Развитие ребенка первый месяц лепет

Развитие ребенка первый месяц лепет thumbnail

Первое слово ребенка – знаменательный момент! Некоторые родители устраивают соревнование: кого же малыш позовет первым, а другие втайне гордятся успехами крошки на фоне сверстников. Наблюдать процесс становления речи у ребенка – очень увлекательное и забавное занятие. Карапуз, который совсем недавно издавал совсем невнятные звуки, постепенно начинает говорить слова и складывать их в осознанные предложения. Это ли не чудо?

Однако некоторым родителям приходится сталкиваться с задержкой речевого развития. Причин ее может быть множество, но самое главное – вовремя обратиться к специалисту. Сегодня MedAboutMe расскажет, как происходит становление речи у детей, какие важные моменты нельзя упускать, и можно ли помочь ребенку «разговориться»?

Дорога от «гу-гу» до полноценных предложений

Специалисты выделяют в развитии детской речи три основных этапа, каждый из которых делится на более мелкие периоды. Процесс овладения речью происходит под влиянием окружения малыша: поэтому родители должны внимательнее отслеживать, сколько, что и как они говорят в присутствии чада.

  • Первый этап: доречевой

Первый месяц жизни ребенок общается с миром единственным доступным ему способом: криком и плачем. 

На втором месяце появляются гуканье и короткие неосознанные звуки, а уже в 3 месяца малыш начинает гулить, его звуки приобретают первичную эмоциональную окраску. К примеру, на маму ребенок реагирует более ярко, чем на других людей. 

К 4-м месяцам гуление может быть длительным, а в среднем на 5-м месяце жизни появляется первый лепет. Он состоит из повторяющихся слогов «ма-ма, ба-ба», которые могут произноситься с различной длительностью или громкостью. 

Так называемое «псевдослово» появляется примерно в 7 месяцев. Оно представляет собой последовательность слогов, объединенных общей интонацией и мелодикой. Псевдослово обычно используется ребенком для того, чтобы выразить потребность или отношение к чему-либо. Такой непонятный язык не имеет явной семантики, но он важен как этап освоения интонационного рисунка родной речи. Также в это время малыш активно воспринимает речь и артикуляцию взрослых.

Первые слоговые слова появляются обычно к возрасту 8 месяцев и носят предметный характер. 

В 9-11 месяцев происходит усвоение интонаций, мелодики и речевого ритма. При содействии взрослых ребенок учится усваивать звуковые образы предметов, произносит первые лепетные цепочки, пытаясь связать их между собой.

  • Второй этап: первичное усвоение языка

К 12 месяцам малыш уже имеет определенный запас слов (мама, папа, дядя и т .д.), а также воспринимает некоторые простые словесные конструкции, учится соотносить артикуляцию со звуками. Для первых слов типичен полисемантизм – одно и то же сочетание звуков может иметь разные значения.

Не ждите сразу же полных слов от малыша! При подсчитывании словарного запаса специалисты учитывают все значения слоговых слов. 

Коротенький слог «ка» может обозначать десятки различных предметов и действий, от каши и каталки до прогулки к качелям. Это все разные слова.

В промежуток от года и до 1,5 лет рост словаря постепенно замедляется. Малыш осваивает структуру слогов и интонационно-ритмическую часть языка. Новые слова усваиваются путем сведения их к готовой фонетической модели. 

До 2-х лет словарь ребенка составляет 250-300 слов (включая неправильные формы) и активно пополняется, что связано с бурным развитием предметной деятельности и овладением слоговой словесной структурой. В речи появляются глаголы, которые указывают на действие или требование («дай»). В этом же возрасте в норме должны появляться простые предложения.

  • Третий этап: усвоение грамматики

Примерно до 2 лет и 2-х месяцев у ребенка наблюдается период так называемого «аграмматизма», когда предложения используются без какого-либо грамматического оформления. Затем малыш постепенно начинает осваивать правильные конструкции, расширять количество слов в фразах, рассказывает родителям обо всем, что воспринимает из окружающего мира.

Все приведенные нормы довольно условны. Если ребенок не начал осваивать грамматические правила в 2 года и пару месяцев, волноваться не надо. 

Но вот если до двух лет не появились самые простые фразы из двух слов, это повод для обследования у врача.

До трех лет речь малыша обогащается служебными словами, происходит резкий скачок развития. Дети начинают использовать речь как один из элементов игры, общаясь друг с другом и с вымышленными персонажами, строят более сложные конструкции и предложения. С трех лет словарный запас малыша увеличивается, так как растет опыт общения, формируется так называемое «чувство» языка.

«Mother» или «мама»: как развиваются дети-билингвы?

И если с одним языком все более-менее понятно, то что же делать билингвальному ребенку? Как гласит статистика, с каждым годом таких детей становится все больше и больше. А иногда малышу приходится понимать не два, а даже три языка, что само по себе непросто. Доказано, что дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников: это является вариантом нормы. Также запас слов на каждом языке меньше, чем у монолингвов, но суммарно их все же больше.

Специалисты советуют придерживаться стратегии «один родитель – один язык», чтобы не вносить в голову чада сумятицу. Если родители не следуют этому правилу и или «смешивают» слова из разных языков между собой, процесс становления речи у ребенка затрудняется.

В 2019 году ученые из Швейцарии опубликовали исследование, целью которого было сравнить особенности общения детей-монолингвов и детей-билингвов. 

Трехлетним малышам было представлено две куклы, которым было необходимо помочь решить головоломку. При этом первая кукла охотно «принимала» помощь, в то время как вторая хотела решить эту задачу самостоятельно. 

Эксперимент показал, что дети-билингвы больше стремились войти в контакт со второй куклой, приспосабливаясь к манере общения с ней, чем другие малыши.

Можно ли помочь ребенку заговорить раньше?

Как известно, становление речи малыша во многом зависит от его окружения. Ребенок подобно губке впитывает новую информацию, а также активно пытается наладить коммуникации с взрослым миром. Как же помочь ему быстрее заговорить? MedAboutMe предлагает несколько простых советов:

  • Отказаться от сюскания и намеренного коверканья слов

В порыве нежности многие мамы и папы могут изменять слова, добавляя им уменьшительно-ласкательные суффиксы, «зажевывая» часть слова или произнося предложения с определенной интонацией. Конечно, если такая ситуация появляется нечасто, то ничего страшного не будет. А если малыш постоянно слышит вместо четких слов от взрослых нечленораздельные сюсюканья, но не стоит ожидать, что он сразу же заговорит строками из произведений А.С. Пушкина. Так же стоит относиться к милым словечкам, которые изобретают дети: поддерживать неправильное название помидора не стоит, каким бы забавным не казался вам «помпимпон».

  • Читать сказки и разговаривать с ребенком

Чтение книг вслух – это не только отличный совместный досуг и средство для усыпления малыша, но и способ повлиять на его речевое развитие. Сказки на ночь полезны даже грудничкам: они успокаиваются, слыша голос мамы или папы, а более взрослые дети уже различают интонации и улавливают для себя новые слова. Не стоит забывать и о простых разговорах: если в ходе какой-то деятельности озвучивать свои действия, это также даст положительный эффект (к примеру: «сейчас мы достанем синий мяч»).

  • Слушать и смотреть, что пытается донести малыш

Конечно, стоит признать, что дети до трех лет – не самые интересные собеседники. Однако логопеды советуют обращать внимание на попытки ребенка объясняться с другими людьми, хвалить его и давать положительную эмоциональную реакцию.

  • Направлено заниматься развитием речи

В настоящее время можно найти множество различных игровых методик, которые позволят малышу запоминать новые слова. Это и конструктор с буквами, и маленькие детские книжки, и поющие игрушки. Самое главное – проявить фантазию и проверить качество игрушки или конструктора перед покупкой: бывают и книжки с ошибками, и куклы с ужасными голосами, акцентом и неправильными выражениями.

Что делать при задержке речевого развития?

К сожалению, задержка развития речи – это распространенное явление среди детей. Причин может быть множество, и чем раньше будет начата работа, тем больше вероятности исправить проблему к школьному возрасту. При подозрении на задержку речевого развития необходимо:

  • Проверить слух

Доказано, что у 3 из 100 новорожденных наблюдается потеря слуха, которая и приводит к задержке речи. Далеко не всегда ее удается диагностировать прямо в родильном доме: многие родители гораздо позже обнаруживают, что малыш не реагирует на громкие звуки. 

Важно: в некоторых случаях потеря слуха касается только определенных частот. 

Ограниченный диапазон восприятия невозможно проверить по реакции ребенка на шепот, необходимо лабораторное обследование!

  • Осмотреть полость рта

Иногда ребенок не может говорить из-за слишком короткой уздечки языка или верхней губы. Артикуляция может быть затруднена или болезненна, а поэтому малыш молчит, хотя и прекрасно слышит обращенные к нему слова.

  • Оценить состояние психического развития

До 17% детей имеют неврологические расстройства, когнитивные нарушения. Для таких малышей должна разрабатываться индивидуальная программа, которая поможет осваивать речь в «своем» темпе с учетом потребностей. 

Посоветуйтесь с неврологом, если у ребенка была внутриутробная инфекция, гипоксия в родах, травма головы, болезни или оперативное вмешательство в грудничковом периоде, диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД) в карте. 

Эти факторы могут неявно влиять на развитие разных отделов мозга, замедлять становление речи и когнитивных функций.

Как поддержать ребенка, когда он учится говорить? Все просто: хвалите и всячески поощряйте первые слова малыша. Продолжайте давать положительную реакцию и показывать свою заботу, исследуйте новые горизонты вместе с детьми и как можно больше общайтесь, даже если в ответ пока что слышно только детский лепет. 

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Нарушения речевого развития у детей / Макаров И. В., Емелина Д. А. // Социальная и клиническая психиатрия. = 2017. – №4
  2. Онтогенез речевого развития / Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. // Русский журнал детской неврологии. = 2017. – №1
  3. Bilingual Children Adapt to the Needs of Their Communication Partners, Monolinguals Do Not / Gampe A, Wermelinger S, Daum MM // Child Dev. = 2019. – №90

Источник

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

yulia

Смердова Юлия,
логопед

08. 10. 2009

Ищите меня в социальных сетях:

https://odnoklassniki.ru/profile/24570770137

https://vk.com/id178099349

https://www.facebook.com/julia.pedagog

Источник

Не многие родители знают, что развитие детской речи берет свое начало с самого рождения ребенка. От того, насколько часто и правильно общаются с малышом взрослые, во многом зависит и то, когда и как заговорит ребенок.

1-3 месяца

Казалось бы, что можно ожидать от совсем еще маленького?! Вроде бы плачет только, когда голоден или болит животик. Но ведь именно так младенец хочет донести до взрослых простую мысль – «мне плохо, неудобно, нужна помощь…». Детский крик – один из показателей развития речи.

На первом месяце жизни у малыша интенсивно развивается слух, и именно он отвечает за дальнейшее усвоение речи. Не менее важную роль играет зрение. Уже к концу первого месяца малыш может задерживать взгляд на конкретном предмете. Поэтому не забудьте подвесить над кроваткой малыша музыкальный мобиль – ребенок будет следить за движущимися игрушками и слушать музыку.

В полтора-два месяца ребенок начинает гулить. При этом он получает истинное удовольствие от звуков, которые издает сам. Взрослые должны уловить этот момент и отвечать малышу. Тогда ребенок ощущает, что его слышат и понимают. Если малыш задерживает взгляд на каком-то предмете, обязательно назовите этот предмет или имя человека: «да, это папа, а это братик Алеша» или «это мишка, ежик, собачка…» и т.д.

Ближе к трем месяцам малыш начнет поворачивать головку в ту сторону, откуда раздается звук, будет реагировать на голос. Очень важно развивать эту новую способность. Для этого чаще обращайтесь к малышу, называйте его по имени, зовите его из другого конца комнаты – ребенок должен среагировать поворотом головы и даже попытаться поднять головку, услышав голос близкого человека. Обязательно играйте с малышом – позвените погремушкой с разных сторон, и пусть ребенок ищет свою игрушку по звуку. Не забывайте хвалить кроху за каждый успех: «Ты умница! Ты сам нашел игрушку, угадал, где мишка, зайка спрятался,  а ты его отыскал…».

В три месяца малыш осознанно улыбается близким, умеет смеяться. Ребенок гулит разнообразными звуками, причем кроме гласных, уже слышны и согласные звуки, появляются длинные цепочки звуков – ребенок радуется взрослым и отвечает на их речь потоком эмоционально окрашенных «этюдов». В этот период малышу потребуется развивающий коврик с фактурными и звучащими игрушками – поющими, шуршащими, пищащими, гладкими, пушистыми и т.д.

Разумеется, что все действия должны сопровождаться комментариями взрослого – смена подгузника, массаж (особенно!), переодевания – абсолютно все требует объяснений: «одеваем носочки, погладим ножку, умываем щечки» и т.д.

4-6 месяцев

Малыш различает интонации взрослых и старается воспроизвести их. Это настоящая работа для младенца! На данном этапе малышу нравится звучание музыкальных инструментов. Приобретите несколько музыкальных игрушек и музыкальных инструментов. Звуки их должны быть разнообразными, не очень резкими и громкими, такими, чтобы не испугать малыша. Кроме того, иногда в течение дня можно ставить диски с записями приятных мелодий, звуками природы. Огромную роль играет и пение колыбельных песен перед сном. Мамин голос, ее дыхание, биение сердца успокаивают кроху, и даже спустя много лет подросший уже ребенок будет помнить, как именно пела мама.

В шесть месяцев можно начинать делать упражнения для тренировки пальчиков. Для современных родителей уже не секрет, что уровень развития речи зависит от развития мелкой моторики, то есть выполнения мелких движений кистями и пальцами рук. Несколько раз в день нужно массировать кисти и пальчики малыша, играть в сороку-белобоку, ладушки, козу рогатую и т.д.

7-9 месяцев

В этот период малыш начинает лепетать. Теперь произносимые им звуки напоминают первые слоги: «ма», «па», «на», «ба» и др. Вскоре лепет становится эмоционально окрашенным, теперь по его интонациям взрослые могут отличить удовольствие или неодобрение ребенка. Малыш реагирует на обращенную к нему речь, различает «своих» и «чужих».

Можно начинать читать первые книжки, лучше воспринимаются короткие стишки, потешки, считалочки. Интересно, что в более позднем возрасте ребенок будет помнить и сможет воспроизвести эти четверостишия, все зависит от того, сколь много времени взрослые занимаются с малышом. Стихи можно читать во время кормления, игры и даже на прогулке.
Очень важно предлагать ребенку новые игрушки – фигурки животных. В процессе такой игры ребенку нужно показать, например, кошечку и продемонстрировать, как она «говорит»: «Это кошечка. Мяу-мяу». А затем отложить игрушку и попросить малыша показать кошечку. Для первых занятий можно приобрести несколько игрушек, например, собаку, корову, мышку. Вообще очень важно постоянно общаться с малышом и комментировать свои действия. Во время еды, когда подносите ложку ко рту ребенка, говорите «ам», если какой-то предмет падает на пол – «бах», если, держась за поручни кроватки, ребенок начинает пританцовывать под музыку, можно хлопать в ладоши, в такт мелодии петь «ля-ля-ля» и т.д. Речь, обращенная к ребенку должна быть простой и четкой, не перегружайте предложения лишними, еще не доступными малышу, описаниями. Но при этом очень важно называть предметы, их цвета, форму. Попросите ребенка дать вам корову и при этом говорите: «Дай!». Предлагая игрушку ребенку, говорите: «На! Возьми!». Хвалить за каждый успех нужно обязательно!

10-12 месяцев

В этом возрасте малыш хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого, активно общается, в том числе при помощи жестов, может выполнять простые просьбы. В речи ребенка появляются первые слова. Как правило, малыш не может произнести слово целиком и называет его по первым слогам или ударным слогам: например, «коляска» — «ка», «собака» — «ба» или «аф-аф» (в данном случае по звукам, которые воспроизводит собака), «банка» — «ба» и т.д. Сложными для ребенка еще долгое время будут оставаться звуки «ц», «ч», «щ», они заменяются звуками «ть» — например, слово «цветочек», произносится примерно как «тете».

Очень полезно рассматривать картинки в книжке и называть нарисованных персонажей. По просьбе взрослого ребенок может показать, например, яблоко, пирамидку, мальчика, барашка. В процессе игры не забывайте спрашивать, как «говорит» курочка или козочка, где у девочки глазки, у мышки носик и т.д.

В игровом арсенале ребенка должен появиться игровой центр, например, ферма с животными. Свинка, корова, барашек и др. животные живут в своих домиках. По просьбе взрослого ребенок нажимает на кнопку, соответствующую названному животному, дверка или окошко открывается, животное издает характерные звуки («хрю-хрю», «мууу», «бе-бе») и играет музыка.

Ребенок уже может просить вас дать ему тот или иной предмет. Возможно, сразу трудно понять, что именно хочет малыш, ведь любимую книжку он может называть не этим словом, а например, тем, которое означает запомнившегося ему нарисованного в книге персонажа: «мууу». Это значит, что в книге нарисована корова, и именно это книжка требуется в данный момент. А может быть, по книжке вы пели ему песенку, и тогда именно звуки этой мелодии будут обозначать саму книжку.

Вообще старайтесь больше говорить с ребенком, при этом научитесь ждать, пока кроха ответит вам, не торопите его, дайте время подумать.

Пришло время познакомиться со словом «нельзя». Использовать это слово нужно четко по назначению, в том случае, если, например, малыш тянет за провода или пробует на вкус грязные формочки в песочнице и т.д. Слово «нельзя» нужно произносить с соответствующей интонацией, но спокойно, так, чтобы ребенок понимал опасность действий, и сопровождать жестом – взрослый при этом может пригрозить указательным пальцем.

В конце хочется напомнить всем родителям, что нервная обстановка в семье, ссоры, крики отражаются на ребенке самым неблагоприятным образом и могут замедлять его развитие, в том числе речевое. Общаться с малышом нужно спокойным голосом, радоваться успехам, хвалить за каждое новое достижение, вместе играть и смеяться, и тогда в обстановке любви и радости кроха вырастет здоровым и счастливым.

Источник