует вопрос, правильно ли развивается их чадо, и нет ли у малыша задержки в развитии?
Психомоторное развитие ребенка – что это?
Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.
Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:
- органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
- мелкой и крупной моторики тела;
- всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
- социальных контактов у ребенка;
- общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.
Задержка в моторном развитии в большинстве случаев сопровождается с задержкой прогресса психической составляющей, ведь ребенку трудно будет воспринимать окружающую среду. Для адекватной и корректной оценки задержки в росте малыша нужно быть ознакомленным с главными этапами психомоторного развития.
Основные этапы
Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: как лечится повышенный тонус мышц у ребенка?). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.
Первые 6 месяцев
Через месяц после рождения малыш еще мало что умеет, но при этом реагирует на посторонние шумы и маму
Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:
- ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
- будет искать губами мамин сосок;
- резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
- происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
- во сне малыш начинает сосать свою ручку;
- наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
- активизируется хватательный рефлекс;
- источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.
Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:
- удерживать голову на вису в положении лежа на животике;
- улыбаться;
- издавать радостные звуки при обращении к нему;
- узнавать родителей, чаще всего маму;
- держать вытянутые руки перед собой.
Трехмесячный малыш поднимает ручки к игрушкам
Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:
- удерживание поднятой головы, опираясь предплечьями в кровать;
- держание в ручке игрушек или других небольших предметов;
- многие дети в этом возрасте постоянно тянут игрушки ко рту;
- поворот головы, реагируя на звуки;
- смех и радость без явной на то причины;
- общение с ребенком сопровождается его «оживлением».
Важно! Только после 3-й недели стартует формирование комплекса оживления, к которому относится улыбка, сосредоточенность и моторика движений. Иногда можно наблюдать учащенное дыхание у детеныша. В полноценном виде комплекс оживления проявится уже на восьмой неделе жизни.
Второй триместр
Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.
В 4-5 месяцев малышу так хочется достать игрушку, что перевернуться на животик и схватить ее уже не проблема
Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:
- ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
- он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
- переворот на сторону – это уже не проблема;
- приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
- ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
- он может смеяться.
Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.
Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:
- перевернуться на животик;
- ползать на животе к заинтересовавшему его предмету или человеку;
- начать поиски игрушки, которая только что выпала из его рук;
- находить различия между разными интонациями в голосах родителей;
- держась ручкой за край стола или за стул, стоять на ногах;
- детально рассматривать свои руки или игрушки на протяжении длительного времени;
- пытаться стоять на четвереньках.
В пять месяцев забавно наблюдать, как малыш пытается подняться на четвереньки и при этом смешно покачивается
Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:
- садиться самостоятельно;
- перевернуться на правый или левый бок;
- уверенно стоять на четвереньках;
- ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
- стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.
Он может распознать свое имя, реагируя на него, выговаривать разные слоги, например «ба-ба» или «да-да». Практически пропадает необходимость в кормлении, поскольку ребенок уже самостоятельно пьет воду или молоко из кружки, а также сам кушает печенье.
Вторые 6 месяцев
Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:
- придерживаясь за опору, стоять возле нее длительное время (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает самостоятельно стоять без опоры?);
- легко и без особых усилий ползать на четвереньках (рекомендуем прочитать: когда дети начинают сами ползать на четвереньках?);
- узнавать своих близких, протягивая к ним ручки;
- отзываться на имя;
- копировать услышанные слова или звуки, произнося при этом разные слоги с добавлением эмоций.
В семь месяцев ребенок радостно ползет к родителям, при этом осознанно проговаривая слова “мама” и “папа”
К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.
Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.
Третий триместр
Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:
- стоять без сторонней поддержки;
- придерживаясь одной ручкой, ходить вдоль опоры;
- ползать на относительно большой скорости (см. также: Е. Комаровский говорит о том, как научить ребенка ползать и тематическое видео);
- самостоятельно держать кружку и сидеть на ночном горшке;
- переворачиваться без чьей-либо поддержки;
- распознавать простые команды родителей, играться с игрушкой;
- демонстрировать разные предметы и части телка, которые ему запомнились;
- махать ручкой, имитируя прощальный жест.
В девять месяцев многие детки уверенно кушают ложкой
На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.
Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.
К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:
- бросание мячика;
- сборка игрушечной пирамиды;
- самостоятельный поиск интересующих предметов;
- активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
- возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
- произношение некоторых простых слов;
- подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.
Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.
К году малыш обладает множеством умений. У ребенка большой интерес к окружающему миру, он уже старается помогать маме со стиркой и другими делами
Задержка психомоторного развития
График развития физических способностей 12-месячного ребенка может иметь скачкообразную структуру, поэтому родителям нужно уделять должное внимание каждому этапу роста своего детеныша. Любые подозрения на отклонения в психомоторном развитии должны сопровождаться применением необходимых мер.
В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.
Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.
График развития ребенка до года (подробнее в статье: календарь развития ребенка до года и скачки в процессе)
Как лечится задержка в развитии?
Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.
К самым эффективным методам можно отнести:
- нейропсихологическая коррекция;
- вербальная стимуляция;
- слуховая и зрительная стимуляция;
- ТМС головного мозга.
Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Развитие ребенка до года — Первый месяц вне маминого животика
Доношенным считается ребенок весом не менее 2,5 кг и ростом не менее 45 см. Он еще достаточно много спит и совсем мало бодрствует.
У такого крохи уже есть некоторые основные рефлексы: сосательный (стоит провести ему по губкам, он тут же начнет открывать ротик в поисках «еды»), хватательный ( крепко сжимает палец руки, если его вложить в ладошку), подошвенный (отдергивает ножку при прикосновении к ней).
К концу первого месяца малыш может сосредотачивать взгляд на предмете, например, яркой погремушке, а также реагирует на ее звук. Лежа на животике, ребенок старается приподнять голову и удерживать ее несколько секунд. Теперь кроха умеет гулить и агукать, особенно если с ним много разговаривать.
Второй месяц
К концу второго месяца ребенок набирает в весе примерно 1 кг и вырастает на 3 см. В таком возрасте он уже умеет улыбаться, концентрировать взгляд на подошедшем к нему человеке. Условные рефлексы постепенно угасают. Теперь кроха будет поворачивать головку, реагируя на источник звука или света.
Самое лучшее средство для успокоения такого малыша – сосание. Чувствуя присутствие мамы, ему становится надежно и спокойно, он легко засыпает у нее на руках.
По-прежнему, как правило, малыша продолжают мучить газики. Чтобы облегчить боль малышу, можно использовать специальные антиколиковые средства, а также делать зарядку, прижимая ножки младенца к животу. Плач по-прежнему, остается основным способ общения малыша с окружающими, поэтому не стоит игнорировать плач ребенка, считая его капризами.
Третий месяц – развитие ребенка
К концу третьего месяца ребенок уже уверенно держит голову, находясь на руках у мамы, вертит ею в стороны, а лежа на животе, может пытаться подтянуться на локтях. В этот период некоторые малыши радуют родителей первым смехом. Теперь его эмоции более осознанны, он капризничает и призывает родителей обратить на него внимание. Ручки в кулачках находятся все реже, ребенок обнаруживает у себя ноги и руки. А также начинает исследовать свои глаза, рот. Рефлексы практически исчезают, потому, как действия малыша уже становятся более осознанными и произвольными.
он узнает мамин голос, может внимательно слушать, как она с ним разговаривает, Ребенок все меньше спит и больше бодрствует. Ему необходимы продолжительные прогулки, ведь свежий воздух так важен для его здоровья.
Четвертый месяц
В 4 месяца ребенок узнает маму и отличает ее от других. Теперь его ручки более послушные, он легко хватает игрушки обеими руками и тянет их в рот, исследуя их таким образом. Если дать ему в ручки погремушку, то он будет играть с ней — греметь и трясти. К этому времени у него уже появляются любимые игрушки. Родителям стоит покупать ребенку игрушки из различных материалов и цветов, чтобы он развивал моторику, цветовые и тактильные ощущения.
Малыш научился громко смеяться и визжать, когда чем-то доволен, а также испытывать такие чувства как страх, радость и разочарование. К 4-м месяцам кроха пытается приподнять плечи, чтобы сесть, и может переворачиваться на живот.
С этого времени малыш учится лепетать, произносит свои первые слоги. Он становится все более любопытным и активным, может начать протестовать, когда едет в коляске лежа, ведь ему так хочется разглядывать все вокруг!
Развитие ребенка до года — Пятый месяц жизни
В этот период ребенок активно пытается сесть, старается приподнять корпус тела. У некоторых это получается довольно хорошо, другие же сядут немного позже. Зато теперь малыш умело крутится во все стороны- с животика на спинку и наоборот, поэтому не стоит надолго оставлять его одного на диване, чтобы избежать падения. Игрушки он теперь умеет тянуть к себе или выбрасывать, внимательно рассматривает ее и с удовольствием играет. В этом возрасте многие дети начинают тянуть в рот пальчики ног.
Оказываясь в незнакомой обстановке, ребенок внимательно присматривается ко всему вокруг, а незнакомых людей долго рассматривает.
Во время кормления ребенок держит бутылочку самостоятельно.
Сейчас необходимо много общаться с малышом, разговаривать, читать детские стишки, чтобы удовлетворять его потребность в общении и помогать правильно развиваться.
Шестой месяц
Как правило, большинство детей уже умеют к 6-ти месяцам самостоятельно садиться. Кроха пытается ползать на животе и активно старается схватить игрушку на небольшом(10-20 см) от него расстоянии. Теперь он знает свое имя и откликается на него.
В этот период педиатры рекомендуют вводить малышам первый прикорм. У него могут появляться вкусовые предпочтения, кормление из ложки для него всего лишь игра.
В этом возрасте у некоторых малышей появляются первые зубки. Первые признаки — это обильно слюноотделение, пальчики или игрушки, которые он начинает постоянно держать во рту, а также возможен подъем температуры, понос и капризность ребенка. Иногда при росте первых зубов поднимается температура у грудничка. Однако, следует помнить, что прорезывание зубов – вовсе не единственная возможная причина повышения температуры тела у ребенка, поэтому осмотр ребенка врачом-педиатром необходим!
Настроение ребенка может все время меняться, он легко умеет выражать свои эмоции. Его внимание переключается, когда он слышит музыку.
Седьмой месяц
Ребенок становится активнее с каждым месяцем. Он уже пытается ползать, встает на четвереньки и раскачивается, старается передвигать ножками, затем ручками. Некоторые малыши, совершенствуя свое умение, начинают ползать «назад».Ребенку становятся интересны предметы домашней утвари, он с удовольствием ударяет предметами друг о друга.
Теперь он все больше хватает игрушки пальчиками, а не ладонью. Малыш с удовольствием разглядывает свое отражение в зеркале, гладит его.
Интонация мамы становится понятна крохе, он начинает понимать слово «нельзя», реагирует на ее настроение.
С этого месяца у ребенка начинает работать собственная иммунная система, его организм сам справляется с болезнями. Необходимо учесть, что дети на грудном вскармливании получают антитела через мамино молоко до тех пор, пока едят его.
Теперь малыш уже более спокойно спит по ночам, все меньше просыпается.
Восьмой месяц
В этом возрасте ребенок обычно ползает и проявляет ко всему повышенный интерес. Он уже уверенно сидит, но еще иногда опирается руками об пол и может заваливаться на бок. Теперь он гораздо самостоятельнее, постепенно учится играть без мамы, подолгу разглядывает игрушки и с удовольствием играет ими. Но, тем не менее, ребенок еще очень мал, и чувствует себя по-настоящему раскованным только в присутствии родителей, посторонних же еще остерегается. При попытке незнакомого человека взять его на руки, он тут же отреагирует- будет плакать и стараться вывернуться.
Этот период порадует многих родителей первыми осознанными словами, например, «папа» или «мама».Теперь малыш может вставать, опираясь обо что-нибудь, а также стоять, облокачиваясь спинкой. В этом возрасте можно научить его играть в «ладушки», хлопать в ладошки и махать руками.
У ребенка постепенно совершенствуется память, он запоминает многие игры, в которые играл с мамой.
В этом возрасте ребенок становится все более самостоятельным и еще более любопытным. Он без устали ползает и изучает все предметы вокруг. Необходимо обезопасить квартиру от тех вещей, которые могут подстерегать малыша: розетки необходимо закрыть, колющие, режущие предметы, бытовую химию убрать от глаз ребенка, не оставлять его наедине с горячей плитой и чайником.
Теперь малыш берет предметы пальчиками, может играть сразу с двумя игрушками. Его интересуют книжки с яркими картинками, целесообразнее приобрести книги с картонными страницами. Теперь малыш с удовольствием рвет в клочья бумагу, что прекрасно развивает мелкую моторику.
Держась за опору, ребенок уверенно передвигается вдоль нее.
Следует показывать ребенку новые предметы, рассказывать, как «говорят» различные животные, учить названиям частей тела, потому как в этом возрасте он все замечательно повторяет, особенно если слышит похвалу.
Он уже может выполнять простые просьбы, например, находить игрушку, которую попросит мама.
Десятый месяц
К этому возрасту малыш уверенно ходит вдоль опоры и может пытаться сделать первые шаги. Ему очень нравится ходить с родителями за ручки. Теперь он прекрасно садится из положения стоя, раскачивается на месте, танцует под музыку.С этого момента можно определить, кто малыш: правша или левша, по тому, какой руке он отдает предпочтение. Ребенок очень любит купаться и подолгу играет в воде, особенно если в воде с ним будут любимые игрушки. Только не стоит переусердствовать и купаться более 20 минут.
Малыш подражает звукам, жестам других, становится все более взрослым.
Теперь он исследует содержимое шкафов и ящиков, выкидывая все оттуда.
Он начинает связывать несколько действий, знает, что кушать нужно на кухне, а если мама вышла из комнаты, то скоро придет. Главное, постоянно разговаривать с ребенком и пояснять все действия.
Если у малыша начнутся проблемы со сном, то это, скорее, от переизбытка эмоций и желания много двигаться. Необходимо перед сном играть в спокойные игры, искупать и уложить ребенка спать.
Одиннадцатый месяц
Ребенок продолжает активно развиваться и безбоязненно залезает на диваны, стулья и другие возвышенности, инстинкт самосохранения не так силен, как любопытство. Двумя пальчиками — большим и указательным, он подбирает мелкие предметы. Иногда он может пытаться попробовать их на вкус, поэтому не стоит спускать с малыша глаз.
Он научился махать ручкой «пока», отчетливо и осознанно называет не только членов своей семьи, но и знакомые предметы.
Теперь ему хорошо известно слово «нельзя», правда, он не всегда будет слушаться.
Многие дети в этом возрасте начинают самостоятельно ходить или делают первые самостоятельные шаги, пытаясь без посторонней помощи стоять.
Малыш постоянно лепечет на «своем» языке, отвечает жестами на некоторые просьбы, например, протягивает руку на слово «Дай!»
Двенадцатый месяц
К году практически все дети начинают ходить. Некоторые малыши совсем не ползают, а сразу ходят. Поначалу они всюду ходят за ручку с мамой, а потом осторожно пытаются делать это самостоятельно. К этому времени у него может быть от 2 до 10 зубов, все очень индивидуально.
Словарный запас ребенка заметно расширился, он называет своих родных и самые знакомые предметы, подражает звукам животных.
Кушать он желает самостоятельно, правда, у него это получается не совсем аккуратно, но не стоит пресекать его попытки этому учиться. Меню ребенка в один год уже может быть достаточно разнообразным, это почти «взрослый» стол.
Теперь он может сидеть на корточках и носить несколько предметов сразу, наворачивая круги по комнате.
Малыш все еще очень сильно привязан к родителям, рядом с ними он по-настоящему спокоен. А вот на уход близкого человека может реагировать слезами.
В конце первого года маме с малышом предстоит пройти полный осмотр врачей- специалистов и сдать все необходимые анализы.
Источник