Развитие ребенка по гештальт
Мобилизовать нашу рациональную сторону.
Я намерен, под видом введения в эту мастерскую, мобилизовать вашу рациональную сторону, представляя теоретический аспект Гештальт-терапии,применяемой к детям.
Эта теория будет воплощена в моём восприятии вещей, в моей субъективности.
Эта теория частичная и пристрастная, она заинтересована в создании общего тела с очень богатым и обширным полем уникальных опытов, кроме этого, она заинтересована в открытии дверей университета или новых видов терапий.
Говорить о вкладе Гештальта в детскую психотерапию необходимо в 4-х аспектах:
- Обозначить, что такое Гештальт.
- Остановиться на детской психотерапии, а в частности, на сближении психоаналитическом, поведенческом, системном.
- Увидеть, в чём Гештальт может быть новатором по отношению к различным приёмам в понимании ребёнка, в его стратегии вмешательства, в его личных указаниях.
- Рассмотреть обратную связь, как теория Гештальта может обогатиться в различных своих аспектах.
I. Гештальт
Что это такое? Отнесённый к новым терапиям, Гештальт имеет с ними общее название: восстановить в терапевтическом виде реальное тело и общественное (Scyutzenberger, 1977)
-Восстановить реальное тело – это значит опираться на ощущение человека, на его чувства, эмоции, чтобы понять его внутренний мир.
-Восстановить общественное тело – это значит опираться на непосредственное окружение; это должна быть группа людей для того чтобы создать экспериментальное поле, где индивид уравнивал бы себя, видел себя похожим на другого, открывал бы для себя идентичность в своём различии.
Этот выбор телесного стержня, внутреннего и внешнего, поддерживаемый психическим и терапевтическим пространством, будет преобразовываться в Гештальте в оригинальную концепцию гуманного человека, в теорию личности, в специальный терапевтический проэкт.
а) Глобальная концепция человека
- черпающая начало из источников Гештальта – психологии, согласно которой наше поле восприятий и эмоций формируется спонтанно, под влиянием структурных, обозначающих групп, начиная с изолированных элементов.
- вдохновлённая феноменом, ищущая что-то большее, чтобы узнать как и почему происходят те или иные явления, возвращаясь к конкретной жизни, такой какой она воспринимается и чувствуется.
- связанная с существованием, основанным на единственности каждого человеческого существования и на ответственности каждого человека, сравниваемая с существующими принуждениями, такими как: одиночество, абсурдность жизни.
а) Эта концепция человека рассматривает теорию личности вокруг определения границы контакта, промежуточной структуры между организмом и окружающей средой, где разворачивается поле деятельности. На уровне сознания один за одним следуют потребности, резервуар импульсов, прошедшие опыты.
(Self) – это ответная система организма, объединенная с окружающей средой творческим путём на уровне границы-контакта. Слово “граница” обозначает промежуток, который отделяет внутренний мир от внешнего. Слово “контакт” структурирует опыт, обмен между двумя этими мирами.
На этом уровне будут проявляться потрясения, патологии, начиная с которых каждый будет осознавать, что для него было препятствием в его развитии.
Эти потрясения проявляються под формами сопротивления, такими как интроекция, проекция, рефлексия. Эти сопротивления изменяются, исчезают – закрывается граница контакта. Гештальт – терапия исходит из того, что происходит на поверхности человека, то есть в его физическом теле и в его обмене с общественным телом как пути понимания и восхождения на уровне психических представлений.
3 Удваиваются стратегии вмешательства терапевта.
- опираясь на физическое тело, благоприятствуя появлению эмоций, чувств, потребностей.
- опираясь на общественное тело, создавая пространство взаимодействия Я-Ты, основанные на вмешательстве терапевта и благоприятствует созданию внутренних конфликтов и удовлетворению потребностей.
Терапия позволяет свободное развитие Self, используя ещё не завершившиеся опыты. Пациент отказывается от повторения, что позволяет ему стать создателем своего существования.
II. Детские психотерапии
Что нового внесла Гештальт-терапия в детские терапии? Рассмотрим основные три подхода, которые применяются к ребёнку и его психопатологии.
1. Психоанализ интересуется детьми, начиная с A.Freud и M.Klein. Они перестроили аналитическое пространство, исключая основу и свободные ассоциации, чтобы их заменить игрой, такой, как экспрессивная поддержка, которая эквивалентна мечте, как вхождение в воображение, как основа для интерпритации.
Однако главные требования психоанализа – это нейтралитет аналитика, представляющий отображение поверхности в ребёнке, интерпретация феноменов сопротивления и переноса, расширяя зону отображения, в которой может осуществляться контроль моего Я.
2. Поведенческий подход стремиться удалить симптомы, при этом скрывая, всё то что происходит в “в тёмном ящике”. Повернувшись лицом к напряжённым и тревожным детям, применяя перевоспитательные, релаксирующие и ортопедические техники он стремиться приспособить ребёнка к ожиданиям общества. Укрепить появившиеся надежды в его взаимодействии со средой.
3. Системный подход обращён полностью к семье: ребёнок становиться симптомным ребёнком семьи, которую он соглашается понять и развернуть в ней свои действия.
Ребёнок всего лишь центр интереса, но использованный как сигнал посредством которого изменяется патология общения.
Таким образом мы видим, что каждый подход имеет свою логику, свои указания. я не буду говорить о развитии и о совпадении различных теорий, чтобы применить их к различным клиническим заболеваниям, таким как: психозы, патологии, кризисное состояние, психопатические заболевания, для которых все эти подходы оказались не полными и неэффективными.
III. Вклад гештальт-терапии в детскую психотерапию
Гештальт-терапия несёт в себе зёрна дополнительного подхода к различным логикам, примеряясь к структурной логике внутреннего мира ребёнка, как психоанализу и к логике общения и приспособления к внешнему миру, рассматриваемым поведенческим и систематическим подходами.
Терапевтическая работа в Гештальте открывает путь к изменениюграниц моего Я.
Всё, что об этом говорит Perls (1951) “Гештальт- терапия стремиться разграничить и точно описать чувственное торможение, пустоту, стремиться представить опыты, чтобы мобилизовать намеченные границы”.
Работа на уровне границы-контакта происходит в два этапа:
- Работы на внутреннем уровне через внутреннюю сенсорность организма, чтобы осветить то, что спрятано человеком в его внутреннем мире и воссоздать единство.
- Работа на внешнем уровне, чтобы благоприятствовать творческой подгонке организма к окружающему миру на уровне обмена с окружающим миром.
Вот важнейший принцип. Посмотрим теперь как терапия становиться на место Гештальта во время встречи с детьми, как этот интервал, эта поверхность (Fedida,1977), становиться соответственна психическому пространству ребенка. Как и психоанализ, Гештальт был сначала терапией для взрослых. Мы же за парную или групповую терапию детей.
Violet Oaklander, американский терапевт, был предшественником этого направления (1978). Через экспериментальное и взаимодействующее сближение с ребёнком с помощью окольного пути – графического выражения – Violet удалось создать динамическое пространство трансформации, работая и создавая смысл Я у ребёнка, чтобы укрепить функции контакта и чтобы он мог снова слушать своё тело, свои эмоции и широту своего интеллекта.
Терапевт становиться со-строителем внутреннего мира ребенка, через их уникальные встречи и накопленный опыт сеансов.
1. Первая специфика ребёнка – то, что он подлежит созданию, развитию, прогрессивно утверждаясь как личность, как место интеграции и ассимляции, через употребление механизма интроекции. Это вынужденный механизм (по Perls, 1942) – фаза устной агрессивности, без которой дети патологически подвержены окружению с нарушенной функцией Я и рассеянной границей контакта.
Гештальт помогает:
- создать гармонию между психическим и физическим развитием.
- работать над прогрессирующей конституцией индивидуальности и обеспечить переход от состояния неотделённости к разделению Я и не-Я.
- позволить ребёнку, через чередование циклов контакт-отступление, через игру вознаграждени и фрустрации, отделить себя от других.
2. Гибкость патологической системы. Ребенок в развитии имеет большое преимущество перед взрослым: он носит в себе динамику и гибкость своей патологической системы, что позволяет ему быстрее снять симптомы, передать новую форму через двойное движение: регрессии – взросления.
Дети, страдающие психосоматическими расстройствами или невротическим воспрещением, мобилизуют большую часть времени на сопротивление, которое называют ретрофлексия (удовольствие или агрессивность не могут выйти наружу) Oaklender 1986.
Гештальт научил нас работать без отдыха. Ребенок в своей глобальности, в своём тотальном существе – главный сюжет нашей работы. В гештальте персонализация между терапевтом и одним или двумя детьми привилeгеровано искусстному вырезанию того, что есть в его рациональности, аффективности, его речи. Мы пришли к опережению наших функций психолога, перевоспитателя, ортофениста, чтобы найти образ аутентичной встречи с ребёнком.
Основа этого – конвенция, которой обладает ребенок, ответ на его собственные трудности, который он может распутать с помощью поддержки терапевта, который сопровождает его, натянутость и конфликты, которые влияют на него могут быть преодолены с помощью терапии.
3. Ребёнок – существо, зависящее от семейного и социального окружения.
Он не просился на приём к врачу, это всегда третий, кто сопровождает его. Он не примыкает к терапевтическому проекту сразу и вся работа доверия и около – контакта необходима для того, чтобы организовать терапевтический альянс и пространство, где ребёнок находит удовольствие в регулярной встрече со взрослым.
Эта зависимость переместится, перейдёт во взаимоотношения терапевт – ребёнок. Можно говорить о диссимитричном взаимоотношении или скорее всего о дополнительном взаимоотношении, где каждый имеет свою отличную позицию, высокую или низкую (Waslawick,1972) Но кто может измениться, видя себя опрокинутым в течении сеанса: взрослый может предоставить себя в распоряжение ребёнка, стать на время руководите-лем игры. Он создаёт себя в мире иллюзий, (Winnicott 1975), новое взаимоотношение. Перемещённые картинки между ребёнком и терапевтом позволяют работать над переходом между воображаемым и реальным, игрой и реальностью.
Изучая теорию поля организм – окружение, Гештальт-терапия представляет ребёнка в его семье как целое: всякое изменение ребенка отражается на семейной жизни. Вмешательство родителей необходимо, чтобы обеспечить изменения, позволить им противопоставить себя воображаемым измененным картинам, которые могут влиять на реального ребенка и изменять его.
Школьная среда должна быть подготовлена к приему ребенка и сопровождать его. Вот почему Гештальт-терапия, более, чем психоанализ, где правило секрета запрещает нам зачастую выити из-за бюро, имеет функцию посредника между ребенком и окружением, чтобы обеспечить циркуляцию изменений и поднять сопротивление среды в улавливании и понимании ребенка.
4. У ребенка экспрессия более действенная, чем выражена в действии.
Взаимодействие между терапевтом и ребенком проходит через творческую подгонку двух языков: ребенка и взрослого. Каждый пытается общаться с другим через привелегированные средства: игра, артистическое и графическое творчество, крики, музыка, танец в зависимости от возраста и патологии ребенка, проходя через общение согласительное, словесное, примитивное, посредничество их символично.
Я взял картину шлюза, чтобы охарактеризовать психическое состояние ребенка, где он найдет в себе регуляцию, чтобы восстановить единство в своей истории и чувство своего существования.
Шлюз – это также картина терапевтического пространства: смешанные воды, затем разделенные терапевтом и ребенком, промежуточный переход, где каждый находит уровень общения. это пространство, с помощью игры расстояний и чередований цикла контакт-отступление, становиться составной частью строительства Я ребенка, границы которого стали хрупкими, порванными или закрытыми.
IV. Обогатить теорию гештальта
Гештальт-терапия дала объяснение нарушениям и сделала возможной работу с психосоматическими патологиями, детьми с психическими нарушениями, с психопатами или с детьми страдающими невротическими запретами, или трудностями в индивидуализации. Наша терапия имеет более широкое объяснение, чем классическая аналитическая терапия.
Остаётся однако дать более осязаемое доказательство, оценить в продолжительности психотерапии через клинические примеры, монографию детей, выявить теоретические этапы терапевтической стратегии. Гештальт-терапия не выработала теорию психогенезиса ребека и вопрос в том, чтобы понять, зависит ли это от его компетенции.
Что касается меня, я попробовал, в одной из моих работ, сопоставить понятие “двойной оболочки” предложенной Brazelton (1983) и понятие “моя кожа” Anzieu (1985). В тексте “двойная оболочка” описывает взаимную систему обратной связи между матерью и младенцем, где каждый реагирует на другого с помощью взаимодействия. Рукопись “моя кожа” это наглядное изображение, где я ребенком употреблялся в течении ранних стадий развития ребёнка, чтобы представить самого себя, как Я, содержащее психические черты, через его опыт поверхности тела”.
Рукопись “граница-контакт”. Психосоматическая кожа обладает дополнением этих двух рукописей: функцией вместимости и разграничения вечного пространства, как “моя кожа” и функция общения, обмена, как понятие двойного развития.
“Общая кожа”, сотканная из вкладов, так же противопоставлена, как переходная школа с Winnicott, Kaes, Anzieu и системная школа с Watzlawick, Brazelton позволяет создать мосты между теориями, рассмотреть теорию Гештальта, обогатить её и возможно предложить модель развития ребенка – новатора, через эволюцию функции контакта у ребенка.
Гештальт представился как перекресток и гармоничный синтез разнообразных вкладов, чтобы найти в себе прочную связь. Почему нельзя последовать этой интеграции и не извлечь выгоду из недавних открытий психоанализа, например рассмотреть через клиническое приближение некоторых патологов, где возвращение сенсорное и физмческое в терапевтическом пространстве становиться необходимым? (Harrus Revidi, 1987).
Заключение: дети наши учителя?
Бьюсь об заклад, что клиническое и терапевтическое исследование детей позволяет рассмотреть теорию Гештальта, обогатить ее своим пониманием развития человека, своей теорией здоровья и своими терапевтическими орудиями.
Достаточно уменьшить значительный вклад M.Klein, A.Freud, P.Dolto, Winnicоt. как хорошо сказал S.Freud: “ребенок – это отец человека”, так научимся наблюдать его, открывать, знать его или ещё лучше встречать его, чтобы поместить его в школу, где он откроет спрятанные в себе сокровища.
Как выразил это J. McDоugall (1978) “если ребёнок спрятан в глубине человека, то это причина его психического страдания, он источник исскуства, поэзии и существования”.
Библиография
- Anzieu D. Le moi peau – Dunod – Paris – 1985
- Brazelton T. La dynamique du nourrisson on quoi de neuf bebe? – E.S.F. – Paris – 1983
- Fedida P. Corps du vide et espace de seance – Corps et culture – J.M.Delarge – 1977
- Ginder S. La gestalt therapie du contact – Hommes et groupes – Paris – 1987
- Harrus Revidi G. La vague et la digue – Du sensoriel au sensuel en psychanalise. – Payot – Paris – 1987.
- Mc Dougall J. Plaidoyer pour une certaine anormalite – Gallimard – Paris – 1978.
- Oaklander Violet. “Windows on our children” – USA – 1978 (traduit en partie par Morieux Catherine, Paris – EPG – 1987)
- Oaklender Violet. Gestalt therapie d’enfants – Article-Gestalt-Journal-Automue 1986 (traduit par F.Rossignol – 1987)
- Perls F. Le moi, la faim et l`agressivite (1942) Tchou – le corps a vivre – Paris – 1978
- Perls – Hefferline – Goodman (1951). Gestalt terapie tome 2 – Stanke – Montreal 1989
- Salathe N. Precis de le gestalt therahie. Paris – Amers – 1987
- Schutzenberger Anne. Le corps et le groupe – Privat – Toulouse – 1977
- Van Damme P. Frontiere du Moi et Espace Therapeutique – These D.E.A. – Sept. 1986 – Paris VII
- Watslawick D et Coll. Une logique de la communication Le Seuil – Paris – 1972
- Winnicott D.W. Jeu et Realite. Connaissance de l`inconscient – Gallimard – Paris – 1975
Статья Ван Дамма “Гештальт. Вклад в мир детства” с разбором некоторых приктических случаев детской терапии – в журнале Гештальт-94
Источник
Дошкольный возраст – важный этап в жизни
ребенка, когда формируются основные
составляющие его психологического здоровья, и в
зависимости от того, как он проживет это время,
зависит его дальнейшее развитие. Помочь
ребенку-дошкольнику быть здоровым – это
непростая задача.
В гештальт-подходе психическое здоровье в
самом общем виде рассматривается в контексте
процесса взаимодействия человека с окружающей
средой и описывается через понятие творческого
приспособления [10].
В русле гештальт – подхода можно работать с
проблемами страха, помогая ребенку принять свои
чувства, актуализировать и осознать свои
потребности, творчески переработать конфликт и
увидеть различные пути его решения.
Цикл занятий направлен на работу с различными
страхами, возникающими у дошкольников, в том
числе, со страхом темноты.
В работе со страхами используются традиционные
техники гештальт-терапии, а так же разные
методические средства: игровая терапия,
рисуночная, песочная терапия (sand-play),
библиотерапия и психогимнастика.
Психолог таким образом организует
пространство контакта ребенка с миром, чтобы
ребенок мог найти свой способ актуализировать
свои потребности. Психокоррекционная работа с
детьми-дошкольниками включает в себя работу с
телом, эмоциональной сферой и образом себя “До”
и “После”.
Психолог помогает ребенку творчески
переработать конфликт, дает возможность
освободиться от напряжения, адекватно выразить
свои чувства, не вытесняя их. Эффективным
является проживание чувств и эмоций,
переживаний, которые не были выражены и
завершены в прошлом. Психолог создает
доверительную атмосферу для установления
контакта с ребенком, безопасные условия для
экспериментирования, поддерживает процесс
контактирования со средой, оказывает помощь
ребенку в ассимиляции полученного опыта и
предоставляет для этого достаточное количество
времени и пространства.
В творчестве ребенок приобретает спонтанность,
выражает в идеях, действиях, чувствах себя,
используя все свои ресурсы: зрение, слух,
осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение
и интеллект.
Комплексное использование творческих методов
позволяет в ряде случаев достаточно эффективно
корректировать страхи у детей дошкольного
возраста. А так же улучшать эмоциональное
самочувствие ребенка, его поведение и
взаимоотношения с окружающими.
Пролонгированный эффект занятий возможен при
наличии взаимного понимания, тесного общения
психолога и взрослых (родителей, педагогов),
которые окружают ребенка.
Цельютаких занятий в рамках
гештальт-подхода является психологическая
поддержка детей, имеющих эмоциональные проблемы,
различные страхи;
- помощь в проживании чувств и эмоций;
- предоставление возможности для
экспериментирования с самим собой и другими
людьми; - сохранение психологического здоровья
дошкольников; - формирование адекватных способов реагирования,
творческого решения стрессовых ситуаций.
Место проведения: кабинет психолога
Частота встреч: 1-2 раза в неделю
Количество занятий: 7-10
Продолжительность занятий: 30 – 35 минут
Консультации родителей: первичная и
повторная консультации родителей (Р (м), (о)),
педагогов.
Критерии эффективности:
- Снижение тревожности.
- Повышение уверенности в себе.
- Достижения ребенка.
Тематика занятий:
- Занятие 1 “Знакомство” (Введение)
- Занятие 2 “Галерея страхов”
- Занятие 3 “Я и мой страх”
- Занятие 4 “В гостях у … Страха!”
- Занятие 5 “Песочные картины”
- Занятие 6 “Игры со страхом”
- Занятие 7- 8 “Маска страха”
- Занятие 9 “Я больше, чем страх”
- Занятие 10 “Ритуал прощания” (Обобщающее
занятие)
Методическое обеспечение:
Предмет изучения | Диагностическая цель | Основные методические средства | Литература |
Эмоциональная сфера. | Изучение особенностей эмоционально-личностного развития ребенка Выявление Диагностика психологического статуса. | Беседа по выявлению страхов. “Страхи в Тест тревожности Амена. “Несуществующее животное”. Тест Розенцвейга. “Дорога в детский сад”. “Моя семья” и др. | 1. А. Захаров. Дневные и ночные страхи у детей. – Спб.: Речь, 2005. 2. О. Бездетко. Развивающая |
Направление коррекционно-развивающей работы. | Основные задачи. | Методы и приемы | Литература |
Развитие эмоциональной сферы. Коррекция | Формирование эмоциональной стабильности. Повышение уверенности в себе. Саморегуляция и снятие психоэмоционального напряжения. Сохранение психологического здоровья. Повышение родительской компетенции. | Игры. Развивающие упражнения. Психологические этюды. Психогимнастика. Творческие методы: Песочная терапия. Библиотерапия. Рисуночные техники. Гештальт-подход. | 1. М. Чистякова. Психогимнастика. -М., 1989 2. 3. Г. Бардиер. Я хочу!- Спб., 1996 4. В. Минаева. Развитие эмоций дошкольников. – М.: Аркти, 1999 5. А. Захаров. Как помочь нашим детям избавиться 6.Т.Арефьева Преодоление страхов у детей. М., 2005. 7.Л. Черняев. Взгляд гештальт-терапевта на 8. А. Татаринцева. Детские страхи. –Спб.: Речь, 2007 9. Т. Шилова. Как помочь ребенку избавиться от 10. Ежегодный научно-практический альманах. |
Беседа.
“Шкалирование эмоции”:
Страх:
Волнение – Возбуждение– Испуг – Боязнь– Ужас
– Паника
Предлагается отследить, в какой части тела у
ребят больше всего страха. Можно подкрепить
высказывания пословицами и поговорками, точно
отражающими место локализации страха в теле.
– Как можно понять, что нам страшно?
– Где в теле прячется страх?
(Обсуждение ответов детей).
Помогаем осознавать, как мы переживаем страх
(телесные проявления, мурашки бегают, сердце
колотиться, пальцы холодеют, дрожь,
сворачиваемся в клубок и др.)
Психолог подтверждает ответы детей
пословицами и поговорками, в которых отражен
опыт наблюдений за наиболее характерными
признаками телесных проявлений страха:
- У страха глаза велики.
- Душа в пятки ушла.
- Побелеть от страха.
- От страха ноги подкосились.
– На что похож твой страх?
– Может быть он какой-то формы?
– Какого размера страх?
– А какого цвета твой страх?
– Если бы это был какой-нибудь образ, то какой?
На следующем этапе ребенку предлагается
нарисовать возникший у него образ страха.
Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого
ребенку необходимо осуществить выбор: “Ты
можешь уничтожить свой страх (разрезать,
разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним
подружиться”.
Рефлексия.
– Что помогло тебе на этот раз справиться?
– Что ты уже умеешь делать, когда чувствуешь
волнение?
– У тебя есть уже некоторый опыт, как можно
справиться со страхом?
Примеры некоторых упражнений для коррекции
страхов.
“Горячий стул” или “Разговор со страхом”
Традиционная техника гештальт – терапии
“горячий стул” помогает принять себя до и после,
и проинтегрировать полученный опыт. С ребенком
подготовительного возраста вполне можно
проводить этот эксперимент, если у него хороший
интеллект, фантазия и развита речь.
Описание:
Поочередно садясь то на один, то на другой стул,
ребенок идентифицирует себя со страхом. И строит
с ним свой диалог. Он может поговорить со страхом.
Выразить ему свою злость или даже поругаться с
ним. Познакомиться, договориться, подружиться.
Либо попробовать заключить с ним определенный
договор. В ходе выполнения упражнения и после
него обращаем внимание на чувства, эмоции,
переживания и дыхание ребенка.
“Песочная картина”
Оборудование: поднос с песком (45х68х5), наборы
миниатюрных фигур для sand-play.
Работа в песочнице.
Песочная картина:
“Начало дружбы со страхом”.
(Отрывок)
Вот это страх темноты. Он большой-большой. А
это Я. Я еду к нему на велосипеде. На пути мне
встречаются разные препятствия: идет песочный
дождь. Камни летят. Это все страх делает, чтобы Я к
нему не проехал…
“Театр теней”
Оборудование: затемнение на окно, настольная
лампа, экран белого цвета.
Описание: в затемненном помещении
дошкольники устраивают “Театр теней”.
Можно инсценировать наиболее эмоционально
заряженные сюжеты совместно с детьми, используя
при этом стихи, песенки, марионетки или игрушки
оригами. Психолог показывает, какие причудливые
формы могут приобретать тени на стене. Мы можем
фантазировать, на что это похоже. Какие чувства
возникают. Особое внимание уделяем дыханию
ребенка, его позе, выражению лица, жестам и
интонациям. Часто и в темноте мы одни предметы
принимаем за другие (Приложение 1). “Страх проективен
и часто отрицает настоящее, игнорирует реальные
возможности и ресурсы. Но в страхе есть энергия
для контакта с опасностью, для исследования
опасности, разоблачения и победы” [7]. Этот момент
представляется важным в коррекции страхов
“Костюм темноты”
Оборудование: мешок черного цвета из-под
верхней одежды, (мешок прошивается по бокам,
оставляются прорези для рук, пришивается
капюшон, получается черная накидка с капюшоном);
для декорирования костюма: булавки, атласные
ленты, веревочки, старые DVD диски, цветные лоскуты
ткани.
Описание: Основная идея в том, чтобы
предложить ребенку в игровой форме побыть тем,
кого боишься. Я как темнота. Я как Баба Яга и т.п.
Изменение костюма страха. Декорирование его.
Драматизация “Я и есть страх темноты”
Танец в костюме темноты под “Песенку страхов”
из мультфильма “Ничуть не страшно”.
“Маска страха”
Оборудование: гипсовые бинты, ножницы,
клеенка, емкость с теплой водой, цветная
самоклеющаяся бумага, пластилин, крупа.
Описание: Изготовление маски с лица ребенка с
помощью гипсовых бинтов. Декорирование маски
Страха с помощью цветного пластилина, бусин,
бумаги, крупы.
Пример из практики: (заключительный этап)
Ребенок: “ Вот какой страх получился!
Здорово! А у Вас нет зеркала?”
Психолог: “Зеркала?”
Ребенок: “Ну, да! Я хочу ему показать, какой
он. Он же сам себя никогда не видел!”
Я стала искать среди игрушек, как назло,
затерявшееся игрушечное зеркало. С., 6 лет,
помогал перерывать мешок с игрушками, то и дело
беспокоясь: “А я Вас не очень затруднил этой
просьбой?” Я рассмеялась. Предложила выйти из
кабинета в коридор, где есть большое настоящее
ростовое зеркало, он обрадовался.
Ребенок: “Давайте! Давайте! А потом, может,
еще и в группе покажем?”
Психолог: “Конечно, покажи! Отличная у тебя
идея! Своей радостью надо делиться, это верно!”
Мы пришли в группу. С. сиял. Он показывал
свою маску страха воспитателю, ребятам.
А те говорили:
“Ух ты! Страх? Не – е- е, не страшно! А почему
зеленый? Расцвел? Весной? Эх ты! А почему гречка?
Для красоты? А – а! И я тоже такой хочу!”
С. радовался, смеялся, охотно все
комментировал.
Мы вернулись в кабинет. Он положил маску страха
на стол, сказав: “ПУСТЬ ЖИВЕТ ЭТОТ СТРАХ НА
РАДОСТЬ ЛЮДЯМ!”
“Мумия”
Оборудование: два рулона туалетной бумаги,
пиктограммы базовых эмоций.
Описание: психолог “бинтует” ребенка в два
слоя туалетной бумаги. Ребенок должен
почувствовать свою силу и освободиться, разорвав
бумагу.
Рефлексия:
– Что ты чувствовал в теле, когда я тебя
“бинтовала”?
– Как тебе, когда нельзя пошевелить ни ногой, ни
рукой? Переживал, сможешь, не сможешь
освободиться?
(Примечание: дошкольники искренне верят, что их
“бинтуют” надежно, основательно)
– На какую эмоцию это было похоже?
(Выбери подходящую картинку).
– Что хотелось делать? (Продолжать стоять или
быстрее начать освобождаться?)
– А как было, когда освободился?
– Что почувствовал?
– Это было похоже на радость?
– И что ты делал? (Ребенок от радости продолжал
подкидывать кучу бумаги вверх, радуясь своей
силе)
– А как ты думаешь, это упражнение может быть про
то, как ты, словно, освободился от страха, стал
сильным?
– Понравилось упражнение?
Библиотерапия. (Приложение 1)
Источник