Развитие ребенка по лене
Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – “системе раннего разностороннего развития детей”. В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.
Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.
Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.
В чем сущность “Методики Никитиных”
В первую очередь “воспитание по Никитиным” требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:
– создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
– все занятия предполагают свободу творчества детей;
– родительское неравнодушие.
“Раннее развитие по Никитиным” предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.
Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр (“Сложи узор”, “Уникуб”, “Обезьянка” и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.
Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.
Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.
Семья Никитиных
Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены
Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.
По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.
Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.
У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.
Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.
В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.
Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.
У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, “перескакивание” нескольких классов в школе.
Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.
С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению “Организация делопроизводства” и поступила на юрфак МГУ.
Общая атмосфера в доме и родительская “методика раннего развития”, по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.
Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.
При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.
Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.
Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности “детская медсестра”. Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.
“Раннее развитие”, по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.
Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.
Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.
Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.
Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.
У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.
Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.
Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.
В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря “раннему развитию” он обладает техническим творчеством.
У Ивана пятеро детей.
Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.
Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.
Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.
Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.
Внуки Никитиных
Подведем итог
Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.
Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.
Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.
Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это “перескакивание” через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.
Читать другие статьи и новости
Источник
Настоящая мама всегда знает о том, что именно необходимо ее ребенку не из методичек, а основываясь и полагаясь только на свой собственный опыт. Именно таким собственным опытом и делится многодетная мама Елена Алексеевна Данилова. Основная масса читателей знают ее как Лену Данилову, которая составляет обучающие плакаты, а также является автором многочисленных развивающих пособий для родителей и их детей, разработчиком комплекса спортивных упражнений для самых маленьких. Кроме того Лену Данилову считают квалифицированным специалистом по раннему развитию детей. Книги, которые пишет автор можно условно разделить на две категории: для детей и о детях. При этом все они написаны увлекательно и легко, а также содержат массу жизненных примеров. Поэтому книги и методика раннего развития Елены Даниловой воспринимаются просто широкой аудиторией читателей.
Методика Даниловой дает возможность многим молодым родителям узнать много интересного о развитии малыша, да и старшему поколению тоже есть, что почерпнуть нового в области знаний, направленных на ранее развитие детей. Методика развития детей автора основывается на том, что именно ранее развитие детей является дорогой к взаимопониманию со своим ребенком. Автор объясняет, что ранее развитие детей всегда сопровождается желанием родителей наполнить будни ребенка радостью познания и совместного творчество. А также это и осознание того, как уникально и мимолетно время дошкольного детства и как важно, чтобы ребенок прожил его красочно и полно.
Методика Даниловой дает советы родителям, что необходимо учесть перед началом занятий с малышом. Главный пункт методики Лены Даниловой – это не ставить себе цели воспитать гения, вундеркинда. Ведь гонясь за определенным результатом можно и перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты всему свету можно и таким образом и вовсе испортить характер ребенка. Второе – не стоит метаться от одного модного увлечения к другому. Так как все маленькие дети по своей природе консерваторы, и они быстро привыкают к тому или другому образу жизни. А смена привычного образа всегда небольшая травма для ребенка. А если родители станут часто менять свои взгляды на воспитание и развитие ребенка, то можно нанести даже и урон детской психике. Автор предупреждает, что в выборе той или иной методики раннего развития детей или способа обучения родители должны быть критичны. Не стоит все брать слепо и без оглядки. Так как в любой методики всегда может быть то, что подходит именно вашему малышу, но и что-то и не вполне подходящее.
Не бойтесь своего непрофессионализма, ведь только вы точно можете знать, что хорошо для вашего малыша, а что нет.
После того как вы выбрали определенную методику раннего развития, или же их сочетание, постарайтесь не менять свои педагогические взгляды. Во время занятий с малышом используйте по возможности ограниченный круг учебных пособий. Не стоит постоянно покупать все новые и новые материалы и развивающие игры. Оптимальным вариантом будет использовать полно что-то одно или несколько, но со всех сторон, чем стараться развивать своего ребенка десятком пособий и игр. Такого плана выбранная родительская методика развития детей не сможет освоить ни одной игры, а наоборот только запутать. Поэтому проявляйте творчество и придумывайте новые задания к уже знакомым играм.
Методика Даниловой предлагает вводить все занятия и игры малышу по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». В том случае, если ребенок не справляется – упростите задание, даже если это противоречит инструкции. В самом начале стоит все задания сделать вместе, а затем пусть и сам пробует. А также не переживайте и не волнуйтесь, если у вас что-то не получается. Отложите эту игру или занятие, а через определенное время попробуйте снова. Не нужно гнаться за рекордом, а просто общаться с ребенком и помогать ему, постигать премудрости взрослой жизни, овладевать собственным телом и умом. Не стоит ставить перед собой и определенные нормы по времени и количеству занятий в день.
Методика Даниловой рекомендует заниматься столько, сколько позволяет вам время и никогда не привлекать к занятиям ребенка, если он болен или в плохом настроении. Пользы от этого ребенку совершенно не будет.
К тому же старайтесь максимально больше разговаривать со своим ребенком. Говорите обо всем и везде: дома, на прогулке, в общественном транспорте. Ведь речь взрослого важнее любого методического пособия.
Но информация, которая дается ребенку, должна быть построена на принципе «Ребёнок и его окружение» и расширять ее границы следует от возраста малыша. Те знания, которые не пригодятся ребенку в ближайшее время давать не стоит. По той причине, пока они ему понадобятся, он их просто может забыть. А первую очередь. драгоценное время стоит тратить на то, что сейчас ему необходимо и жизненно важно. Живите сегодняшним днем и не «складируйте знания». Для того чтобы дать полное представление или знание ребенку, методика Даниловой акцентирует внимание на том, чтобы разработать как можно больше вариантов путей подачи этих знаний или представлений, т.е с разных сторон и точек зрения. Освещайте одну тему в играх, книгах, плакатах, других пособиях, фильмах.
Методика Даниловой учит помогать ребенку, научиться самому, добывать знания и предоставлять ему творческую свободу в этом процессе. Каждому успеху малыша и даже малейшей его попытке необходимо радоваться, особенно если это впервые. И не углубляйтесь в одном определенном направлении (чтения, музыка, математика, физическое развитие). Всестороннее развитие гораздо важнее для ребенка, чем достижения определенного рекорда в одной области знаний. Автор в своей методике развития детей утверждает, что каждому малышу необходима активная, постоянно совершенствующаяся мама. Для того чтобы ребенок мог видеть, что учиться познавать – это необходимо каждому и очень интересно.
Методика Даниловой старается осветить все моменты жизни и развития ребенка. Она берет свое начало от самого рождения: кормление и купание, закаливание и спортивные игры, физическое и интеллектуальное развитие. Методика развития детей автора базируется на принципе: «Дайте ребенку свободно двигаться, не позволяйте угасать тем рефлексам малыша, с которыми он появился на свет».
Следует поощрять любые даже самые незначительные попытки ребенка к развитию, будь то ползание, ходьба или попытки ломать и строить.
Мир на ощупь
Ведь моторные навыки развиваются у ребенка постепенно, и каждого малыша свой темп. Поэтому, чтобы крохе лучше овладеть движениями, методика Даниловой предлагает создать подготовительную активную среду, разнообразить ее упражнениями и играми, которые и будут способствовать совершенствованию двигательных навыков и развитию координации. В развитие ребенка огромную роль играет и мелкая моторика. Доказана, что она напрямую связана и развитием речи и мышлением у ребенка. А кроха еще в самом раннем возрасте не в состоянии выполнять определенные упражнения, тогда в этом ему смогут помочь разнообразные игрушки. Обычно когда ребенок появляется в семье, родители тут же спешат накупить ему множество разных погремушек. Эти традиционные игрушки и сопровождают малыша в течение первого года жизни. Затем постепенно появляются зверята, мячики, ведерки, пупсики, формочки и так далее. Как правило, все эти предметы изготовлены из пластмассы. Такие красивые, яркие и разные с виду. Но на ощупь они практически одинаковые: поверхность у них гладкая, холодная и жесткая. Различаются игрушки лишь формой, цветом и размером. И ребенок берет одну погремушку, трясет, слушает звук, пробует на вкус и бросает. Если погремушек много переходит к другой и постепенно, в конце концов, теряет интерес к этой забаве (ведь все он уже об этой игрушке знает). А потом подползает к шкафу и начинает вываливать из него вещи, бумаги, обувь. Перебирает все это, ощупывает, мнет, и берет в рот. Ведь это все не похоже на то, чем ребенок играл до этого. А если бы ребенок ничего подобного бы не совершал, а сидел бы в манеже и только играл бы со своими пластмассовыми игрушками, то у него бы наверняка бы сложилось мнение что все в этом мире холодное, гладкое и жесткое, т.е. однообразное.
А малыш все познает в основном на ощупь.
И ему обязательно необходимы разные в этом плане игрушки. Елена Данилова разработала массу таких развивающих игрушек. Все ее игрушки выполнены из разных материалов (гладкие и ворсистые ткани) и в ярких тонах. К тому же имеют различные наполнители (бубенчик, мелкую крошку, мягкое волокно). А для соединения игрушечных деталей используются “липучки” – крепления. Эти все качества игрушек способствуют развитию опыта ощущения и восприятия, ощупывания, что очень важно для умственного развития ребенка. Неотъемлемой частью игрушек является их звучание. Кроме того к каждому набору развивающих игр автор предусмотрела и игровую методику на соответствующий возраст ребенка. Например:
«Веселые браслеты»
Это игра предназначена для малышей до 1 года. Необходимо на запястье ребенка застегнуть один из браслетов. Кроха, двигая ручками, будет слышать легкое шуршание или определенный звон. Можно также и показать, как застегиваются и расстегиваются браслеты. В набор развивающей игры входит 3 цветных браслета: 2 узких, которые можно закрепить как на ручке, так и на ножке ребенка, и 1 более широкий, предназначенный для коляски или кроватки. Браслеты очень привлекают внимание ребенка своим звуком, цветом. К тому же кроха с удовольствием играет с липучками и ощупывает наполнители внутри браслетов. Данной игровое пособие содействует развитию координации движения, слуха и мелкой моторики.
Подвески “Цветочная поляна”
Это маленькая игрушка очень полезна для малыша: она научит его следить внимательно за предметом, а также определять цвет, форму и даже считать. А если есть несколько таких развивающих игрушек, то можно и поставить с ними небольшой спектакль. Это поможет расширить словарный запас ребенка, развить речь и открыть определенный творческий потенциал малыша. А ели кроху будут переполнять впечатления и эмоции то мелкая крошка, которая находится в игрушках, поможет ему успокоиться.
«Спрячь мышку»
Это развивающий красочный коврик предназначен для детей от 1,5 года до 7 лет. Он поможет познакомить детей с цветами. Мышки очень боятся кошки и их необходимо спрятать, т.е. поместить на поле такого же цвета, как и они сами. Игра дает малышу навыки ориентации в пространстве и развивает предметные действия. Ее можно также использовать и как счетный материал и в усвоение математических приемов (сложение, вычитание, умножение, деление). А также способствует учиться действовать по заданию или образцу.
«Радужное лукошко»
Игра представляет собой планшет, на котором складываются цветные яйца. Но, при этом яйца разделены на три части (не прямыми линиями, а ломаными, как разбитые скорлупки) и раскрашены в 7 цветов. Ребенок должен сложить все яйца и сосчитать их. Процесс игры способствует формированию понятие у ребенка, что такое «целое» и «часть», а также «большое» и «маленькое».
«Тематические недельки»
Сегодня особой популярностью среди мам пользуются так называемые «Тематические недельки», построенные на методике Даниловой. «Тематические недельки» представляет собой комплекс развивающих занятий для детей от одного года до шести лет. Суть его состоит в том, что мама самостоятельно выбирает, конечно, с учетом возраста ребенка тему (цвета, цифры, деревья, профессии, космос). И на каждый день подбирается уже определенные упражнения и игры по уже заранее заготовленным материалам и пособиям. Первоначально «Тематические недельки» создавались Еленой Даниловой для ее сына Саши и носили название «Санькины недельки». Сегодня «Санькины недельки» не оставили равнодушными не только детей, но и взрослых. Ведь, по сути, все эти развивающие занятия – целая обучающая методика, которую в домашних условиям применить может каждая мама самостоятельно. Например, рассмотрим тему изучение цветов для ребенка 1,5-2 лет. Данилова отмечает, что сразу брать во внимание несколько цветов не рекомендуется даже за неделю. А уже такие оттенки как розовый, фиолетовый и так далее в этом возрасте ребенку будет достаточно сложно воспринимать. Поэтому, стоит взять за основу определенные 2 цвета базовой палитры. Например, красный и желтый. Понедельник-среда изучается красный цвет, затем четверг-суббота отдается изучению желтого и воскресенье отводится на обобщение материала и сравниванию оба цвета.
Ранний старт
Вся методика Даниловой основана на активном физическом развитии. Данилова даже является автором серии спортивных комплексов Ранний старт.
Ранний старт представляет собой шестигранный металлический каркас, имеющий уникальную конструкцию, благодаря которой может использоваться в 5 различных положениях: универсальный гимнастический мат, горка-трек с мягкими защитными бортиками, гимнастическая трапеция. Комплекс Ранний старт разработан Еленой Даниловой с учетом всех физиологических особенностей ребенка, начиная с самых первых дней его жизни. Все перекладины имеют оптимальный диаметр для того, чтобы их удобно было обхватывать и крошечной ручкой. Расстояние между перекладинами также позволяют малышу легко до них дотягиваться, слезать и вновь залезать. Каркас комплекса также продуман автором до мелочей, для того чтобы ребенку было где учиться ходить, вставать, ползать. Елена Данилова утверждает, что это больше чем просто спорткомплекс, это своеобразная спортивно-игровая система, которая будет не только способствовать раннему развитию ребенка, но и доставлять малышу и его родителям огромную радость.
Источник