Развитие ребенка по гештальт терапии

Развитие ребенка по гештальт терапии thumbnail

Гештальт-терапия с детьми сложилась в 1970-е гг., когда в детстве стали видеть не только период зависимости и уязвимости, не только период травм, которые могут в дальнейшем стать источником страданий и проблем во взрослой жизни, когда может понадобиться помощь психоаналитиков. У детей перестали отмечать только неправильное поведение, которое нужно корректировать, но признали детей как переживающих личностей, проживающих важный и уникальный опыт жизни.

Книга американской исследовательницы В. Оклендер “Окна в мир ребенка” положила начало этому направлению гештальт-терапии с детьми. В Советском Союзе детскую психотерапию рассматривали в рамках психиатрии, но психологические исследования Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Л. И. Божович, клиническая практика В. Е. Кагана, А. И. Захарова и О. С. Никольской утверждали представление о ребенке как о личности, формирующейся и развивающейся в отношениях с окружающими взрослыми и сверстниками. Это оказалось надежной основой для использования и развития гештальт-подхода в работе с детьми.

Понимание детства в гештальт-терапии

Сформулировать взгляд гештальт-терапии на детство можно таким образом: в картине всей жизни — это период предконтакта, время ориентации в жизни, в мире и в себе, когда преобладает общее возбуждение как ответ на ситуацию новизны, когда любопытство обладает огромной движущей силой, равнозначной силе выживания. Детство содержит в себе в свернутом, нераскрытом виде все потенциальные возможности, которые будут разворачиваться на протяжении всей жизни. Детство — это время первичного опыта, когда все происходит впервые, все требует исследования и осмысления, когда вещи, события и переживания приобретают свой первичный смысл в контексте отношений с окружающими людьми.

Дети, конечно, зависят от взрослых, они даже выжить без них не могут, не могут сами прокормить себя, одеть, выучить и т.д. — все это делают для них взрослые. Однако у детей всегда есть некоторый ресурс автономии и самостоятельности. Даже младенец может вопить и брыкаться, таким образом регулируя удовлетворение своих потребностей. С возрастом дети, научающиеся сначала ползать, потом ходить, разговаривать, а затем и пользоваться холодильником, микроволновкой и компьютером, могут много для себя сделать самостоятельно без участия взрослых.

Не только в поведении, но и в понимании себя, в саморегуляции ребенок одновременно нуждается во взрослых (это не равноценно зависимости), и в то же время он обладает определенным ограниченным ресурсом автономии. Именно этот запас автономии, т.е. способность ребенка поддерживать и реализовывать саморегуляцию в данный момент своего развития, и определяют ту зону, в которой размещается гештальт-терапия с детьми. Если ребенок может передвигаться, он может регулировать дистанцию в отношениях с другими людьми; если он умеет разговаривать, он может заявлять о себе не только криками и жестами, но и при помощи речи и т.д.

Предмет гештальт-терапии с детьми

Дети, безусловно, находятся под влиянием своей семьи и отражают те проблемы и особенности, которые образуются в семье. Но у них есть способность активно участвовать в семейной ситуации, активно осмысливать происходящее в семье, а не только воспроизводить услышанные от взрослых слова. Дети способны использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах, способны брать на себя ответственность. Именно эти способности могут быть источником страданий и приводить к искаженному развитию (например, когда ребенок считает, что родители ссорятся из-за его плохого поведения).

Однако эти же способности становятся средством исцеления и регуляции развития, когда ребенок способен разделить свою ответственность за выбор своего поведения и ответственность родителей за их выбор их поведения. Осознавание себя и своих жизненных обстоятельств и становится предметом работы гештальт-терапии с ребенком. Ясное осознавание, обнаружение себя во всей целостности своего опыта позволяет ребенку перестроить неэффективное поведение и удовлетворить актуальную потребность в росте.

Препятствиями для осознавания себя оказываются различные паузы в процессе построения контакта между человеком и окружающим миром. Такими прерываниями могут оказаться:

  • • конфлюенция (неразличение своих ощущений и переживаний);
  • • интроекция (замена своих желаний и чувств долженствованиями, чужими ожиданиями, предписаниями или оценками);
  • • проекция (отчуждение своих переживаний и приписывание их окружающему миру);
  • • ретрофлексия (остановка моторных реакций, фиксация в виде напряжений и направление движений на себя).

Восстановление способности к осознаванию происходит в результате преодоления прерываний контакта и возвращения способности к творческому приспособлению. Дальше мы рассмотрим клинические примеры и методы работы с различными прерываниями контакта у детей.

В виду особенности рефлексии дети с неудовольствием отвечают на вопрос “А что ты сейчас чувствуешь?”, за их словами часто стоят нелогичные и неожиданные для взрослых сообщения, что прекрасно было показано еще К. Чуковским в книге “От двух до пяти”. Но ребенок даже в очень раннем возрасте способен различать удовольствие и неудовольствие, способен идентифицировать и отвергать, что ему подходит, а что нет, распознавать некоторый опыт как собственное переживание, различать “Я” и “не-Я”, интегрировать опыт в целостную картину благодаря в первую очередь телесности и эмоциональности — интегративным аспектам психики. Гештальт-терапия владеет самыми разными средствами, поддерживающими осознавание детьми собственных психических процессов (игры, рисунки, работа с глиной, движения, сенсорные упражнения), которые, помимо беседы, могут поддержать процесс осознавания. Кроме того, в гештальт-терапии используются формы сопровождения ребенка, которые могут поддержать процесс ассимиляции полученного опыта.

Гештальт-терапия как процесс-ориентированная терапия дает нам большой выбор конкретных методов работы. Предметом терапии может быть как индивидуальный процесс ребенка, так и процесс отношения между ребенком н другим человеком, и между ребенком и родителем. В зависимости от этого терапевт поддерживает саморегуляцию ребенка или саморегуляцию системы “родитель — ребенок”. В этом случае акцент делается не только на восприятие себя, но и на восприятие другого, не только на осознавание своих эмоций и действий, но и распознавание и дифференциацию эмоций и действий другого человека. Для этого гештальт-терапевт использует все многообразие вариантов совместной деятельности: рисование, моделирование, конструирование, разыгрывание сюжетов, игры по правилам и другие виды совместных действий, которые требуют учитывать присутствие другого человека.

Терапевтические отношения и терапевтический контракт

Конечно, работу психотерапевта организуют и оплачивают взрослые люди или организации. И ребенка приводят взрослые — буквально приводят за руку или направляют в сторону кабинета психотерапевта. Терапевтический запрос тоже формулируют взрослые, и, конечно, результат в конце работы будут “принимать” взрослые — родители, учителя или врачи. Но при этом ребенок все равно остается равноценным и равноправным участником терапевтического процесса.

Невозможно поддерживать саморегуляцию субъекта, не признавая его субъектности, активности и ответственности. Поэтому гештальт-терапевту важно заключать два терапевтических контракта и вступать в двойные терапевтические отношения — с ребенком и со взрослыми. Важно прояснять проблему, неудобство или страдание каждого, уточнять, в чем может заключаться помощь психотерапевта, на что надеется ребенок и на что — взрослый.

Бывает так, что ребенок надеется, что в результате терапии взрослый подобреет, а взрослый рассчитывает, что ребенок поумнеет, имея в виду, что сами-то они, конечно, в полном порядке и меняться им не придется. Важно информировать и взрослого, и ребенка о методах работы и возможных результатах, прояснять для них обоих, что такое конфиденциальность отношений и в чем могут быть ее ограничения, точно так же как в случае угрозы здоровью и благополучию необходимо проинформировать тех, кто может помочь разобраться с опасной ситуацией. Важно договариваться о распределении времени между взрослым и ребенком, а кроме того, получить согласие от обоих на предложенный формат работы.

Конечно, ребенку не хватает целенаправленности и силы воли для того, чтобы продолжать вести разговор на неприятную тему — например, рисовать или показывать себя злого, или рассказывать про то, как он с чем-то не справился. При этом аргумент “мы же с тобой договаривались” не всегда срабатывает. По в гештальт-подходе сопротивление рассматривается как проявление автономии и самостоятельности ребенка, проявление способности различить подходящее для себя и неподходящее. Даже если это не совпадает с ожиданиями терапевта, он поддерживает эту позитивную составляющую сопротивления и создает условия для более ясного осознавания ребенком своего присутствия в контакте.

Важно не то, что ребенок не слушается взрослого, когда тот предлагает ему поиграть или о чем-то поговорить, а то, что ребенок способен отличить то, что он хочет делать, от того, чего он делать не хочет. Следовательно, терапевт поддерживает способность ребенка к автономии и различению “Я” и “не-Я”, когда обращает внимание на отказ или сопротивление ребенка.

Для детского гештальт-терапевта есть несколько важных задач: создать безопасное пространство и установить доверительные отношения с ребенком, подобрать подходящую игру или занятие, чтобы сделать опыт ребенка более ясным и осознанным, а затем обсудить и осмыслить его.

Источник

К психологу часто обращаются родители и учителя по поводу детей со следующими поведенческими характеристиками: повышенная отвлекаемость на уроках, неспособность к длительной концентрации внимания, двигательная расторможенность, излишняя возбудимость и импульсивность, недостаток моторного контроля и самоорганизации и пр. Эти симптомы, проявляясь в комплексе, являются признаками поведенческого расстройства – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Детей с СДВГ называют гиперактивными.

Многочисленные исследования, посвященные изучению причин появления СДВГ, выделяют три группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома: медико-биологические, генетические, психосоциальные [2], [5]. К медико-биологическим факторам относят: различные вредные воздействия на плод во время беременности (инфекции, токсикозы, вредные привычки матери и т.д.), стрессы у матери, осложнения при беременности и во время родов.

К психосоциальным факторам относят психологический климат в семье и особенности воспитания. Данные исследований российских ученых говорят о том, что у детей из материально обеспеченных семей к моменту поступления в школу последствия пре- и перинатальной патологии в основном исчезают [2]. Поэтому психосоциальными факторами можно и нужно управлять в ходе комплексной программы коррекции синдрома.

В настоящее время существует несколько подходов к лечению детей с СДВГ, основными являются медикаметозная терапия и психотерапевтическая и психолого-педагогическая коррекция [5]. Безусловно, наиболее эффективным является комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае.

Цель психолого-педагогической коррекции СДВГ – снижение неблагоприятных психосоциальных факторов в окружении ребенка и создание благоприятных условий для его развития в школе и, прежде всего, дома.

В работе с гиперактивными детьми может успешно применяться гештальттерапия – феноменологически-экзистенциальное течение в психотерапии, созданное Фридериком Перлзом. Гештальттерапия основана на феноменологическом методе осознавания, в котором восприятие, чувство и действие отличаются от интерпретации исходно существующих точек зрения или позиций. Этот подход считает объяснения и толкования менее достоверными по сравнению с тем, что непосредственно воспринимает и чувствует человек. Целью клиентов является осознание того, что они делают, как они это делают, каким образом они могут изменить себя и в то же время научиться принимать и ценить свою личность в настоящем [4].

Гештальттерапия в большей степени сосредотачивается на самом процессе (на том, что происходит), а не на его содержании (на том, что обсуждается). Внимание, прежде всего, уделяется тому, что делает, мыслит и переживает человек в данный момент, а не тому, что было, может, могло или должно произойти.

Данный терапевтический подход основывался на пяти ключевых теоретических понятиях: отношение фигуры и фона, осознание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты, зрелость и ответственность.

Дети с СДВГ находятся в состоянии постоянного напряжения, поскольку не справляются с предъявляемыми к ним требованиями: правильно реагировать на воспитательные воздействия, не конфликтовать с окружающими, быть эмоционально устойчивым. Они часто не могут разобраться в своих чувствах, полностью осознать их и справиться с ними. Поэтому гештальттерапия, использующая эффективные методы работы с эмоциями и чувствами, может помочь гиперактивным детям.

В процессе психотерапии, когда ребенок начинает соприкасаться со своими эмоциями и чувствами, гештальттерапевт, применяя специальные техники, помогает ребенку лучше понять свой внутренний мир, более полно осознать свои стремления и желания.

Целесообразно использование гештальттерапии при работе с гневом и агрессией ребенка с СДВГ. Ребенок получает уникальную возможность «отыграть» негативные эмоции, осознать и почувствовать их деструктивный характер, а затем попробовать найти новые конструктивные паттерны поведения.

Гештальттерапия ориентирована на развитие автономности и ответственности человека. Поэтому она эффективна в работе с гиперактивными детьми, не умеющими брать на себя ответственность за себя, за свои действия и поступки.

Одной из важных техник гештальттерапии является ролевая игра, в которой воспроизводится диалог между клиентом и значимыми для него людьми. Данная техника может помочь детям с СДВГ эмоционально отреагировать на различные жизненные ситуации, лучше понять себя и окружающих людей.

В. Оклендер предложила использовать методы гештальттерапии в сочетании с другими методами: рисованием, работой с клеем и бумагой, лепкой, сочинением историй и т. д. Рисование пальцами с помощью красок благотворно действует на гиперактивных детей. В соответствии с гештальтподходом, после завершения рисования ребенку можно предложить воспроизвести диалог между различными частями картинки, разглядеть позы людей, их выражения лица, представить, что они говорят, каким тоном, и т. д. [6].

Гиперактивные дети часто неспособны удерживать внимание на деталях, с трудом концентрируют внимание при выполнении заданий или во время игр. Они проявляют бесцельную двигательную активность, совершают беспокойные движения.

Рисование, работа с клеем и бумагой, лепка и другие похожие виды деятельности, используемые в рамках гештальтподхода, способствуют осознанию детьми своего тела и своего «Я». Осознание и понимание своих физиологических возможностей помогает гиперактивным детям более целенаправленно осуществлять контроль над чрезмерной двигательной активностью.

Ученые считают, что СДВГ – это заболевание, затрагивающее не только самого ребенка, но и взрослых, и, прежде всего, матери, которая, как правило, находится в наиболее тесном контакте с ребенком [1]. Благоприятный прогноз зависит не только от своевременной помощи ребенку, но и от психологической реабилитации его близких. Поэтому необходима семейная и родительская терапия.

Столкнувшись впервые с проблемами своего гиперактивного ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Проблемой является наличие у родителей неадаптивных особенностей личности, тревожных расстройств, СДВГ. Необходимо снижение раздражительности и тревожности у родителей.

Гештальттерапия может помочь родителям справиться со своими эмоциями и чувствами, адаптироваться к эмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с СДВГ.

Дети с СДВГ часто нуждаются в упорядоченных взаимоотношениях с родителями и тесной эмоциональной связи с ними. Гештальттерапевт может помочь родителям гиперактивного ребенка осознать неэффективные модели поведения и сделать выбор в пользу позитивной модели отношения к ребенку. Например, в процессе гештальттерапии родители могут осознать, что сами втягивают ребенка в свои конфликты.

Дисфункциональные отношения могут стать причиной усиления симптоматики СДВГ. Применение семейной гештальттерапии позволяет обеспечить взаимопонимание между членами семьи.

Особенно эффективно использование семейной игровой гештальттерапии при работе с семьями, в которых детей чрезмерно опекают, когда разногласия в семье велики, когда ситуация в семье приобретает хаотичный характер и участники перестают контролировать свои действия. Гештальттерапевт предлагает членам семьи поговорить друг с другом в его присутствии о том, что их волнует. Он наблюдает за семейным взаимодействием, отмечая не только какие-то выраженные проявления, но и — что порой значительно труднее заметить — “выраженные отсутствия”, такие, например, как отсутствие взаимодействий в какой-либо семейной подсистеме. Его интересует при этом не содержание разговоров, а сам процесс контакта: кто с кем наиболее интенсивно взаимодействует, кто при этом слушает или не слушает, кто включается, кто с кем совсем не контактирует, когда убывает и прибывает энергия, где происходит торможение и так далее. Исходя из полученной таким образом информации, он создает психический образ “хорошей формы” семьи, на основании которого строит свои терапевтические интервенции. На первом этапе они должны служить осознаванию семьей своих положительных качеств — потенциала отыгрываемых ролей; на втором — осознаванию неотыгрываемых ролей, “упакованных” в симптоме; наконец, на третьем — получению семьей нового опыта коммуникации [3]. В процессе игры участники терапии отрабатывают навыки взаимодействия друг с другом, учатся конструктивным способам решения стоящих перед ними проблем.

Практика показала, что индивидуальная и семейная гештальттерапия существенно улучшает и оздоравливает психологический климат всей семьи, разрешает конфликты между родителями и, в конце концов, реабилитирует ребенка с СДВГ. Она существенно уменьшает гиперактивность детей, улучшает характеристики внимания, снимает мышечные зажимы и повышенную тревожность, помогает управлять собственным поведением, эффективно выстраивать взаимоотношения с окружающими, позволяет моделировать ситуации успеха.

 Литература

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Издательство института Психотерапии, 2002.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
  3. Зинкер Джозеф. В поисках хорошей формы. Гештальттерапия с супружескими парами и семьями / Перевод А.Я. Логвинской. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
  4. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004.
  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. – СПб.: Речь, 2007.
  6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

Источник