Развитие ребенка первый лепет

Первое слово ребенка – знаменательный момент! Некоторые родители устраивают соревнование: кого же малыш позовет первым, а другие втайне гордятся успехами крошки на фоне сверстников. Наблюдать процесс становления речи у ребенка – очень увлекательное и забавное занятие. Карапуз, который совсем недавно издавал совсем невнятные звуки, постепенно начинает говорить слова и складывать их в осознанные предложения. Это ли не чудо?

Однако некоторым родителям приходится сталкиваться с задержкой речевого развития. Причин ее может быть множество, но самое главное – вовремя обратиться к специалисту. Сегодня MedMe расскажет, как происходит становление речи у детей, какие важные моменты нельзя упускать, и можно ли помочь ребенку «разговориться»?

Дорога от «гу-гу» до полноценных предложений

Специалисты выделяют в развитии детской речи три основных этапа, каждый из которых делится на более мелкие периоды. Процесс овладения речью происходит под влиянием окружения малыша: поэтому родители должны внимательнее отслеживать, сколько, что и как они говорят в присутствии чада.

  • Первый этап: доречевой

Первый месяц жизни ребенок общается с миром единственным доступным ему способом: криком и плачем.

На втором месяце появляются гуканье и короткие неосознанные звуки, а уже в 3 месяца малыш начинает гулить, его звуки приобретают первичную эмоциональную окраску. К примеру, на маму ребенок реагирует более ярко, чем на других людей.

К 4-м месяцам гуление может быть длительным, а в среднем на 5-м месяце жизни появляется первый лепет. Он состоит из повторяющихся слогов «ма-ма, ба-ба», которые могут произноситься с различной длительностью или громкостью.

Так называемое «псевдослово» появляется примерно в 7 месяцев. Оно представляет собой последовательность слогов, объединенных общей интонацией и мелодикой. Псевдослово обычно используется ребенком для того, чтобы выразить потребность или отношение к чему-либо. Такой непонятный язык не имеет явной семантики, но он важен как этап освоения интонационного рисунка родной речи. Также в это время малыш активно воспринимает речь и артикуляцию взрослых.

Первые слоговые слова появляются обычно к возрасту 8 месяцев и носят предметный характер.

В 9-11 месяцев происходит усвоение интонаций, мелодики и речевого ритма. При содействии взрослых ребенок учится усваивать звуковые образы предметов, произносит первые лепетные цепочки, пытаясь связать их между собой.

  • Второй этап: первичное усвоение языка

К 12 месяцам малыш уже имеет определенный запас слов (мама, папа, дядя и т .д.), а также воспринимает некоторые простые словесные конструкции, учится соотносить артикуляцию со звуками. Для первых слов типичен полисемантизм – одно и то же сочетание звуков может иметь разные значения.

Не ждите сразу же полных слов от малыша! При подсчитывании словарного запаса специалисты учитывают все значения слоговых слов.

Коротенький слог «ка» может обозначать десятки различных предметов и действий, от каши и каталки до прогулки к качелям. Это все разные слова.

В промежуток от года и до 1,5 лет рост словаря постепенно замедляется. Малыш осваивает структуру слогов и интонационно-ритмическую часть языка. Новые слова усваиваются путем сведения их к готовой фонетической модели.

До 2-х лет словарь ребенка составляет 250-300 слов (включая неправильные формы) и активно пополняется, что связано с бурным развитием предметной деятельности и овладением слоговой словесной структурой. В речи появляются глаголы, которые указывают на действие или требование («дай»). В этом же возрасте в норме должны появляться простые предложения.

  • Третий этап: усвоение грамматики

Примерно до 2 лет и 2-х месяцев у ребенка наблюдается период так называемого «аграмматизма», когда предложения используются без какого-либо грамматического оформления. Затем малыш постепенно начинает осваивать правильные конструкции, расширять количество слов в фразах, рассказывает родителям обо всем, что воспринимает из окружающего мира.

Все приведенные нормы довольно условны. Если ребенок не начал осваивать грамматические правила в 2 года и пару месяцев, волноваться не надо.

Но вот если до двух лет не появились самые простые фразы из двух слов, это повод для обследования у врача.

До трех лет речь малыша обогащается служебными словами, происходит резкий скачок развития. Дети начинают использовать речь как один из элементов игры, общаясь друг с другом и с вымышленными персонажами, строят более сложные конструкции и предложения. С трех лет словарный запас малыша увеличивается, так как растет опыт общения, формируется так называемое «чувство» языка.

«Mother» или «мама»: как развиваются дети-билингвы?

И если с одним языком все более-менее понятно, то что же делать билингвальному ребенку? Как гласит статистика, с каждым годом таких детей становится все больше и больше. А иногда малышу приходится понимать не два, а даже три языка, что само по себе непросто. Доказано, что дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников: это является вариантом нормы. Также запас слов на каждом языке меньше, чем у монолингвов, но суммарно их все же больше.

Специалисты советуют придерживаться стратегии «один родитель – один язык», чтобы не вносить в голову чада сумятицу. Если родители не следуют этому правилу и или «смешивают» слова из разных языков между собой, процесс становления речи у ребенка затрудняется.

В 2019 году ученые из Швейцарии опубликовали исследование, целью которого было сравнить особенности общения детей-монолингвов и детей-билингвов.

Трехлетним малышам было представлено две куклы, которым было необходимо помочь решить головоломку. При этом первая кукла охотно «принимала» помощь, в то время как вторая хотела решить эту задачу самостоятельно.

Эксперимент показал, что дети-билингвы больше стремились войти в контакт со второй куклой, приспосабливаясь к манере общения с ней, чем другие малыши.

Можно ли помочь ребенку заговорить раньше?

Как известно, становление речи малыша во многом зависит от его окружения. Ребенок подобно губке впитывает новую информацию, а также активно пытается наладить коммуникации с взрослым миром. Как же помочь ему быстрее заговорить? MedMe предлагает несколько простых советов:

  • Отказаться от сюскания и намеренного коверканья слов

В порыве нежности многие мамы и папы могут изменять слова, добавляя им уменьшительно-ласкательные суффиксы, «зажевывая» часть слова или произнося предложения с определенной интонацией. Конечно, если такая ситуация появляется нечасто, то ничего страшного не будет. А если малыш постоянно слышит вместо четких слов от взрослых нечленораздельные сюсюканья, но не стоит ожидать, что он сразу же заговорит строками из произведений А.С. Пушкина. Так же стоит относиться к милым словечкам, которые изобретают дети: поддерживать неправильное название помидора не стоит, каким бы забавным не казался вам «помпимпон».

  • Читать сказки и разговаривать с ребенком
Читайте также:  Развитие ребенка в первый год жизни проект

Чтение книг вслух – это не только отличный совместный досуг и средство для усыпления малыша, но и способ повлиять на его речевое развитие. Сказки на ночь полезны даже грудничкам: они успокаиваются, слыша голос мамы или папы, а более взрослые дети уже различают интонации и улавливают для себя новые слова. Не стоит забывать и о простых разговорах: если в ходе какой-то деятельности озвучивать свои действия, это также даст положительный эффект (к примеру: «сейчас мы достанем синий мяч»).

  • Слушать и смотреть, что пытается донести малыш

Конечно, стоит признать, что дети до трех лет – не самые интересные собеседники. Однако логопеды советуют обращать внимание на попытки ребенка объясняться с другими людьми, хвалить его и давать положительную эмоциональную реакцию.

  • Направлено заниматься развитием речи

В настоящее время можно найти множество различных игровых методик, которые позволят малышу запоминать новые слова. Это и конструктор с буквами, и маленькие детские книжки, и поющие игрушки. Самое главное – проявить фантазию и проверить качество игрушки или конструктора перед покупкой: бывают и книжки с ошибками, и куклы с ужасными голосами, акцентом и неправильными выражениями.

Что делать при задержке речевого развития?

К сожалению, задержка развития речи – это распространенное явление среди детей. Причин может быть множество, и чем раньше будет начата работа, тем больше вероятности исправить проблему к школьному возрасту. При подозрении на задержку речевого развития необходимо:

  • Проверить слух

Доказано, что у 3 из 100 новорожденных наблюдается потеря слуха, которая и приводит к задержке речи. Далеко не всегда ее удается диагностировать прямо в родильном доме: многие родители гораздо позже обнаруживают, что малыш не реагирует на громкие звуки.

Важно: в некоторых случаях потеря слуха касается только определенных частот.

Ограниченный диапазон восприятия невозможно проверить по реакции ребенка на шепот, необходимо лабораторное обследование!

  • Осмотреть полость рта

Иногда ребенок не может говорить из-за слишком короткой уздечки языка или верхней губы. Артикуляция может быть затруднена или болезненна, а поэтому малыш молчит, хотя и прекрасно слышит обращенные к нему слова.

  • Оценить состояние психического развития

До 17% детей имеют неврологические расстройства, когнитивные нарушения. Для таких малышей должна разрабатываться индивидуальная программа, которая поможет осваивать речь в «своем» темпе с учетом потребностей.

Посоветуйтесь с неврологом, если у ребенка была внутриутробная инфекция, гипоксия в родах, травма головы, болезни или оперативное вмешательство в грудничковом периоде, диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД) в карте.

Эти факторы могут неявно влиять на развитие разных отделов мозга, замедлять становление речи и когнитивных функций.

Как поддержать ребенка, когда он учится говорить? Все просто: хвалите и всячески поощряйте первые слова малыша. Продолжайте давать положительную реакцию и показывать свою заботу, исследуйте новые горизонты вместе с детьми и как можно больше общайтесь, даже если в ответ пока что слышно только детский лепет.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Нарушения речевого развития у детей / Макаров И. В., Емелина Д. А. // Социальная и клиническая психиатрия. = 2017. – №4
  2. Онтогенез речевого развития / Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. // Русский журнал детской неврологии. = 2017. – №1
  3. Bilingual Children Adapt to the Needs of Their Communication Partners, Monolinguals Do Not / Gampe A, Wermelinger S, Daum MM // Child Dev. = 2019. – №90

Источник

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Читайте также:  Что пагубно влияет на развитие ребенка

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Смердова Юлия,

логопед

08. 10. 2009

Ищите меня в социальных сетях:

https://odnoklassniki.ru/profile/24570770137

https://vk.com/id178099349

https://www.facebook.com/julia.pedagog

Источник

Важной стадией формирования полноценной речи является момент, который многие родители упускают из внимания или замечают только потому, что это “миленько” – это детский лепет.

Лепет предшествует речи и являются результатом экспериментов младенцев со способностью произносить звуки. У большинства детей с нормальным развитием лепет (комбинация гласных и ранних согласных, типа “ба-ба-ба”, “да-да-да” и прочее) в норме появляется в период с 6 до 10 месяцев.

То, насколько быстро этот набор слогов трансформируется в речь, не в последнюю очередь зависит от реакции окружающих взрослых и их диалогов с малышом. Однако тут есть нюансы:

Во-первых, бесконечно “говорить с ребёнком обо всём” тут оказывается хоть и неплохо, но не так важно, хотя это советуют все, кому не лень. Дети 6-10 месяцев пока ещё имеют очень ограниченное понимание речи, поэтому пространные речи взрослого ни о чём, да обо всём, для них по большей части выглядят как бессмыслица. Зато очень эффективно на накопление пассивного словаря и ускорение развития собственной речи малыша действуют:

  1. Пояснения ко всему, на что указал ребёнок;
  2. Короткие, понятные пояснения к предметам, с которыми он напрямую взаимодействует;
  3. “Приклеивание” лепета к похожим настоящим словам. Например, малыш лопочет “Ба-ба-ба” – можно сказать, показывая на бабушку или её фотографию: “Да, это ба-ба. Бабушка”;

Во-вторых, с детьми важно говорить “взрослой” речью, однако это в первую очередь касается правильного употребления слов. Вот такое вот: “Усю-сю-мусю, сисяс вытьремь сюсюшечку” не надо говорить ребёнку, так как это образец неправильной речи. Однако подчёркнуто высокая и ласковая интонация напротив очень желательна, так как заставляет ребёнка куда больше обращать внимание на речь, чем если говорить с ним “взрослым” невыразительным тоном.

Интонация привлекательна для абсолютного большинства детей. Именно поэтому для малышей, которые вследствие тяжелого нарушения речи или развития не понимают, что им говорят, часто оказываются более продуктивными те игры и подача обучающей информации, где используется яркая, эмоционально выразительная интонация, а не монотонное: “Бубубу это пирамидка, бубубу вешай на неё кольца”. Интонация стимулирует таких детей больше слушать, а значит и учиться понимать.

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Почему появляется лепет?

Судя по тому, что лепет есть у младенцев всех народов, это врождённая стадия развития, предшествующая речи. Детский лепет по сути уже является первыми попытками говорить на своём языке: от 0 до 6 месяцев дети, даже рожденные на разных концах планеты, по издаваемым звукам (гуление, вокализации) особо ничем не отличаются друг от друга. А вот лепет уже будет содержать в себе именно часто слышимые малышом звуки родного языка.

Читайте также:  Особенности интеллектуального развития ребенка нарушением речи

Кроме тренировок произношения, лепет – это важная стадия коммуникативного развития. Когда младенец начинает лопотать, он видит, что это привлекает взрослого, который что-то начинает ему пояснять или просто умиляется. До него быстро доходит, что даже такой зачаточной речью уже можно привлечь к себе внимание, чтобы пообщаться. И кроха умело пользуется этим – уже к 12 месяцам многие дети начинают не просто лепетать “та-та-та” в воздух, не называя так конкретный предмет, а и произносить первые лепетные слова и звукоподражания, которые уже что-то значат, пусть произношение пока ещё и очень далеко от идеального и понятного. После появления первых значащих “слов”, лепет начинает угасать.

А если лепета нет?

Это тревожный симптом, хотя его многие не замечают. Детский лепет это такая же стадия развития, как какое-нибудь “перевернулся” или “пополз”. И если с последними вещами носятся, наверное, все кому не лень, то наличие/отсутствие лепета в сроки 6-10 месяцев часто упускается из виду.

Задержка лепета допустима для детей с определёнными особенностями здоровья и развития. Так, у детей с синдромом Дауна лепет появляется обычно на 2 месяца позже нормы. Не стоит ждать “болтливости” вовремя и от малышей, которым из-за операции разрезали гортань. Глухие дети также лепечут в среднем на месяц позже.

В остальных случаях упорно молчащий ребёнок это один из тревожных симптомов проблем с развитием, таких как аутизм, тяжелые нарушения речи, задержки психического развития.

Эти дети могут вообще не лепетать или начать делать это очень поздно. Например, малыши с аутизмом по статистике начинают лепетать как норма на 1-1,2 года позже, чем это должно было быть. Зато потом они застревают на стадиях вокализаций и лепета уже надолго и не могут от них избавиться, пока не перейдут к нормальной речи, что происходит нескоро, так как для этой группы детей характерна значительная речевая задержка.

Бывает, что лепет у ребёнка с расстройством аутистического спектра всё же появляется в нормальные сроки, однако он выделяется бедностью и быстро отпадает. Так происходит потому, что ребёнок не стремится к общению: ему не интересно то, что взрослые начинают реагировать на его говорливость, либо может быть вообще неприятно, что с ним из-за этого пытаются больше общаться. В итоге лепет не получает должного развития и угасает.

Такая же история, кстати, характерна и для детей с сенсорным компонентом алалии, но с тем отличием, что у них лепет не может перейти в речь, так как ребёнок ничего не понимает и в целом невнимателен к речи. У моего сына сенсомоторная алалия. Лепет появился в нормальный срок (8,5 месяцев). Однако длился он от силы несколько недель, а потом отвалился так и не получив развития, поскольку Лёва не обращал внимания на мои слова и ничего не запоминал из общения.

Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как моторная алалия, диспраксия, сильная дизартрия и т.д. могут иметь бедный лепет или вообще молчать как рыбы в силу того, что такие нарушения влияют на иннервацию органов артикуляции. Простыми словами это значит, что детский мозг не понимает, где у него рот и как им управлять, чтобы сказать, например, “Га”.

Также, по своему опыту могу сказать, что когда уже позже приходишь с ребёнком к врачу или логопеду, один из первых вопросов, который они задают, будет именно про наличие/отсутствие лепета, так как это действительно важная стадия развития речи. Кстати, и для вызова речи чаще всего используются именно распевки и звукоподражания в том или ином виде – ребёнка таким образом пытаются провести по стадии лепета, чтобы из него “слепить” полноценную речь, как это должно происходить в норме.

Всегда ли проблемы с лепетом значат что-то серьёзное?

Предвидя вопросы из серии “У ребёнка бедный лепет – это аутизм?” или “Ребёнок лепетал, а потом перестал – всё пропало?”, сразу скажу, что важно смотреть на ситуацию в комплексе. Проблемы с лепетом являются тревожным сигналом, когда ребёнок не обращает внимания на своё имя (в норме дети начинают реагировать на него в период 4-6 месяцев), неконтактен или не заинтересован в общении.

Что значит “не заинтересован в общении”? Малыш может быть не против общества или чтобы вы таскали его на руках, однако любые ваши попытки поиграть в какие-нибудь ладушки, почитать, показать ему что-либо и даже посюсюкать, будут в 99% незамеченными. Будет складываться ощущение, словно бы вы ему и не нужны. Так, обслуга, которая носит/кормит/сидит рядом, и не более.

Если же в целом видно, что младенец стремится к вам, других нюансов по развитию и здоровью нет (под статьёй есть пара материалов о симптомах нарушений развития), то бедный лепет, хоть и может намекать на потенциальные проблемы с речью в будущем, в одиночку вряд ли говорит о значительных отклонениях – некоторые дети пропускают эту стадию и могут сразу выдавать какие-то слова.

Это конечно не значит, что надо пускать всё на самотёк. Лучшая стратегия здесь это засунуть свою тревожность куда подальше, наблюдать и стараться развивать речь и ребёнка в целом. И если уже позже станет ясно, что имеет место какая-либо задержка, нужно показать малыша специалистам по профилю.

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Можно ли заметить нарушения развития (аутизм, алалию, ЗПР) ещё до года?

“Когда же он заговорит?!” – 3 вещи, без которых самостоятельная речь никогда не появится

Как распознать аутизм и другие нарушения развития у ребенка. Первые симптомы и личный опыт

Источник